Сталин, кража советских мотоциклов и великолепная четверка из Татарстана

К судьбе мотокросса в нашей стране приложил руку сын «отца народов». Лихачество и любовь к скорости дали развитие зрелищному и тяжелому спорту. О становлении мотокросса и загадочной пропаже мотоциклов советских гонщиков на чемпионате мира, читайте в материале спортивной редакции «БИЗНЕС Online».


«КОЛОРАДСКИЕ ЖУКИ» ВАСИЛИЯ СТАЛИНА

На нелегкие послевоенные годы пришелся рост популярности мотоспорта. Одним из начинателей мотоциклетного спорта в СССР считается сын «отца народов» Василий Сталин. В 1947 году — карьерный взлет — его назначают командующим ВВС Московского военного округа. Большой любитель спорта «Флигер» (с немецкого «летчик», так называли Василия Сталина сотрудники госбезопасности) огромное внимание уделяет развитию физической культуры.

При новом командующем формируются сильнейшие спортивные команд ВВС. Не секрет, что военноначальник испытывал огромную страсть к автомобилям и мотоциклам. Еще в годы учебы в качинском авиационном училище под Севастополем молодой Василий лихо катался на 1000-кубовом «Харлей Дэвидсоне». Даже после серьезного падения курсант не отказался от хулиганского стиля вождения.

Страсть к быстрой езде подогрел подарок отца. В канун нового 1940 года Иосиф Сталин подарил роскошный двухместный родстер «Мерседес-Бенц-540К». Автомобиль на тот период входил в число самых желанных спорткаров среди богатых мира сего.

Увлечение скоростью и доступ к лучшей технике сделали свое дело. Василий Сталин создает крепкую команду мотогощиков в Московском военном округе. Спортсмены комплектуются новейшей техникой — мотоциклами «Харлей-Дэвидсон». Они носят черно-желтые шлема, из-за чего получают прозвище «колорадские жуки». Ко всему прочему Василий делает мотокросс обязательным мероприятием для посещения военными. Высший офицерский состав и зимой и летом присутствует на всех соревнованиях. В середине прошлого столетия мотокросс начинает развиваться в отдельно взятой стране.

Уже в 1954 году в СССР состоялись первые международные соревнования по мотокроссу. В гонке приняли участие спорстмены из Чехословакии, Польши и ГДР. С этого момента международные мотокроссы в стране советов стали ежегодными. Однако до «семидесятых» отечественным гонщикам достичь высот мировых пьедесталов не удавалось.

КОНЕЙ НА ПЕРЕПРАВЕ — МЕНЯЮТ

Без идеологической компоненты никуда. Таланта у нашего брата хоть отбавляй. И блоху подковать сумеет и суп сварить из топора. Однако мотогонщику одной находчивости и ловкости рук недостаточно. Необходима надежная и мощная техника.

По политическим соображениям кроссмены в СССР снабжались мотоциклами исключительно соцлагерного производства. В основном ездили на Яве и Чезете. Чехословацкая техника превосходила в техническом плане союзную — Урал и Иж. Но уступала западным мотоциклам, как например, КТМ и Хускварне. Кстати, среди совесткого мотопрома одним из самых технологически совершенных образцов стал мотоцикл «Иж Планета Спорт», выпускавшийся с 1973 — 1984 год.

Пусть у гонщиков была не самая передовая техника. Но все же необходимо отдать должное советским чиновникам. Партийные работники наладили оснащение инвентарем многочисленных мотоклубов и спортшкол страны. Ведь хорошая техническая база дала мощный толчок для развития массового мотоспорта. И на мировой арене наши мастера дали понюхать выхлопных газов асам-иностранцам.

ЗАГАДОЧНАЯ ПРОПАЖА СОВЕСТКИХ МОТОЦИКЛОВ

В 1973 году на одном из этапов чемпионата мира по мотокроссу загадочным образом со стоянки исчезают мотоциклы советской сборной. Участие в соревнованиях под вопросом срыва, но откуда ни возьмись на помощь приходят австрийцы. Они дают Геннадию Моисееву мотоцикл KTM для участия в гонке. Спортсмен выигрывает гонку на этом мотоцикле. В последующем с КТМ Геннадий Моисеев трижды становится чемпионом мира в 1974, 1977 и 1978 годах.

Пропажа мотоциклов сегодня кажется легендой. Как Моисеев смог так быстро приноровится к австрийской технике и взять победу на этапе? Но это уже совсем другая история… В конце «семидесятых» лавочку с иностранной техникой прикрыли. Очередной запрет положил конец использованию австрийских мотоциклов. Гонщики вновь оказались в седле советских мотоциклов, заведомо уступавших конкурентам во всех классах.

Мотокросс начал оправлятся от социальных, политических и экономических потресяний относительно недавно. В «девяностые» у наших спортсменов появилась возможность тренироваться с лучшими из лучших за границей. А также использовать передовую технику.

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ЧЕТВЕРКА

Можно только предположить, каких бы результатов в мотоспорте добился Татарстан, будь у республики свой мотоциклетный завод в Набережных Челнах. На сегодня в республике — всего четыре мастера спорта по мотокроссу.

В начале «восьмидесятых» норматив мастера спорта выполнил татарстанец Игорь Бударин. До него в разный период времени звание МС получили другие наши земляки — Сергей Петрухин и Игорь Кокшагин. И только спустя тридцать лет — еще один татарстанский спортсмен достигает выдающегося результата. Самому молодому в РТ мастеру спорт по мотокроссу — Никите Бересневу — двадцать семь лет.

В активе спортсмена первые места на различных региональных и международных турнирах. В 2011 году Никита Береснев стал 5-ым на чемпионате России по суперкроссу, выполнив норматив мастера спорта. А в 2013 году Никита в мотокроссе занял 9-е место в личном зачете.

Спортсмен рассказал спортивной редакции «БИЗНЕС Online», что основная проблема развития мотоспорта в республике — отсутствие финансирования. «В прошлом году я зарабатывал деньги для участия в чемпионате 2013 года. Купил новый мотоцикл и форму» — прокомментировал Никита Береснев.


«ОЧЕНЬ ПОЗДНО ПРИШЁЛ В МОТОКРОСС»

Отвлечение сил, ресурсов и времени от тренировочного процесса дали о себе знать. Сезон 2013-го года сложился не удачно для спортсмена. Помимо падений и травм, Никите не удалось принять участие в финальных этапах чемпионата. Из-за нехватки средств. На сегодня дальнейшее продолжение спортивной карьеры под вопросом. Найдись спонсор — в копилке республики появились бы новые победы в мотокроссе. А пока Никита зарабатывает деньги для участия в соревнованиях, занимаясь преподавательской деятельностью в мотошколе. И дает частные уроки.

Илья Береснев