Один тренировочный день мотогонщика

Если при слове «мотокросс» на ум приходит только куча парней, несущихся на мотоциклах, то самое время узнать чуть больше об этом спорте. О жизни кроссменов и простых вещах, предшествующих мастерству — спортивной редакции «БИЗНЕС Online» рассказали казанские гонщики


1. ВСЁ ВСЕГДА ПОД РУКОЙ

Постоянные разъезды по стране требуют, чтобы и техника и инструменты кроссмена всегда были под рукой. Как подготовится к жизни в дороге, становится ясным после первого взгляда на транспорт кроссмена.

На тренировку в юдинском карьере (озеро «Изумрудное») мы отправились вместе с Никитой Бересневым — мастером спорта по мотокроссу. В его фургоне есть все для спорта и жизни в походных условиях. Пространство поделено на две части. За створчатыми дверями грузовой отсек, где стоят стеллажи с запчастями и инструментами, большая бочка с водой и установка для мойки. Самое главное — мотоцикл — тоже здесь.

В салоне — жилой уголок: спальное место прямо под крышей, газовая плитка на тумбе и диван, собранный из автобусных кресел. В дорогу не возьмешь ничего лишнего — только самое необходимое.


2. ПОДГОТОВКА

Мы на карьере. Небо наливается свинцовой тяжестью. На пляже не считая «мародерствующих» пенсионеров, собирающих брошенные доски — больше никого не видно.

Кроссмен Никита не спеша достает мотоцикл — новенький 250-кубовый «Кавасаки», который с любовью пригнали из Бельгии в этом году. Техника устанавливается на металлическую подножку и начинается подготовка. Никита чистит цепь от забившегося в звенья песка и тщательно ее смазывает. Меняет воздушный фильтр, как следует, пропитав его специальным маслом. Расходники поменяны — можно прогреть двигатель.

Техника готова, осталось одеть экипировку. Гонщик надевает массивные мотоботы, которые призваны защищать ноги от травм. Не секрет, что это одно из самых уязвимых мест. На поворотах ноги выставляют для большего наклона. Так на скорости неопытный гонщик может запросто поломать кости.

Никита надевает нагрудник, защищающий в гонке от неприятных ударов от летящих из-под задних колес камней. На голове — шлем. Руки на трассе устают, и в какой-то момент по завершению прыжка спортсмен может сильно удариться о рулевую перекладину. Именно поэтому шлем так надежно закрывает подбородок. Кстати и на рулевой перекладине есть дополнительная подушечка безопасности.

Процесс подготовки навеял мысли о рыцарском турнире. На лорда надевают тяжелые доспехи, его коня подковывают и набрасывают яркую попону. Команда готова к бою.


3. РАЗМИНКА ДЛЯ ЛЮБОПЫТНЫХ

Из неведомого юдинского леса возник некий мотолюбитель, отводивший душу, гоняясь по песчаным тропам на старенькой «Хонде». Пока мы с ним общались, Никита уже вовсю разминался на площадке, разрывая землю протекторами шин.

Как жокей на породистом скакуне, он элегантно входит в повороты. Выставляет ногу или на прямой — встает на подножки. Пальцы как у хирурга, чутко регулируют усилия при подаче газа и при работе с тормозами. От такой игры 250-кубовый двигатель выдает приятную мелодию — вся разминка проходит на ровном газу. Для разогрева выполняются самые базовые упражнения — езда по прямой и по кругу, повороты, ускорение и торможение.


4. ПО ПОЖАРНОЙ ЛЕСТНИЦЕ

Крутой песчаный склон у озера простаивает без дела. Но так и напрашивается на серьезную трепку, после которой на мокром песке живого места не останется.

Никита берет разгон. Мчится по пляжу и взлетает на сыпучий склон, выбрасывая десятки килограммов песка из-под колес. Спускается: прыгает с уступа. Красиво, елки-палки — карьер со всех сторон обступает сонный сосновый лес.

После нескольких спусков-подъемов гонщик подсаживает назад корреспондента «БИЗНЕС Online». Вместе мы спускаемся с этой горки и едем к тренировочной площадке, где нас ждет еще один спортсмен. Между тем за несколько минут покатушек я ощутил незамысловатую, но от того еще более притягательную свободу движения.


5. ЗНАКОМЫЕ ЛИЦА

То ли по малолетству, то ли из-за наивности, но я верил, что байкеров еще в родильном отделении сажают в седло мотоцикла. А мамы гуляют с коляской не в парке, а вдоль гаражных боксов. Но как я ошибался.

На площадке нас ждал Валентин Янков — вице-президент мотобратства Trespassers. Не в кожаной байкерской броне, а в мотокроссовой рубахе.

Пилотирование обычного мотоцикла сильно отличается от езды на кроссовой технике. Такие аппараты требуют огромной выносливости. На кроссовом мотоцикле и мышцы забиваются, и реакции у неопытного райдера ослабевают от постоянного напряжения.

Здесь думать некогда — все движения должны быть отработаны до автоматизма. Это только на городском перекрестке трогательная дамочка может поглаживать рычаг коробки передач, о чем-то сладко замечтавшись, пока ей с пеной на усах будет безобразно сигналить мужик. Его вид в зеркале заднего вида приведет девушку в чувство.

Но вернемся на тренировочный трек, который не терпит мечтательного настроения. Мотоциклист Янков уже имеет соревновательный опыт в мотокроссе. Однако сейчас работает над постановкой правильной техники. Занятие начинается с азов — стойки на мотоцикле, затем выполнение простых фигур на площадке. Мастерство ведь накапливается по чуть-чуть, правда.

Впереди зимний сезон, а значит, в мотокроссе ожидается небольшое затишье. Но скоро вновь раздастся рев на кроссовых треках и возобновятся тяжелые тренировки.


Справка

Никита Береснев — сейчас спортсмену двадцать семь лет. В активе — первые места на различных региональных и международных турнирах. В 2011 году Никита стал пятым на чемпионате России по суперкроссу, выполнив норматив мастера спорта.

Также является чемпионом Татарстана по мотокроссу. В 2007 году занял второе место на Кубке России, в 2011 году — стал обладателем Кубка Повольжья, победитель нескольких этапов чемпионата Башкортостана по мотокроссу. В 2013 году Никита занял 9-е место по России в личном зачете.

Валентин Янков — вице-президент мотоклуба Trespassers, основанного в 2010 году. Регулярно принимает участие в соревнованиях по стантрайдингу (трюковая езда на мотоцикле).

Отметим, сейчас спортсмены выступают в команде Gregory Transport.





Илья Береснев