Когда болельщики, разочарованные игрой любимой команды, в ярости, ситуация на стадионе становится непредсказуемой. Искра беспорядка, зажженая на трибуне, разгорается в пожар на городских улицах. Толпа громит витрины, машины, блокирует дороги… Это самый мрачный сценарий, где из-за накала страстей не видно повседневных последствий гнева или радости спортивных фанатов. В обычные дни никаких погромов. Статистика травм и увечий формируется не на стадионах, а на дорогах общего пользования. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» обращает внимание на дорожные риски, увеличивающиеся в разы во время спортивных матчей.
РЫБА ГНИЕТ С ГОЛОВЫ
Массовые беспорядки на Манежной площади в Москве в июне 2002 года дают наглядную иллюстрацию, что может сделать неуправляемая толпа болельщиков. Напомним, 9-го июня 2002 года после проигрыша национальной сборной по футболу японцам на чемпионате мира, огромная масса фанатов отправилась крушить все, что попадалось на глаза.
Говорят, что агрессию спровоцировал рекламный ролик, в котором была сцена, где мужчина наносит удары тяжелым предметом по авто. Градуса агрессии добавила свободная продажа алкоголя перед матчем.
И случилось то, что случилось. В результате массовых беспорядков пострадало 75 человек, 49 из который были госпитализированы, один — скончался от ножевых ранений. Картина вроде бы ясна. Беспорядки предполагают наличие жертв. Но ведь не каждый матч заканчивается погромами, а жертвы все же есть. Какие и почему?
АВАРИИ НА ДОРОГАХ
Ученые сопоставили время аварий со временем начала и окончания трансляций ключевых игр (исследование проводились в США на финале Суперкубка, Super Bowl). Воскресные дни, когда проводились матчи, разделили на три интервала: до, во время и после. И сравнили показатели со статистикой других воскресений года, на которые не приходятся игры Суперкубка.
Оказалось, что до начала матча статистика по смертельным случаям не превышала средние показатели. Во время игры большинство водителей находилось на трибунах — количество аварий с летальным исходом было на 11% меньше, чем в обычное время. Но после окончания финальной игры ученые наблюдали резкий рост смертельных ДТП — на 41%. Считается, что причиной скачка аварийности стало употребление алкоголя.
На первый взгляд может показаться, что в западной стране, где буква закона превыше всего, граждане не могут нарушать ПДД и садиться за руль в нетрезвом виде. Однако, все мы люди и все мы ошибаемся. Американцы, а потом и мы с их легкой подачи, долгое время руководствовались ошибочными представлениями о влиянии алкоголя на водительские реакции.
«ВПАДИНА ГРАНД-РАПИДИС»
В 1960-х годах в городе Гранд-Рапидис (штат Мичиган) провели исследование о влиянии алкоголя на состояние водителя. Опыт показал, что испытуемые с уровнем алкоголя от 0,01 до 0,04‰ реже попадали в аварии, чем абсолютно трезвые автомобилисты. После во многих странах полученные результаты легли в основу законодательства о допустимой норме алкоголя.
Вот только в исследование закралась погрешность. Группа испытуемых с нулевым содержанием алкоголя в крови состояла из представителей моложе и старше среднего возраста, которые по статистике чаще попадают в ДТП. Неопытность и ослабленная реакция тому виной. На это обратили внимание многим позже. И, конечно, пересмотрели результаты опыта. Однако прошло достаточно времени, чтобы сторонники «немного махнуть перед дорогой» укоренились во мнении о безвредности такой привычки.
В России в 2013-м году по вине пьяных водителей произошло более 13,5 тысяч ДТП, в том числе свыше 2,3 тысяч — с летальным исходом (это на 10% больше, чем в 2012-м году). Статистика общая по стране и не отслеживает дни проведения спортивных матчей. Но вряд ли кто-то станет утверждать, что после громких побед наших команд на дорогах города все спокойно.
ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ
Как решить проблемы на дорогах мы думали не долго. Мужской инстинкт нам дал подсказку. Ищите женщину. Что здесь сказать? Ученые установили, что когда рядом с водителем мужчиной пассажирка, он более склонен к осторожности и внимательности за рулем.
Бедой представительница прекрасного пола становится только на корабле. А вот ее отсутствие в салоне авто может привести к росту ДТП. Любвеобильные французы за 8 лет изучили 13 тысяч корпоративных служащих. Оказалось, что недавний развод или разрыв отношений с любимой увеличивало количество аварий, связанных с действиями водителя, в 4 раза.
Что же мы имеем в итоге? Что посоветовать? Рекомендуем во время матчей для сохранности здоровья, личного имущества, чести и достоинства придерживаться трех простых правил:
Во время громких побед или горестных провалов спортивных команд, воздержаться от поездок на личном авто, если маршрут пролегает через спортивный объект — очаг фанатской активности. Не стоит также парковаться в такие дни вблизи стадиона.
В тяжелые дни, когда на дорогах полно агрессивно настроенных водителей возьмите с собой попутчицу. Для этого подойдет всякая представительница женского пола. Она убережет вас от необдуманных действий на дороге.
Выпил — не садись за руль.
Вот вроде бы и все. Но самое главное всегда наслаждайтесь игрой любимой команды.