Сергей Стиллавин: «Однозначно надо отказываться от автомобилей в центре города»

Большой и растущей Казани необходимы перехватывающие парковки. Местным водителям и мотоциклистам — достойного отношения друг к другу. А богатым — прекратить быть жмотами. Известные радиоведущие Сергей Стиллавин и Рустам Вахидов рассказали спортивной редакции «БИЗНЕC Online» о проблемах, требующих решения силами казанских автомобилистов.


«КАК УБЕДИТЬ СЕГОДНЯ ВОДИТЕЛЯ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ АВТОМОБИЛЯ»

— В чем сегодня заключается основная проблема массовой автомобилизации в стране? Транспортных средств становится на улицах все больше, как впрочем и пробок.

Сергей Стиллавин: Главная проблема массовой автомобилизации заключается в том, как убедить сегодня водителя отказаться от автомобиля. Автомобилистам необходимо понять, что машина является лишь частью транспортной цепочки рабочего дня. Доехал до перехватывающей парковки и продолжил путь на общественном транспорте. Облегчить транспортную систему — первая задача для больших городов. В Казани мы вообще не обнаружили ни одной парковки в центре города для частников. Их вообще нет как класса.

Рустам Вахидов: Все архитектурные и градостроительные планы создавались 50 лет назад. Наши города не приспособлены к современным условиям. В США мегаполисы, как например, Нью-Йорк, Лос-Анджелес возникли сравнительно недавно и спланированы так, что можно при необходимости в любом месте построить развязку или хайвей. У них нет этой проблемы изначально.

С.С.: А у нас эту проблему необходимо решать как в Европе. Однозначно отказываться от автомобилей в центре города. Вопрос только в том, как определить границы этого центра. Часто это еще и психологическая проблема. Многие привыкли ездить в коконе, где есть кондиционер и нет посторонних людей.

«ЗРЕЛЫЕ ВОДИТЕЛИ НЕ ИДУТ НА КОНФЛИКТЫ С МОТОЦИКЛИСТАМИ, ПРОБЛЕМЫ ИЩУТ — МОЛОДЫЕ»

— На дорогах Казани становится все больше байкеров. Нашим автомобилистам и мотоциклистам еще только предстоит выстроить отношения на дороге. Москвичи на этот счет имеют огромный опыт. Скажите, чтобы найти общий язык на дороге, что необходимо сделать байкерам, а что автомобилистам?

Р.В.: Не могу сказать, что в Москве мотоциклисты и автомобилисты достигли полного взаимопонимания. Мы с Сергеем, к сожалению, не владеем категорией А, чтобы в полной мере прочувствовать всю проблематику. Но в целом в последние два-три года ситуация начала меняться. Возникла некая социальная история, когда общественность стала акцентировать внимание на проблеме. Владельцы автомобилей, которые одновременно являются и мотоциклистами, размещают на транспорте кучу наклеек с призывами проявлять внимание на дорогах, смотреть в зеркала…

С.С.: Я обратил внимание, как ведут себя мотоциклисты во Франции и Швейцарии. Это общая для Европы история. Мотоциклист, которому ты специально расширил дорогу — увидел его в междурядье и пропустил — проезжая, делает жест благодарности: «выбрасывает» ногу в сторону автомобиля. Я сначала думал: чего это у него нога отваливается? Потом смотрю: второй, третий, пятый — все так делают. Но, кстати, не все французы их пропускают.

Такая форма взаимодействия гораздо сильнее сближает автовладельцев и мотоциклистов. В отличие от необоснованного требования пропускать на дороге, будто мотоциклисту все должны. Нам же всем знакомо неприятное чувство, когда владелец тачки за пять мультов думает, что ему все будут уступать дорогу. От чего он начинает по-хамски себя вести.

Если вижу в зеркале мотоциклиста — всегда уступаю. Взрослому человеку, у которого есть семья, дети, друзья не нужны проблемы. Проблемы нужны молодому балбесу, которого ничто не держит на земле кроме его тачки. Поэтому, я думаю, что зрелые водители не идут на конфликты с мотоциклистами. Это проблема молодых.

Р.В.: Автомобилисты стоят в жутких пробках. От стрессов на работе в конце дня ты превращаешься в скотину и не уступаешь никому дорогу из принципа. И когда видишь мотоциклиста, свободно передвигающегося в пробке, нервы и вовсе сдают… С Серегой соглашусь, автомобилисты сделали шаг навстречу людям на мотоциклах. Осталось байкерам сделать ответный шаг на уровне эмоций.

«ТЫ ВИДИШЬ ЧЕЛОВЕКА БОГАТОГО, НО КОТОРЫЙ ВРЕМЕНАМИ ВЕДЕТ СЕБЯ КАК ЖМОТ»

С.С.: Иногда я вижу мотоциклиста без номеров. Байкеры обосновывают такое поведение денежными издержками. Полгода мотоцикл стоит в гараже, а налог необходимо платить за все 12 месяцев. И к тому же цена страховки завышена. Поэтому лучше кататься без номера. Мне кажется, что хороший мотоцикл — символ человека с большим достатком. И фактически, байк без номера на эмоциональном уровне, выглядит также как владелец Порше Кайена, который затирает госномер, чтобы обмануть видеофиксаторы. Ты видишь человека богатого, но который временами ведет себя как жмот. С одной стороны он хочет жить жизнью миллионера, но использует приемы не очень достойные для этого. Мотоцикл сегодня — это не хулиганство, а статус обеспеченного человека, у которого еще есть машина. И вести себя нужно достойно.

«НЕ НАДО ОПРАВДЫВАТЬСЯ. У НАС НОРМАЛЬНОЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ»

— Среди патриотов отечественной промышленности популярна идея, согласно которой вся техника в нашей стране носит отпечаток Великой Отечественной Войны. Мы взяли на вооружение принцип: делать такие автомобили, которые легко «на коленке чинить». Конструкция простая, пусть не всегда надежная, но понятная и доступная большинству. Эта идея оправдывает наших современных производственников?

Р.В.: Не надо оправдываться. У нас нормальное автомобилестроение. Пребывание в Швейцарии, Австрии нас в этом убедило. Там огромное количество отечественных внедорожников «Лада 4×4». Это первый кроссовер в мире и именно мы создали этот класс автомобилей, чтобы там не говорили. «Нива» отлично продавалась и продолжает продаваться на внешних рынках. Проблема не в том, что мы не можем сделать конкурентоспособные автомобили, а в том, что мы до сих пор не нашли ниши для своего автопрома. Мы же производим хорошие военные автомобили, бронетехнику. Я думаю, что проблема лежит в области маркетинга — создать продукт и занять свою нишу.

С.С.: Проблема нашего автопрома в неповоротливом менеджменте, который достался от советского прошлого. В Москве нет пресс-парка тольяттинского завода. Хотя у любого мирового производителя должен быть пресс-парк, где ты можешь забрать автомобиль в любое время. Все делается для людей. У нас иная ситуация. Мне как журналисту приходится брать отечественную машину, облепленную дилерскими наклейками. А ведь журналист — тот человек, который транслирует свои эмоции на потребителей. Такое ощущение, что на отечественном производстве этого не понимают. Автозавод не встроен в общую маркетинговую цепочку.

Илья Береснев