Экс-капитан «Локомотива-Кубани» и защитник сборной России Сергей Быков, подписавший контракт с УНИКСом до конца сезона, уверенно дебютировал в составе казанского клуба в февральском матче лиги ВТБ с «Калевом» (77:60). Не испортил Быков обедни и в ответном полуфинальном матче Кубка России с «Химками» (76:79). Спортивный корреспондент «БИЗНЕС Оnline» узнал о пророческих словах школьного учителя физкультуры Быкова, выяснил, кто из бывших игроков УНИКСа является его другом и почему он покинул бывшую команду.
Появившись на площадке в конце первой четверти матча с «Химками», Быков провел на паркете 14 с лишним минут, набрал 2 очка, сделал 1 передачу, один перехват и один подбор. Иного от опытнейшего, 31-летнего чемпиона Европы-2007 года в Казани не ожидали. Вот только играет пока Быков в УНИКСе нечасто, точнее, пять недель не играл, поскольку не заявлен на Кубок Европы. Тем не менее, любопытно было узнать впечатления самого опытнейшего дебютанта от его новой команды.
Фото: Нурислам Исмагилов / официальный сайт УНИКСа
«ГЛАВНОЕ — НЕ НАВРЕДИТЬ»
— Уже освоились в УНИКСе?
- Нет, думаю, что об этом можно будет говорить только в конце сезона. Этот процесс идет через серьезные игры, я же пока в таких матчах не участвовал. На данный момент моя главная задача — не навредить. Команда играет, показывает результат.
— Тринчиери считает, что вы быстро впишетесь в состав УНИКСа. После игры с «Калевом» он назвал свою команду разогнавшимся по шоссе автобусом, который никого не ждет и не подсаживает по пути, но отметил, что Быков сможет догнать автобус и сесть в него. Разделяете оптимизм своего нового наставника?
— Я немного общаюсь с Тринчиери, но этот специалист уже успел произвести на меня сильнейшее впечатление. Видно, что это высокообразованный человек. Он знает, что говорит, готовится к тому, что и как именно говорить. А что касается его слов про автобус, то я с ним полностью согласен — УНИКС на ходу и впечатляет своей игрой. Я вижу, что я должен догнать разогнавшуюся команду и помочь ей, поэтому не собираюсь ставить свои личные амбиции выше общекомандных. Смотрю на вещи профессионально, надо работать, через работу доказать свою надобность УНИКСу, помочь команде продолжить её впечатляющую победную поступь. Тринчиери очень сильный специалист, не только как тренер. Он очень требовательный, не дает расслабиться. Как психолог всегда находит нужные в данном случае слова для игроков.
— Надо полагать вас расстраивает, что вы не можете участвовать в играх Кубка Европы, где УНИКС уже вышел в финал?
— Я рад за ребят, они бьются в очень серьезных матчах на выбывание, к сожалению, я не заявлен на Кубок Европы, но и без меня команда справляется. УНИКС должен победить в финале! Хотя «Валенсия» очень серьезный соперник, из года в год испанцы пытаются пробиться в Евролигу через Кубок Европы, и сейчас эта команда мотивирована как никогда. Хороший повод для УНИКСа выглядеть достойно.
— Но в Кубке России вы играть можете.
— Да. И, слава Богу, а то пять недель не имел игровой практики. Как будто лето прошло. В 2012 году я не играл из-за травмы восемь месяцев, вот это было тяжело. Обычно после такой травмы колена восстанавливаются шесть месяцев, но в моем случае приплюсовался летний отпуск. Поэтому и задержалось моё восстановление.
— Я знаю, что вы поддерживали Виктора Кейру — недавнего любимца казанской публики, когда у него были сложности с питерским «Спартаком» из-за травмы.
— Витя мой друг! И когда я увидел, что в «Спартаке» с ним поступили непрофессионально, то сразу подумал, что все люди из российского баскетбола должны проявить солидарность с Кейру. Иногда клубные руководители не понимают проблем игроков.
«НАМ НУЖЕН ПРОФСОЮЗ»
— Есть проблема непонимания игроков и клубных боссов?
— В данный момент в России в ситуации Кейру может оказаться любой баскетболист. Мы в своё время оказались в такой ситуации в московском «Динамо». Этот клуб выплатил своим бывшим игрокам только за последний сезон. функционеры этого клуба считают себя вправе искать какие-то лазейки, в расчете на то, что рано или поздно им всё сойдет с рук, хотя не все клубы готовы пойти столь нечестным путем, поскольку это коснется имиджа клуба. Это беспредел по отношению к игрокам, и он происходит! Очень плохо, что в России нет профсоюза баскетболистов, из года в год мы обсуждаем эту тему, думаем, что это правильное дело, но пока никто так и не решился создать профсоюз, уже существующий в нашем футболе и хоккее. У всех есть, у нас нет! Одно дело игроки с именем, игравшие за сборную России — мы как-то можем повлиять на свою судьбу, но гораздо больше тех ребят, что пришли из детского баскетбола в большой и находятся на распутье. Нам нужен профсоюз, пока же безнаказанность проходит легко.
— Вы довольны своим дебютом в УНИКСе?
— Статистика меня мало волнует, а вот тот факт, что меня очень тепло встретили в УНИКСе, меня не может не радовать. Я ощутил поддержку руководителей клуба, тренерского штаба, и, главное, партнеров по команде с первых же минут появления в Казани. Больше меня пока ничего не волнует. А игра, это вытекающее из всего этого.
— А срок контракта вас не смущает? Всего три месяца с небольшим.
— Дело в конкретных обстоятельствах моей карьеры на данном этапе. После ухода из «Локомотива» я был должен где-то играть, поэтому и эти три месяца мне очень нужны. Тем более, что я пришел в команду, которая так впечатляюще выступает в этом сезоне, сильно идет во всех турнирах, уверенно решая свои задачи. Если у такой команды появилась заинтересованность во мне, почему я был должен быть против? А про сроки соглашения даже не думал, сразу согласился. Нет смысла заглядывать в далекое будущее, на данный момент у меня есть контракт с УНИКСом, значит, я должен помогать своей новой команде.
— Президент УНИКСа Евгений Богачев сказал, что у вас было немало вариантов продолжения карьеры. Например, «Нижний Новгород», но вы предпочли казанский клуб…
— Если президент клуба об этом сказал, мне бессмысленно отрицать. Со своей стороны могу сказать, что сейчас уже нет смысла вспоминать, куда именно меня приглашали. К моей радости, после ухода из «Локомотива» мной, действительно, интересовались несколько команд. Но я выбрал УНИКС, поговорил с главный тренером, понял, что это очень сильный, современный специалист, поэтому и сделал такой выбор. А называть команды, куда меня приглашали, считаю некорректным.
«БЫЛ КОНФЛИКТ С ПАШУТИНЫМ»
— Редко всплывают такие формулировки причин расставания с игроком, какая фигурирует на официальном сайте «Локомотива-Кубани», где про ваш уход было сказано буквально следующее: «в связи с профессиональными противоречиями, возникшими между главным тренером и игроком, стороны приняли обоюдное решение о расторжении контракта». Не поясните суть противоречий с наставником кубанцев и сборной России Евгением Пашутиным?
— На мой взгляд, эту формулировку сильно упростили, но каждый участник процесса понимает всё по-своему. Да, у меня были разногласия, противоречия с главным тренером «Локомотива». Даже молва ходит, что я был недоволен количеством своего игрового времени. Так вот, это полная чушь! Потому что я играл у разных наставников и бывало реально не получал много игрового времени, так что на такие вещи я смотрю, как профессионал. То есть, добиваюсь места на площадке через работу. Что касается конкретики из наших отношений с главным тренером кубанцев, то из уважения к этому клубу, где меня так тепло встретили, где у меня осталось так много хороших друзей, я не буду углубляться в эту тему. Время нас рассудит.
— Не могу не спросить о предстоящей дуэли УНИКСа и «Локомотива-Кубани» в финале Кубка России, что лично для вас будут значить эти игры?
— Это же просто спорт, поэтому не ждите от меня каких-то сенсационных заявлений. Не хочу лишний раз залезать в старую историю.
— Но про сборную России вы думаете, хотя ее возглавляет Пашутин?
— Да, был у нас конфликт с Пашутиным в клубе. Сборная — это другое. Пашутин сказал, что всё будет зависеть от моей формы, мол, мне уже 31 год, мол, была травма. Так вот, травмы бывают возрастные и от самоотдачи, у меня лично были травмы колена и спины, а комментировать слова тренера мне бы не хотелось. Есть баскетбольная этика, в соответствии с которой тренеры высокого уровня в принципе не комментируют травмы своих подопечных, понимая, что им еще играть и играть, зарабатывать деньги на жизнь, возможно, в другом клубе. А век баскетболиста короткий, нужно успеть заработать.
— К слову, об образовании, вы закончили факультет «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA. Это ваше второе образование помогает вам в профессиональной карьере баскетболиста?
— Учился на таком факультете при Государственном университете управления, думая о будущем. Это нетипичное для спортсменов образование, но пока даже не думал о применении на нынешней работе навыков, полученных в RMA. Одно точно знаю, что в обучении, что в игре всегда необходимо думать головой.
— Это правда, что ваш школьный учитель физкультуры в Новодвинске еще в третьем классе сказал вам, что вы будете играть в ЦСКА и сборной России?
— Правда. Было это во втором классе. Иван Иванович так и сказал. Играл я в ЦСКА и сборной России. Вообще, если говорить про чемпионов Европы 2007 года, то из них только Петр Самойленко не играл в ЦСКА, все остальные, включая меня, защищали цвета армейского клуба. Ну, а Пете необязательно было попадать в ЦСКА, он столько лет был капитаном УНИКСа… А Иван Иванович говорил подобные вещи не один раз, и очень уверенно утверждал. И это тогда, когда в моем родном Новодвинске на весь город не было ни одной секции баскетбола! Многим казалось, что это слова умалишенного. Однако, Иван Иванович оказался пророком! К счастью… Он верил, что я буду играть и в сборной России — так и получилось!
— Вычитал в одном из ваших старых интервью, что вы «не хотите менять амплуа первого номера». Так и есть?
— Это не мои слова, не мог я так сказать, потому что всегда считал себя вторым номером. Да, в сборной России после ухода Роберта Холдена Дэвид Блатт поверил в меня, дав мне функции разыгрывающего, и все равно я больше был вторым номером, таковым и сейчас себя ощущаю.
— Жаль, не застали вы в УНИКСе его многолетнего капитана Петра Самойленко, играющего с прошлой осени во Владивостоке…
— У меня к Петру большое уважение, мы с ним вместе играли в московском «Динамо». Это человек со стержнем, сильная личность, поэтому Самойленко заслужено носил капитанскую повязку, на него всегда можно было положиться в трудные минуты, что на площадке, что в жизни.
«У МЕНЯ НИКОГДА НЕ БЫЛО РЕВНОСТИ К ЛЕГИОНЕРАМ»
— Можно назвать чудом победу на чемпионате Европы-2007, когда сборную России никто и близко не считал фаворитом?
— Вполне. Помню, что букмекерские конторы ставили нас на 11-е место! Ведь после 2006 года мы попали на чемпионат Европы через стыковые матчи, было много сомнений, даже по ходу испанского Евро. Но уже вскоре после старта на чемпионате уверенности в своих силах стало прибавляться с каждым днем. Блатт помимо чисто баскетбольной игровой системы, привнес в нашу сборную новую систему взаимоотношений с игроками, наладив отношения с каждым баскетболистом, что сразу же всех раскрепостило. Поверили в себя, а выйдя в четвертьфинал, поняли, что есть возможность побороться за медали. Но про золотые даже не думали, ведь попали в финале на хозяев, чья сборная котировалась на континенте третьей. Мало кто даже внутри нашего коллектива верил в наш успех, поэтому победа стала пускай и нелогичной, но зато на всю оставшуюся жизнь!
— Кому-кому, как не вам подметить разницу в профессиональном подходе иностранных и отечественных специалистов, после выступления в командах Божидара Маловича, Душана Ивковича, Златко Вуйошевича, Дэвида Блатта, Евгения Пашутина, теперь вот Андреа Тринчиери, что скажете?
— Это провокационный, особенно в данный момент, после моего ухода из «Локомотива». Могу лишь сказать, что масштаб личности не связан с гражданством.
— Уже понимаете, почему Тринчиери два года подряд признавали лучшим тренером Италии?
— Понимаю, хотя не знал об этом. Андреа очень сильный тренер, достаточно одного его слова. Благо у меня немалый опыт работы с тренерами самых разных баскетбольных школ. Есть, с кем сравнивать. За Тринчиери ближайшее будущее УНИКСа.
— Вас пригласили в УНИКС для усиления ротации российских игроков в матчах Лиги ВТБ и Кубка России. Но погоду в УНИКСе делают легионеры — четверо американцев и трое греков. Вас это обстоятельство, как игрока сборной России не смущает?
— Эта тема стара и замусолена. Скажу так, в УНИКСе, в отличие от «Локомотива», я вижу, что главный тренер дает периодический шанс всем игрокам, вне зависимости от паспорта, включая россиян. Я сам сегодня играл в пятерке, где легионер был всего один — Зисис. Никакой предвзятости я не увидел. А увидел великолепный набор высококвалифицированных солистов, составляющих единый коллектив. Я просто восхищаюсь тем, что делает, точнее, вытворяет на площадке Гаудлок.
Одно дело, играть против него, и совсем другое, играть с таким мастером в одной команде. Причем, в игре Гаудлока виден большой резерв! Он четко понимает, что должен делать, благо все игровые акценты Тринчиери расставляет изначально. У меня никогда не было никакой ревности к легионерам. Если игрок сильный, надо радоваться, что ты играешь вместе с ним. Более того, я не считаю предосудительным для себя, черпать что-то полезное в игре партнеров, в том числе и легионеров.
— А тренерский штаб — два итальянца, грек, подданный Украины и России, бывал на вашей памяти такой интернационал?
— Это обычное дело для баскетбола. Работал я и прежде под руководством греческих, сербских, литовских тренеров. На самом деле в баскетболе объединены люди разных национальностей. В нашем виде спорта один язык, но, в конечном итоге все зависит от главного тренера. Это он набирает себе штаб. Как правило, наставник команды собирает под своим крылом компетентных специалистов, которые верят ему от и до, поэтому в этом плане нет никаких проблем, в принципе.
— Вам 31 год, еще не задумывались, чем будете заниматься после завершения игровой карьеры?
— Все об этом задумываются. Конечно, хочется остаться в баскетболе — я люблю эту игру, я разбираюсь в ней, есть желание развиваться, но в каком качестве, пока не знаю. Не хотелось бы заниматься чем-то иным, где я буду дилетантом. Другое дело, как все сложиться после завершения игровой карьеры, боюсь, что времени для рассуждения будет мало.
— Нынешний УНИКС готов к Евролиге, или команде требуется приличное усиление? Вы ведь сезон начинали как раз в Евролиге.
— Могу сказать, что УНИКС спокойно мог бы бороться за попадание в Топ-16 Евролиги, бороться и за Топ-8, уже в нынешнем составе при сопутствующей удаче. Куда уж без нее.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Сергей Быков
Амплуа: защитник
Дата рождения: 26 февраля 1983 года
Место рождения: Новодвинск, Архангельская область
Карьера: «Спартак» (Москва) — 2000/01; «Динамо» (Москва) — 2001 — 2004, 2005 — 2010; «Университет-Югра» (Ханты-Мансийск) — 2004/05; ЦСКА (Москва) — 2010/11; «Локомотив-Кубань» (Краснодар) — 2011−2014; УНИКС (Казань) — с 2014 года.
Достижения: чемпион Европы (2007), бронзовый призёр чемпионата Европы (2011), обладатель Кубка УЛЕБ (2006), бронзовый призер чемпионата России (2004, 2008).