Тим Стэплтон: "Ак Барс" - великий клуб с победными традициями"

Американский нападающий «Ак Барса» Тим Стэплтон в минувшем сезоне прошел хорошую школу КХЛ, став лучшим бомбардиром минского «Динамо» — 45 (26+19) очков в 58 матчах. В тройке с Александром Бурмистровым и Михаилом Варнаковым форвард быстро доказал, что казанские селекционеры сделали хороший выбор. Так что пора представить новичка читателям «БИЗНЕС Оnline», поэтому корреспондент спортивной редакции обстоятельно поговорил с игроком, который объяснил, почему в Европе у него дела идут лучше, чем на родине, на какой клуб НХЛ похож «Ак Барс», чем именно он благодарен Бурмистрову и кто является любимым игроком Стэплтона.


ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КАРЬЕРУ НАЧАЛ В ЕВРОПЕ

— Ваш партнер, канадский защитник Шон Хешка говорил мне, что ему комфортнее играется в Европе. А что вы скажете после двух сезонов в Финляндии и в минском «Динамо»?

— Не то, что мне более удобно играть в Европе, просто именно в Старом Свете я начал свою профессиональную карьеру хоккеиста. Здесь от игроков требуется более искусное владение коньками. Я по своим габаритам (рост 174 см., вес 80) небольшой игрок, так что именно катание является моим преимуществом. Да здесь у вас просто веселый хоккей, гораздо более веселый, нежели в Северной Америке. Наверное, да, мне удобнее играть именно в Европе.

Что именно побудило вас в 24 года пересечь Атлантику и попытать счастье в Финляндии, в «Йокерите»?

— К тому времени я не играл среди профессионалов, не было такого опыта, я не был задрафтован ни одним клубом НХЛ, даже не думал, что когда-нибудь попаду на этот драфт. Поэтому сразу после окончания колледжа в Миннесоте я поехал в Европу. Повторюсь, я считаю себя более европейским, чем американским хоккеистом. Да и знал я, что для возвращения в Америку мне нужно поиграть в Европе.

Похоже, сезоны в «Йокерите» 2006−2008 были для вас на тот момент лучшими в карьере, вышли в финал плей-офф Суомен-лиги, набрали сначала 58 (25+33), а затем 79 (38+41) очков в 66 и 69 играх соответственно, это так?

— Да, у нас в «Йокерите» была очень хорошая команда. Хорошие игроки, хорошие тренеры. Для меня это был первый профессиональный сезон, и я благодарен наставнику команды канадцу Дагу Шеддену за помощь и поддержку. Я играл в одном звене с воспитанниками «Йокерита» Вилле Лейно, он сейчас выступает в НХЛ за «Баффало Сейбрс», и Томми Санталой, который затем перешел в швейцарский «Клотен». Эти два года в Финляндии очень помогли мне, веселый там был хоккей, очень хотел стать чемпионом Финляндии, но, увы, не получилось.

— Как думаете, заиграет в КХЛ «Йокерит», где он будет выступать в следующем сезоне?

— У этого клуба отменная клубная организация, очень хорошие, опытные игроки, как финские, так и легионеры, много преданных поклонников, отличная арена «Хартволл», да и сам Хельсинки красивый город. Думаю, «Йокерит» хорошо сыграет в КХЛ, буду с нетерпением ждать появления первой финской команды в русской лиге.

В КОМАНДАХ НХЛ МАЛО ВАКАНСИЙ

Раз из Финляндии вы вернулись в Америку, где через год все же попали в клуб НХЛ «Торонто Мэйпл Лифз», значит, практика в «Йокерите» помогла вам в этом?

— Да, конечно. Мои игра в Финляндии не осталась незамеченной дома, где в 2008—2009 годах я играл в клубе АХЛ «Торонто Марлиз», фарм-клубе «Кленовых листьев».

— Однако в своем первом сезоне в НХЛ вы сыграли за «Торонто» в 2008—2009 всего 4 матча, одна заброшенная шайба. Мало игрового времени давали?

— В команду НХЛ априори очень сложно попасть. Бывает так, что там просто нет рабочих мест, вакансий для игроков. Да, я отработал в тренировочном лагере «Торонто», откуда меня направили в фарм-клуб, чтобы по ходу сезона пару раз вызвать в главную команду. Вот в «Марлиз» я играл много (сезон 2008−2009, 76 игр, 81 (30+51) очко)…

В итоге в НХЛ вам удалось закрепиться только в «Атланта Трэшерз», но лишь на второй сезон — в первом, 2009−2010 всего шесть игр, 2+0, в 2010—2011 45 игр, 5+2. Статистика скромная, снова мало времени давали?

— Я играл в четвертом звене «Атланты», поэтому игрового времени на самом деле было немного. Но это был хороший опыт для меня, я пытался закрепиться в команде НХЛ. Иногда в НХЛ такое бывает, мест в команде для всех не хватает, вот и начинаешь играть в четвертом звене. Нужно было набирать очки… Тем не менее, 45 игр это немало, отличный опыт для меня.

Отчего же после самого успешного для вас сезона 2011−2012 в «Виннипег Джетс» — 63 игры, 27 (11+16) очков, вы снова отправились в Европу?

— Так ведь локаут был в НХЛ! Все знали об этом, причем, заранее. Вот я и решил поиграть в минском «Динамо», которое в начале сезона 2012−2013 возглавлял финский специалист Кари Хейккиля, на смену которому вскоре пришел Александр Андриевский. Про КХЛ я давно слышал в Америке, очень хотел там поиграть в сильнейшей европейской лиге. Очень хотелось попробовать свои силы, принять новый для меня вызов, посмотреть, что у меня получится. После завершения локаута я планировал вернуться в Америку, благо у меня были предложения из клубов НХЛ, однако мне очень понравилось предложение «Ак Барса», и я решил остаться в КХЛ. Так что если бы не локаут, то я, возможно, продолжал бы играть на родине.

Какие воспоминания остались от Минска, где вы стали лучшим бомбардиром и любимцем публики?

— Мне очень нравилось в Минске, хорошая команда была в «Динамо», и я был не прочь остаться там, если бы все игроки остались. Однако уже по ходу прошлого сезона там начались большие перемены, с перспективой привлечения большого количества молодых белорусских игроков и соответственно уменьшения количества легионеров. К руководству «Динамо» пришли новые люди, и я понял, что пора менять команду. Вот тогда я и подумал, что надо возвращаться в НХЛ. Но в конечном итоге решил не начинать все с начала. Очень рад, что получил приглашение из Казани.


РУССКИЙ ЯЗЫК ОЧЕНЬ ТРУДНЫЙ

— Можно сказать, что вы уже адаптировались в Казани и «Ак Барсе»?

— Нет, я все еще учусь. Ситуация для меня сложная, потому что немногие в команде говорят по-английски, легионеров только трое или четверо (на самом деле пятеро — Стэплтон, Хешка, Янне Песонен, Томаш Винцоур и Крис Бурк, — С.Г). А русский язык очень трудный, но на нем все вокруг говорят, новая команда, новые игроки, так что я все еще учусь. Но в игровом плане у меня все хорошо, надеюсь, смогу еще улучшить свою игру, я могу играть лучше. Мне все в Казани нравится, и я могу побеждать с «Ак Барсом»!

Успели понять различия между белорусами, русскими, татарами?

— Не заметил особых различий. В Казани, как и в Минске на улицах много людей, понимающих английский. Отличный город, я очень счастлив, что попал сюда, мне здесь все нравится!

— Можете сравнить по уровню клубной организации и игровому потенциалу «Ак Барс» с клубами НХЛ?

— «Ак Барс» — великий клуб, с великолепными победными традициями и успешным опытом. В клубе работают настоящие профессионалы своего дела, которые очень заботятся об игроках. Если сравнивать с НХЛ, то по своему месту в КХЛ «Ак Барс» я бы сравнил с «Нью-Йорк Рейнджерс». Я просто счастлив, играть в «Ак Барсе»…

С Ильей Ковальчуком — вашим одноклубником по «Атланте» после игры со СКА встретились?

— Нет, а разве он приезжал в Казань, он же травмирован? Мне бы хотелось с ним поговорить, мы всегда, когда встречаемся, общаемся друг с другом. Лично я Кови на этот раз не видел (был, был Ковальчук в Казани, — С.Г).


МНЕ ПОВЕЗЛО, ЧТО ИГРАЮ В ОДНОЙ КОМАНДЕ С БУРМИ

— Как, по-вашему, жалеют ли дв «Виннипег Джетс» об отъезде домой еще одного вашего партнера по НХЛ Бурмистрова?

— Думаю, жалеют. Бурми молодой, талантливый игрок, он хорошо играл в НХЛ. Мне кажется, он еще вернется за океан. Честно говоря, я не знаю, какова была у него ситуация в «Виннипеге», ходили слухи, что у Бурми было недопонимание с тренером… Я очень доволен, что снова играю в одной команде с Бурми. Думаю, что два домашних сезона помогут ему вернуться в НХЛ, так как он все еще молод и хорош на льду. А играть он будет все лучше и лучше, уверен.

Бурмистров помогает вам осваиваться в «Ак Барсе»?

— На самом деле, подписывая контракт с казанским клубом, я не знал, что Бурми тоже будет здесь играть. До тех пор, пока не сказал ему, что принял предложение «Ак Барса». Да, с тех пор, как я приехал в Казань Саша очень мне помогает, у него отличный английский, поэтому он всегда помогает мне с переводом. Мне повезло, что Бурми играет со мной в одной команде.

— Не вспоминаете с партнерами четвертьфинал последнего чемпионата мира, где сборная США с вами в составе, разгромила сборную России, где «Ак Барс» представляли Илья Никулин, Евгений Медведев, Алексей Терещенко и Кирилл Петров, со счетом 8:3?

— Нет, не было таких разговоров. В том матче у нас залетало все, бывает такое. Ваша сборная точно была сильнее нашей, но повезло нам, мы прошли в полуфинал, а потом выиграли «бронзу». Пока я еще осваиваюсь и не со всеми одноклубниками хорошо знаком, чтобы обсуждать дела наших сборных. Может быть, через пару месяцев и припомню тот четвертьфинал…

Правда, что вы мечтаете взять автограф у Павла Дацюка, он, между прочим, уехал в «Детройт Ред Уингз» именно из «Ак Барса»?

— Да, это мой любимый игрок! На Матче звезд КХЛ в прошлом сезоне в Челябинске я хотел попросить у Дацюка клюшку. Но, думаю, он и так слишком много их раздал и в итоге так и не подошел к нему… Это честь для меня, находиться в одной раздевалке с Дацюком! Я действительно хочу как-нибудь взять у него автограф, посмотрим, может и получится.


Автор благодарит коллегу Рамиля Мустафина из RunnigBаll за помощь в организации этого интервью

Сергей Гаврилов