«Полгода назад ругали Бердыева за то, что в клубе не работают доморощенные специалисты. А что изменилось?»

Судя по всему, футбольный «Рубин» в ближайшее время ждут новые пертурбации. Правда, они не касаются первой команды. В клубе решено объединить тренерские и административные штабы молодёжного состава, выступающего в традиционном турнире дублёров, и «Рубина-2», выступающего во второй лиге, в одну единую заявку. Это решение стоило рабочего места Наилю Садыкову — воспитаннику казанского футбола, сыгравшему более 120 матчей за родной клуб. С одним из тренеров «Рубина-2» решено не продлевать контракт. После чего, Садыков решил задать ряд вопросов руководству «рубиновых» через спортивную реакцию «БИЗНЕС Onine».


ИГРОКИ ВТОРОЙ КОМАНДЫ ЗАРАБАТЫВАЛИ ОТ 8 ДО 30 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ


Наиль, вы позвонили в начале июня и спрашивали о новостях из «Рубина». Согласитесь, странно звучал этот вопрос журналисту от работника клуба.

— Да, это так, но на тот момент я, действительно, не владел никакой информацией. Дело в том, что у нас заканчивался чемпионат, и в его концовке я в составе ветеранской команды «Рубина» принял участие в Кубке президента Татарстана в Набережных Челнах. Там «Рубин-2» занял второе место, уступив в финале команде из Севастополя, а потом уже наши ветераны сыграли в товарищеском матче вничью с коллегами из московского «Спартака». И уже во время турнира поползли слухи о переменах в «Рубине», насторожившие меня. А спустя несколько дней они подтвердились. Объявили о том, что состоится клубное собрание, которое должен провести Юрий Уткульбаев — тренер молодёжной команды «Рубина».

Почему он?

— Дело в том, что в новом «Рубине» Уткульбаев будет руководить и дублем, и второй командой. Но еще до собрания Юра объявил, что мой контракт не будет продлён.

По каким причинам?

— Сам раздумываю над этим. С одной стороны, наша команда «Рубин-2» заняла последнее, 12-е место в своей зоне во второй лиге. Но ведь перед нами и не стояла задача достижения результата, нашей целью было воспитание игроков. С этой задачей мы справлялись. Передали в нижнекамский «Нефтехимик» Максима Федосеева и Романа Касянчука, который сыграл там восемь матчей, забив в них два гола. В состав одного из лидеров нашей группы челнинского «КАМАЗа» ушёл Артур Айметдинов, в «Торпедо» из Владимира перебрался Александр Туршаков. Максим Лепский, поиграв в нашей команде, перешел в ФК «Ростов». Михаил Петролай, на которого мы возлагали надежды, ушел как раз в молодежный состав «Рубина».

В результате того, что мы расставались с лидерами, к концу сезона появилась настоящая проблема с кадрами. К примеру, на место центральных защитников просто некого было ставить. С вратарями некому было работать, после того, как тренер Евгений Кранатов ушел в основной состав «Рубина». Предыдущее руководство клуба в лице Курбана Бердыева и не ставило перед нами цели успешного выступления всей команды, в целом. Мы были в единой цепи, когда выпускники интерната переходили в дублирующую команду, где конкурировали со сверстниками, из которой переходили в нашу вторую команду, соперничая уже со зрелыми футболистами, а уже оттуда вырастали до первого дивизиона, и уезжали из Казани в Нижнекамск.


64.jpg

«Рубин-2» (в зелёной форме) на турнире в Набережных Челнах. Фото: fckamaz.ru


Отличная идея на бумаге. Но многие, в том числе и в самом «Рубине», высказывали сомнение в жизнедеятельности этой схемы. Потому что молодые игроки воспринимали переход из молодёжного состава во вторую команду, как понижение. Во-первых, в дубле они летали вместе с основной командой, селились в тех же гостиницах, наконец, были на виду у тренеров. А «Рубин-2» это переезды по городам и весям на автобусе, не самые комфортабельные гостиницы и невнимание со стороны руководства из-за несовпадения календарей первого «Рубина» и «Рубина-2».

— Отчасти вы правы. Комфорта у нас было поменьше, и выезды на автобусе, к примеру, в Новотроицк или Челябинск восторга не вызывали. Плюс, тренеры дубля имели и имеют возможность приглашать в команду молодых футболистов из других регионов.

Если сравнивать наши зарплаты, то преимущество, опять же, будет у представителей молодёжного состава. Наши игроки зарабатывали, в среднем, 8 — 10 тысяч. Повышенными зарплатами считались суммы в 15 — 20 тысяч рублей, и только единицы зарабатывали по 30 тысяч рублей в месяц. Без премиальных, так как их нам платили за удачное выступление в сезоне, а таковым посчитали только девятое место в 2008 году, когда «Рубин-2» под руководством Рустема Хузина был укреплен опытными игроками, чтобы команда смогла успешно выступить в год 50-летия клуба. Из того состава для команд премьер-лиги были подготовлены Руслан и Рустем Мухаметшины, в составе сборной Казахстана играет Марат Хайруллин. Сейчас, кстати, тоже может быть увеличение зарплат.

Какой же, при таких зарплатах игроков, была заработная плата тренеров?

— Скажу о своей. Я начал работать тренером в интернате на зарплате в 20 тысяч. Перейдя в «Рубин-2», начал получать 17 тысяч, будучи тренером категории С. Только со временем ее начали поднимать, и в последний сезон моя зарплата тренера с категорией В составляла 39 тысяч рублей. Вознаграждение детских тренеров в интернате, в основном, повыше, чем в «Рубине-2».

Серьёзно? Например, зарплата Дмитрия Благова, который руководит одним из самых перспективных в ближайшем будущем выпусков 2000 года рождения, в два раза меньше вашей зарплаты, поэтому он вынужден подрабатывать в других командах.

— Благов был исключением. Результат его воспитанники показывали достойный, а на сумме зарплаты это не отражалось. Но, что касается, остальных тренеров, то суммы их вознаграждения выше, чем у тренеров второй команды «Рубина».

Говоря о системе премиальных тренерам молодежного состава, «Рубина-2». Может, премиальные должны платить не за победы в матче или турнире, а за переход игрока команды в основной состав или его продажу.

— Такие системы премиальных предусмотрены только для тренеров городских команд, когда их воспитанники заиграют в профессиональном футболе.


«БЕРДЫЕВ СРАЗУ СКАЗАЛ: «ОТЧИСЛЯЙТЕ ШАМРИНА!»


26782.jpg

Курбан Бердыев


Так за счёт чего, как вы говорите, сейчас в «Рубине-2» могут быть повышены жалованья?

— Что мне нравится в Юре Уткульбаеве — где он, там деньги. Сейчас, как я слышал, на дальние поездки команда будет отправляться на чартерах, плюс игрокам будут платить премиальные не по итогам сезона, а за успешные матчи. Повторюсь, Юра умеет выбить себе и команде приличные условия. Когда он руководил дублем, то проводил заграничные сборы раза в два больше, чем вторая команда, и выбивал премиальные для своих игроков. Даже в плане экипировки его команды имели преимущество. Поэтому да молодые с небольшой охотой переходили из молодёжного состава во вторую команду.

Чем отличалась вторая команда? Очень здоровой атмосферой в коллективе. Это шло от тренеров. Рустем Хузин, Олег Стогов, Радик Гадиев приходили главными тренерами, никто никого не подсиживал, разговоров за спиной, как это бывает, у нас никогда не было. В результате, и коллектив подбирался здоровый.

Одним из его членов числился и Антон Шамрин, которого некоторое время назад, во время шумной истории, обвиняли в изнасиловании.

— Редкое исключение. Состояло оно в том, что небесталанному парню долгое время многое сходило с рук. Он, то ли родственник Курбана Бекиевича (Бердыева, — ред.), то ли сын его друга, и пользовался определенными привилегиями. То играл, то пропадал из зоны видимости, переставал приходить на тренировки. Как-то вернувшись на тренировку, резко среагировал на замечание главного тренера «Рубина-2», начал ругаться. После того, как мы доложили о его поведении Бердыеву, Курбан Бекиевич ни секунды не сомневался: «Отчисляйте!» Мы так и сделали, после чего Шамрин исчез из команды. Периодически приходил на игры, общался с кем-то из игроков, но жил уже сам по себе. Пока с ним не случилась известная история.

Бердыев интересовался второй командой?

— Я помощник главного тренера «Рубина-2» в любой момент мог пойти к Бердыеву со своими заботами. Он никогда не отказывал в консультации. Более того, сам следил за нашей командой. Так получилось, что в сезон, когда «Нефтехимик» выходил в ФНЛ, нижнекамцы соперничали с ФК «Уфа» Андрея Канчельскиса. От нас ждали, что мы «поможем» «Нефтехимику», но мы их обыграли на домашнем стадионе. А вот «Уфе» после первого тайма проигрывали. Тогда Бердыев позвал меня и попросил узнать у Гадиева — главного тренера «Рубина-2» можно ли ему пройти в раздевалку? Гадиев, конечно, не возражал, тогда Бердыев зашел в раздевалку, и просто подбодрил ребят. Не ругался, не «накачивал», а просто поддержал. И когда мы во втором тайме сравняли счет и завершили матч вничью, он был счастлив не меньше, чем после победы в Барселоне.


«С ЮРОЙ УТКУЛЬБАЕВЫМ МЫ ДРУЖИЛИ СЕМЬЯМИ»


22264.jpg

Юрий Уткульбаев. Фото: rubin-kazan.ru


После таких речей непродление контракта может быть объяснено тем, что вы «человек Бердыева» в нынешнем «Рубине».

— Я вопросы по второй команде решал с одним из его помощников Александром Мацюрой, и никогда не был в числе приближенных Бердыева, но это не дает мне права говорить что-то плохое об этом человеке.

Хорошо, вы не были «человеком Бердыева», а сейчас не стали «человеком Уткульбаева». А не попробовали поискать ответ на этот вопрос у самого Уткульбаева. Можно же было и после собрания к нему подойти или созвониться. Может, что-то не поделили в бытность одноклубниками в «Рубине» ещё в игроцкие времена?

— Мы жили на выездах и сборах в одном номере, более того, дружили семьями. Разве что, судьба нас немного развела в то время, когда Уткульбаев уходил из «Рубина». Когда он вернулся, у нас не было конфликтов. Единственно, во время зимних сборов он выступил с критикой селекции «Рубина-2», а я сказал в защиту своей команды. Я и этот-то случай вспомнил потому, что последние дни копаюсь в себе и пытаюсь понять причину непродления контракта. Последнее место в чемпионате? Тот разговор зимой? У меня нет ответа…

Может, действительно, не тех игроков вы в команду набирали?

— Повторюсь, приглашать игроков можно было тренерам дубля, но не нам. Мы работали с теми, кого выпускал интернат, и кого нам передавали из того же самого молодёжного состава. С нами пытались сотрудничать агенты, но, когда узнавали про зарплаты, про условия, про переезды, то они сразу теряли интерес и желание пристроить своих игроков к нам.

«Рубин-2» — это практически на 90 процентов команда, составленная из воспитанников клубного интерната и татарстанского футбола. За все время моей работы с командой мы купили только Михаила Бадяутдинова за 300 тысяч рублей. Он перешел из «Рубина-2» в основу, но закрепиться там ему помешала травма. В последний сезон через игры в нашем клубе просматривали Василия Павлова, который зарекомендовал себя отменным бомбардиром в чемпионате Молдовы. Его приглашали с прицелом на основную команду, Ринат Билялетдинов рекомендовал за ним присмотреть, но физические кондиции Павлова оставляли желать лучшего. И Ринату Саяровичу он не подошел.

Зато подошел Эльмир Набиуллин, который попал в основу сразу через молодежку, минуя выступления в «Рубине-2».

— Его уже Бердыев начал подтягивать к тренировочному процессу основной команды. Просто при Курбане Бекиевиче подключение молодых к первой команде было более долгим процессом, потихоньку-полегоньку. А Билялетдинов сразу доверил, по сути, мальчишке, выходить в основе.


«НАМ ЕЩЁ ПОВЕЗЛО, ЧТО ТОЛЬКО НАИЛЯ УБРАЛИ…»


92.jpg

Фото: fckamaz.ru

Что станет теперь с «Рубином-2»?

— Это вопрос, который я также хотел бы задать руководству «Рубина». Сам слышал только, что сейчас дубль и вторая команда объединяются. Все игроки попадают в одну заявку вместе с игроками основного состава. Насколько верна эта информация — не знаю.

Главный над нашими объединенными командами — Уткульбаев. Кто его назначил — еще один вопрос. Якобы и директор «Рубина-2» Иван Кихтенко был под вопросом, но его не могли убрать из команды, потому что он входит в какой-то руководящий совет при профессиональной футбольной лиги, которая проводит чемпионаты ФНЛ и второй лиги. Моей жене Кихтенко сказал: «Нам еще повезло, что только Наиля убрали…» Административный штаб, начальников команд, администраторов, медиков дубля «Рубина» и его второй команды, как я слышал, тоже решили объединить.

Перед началом сезона в «Рубине-2» значилось четыре тренера. Помимо вас, еще Евгений Кранатов, который теперь работает с вратарями в главной команде, а также Радик Гадиев и Владимир Ежуров.

— Тут тоже вопрос. Гадиев не сдал госэкзамен высшей школы тренеров на категорию А. У Ежурова есть категория Pro, но у него также заканчивается контракт. А руководить командой может только наставник, имеющий категорию не ниже А. Такая есть у Уткульбаева и Олега Нечаева, но они работают с молодёжным составом.

Наверняка многие наши читатели недопонимают, как и кем может работать специалист той или иной категории?

— С категорией В, как у меня, можно трудиться помощником главного тренера в команде второй лиги. Главный тренер второй лиги должен обладать категорией А. Главный тренер ФНЛ и премьер-лиги должен обладать категорией Pro. У «Рубина-2» сейчас нет тренера должной квалификации.

Чем вы собираетесь теперь заниматься?

— Пока я созвонился с представителями одного из клубов второй лиги. Там ответили, что, если местный наставник не поступит в ВШТ, то им потребуется тренер квалификации В, и мне перезвонят. Команда не из Татарстана, следовательно, при этом исходе, придется уезжать из родного города. Либо пополнять число невостребованных родной командой тренеров. Кто там среди них? Валерий Мартынов, Рашид Зайнутдинов, который сейчас трудится в ДЮСШ «Вахитовский», Айрат Гайнуллин, работающий в академии футбола. Сейчас еще и Рустем Хузин с Валерием Алескаровым остались не у дел.

В штаб Уткульбаева сейчас вошли Айдар Яруллин и Виктор Гришин, успешно проявившие себя с командами интерната разных возрастов, и это, действительно, здорово. В то же время под девизом привлечения в клуб своих воспитанников и доморощенных тренеров здесь появляются Валерий Клеймёнов из московского «Спартака» в основной команде, а в молодёжную команду пригласили Константина Деменко из «КАМАЗа». Кстати, мы с Гайнуллиным учились в ВШТ на свои деньги, я два раза занимал деньги, чтобы оплачивать категории С, а потом и В. Полгода тому назад на каждом шагу ругали Бердыева и Данильянца (бывшего руководителя интерната «Рубина», — ред.) за то, что в штатах клуба и интерната не работают доморощенные специалисты. На этом делал акцент и президент Татарстана, аргументируя отставку Бердыева. Сейчас пришли другие люди, иная административная команда, а что изменилось? Вот в этом еще один мой вопрос генеральному директору клуба Гараеву и Ко.

P. S. Как стало известно «БИЗНЕС Online», после нашего интервью состоялось общение Наиля Садыкова с одним из руководителей ФК «Рубин», и ветерану казанского футбола было предложено место в тренерском штабе клубного интерната.

Джаудат Абдуллин