Хоккеисты казанского «Динамо» по хоккею с мячом провели сезон так, что им нечего стыдиться: терзаемая травмами команда в регулярном чемпионате заняла шестое место, но преодолела два раунда плей-офф и лишь в полуфинале проиграла будущему чемпиону «Енисею». Главный тренер команды Владимир Янко в интервью «БИЗНЕС Оnline» подвёл итоги сезона, рассказал про судейство, олимпийские перспективы русского хоккея и своём будущем.
«ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ В КАЗАНИ ЕСТЬ»
— По ходу сезона вы говорили, что вас не устраивает отношение руководства клуба к команде, предложив переименовать «Динамо» в ХК «Дербышки». Что-то с тех пор изменилось?
— Мне хочется, чтобы что-то изменилось. Повторюсь, эти вопросы не входят в мою компетенцию. Для этого у нас есть начальники, которые всё знают и доводят до высшего руководства…
— Я правильно вас понимаю, что у вас нет особого желания продолжать работу в Казани?
— Почему? Желание есть. Но главное, это желание руководителей иметь хорошую команду. Если они этого хотят, то у команды должен быть соответствующий тренер, если не хотят — то и тренер должен быть другим.
— Как вы оцениваете итоги сезона для вашей команды?
— Как очень даже неплохие. Особенно с учетом наших возможностей, начиная с материально-технической базы и заканчивая календарем и травмами. Моя задача заключается в создании хорошей, добротной, боеспособной команды из того материала, который мне дают. Насколько это получилось в этом году, мне судить трудно — порой бывало плохо, порой очень плохо. Еще раз подчеркну, что мои возможности были серьёзно ограничены. Если брать в целом четырехлетний цикл нашего «Динамо», то команда достигла своего потолка.
— И что дальше?
— Это уже не ко мне вопрос. Нужно спрашивать у руководителей клуба. Что они хотят, какую команду хотят видеть. Ведь любая команда требует определенных вливаний, обновлений, свежей крови, новых мыслей и идей, изменений в материально-технической базе — без всего этого невозможно прогрессировать. Ведь мы попали в смешную ситуацию — команда выходит в плей-офф, доходит до полуфинала, а играть дома ей негде! Это же нонсенс, уникальный случай.
«НУЖНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ»
— Тот «судейский бенефис», о котором вы говорили после третьего полуфинального матча с «Енисеем», сильно мешает нормальному развитию русского хоккея?
— Мне кажется, что во всех игровых видах спорта вопрос судейства всегда присутствует. Кому-то кажется, что всё нормально. Я всегда стараюсь не обращать внимания на судейство, пока моя команда не попадает под такой прессинг. Меня, конечно, интересует развитие нашего вида спорта. Я точно знаю, что существенные изменения в правилах, которые бы ограничили возможность арбитров серьёзно влиять на результат матча, приведут к тому, что русский хоккей станет еще более смотрибельным. И более красивым.
— Реально добиться таких изменений в правилах?
— Для этого нашей федерации нужно выходить на международную федерацию бенди — только так можно будет что-то изменить, если это будет необходимо. Я в данной ситуации высказываю свое мнение, оно может быть и неправильным. Все-таки судейство в нашем виде спорта очень субъективно и порой приводит к непонятным вещам. Бывают бенефисы у хоккеистов, бывают бенефисы у тренеров, бывают бенефисы у арбитров.
— Вы действующий клубный тренер, один из самых авторитетных тренеров мирового бенди, но на последних чемпионатах мира выполняли чисто менеджерские функции, будучи одним из руководителей делегации сборной России. Вас устраивает подобный статус?
— Такая ситуация была во время чемпионата мира в Москве, а в этом году я такую роль не играл. Не имел в этом году никакого отношения к сборной России.
«МОК НЕ ХОЧЕТ РАЗДАВАТЬ МЕДАЛИ РОССИИ, ШВЕЦИИ И ФИНЛЯНДИИ»
— А у вас есть желание, снова поработать во главе нашей сборной?
— А что тогда будут делать остальные тренеры, если я буду работать в сборной?
— Помогать советами.
— Уж лучше я буду помогать! Это нормальная ситуация. Причем, помогать нужно тем, кто хочет этого. Это самое главное. Нуждается ли в помощи тот человек, кто руководит сборной, вот в чем вопрос… А навязывать свою помощь кому-то, это просто бестактно.
— Что вы думаете о старой проблеме — олимпийских перспективах хоккея с мячом?
— Этот вопрос, безусловно, потихонечку двигается. Но решать его могут только высшие руководители страны, международной федерации, международного олимпийского комитета… Я знаю немало олимпийских видов спорта, в которых, как и в бенди, солируют три-четыре сборных. А остальные только участвуют. Возьмите женский хоккей, «золото» в нем всегда разыгрывают исключительно сборные США и Канады, и смотреть на их матчи одно удовольствие. Они играют, действительно, великолепно. Тут дело в желании, а не в распространении того или иного вида спорта. Можно ведь сказать, что кроме хоккея с шайбой игровых видов спорта на зимних Олимпиадах нет. Вот если с этой точки зрения подойти, то бенди будет спортом номер один, но поскольку в МОК присутствуют люди из тех стран, где хоккей с мячом не очень развит, то они считают, что приняв в олимпийскую семью бенди, это будет означать раздачу медалей Швеции, России и Финляндии. Поэтому МОК на это не идёт. А идёт на популяризацию иных видов спорта. Я сам никогда не сравнивал разные виды спорта, всегда восхищался лыжными акробатами, но, согласитесь — это немного другое. Игровой вид спорта всегда более зрелищен.
— Вернемся к российским реалиям. Насколько возможно по примеру Швеции обзавестись сетью крытых стадионов, чтобы не зависеть от капризов погоды?
— Да, такие стадионы нужно потихонечку строить. Вот, например, в Казани в самом центре города есть стадион с искусственным льдом «Трудовые резервы». Перекрыть его будет совсем недорого. Великолепное место, река Казанка рядом, отель приличный… Однако видите, что в итоге получается. Все в итоге упирается в финансы. Никуда не денешься. Слишком много соревнований в последние годы проводилось в Казани. Безусловно, поэтому республика испытывает какие-то финансовые трудности.