Скромное обаяние «Ак Барса»: игроки заработают миллиард

Сегодня КХЛ опубликовала данные о зарплатах в ведомостях клубов. Казанский «Ак Барс» вновь оказался в числе лидеров — он уступил первенство только питерско-газпромовскому СКА. Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», в новом сезоне татарстанский коллектив выдаст своим игрокам жалование на 1 млрд. 85 млн. рублей. Примечательно, что в прошлом году казанцы потратили на зарплаты на 25 млн. рублей меньше, хотя в составе команды были столь высокооплачиваемые игроки, как Алексей Морозов и Данис Зарипов. Очевидно, что новички «барсов» взяли не только качеством, но и количеством, состав казанцев пополнили сразу 8 новых игроков.


ЛИДЕРОВ УБРАЛИ, А ПЛАТЕЖКУ НЕ РАЗГРУЗИЛИ


В конце прошлого сезона, когда лига опубликовала зарплатные ведомости команд, стало очевидно, что «Ак Барс», который содержится «Татнефтью», — самый щедрый клуб КХЛ. Причем в составе татарстанского коллектива оказались 7 хоккеистов, чей оклад превышает отметку в $ 2 млн. (КХЛ отметила сумму в рублях — 60 млн.): Данис Зарипов, Алексей Морозов, Илья Никулин, Константин Барулин, Алексей Терещенко, Лаурис Дарзиньш, Николай Жердев. Половина хоккеистов из этого списка в межсезонье покинула «Ак Барс». Однако новички команды пришли в команду не на ухудшенных условиях. Александра Бурмистрова вернули из НХЛ, Александра Свитова смогли не без труда уговорить подписать контракт именно с «Ак Барсом», а Тима Стэплтона отвоевали у грандов лиги. Пришлось поднимать зарплату и тем хоккеистам, у которых в конце сезона завершились действующие контракты. Очевидно, что прибавка к жалованию была у Евгения Медведева и Алексея Терещенко, иначе бы игроков такого уровня было сложно удержать в Казани. Рынок нынче в КХЛ перегрет, на всех игроков не хватает.


КАКОВ ЖЕ РЕАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ «АК БАРСА»?


Список зарплатных ведомостей клубов в очередной раз показал, насколько серьезное расслоение наблюдается между богатыми и бедными в КХЛ. Новичок лиги хорватский «Медвешчак», братиславский «Слован» и новокузнецкий «Металлург» не дотянули в своей платежной ведомости и до суммы в 200 млн. рублей. Кстати, совсем недавно клуб из Словакии рапортовал, что едва ли не первым из клубов сумел по итогам сезона получить прибыль в размере 300 тыс. евро. «Выручка от продажи билетов и рекламные контракты сделали свое дело. Прошедший сезон превзошел все наши ожидания. Но если бы „Слован“ не сумел выйти в плей-офф, то мы бы не смогли добиться таких показателей», — сказал генеральный менеджер клуба Марош Крайчи.

Новая официальная финансовая информация от руководства КХЛ вновь привлекает внимание к вопросу о реальных бюджетах хоккейных клубов. Точные суммы, которые тратятся спонсорами, к примеру, на СКА или «Ак Барс», по-прежнему неизвестны. В конце 2012-го «Аргументы и факты» в своем материале оценили годовой бюджет казанского клуба в $ 60 — 65 млн. Однако на то исследование мало кто обратил внимание, особенно удивившись последнему месту челябинского «Трактора» — будущего финалиста Кубка Гагарина-2013. «АиФ» оценил «трактористов» всего в $ 12 — 14 млн., хотя ни для кого не секрет, что одна заработная плата лидера команды и одного из самых статусных хоккеистов лиги Евгения Кузнецова составляет примерно шестую часть этой суммы. В общем, в бюджетах можно запутаться, особенно когда приходится оперировать суммами в трех разных валютах.

К тому же надо учитывать следующий факт — КХЛ сегодня опубликовала лишь совокупную заработную плату игроков каждой из команд, которая не включает в себя разнообразные бонусы, премиальные и прочие выплаты. Порядок этих цифр представить довольно непросто, но вполне вероятно, что эта сумма не меньше, а то и больше «голой» зарплаты. Сразу вспоминаются скандалы с бонусами, которые выписывают себе руководители различных государственных корпораций или, к примеру, вузов. Поэтому, отталкиваясь от данных «АиФ», получается, что зарплатный фонд «Ак Барса» составляет всего одну треть от клубного бюджета, во что поверить достаточно сложно. Скажем, еще два года назад, по сведениям омского информационного агентства БК55, бюджет местного «Авангарда» составлял в прошлом году примерно $ 49 млн., а самой затратной частью стали зарплаты игроков и обслуживающего персонала — по этой статье ушло почти $ 35 млн. Вряд ли в других клубах это соотношение может быть другим. Поэтому сложно поверить и в то, что владивостокский «Адмирал», объявивший годовой бюджет на свой дебютный сезон в КХЛ в размере 800 млн. рублей, потратит на жалование игроков всего 288 млн. рублей. Вспомним омские цифры и традиционный «дальневосточный» коэффициент, по которому хоккеисты в этом регионе едут исключительно за повышенным гонораром, и уверенно заявим, что эта цифра должна быть заметно больше.


КХЛ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ ЗАРПЛАТ ИГРОКОВ


Континентальная хоккейная лига при всей своей неоднозначности остается самым продвинутым и развивающимся проектом в профессиональном спорте. Раскрыть зарплатные ведомости клубов фактически волюнтаристским решением, к примеру, футбольная лига точно не сможет, слишком сильно влияние клубов и различных подводных течений.

В хоккее же балом целиком и полностью правят КХЛ и ее директорат, который умудряется навязывать свою волю клубам. Банально, что без всяких чемпионатов мира и огромных вливаний все клубы лиги обязали обзавестись современными аренами, если нет арены, то нет и прописки в высшем дивизионе. Так, с карты КХЛ исчезла толльятинская «Лада», а тюменский «Рубин» решил построить новый ледовый дворец.

Публикация зарплатных бюджетов команд — первый шаг к тому, чтобы контракты игроков стали открытыми. Журналисты и болельщики и так обо всем догадываются, но если теперь и контракты будут открыты, то «катать вату» хоккеистам станет сложнее. Общественный пресс возрастет в разы, упрекать размером оклада в России всегда умели и любили. Однако такое решение только пойдет на пользу отечественному хоккею: чем больше открытость, тем меньше коррупции.

Айрат Шамилов, Айрат Нигматуллин