Состояние психики человека меняется в момент превращения из пешехода в водителя. Проявляется агрессия и нежелание понять проблемы других участников движения. Почему ярость берет верх над автомобилистами? Что мешает объективной оценке ситуации на дороге? Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» собрала наиболее значимые факты о психологии водителей.
1. ПЕШЕХОДЫ-ОБОРОТНИ
В 1997 году французские ученые провели исследования смертельных случаев среди пешеходов. Анализ показал, что значительное число несчастных случаев происходило с водителями, решившими продолжить путь пешком. По мнению авторов исследования, автомобилисты, оставив машину, продолжали испытывать чувство неуязвимости, как если бы их защищал металлический кузов. Искаженное восприятие не позволяло здраво оценивать ситуацию и риски на дороге.
Наука давно пытается понять все тонкости психологического восприятия человека в момент перехода из состояния водителя в состояние пешехода. Однако бесспорным является то, что сев за руль водитель склонен к большей агрессии. В качестве иллюстрации мы предлагаем 7-минутный мультфильм 1950 года, снятый студией Walt Disney. Историю о раздражительном водителе Гуфи использовали в качестве наглядного материала во всех автошколах США.
Этот мультфильм использовали во всех автошколах США в качестве наглядной иллюстрации агрессии на дороге. К тому же короткая история заставляет взглянуть на дорожное движение с точки зрения беззащитного пешехода.
2. СОТНЯ МИМОВ ЗАМЕНИЛА БОЛЕЕ 3 ТЫСЯЧ АВТОИНСПЕКТОРОВ
Когда нас что-то раздражает, мы выражаем недовольство. В офисе мы можем попросить соседа не разговаривать громко, потому что от нашей работы сейчас зависит будущее Вселенной War Craft. Но за рулем взаимодействие с другими водителями ограниченно.
Трафик создает ситуацию, при которой человек видит множество водителей, но они не видят его. Невозможность обратиться напрямую к невежливому или неаккуратному автомобилисту приводит в ярость. Отсюда частые сигналы клаксона, ругательства вслух и проклятие того дня, когда вы сели «за баранку этого драндулета». Водители не понимают друг друга.
Но бывший мэр колумбийской столицы Богота — Антонас Моккус (ко всему прочему он еще прославился как философ, писатель и журналист) нашел эффективный способ обращения к автомобилистам. Политик использовал понятный всем участникам дорожного движения язык жестов. Инновационный метод позволил в разы улучшить ситуацию на дорогах (Боготу изматывали километровые пробки) и культуру вождения. Что он сделал?
Моккус уволил 3200 офицеров дорожной полиции: они не выполняли своей работы, а только обогащались за счет взяток. Возникший кадровый вакуум Антонас заполнил сотнями мимов. Артисты мешали людям перебегать дорогу на «красный свет» и перекрывали движения автомобилям во время «зеленого света» для пешеходов. Более того, мимы на пальцах объясняли правила дорожного движения взрослым и детям.
Акция показала, что водители и пешеходы очень хорошо воспринимают жесты. Ситуация на дорогах значительно улучшилась. Сегодня по столице Колумбии ежедневно совершается более 1,6 млн. поездок, причем число автомобилей сократилось на 22% с начала 2000-х годов («эпоха» мэра Моккуса), а число велосепидистов увеличилось. Ежедневно более 400 тыс. любителей здорового образа жизни передвигается по велодорожкам.
3. ВОДИТЕЛИ ПРОТИВ ПАССАЖИРОВ
Пассажиры и водители совершенно по-разному реагируют на дорожные ситуации. Разница восприятия объясняется просто. В отличие от автомобилистов пассажиры не связывают свою личность с автомобилем, поэтому в оценках на дороге они нейтральнее.
Машина давно стала продолжением личности владельца. Неосторожные действия других участников движения — подрезания, обгон, перестроение без сигнала поворота — воспринимаются водителем как посягательство на личное пространство, или как оскорбление. Именно поэтому во многих случаях к замечаниям пассажиров («успокойся и сбавь газ», «не нарывайся -у них АК-47») стоит прислушиваться.
4. НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ — ПОЛЕЗАЙ В КУЗОВ
Желание заявить о своей личности в автомобильном потоке — показать индивидуальность — выражается в нанесении наклеек на кузов, тюнинге и прочих похожих вещах. И при отсутствии других видимых характеристик человека, водители будут считывать информацию о личности с машины. Так формируется мнение на дороге: «пацанская тачка», «порядочный семьянин», «молодой хулиган»
В 1969 году в Калифорнии провели исследование, в рамках которого пятнадцати участникам (с совершенно отличными внешностью и типом авто) выдали стикеры. Наклейки разместили на задние бамперы машин. За год до эксперимента ни у кого из них не было штрафов. Но через две недели езды с наклейкой дорожная полиция составила 33 протокола нарушений на участников опыта. Исследование подтвердило предположение о том, что автомобили с яркими отличительными знаками будут особенно сильно выделяться в случае нарушения правил ПДД.
Многие это хорошо понимают. Один из участников казанского мотоклуба Tresspasser (в переводе с английского «нарушители границ частной собственности») сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что байкеры стараются не использовать русское название организации: могут не правильно понять, например, в госавтоинспекции. Каждый ведь интерпретирует символы в соответствии со своими представлениями о мире.
5. ЗЛОЙ АНОНИМУС
Движение в потоке предполагает анонимность водителей. Никто никого не знает. Но у анонимности есть темная сторона — агрессия.
В конце 60-х годов эксперименты психологов Филиппа Зимбардо и Стэнли Милгрэма показали, что в отношении обезличенного человека (в фашистских концлагерях человека лишали имени и присваивали номер — он становился единицей статистики) проще совершить акт насилия. На голову преступника, приговоренного к расстрелу, надевают мешок не из гуманистических соображений, а чтобы расстрельная команда перестала видеть в нем человека. Так проще нажать на курок.
В автомобильном потоке водители так же обезличены — вместо мешка на голове — металлический кузов автомобиля. Тем и опасны проявления агрессии на дороге — нападающий не видит за «броней» автомобиля человека.
6. ДОРОЖНАЯ ЯРОСТЬ И «МАНИЯ ТОРОПЛИВОСТИ»
Термин «дорожная ярость» (road rage) возник в США в конце 80-х годов. Ведущий одного из ТВ-каналов Лос-Анджелеса употребил словосочетание в отношении агрессивных водителей. С тех пор это понятие вошло в повседневный обиход.
В штатах агрессию за рулем изучают систематически на протяжении нескольких десятилетий. Джон Ларсон — директор института стрессовой медицины штата Коннектикут считается одним из авторитетов в области дорожных проблем. Мы приводим основные выводы ученого, важные для понимания явления:
— Вождения автомобиля выявляет нашу агрессивность. Провоцирует ее.
— Есть такое понятие, как «мания торопливости» — иными словами суетливость без необходимости. На дороге мания проявляется в желании доехать как можно быстрее. Каждый, кто мешает этому — медленно едет, задерживается на светофоре — ужасно раздражает. И водитель начинает злиться. В течение восьми лет группа Ларсона наблюдала за 3,2 тыс. водителей. У тех автомобилистов, которые были подвержены «манией торопливости» сердечные приступы случались на 75% чаще.
— Каждый должен быть готов психологически к встрече с дорожными хулиганами. Важно не дать наглецам возможности развить ситуацию в конфликт. Для этого не стоит устанавливать зрительного контакта, а главное не принимать его действия (оскорбления, подрезания) на свой счет. В США, как показывают исследования, самыми опасными водителями является проблемная молодежь, изможденные работой клерки и люди с неустроенной личной жизнью.
Американцы добились значительных результатов по снижению дорожной агрессии, организовав единый горячий номер, по которому можно позвонить прямо из авто и сообщить об агрессоре на дороге.