«Ни в одном российском городе, кроме Казани, полиция не использует открытие мотосезона для отлова «проблемных» байкеров»

К мотоциклам в России относятся как к баловству. Неоднозначное отношение и к байкерам. Кто все эти люди в кожаных жилетках и чем они занимаются? И почему Казань не заинтересована в увеличении числа мотоциклистов? Специально для спортивной редакции «БИЗНЕС Online» президент казанского мотоклуба Trespassers MCB Виктор Лопухов рассказал о жизни казанских байкеров.

1. КАЗАНЬ — НЕ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ГОРОД

В сравнении с другими крупными российскими городами Казань сильно отстает по развитию мотоциклетных движений. В столице Татарстана в разы меньше байкеров, чем в Нижнем Новгороде, Челябинске и Ижевске.

Власти Казани не заинтересованы в росте числа мотоциклистов. Ни в одном российском городе, кроме столицы Татарстана, полиция не использует открытие мотосезона для отлова байкеров с проблемными документами. Всё дело в отношении. Например, в Ижевске, во время праздника для сопровождения мотоциклетной колонны предоставляют полицейские экипажи.


2. НА ДОРОГАХ

Дорожное покрытие в Казани не самое плохое. Мне гораздо меньше нравятся дороги в Ижевске и Самаре.

Казань — не мотоциклетный город и люди пока не привыкли к байкерам на дорогах. Есть с чем сравнивать. В Москве мотоциклисты считаются полноправными участниками дорожного движения. Никто байкеров на МКАДе не игнорирует. У нас такого взаимопонимания с автомобилистами еще не сложилось. Большинство ДТП связано не с безбашенностью мотоциклистов. Автомобилисты зачастую невнимательны. Водители не всегда замечают байкера. Просто забывают посмотреть в зеркало и включить сигнал поворота при перестроении.

По моему личному опыту самая опасная машина на дороге — это Дэу Матиз. Столько раз в жизни приходилось уворачиваться от матизок! В Европе феминистки меня заклеймили бы за это высказывание. Я не против женщин за рулем. Но я слишком часто вижу девушек в малолитражках, которые совершенно не следят за дорогой.

3. МОТОКЛУБЫ КАЗАНИ

В 2003 году в Казани появились «Ночные Волки». Не так давно в мотоклубе с десятилетней историей Freeman MC Kazan решили, что их дальнейшее развитие связано с мировым клубом Hells Angels. И сегодня они представляют «хэлсов» в нашем регионе. С 2010 года есть мы — Trespassers MCB".

Периодически в городе возникают новые сообщества. Например, появился женский мотоклуб WindRose. Явление для города позитивное. Девчонки молодцы. Ездят и организуют мероприятия, благотворительные акции.


4. ДЛЯ ЧЕГО БАЙКЕРЫ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ В СООБЩЕСТВА

Клубы основываются единомышленниками, сплотившимися во время совместных поездок. Наступает момент, когда амбиции берут вверх, и ребята объединяются на официальном уровне. Ими движет желание заявить о себе, взглядах на развитие мотоциклетного движения на российском уровне. Имея статус клуба, проще делать большие дела.

По большому счету, чтобы путешествовать по стране, не обязательно организовывать мотоклуб. Однако проходит время, и люди начинают узнавать клубные «цвета». Складываются доверительные отношения. И членов клуба совсем по-другому встречают и принимают в гости байкеры из других городов.

И мы как клуб часто принимаем гостей. Через Казань движется большое количество путешественников. Наш город в этом смысле — ключевой узел, где встречаются два транспортных потока — восточный и западный. Несколько лет назад у нас гостил англичанин Пол. Он отметил на карте координаты нашего клуба и написал теплый отзыв о приеме. С тех пор к нам регулярно заглядывают иностранцы. В минувшем году мы принимали байкеров из Японии и Финляндии.

5. БАЙКЕРЫ-МИССИОНЕРЫ

С 2009 года мы проводим свои мероприятия. Сегодня участие Trespassers в качестве организатора стало знаком качества. Люди уверены, что мероприятие пройдет на достойном уровне.

Кто хоть раз проводил мотомероприятия, не даст мне соврать. Прибыльность дела довольно условная. Хорошо, если выходишь в ноль при всех затраченных ресурсах. В идеале — можешь получить небольшую прибыль. Рассчитывать на что-то серьезное не приходится. Если угодно, то это миссионерство. Мы организуем мероприятие не для извлечения прибыли, а потому что нам это нравится.


6. БАЛОВСТВО

В России к мотоциклам относятся как к баловству. На Западе человек четко знает, что байк предназначен для путешествий. Возможно, у нас несерьезному отношению к мотоциклам способствовала некачественная советская техника. На ненадежном аппарате трудно путешествовать на дальние расстояния.


7. «ВОЛНА ПАМЯТИ»

Trespassers второй год подряд участвует во всероссийском проекте «Волна Памяти», посвященном всем погибшим на дороге мотоциклистам.

Изначально мотопробег был посвящен памяти Алексея «Скутта» Барсукова. В 2010 году он на скутере отправился в одиночное путешествие из Нижнего Новгорода во Владивосток. На обратном пути в Забайкалье у поселка Жанна его убили. Человек просто наткнулся на пьяную компанию, искавшую самоутверждения. Алексею выстрелили в спину. Большое, хорошее дело и жизнь человека оборвалась так глупо.

У «Скутта» есть фраза, которую я всегда помню. Он говорил: «Бог решает, какой длины будет твоя жизнь, а ты решаешь, какой она будет ширины». Это эпиграф к любому мотоциклетному движению. Ширина — для нас — это и есть поездки, встречи и новые знакомства с людьми близкими по духу.

«Волна Памяти» охватывает всю Россию. Два потока с запада и востока движутся к поселку Жанна. Но не каждый человек и не каждый год может проехать от Нижнего Новгорода до Владивостока, поэтому участник преодолевает ровно такое расстояние, какое может себе позволить.


8. ЕСТЬ ЛИ МОТОКУЛЬТУРА В РОССИИ

В нашем отечестве мотоциклетная культура еще не сформирована. Должно пройти время, чтобы мототранспорт стал повседневным явлением, как в Европе. В Испании каждый автомобилист в молодости ездил на скутере или мотоцикле. Там мототранспорт — не экзотика, а повседневное средство передвижения. И к мотоциклистам на дороге относятся, как к собственным детям.

Когда ты едешь на автомобиле, сознание иначе воспринимает других водителей. За металлическим корпусом не видно человека. В такой ситуации стираются границы допустимого. В ярости человек может натворить много глупостей. Не осознавая, что наносит вред не машине, а человеку. Психология водителя — сложная штука. Говорят, что автомобилистам нельзя увлекаться компьютерными играми — автосимуляторами. Теряется чувство реальности. На уровне подсознания появляется ощущение, что можно перезагрузиться.


9. ОСОЗНАННОСТЬ

Современные мотоциклы сильно отличаются от тех, на которых мы ездили в юности в деревнях. Техника стала более мощной и динамичной. В этой связи подход к мотоциклам должен быть осознанным. Я не редко отказывал в продаже мощных спортбайков людям без серьезного опыта. Грех на душу брать не хочу.

В Европе есть отличная практика. Человек не может просто так взять и купить 3-х литровый чоппер. Сперва, он должен некоторое время откатать на 250-ти кубовом мотоцикле, затем может взять байк мощнее и так далее. Мотоциклист плавно проходит несколько ступеней, набирается опыта, прежде, чем сесть на мощную технику. И это правильный подход.


10. РЕДКАЯ АВТОШКОЛА ГОТОВИТ МОТОЦИКЛИСТОВ

В Казани за последние годы открылось несколько мотошкол. Занимаются даже зимой в ангарном помещении. Люди поняли, к чему ведет отсутствие навыков вождения. Когда в течение сезона разбиваются насмерть 5 — 6 человек, ты понимаешь, что в каких-то случаях аварии можно было избежать.

В нашем клубе все ребята в обязательном порядке проходят курс по американской системе мотогонщика Кейта Коуда. Мы методику внедрили и отрабатываем. Но она рассчитана на тех, кто владеет базовыми навыками управления мотоциклом.

По моим ощущениям в Казани сейчас ездит порядка двух тысяч мотоциклистов. С учетом скутеристов еще больше. Не сочтите меня брюзжащим стариком, но на малокубатурную технику садится молодежь с совершенно другими амбициями. Им обучение необходимо в первую очередь.

На сегодня мастерство мотоциклистов оставляет желать лучшего. Но всегда есть возможность заниматься, как в мотошколах так и самостоятельно. Даже выполнение базовых упражнений — змейки и восьмерки — даст положительный результат.



«Татарстанские мотоциклисты прислали вопросы в спортивную редакцию „БИЗНЕС Online“. На них отвечает Виктор Лопухов, президент мотоклуба Trespassers MCB»

Справка

Trespassers MCB

Мотобратство основано в 2010 году в Казани. Название клуба «Тrespassers» в дословном переводе с английского означает — «нарушители границ частной собственности». Но, по сути, члены братства нарушают только границы обыденности и навязанных правил.

Trespassers активно участвуют в общественной жизни. Клуб не единожды проводил мероприятия для воспитанников казанской колонии для несовершеннолетних. Летом ребят знакомят с мототехникой, зимой проходят товарищеские матчи по хоккею.

Отметим, Виктор Лопухов, президент мотоклуба Trespassers MCB, является доцентом Казанского государственного энергетического университета. Также занимается продажей поддержанной мототехники из Японии и США в собственном мотосалоне.

«Волна Памяти»

Идея мотопробега родилась после убийства безо всякой причины Алексея «Скутта» Барсукова, отправившегося летом 2010 года в одиночное путешествие из Нижнего Новгорода во Владивосток. Изначально пробег проходил по маршруту погибшего мотоциклиста. Первый мотопробег состоялся в 2012-м году. Сейчас это уже ежегодное мероприятие.

Отметим, «Волна Памяти» полностью исключает любые коммерческие и политические цели. Мотопробег проводится байкерами и для байкеров. Организуется силами активистов и мотоклубов различных городов. В 2013 году одна группа байкеров стартовала из Калининграда, другая — из Владивостока, чтобы встретиться в поселке Жанна (место гибели Алексея Барсукова).

В 2013-м году весь маршрут разделили на этапы. Организацию движения, встречи «Волны», поддержку на каждом участке взяли на себя местные мотоклубы. Казанское мотобратство Trespassers M.C.B. отвечало за этап Казань — Ижевск.

Илья Береснев