Евгений Сивожелез: «Фото голого Спиридонова с кубком – моя идея»
Сегодня казанский «Зенит» на своей площадке сыграет матч чемпионата страны с вернувшимся в элиту клубом «Югра-Самотлор» из Нижневартовска. Именно в этой команде начал свой путь в большой волейбол нападающий казанского «Зенита» Евгений Сивожелез, дебютировавший в суперлиге в 15-летнем возрасте. В интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» чемпион Европы-2013 рассказал о статусе Кубка России, отношении к решению Андерсона и многом другом.
«УСПЕЛ ПОИГРАТЬ С ВОРОНКОВЫМ»
— С какими чувствами вспоминаете «Самотлор»?
— С самыми теплыми. Я благодарен людям, которые разглядели во мне игрока и дали шанс заиграть на высоком уровне. Некоторые клубы пытаются любыми способами удержать своего воспитанника. Когда я захотел уйти в «Динамо», в Нижневартовске мне не стали вставлять палки в колеса и с пониманием отнеслись к моему решению. Наверное, именно поэтому у меня с «Самотлором» остались отличные отношения.
— Нашел в интернете материал про вас под заголовком «В Нижневартовске играет 14-летний вундеркинд». Как удалось дебютировать в команде в столь юном возрасте?
— В суперлиге свой первый матч я сыграл, когда мне было 15 лет. Владимир Иванович Кузюткин, тогда возглавлявший «Самотлор» выпустил меня на площадку в матче против «Балтики». Его доверие стало для меня большим подспорьем и стимулом к развитию. В Нижневартовске всегда давали шанс молодым и это позволяло нам расти.
— Дедовщина была?
— Нет, отношение со стороны ветеранов было хорошим. Ничего такого. Разве что мячи собрать просили или за пивом сбегать.
— Сами этим не увлекались?
— Хотя я был очень молод, в Нижневартовск ехал с огромным желанием играть и стать большим игроком. Поэтому пару раз попробовал и эту тему закрыл. Ни тогда, ни сейчас тяги к алкоголю не было.
— Вы ведь были одноклубниками с Андреем Воронковым. Полезные жизненные советы давал?
— Да, мы успели поиграть вместе, а во время выездов жили с ним в одном номере. Советы он давал в основном волейбольные, потому что ничего другого меня тогда просто не интересовало.
2004 год. Капитан «Самотлора» Андрей Воронков и юный Евгений Сивожелез
— В детстве плакали после поражений?
— Помню, что было такое один раз. Я играл на турнире в составе команды из Ноябрьска. В полуфинале мы обыграли Нижневартовск, а в финале проиграли. Я в той команде буквально один играл и очень уж хотелось победить. После игры от обиды разрыдался. Но именно в этом турнире на меня обратила внимание Елена Александровна Березина, которая затем пригласила в школу «Самотлора».
«БАНЬОЛИ В РОССИИ НЕ ХВАТИЛО ЖЕСТКОСТИ»
— В московском «Динамо» и сборной России вы успели поработать с Даниэле Баньоли. Чем он отличается от российских тренеров?
— Кардинальное отличие — больше доверия игрокам. Его не интересовала жизнь игроков за пределами площадки, но он требовал полной самоотдачи на тренировках. Он фанат волейбола, который вместе со своими помощниками, буквально жил в зале. Как не посмотри, смотрят игры или разбирают статистику. Мне он запомнится сильным, позитивным тренером, но для работы в России ему не хватало жесткости к игрокам.
— В Европе у многих волейбольных команд есть традиция после каждого матча дружно идти в ресторан, ужинать, общаться. Почему такого нет в России?
— Сложно сказать. Наверное, все дело в другом подходе к жизни и работе. Не раз замечал, что в Европе игроки проще относятся к результатам. Выиграли — хорошо, проиграли — жизнь на этом не заканчивается. У них мало переездов, они никуда не спешат, поэтому могут себе позволить такие посиделки. У нас все намного строже и профессиональнее. С нашими расстояниями и графиком игр очень много времени проводишь в самолете.
— Как сейчас ваше здоровье?
— Уже ничего не беспокоит, но мышцы и связки еще не до конца окрепли после травмы. Чувствуется, что ногам не хватает силы. Конечно, играть за клуб и сборную тяжело, но зато ты всегда на ходу, всегда в тонусе. Набирать форму после столь большого перерыва очень сложно.
— Раньше такие перерывы в вашей карьере случались?
— Во время выступления в московском «Динамо» был разрыв связки, тогда пропустил три с половиной месяца. Сейчас не играл пять месяцев. Честно говоря, никогда так долго не был рядом со своей семье. Это стало своеобразной компенсацией за травму.
«КУБОК СЕЙЧАС НЕ САМЫЙ СТАТУСНЫЙ ТУРНИР»
— Как вы отнеслись к решению Мэттью Андерсона покинуть «Зенит»?
— Сложно говорить на эту тему. Мы ведь не знаем, что у него творится в голове. Это его выбор. Конечно, по отношению к клубу и игрокам поступок выглядит не самым хорошим. Вроде бы начал сезон, на него надеялись и тут такое. С другой стороны, он нашел в себе силы заявить о своей проблеме, добился своего. Не важно поняли его или нет.
— Как считаете, «Зениту» в третий раз подряд дадут wild card в «Финал шести» Кубка России? И надо ли это вообще команде?
— С Кубком у нас в последние годы не складывается. Как ни стараемся, пролетаем на полуфинальном этапе. Думаю, если wild card нам не дадут, ничего страшного не случится. Конечно, перед клубом стоит задача выигрывать все титулы, но Кубок сейчас не самый статусный турнир. Может быть, стоит пожертвовать меньшим ради большего и грамотно потратить это время на подготовку. Наша самая большая проблема — нехватка времени для полноценных тренировок в непрерывной череде игр и переездов.
— Скоро матч с московским «Динамо». Помнится, в прошлом сезоне в домашней игре с «Мачератой» вы с Иваном Зайцевым не могли наговориться через сетку.
— Эмоции нельзя в себе держать. Я не конфликтный человек, но и агрессию на площадке не терплю. Стараюсь ее пресекать. Те же кубинцы или бразильцы очень крутые, но гаркнешь на них два-три раза и они теряют голову от ярости и эмоций.
— Как обычно настраиваетесь на важные игры?
— Вы знаете, для спортсмена каждый матч может быть последним в карьере, потому что от травм никто не застрахован. Мне кажется, важно на каждый матч выходить как на последний, как на решающий и пытаться принести своей команде максимальную пользу.
— В какой город меньше всего хочется ездить?
— В Белгород. Еще когда я играл в «Самотлоре», мне не нравилась эта ужасная арена, а с годами она становится еще старее и угрюмее.
«ФИНАЛ ЕВРО-2013 ИГРАЛ В КРОССОВКАХ ИЛЬИНЫХ»
— В 2013 году победный для сборной России финал чемпионата Европы с Италией (3:1) прошел на футбольном стадионе «Паркен» в Копенгагене. Это самый необычный матч в вашей карьере?
— Безусловно. Думаю, что он запомнится навсегда. Во время матча было холодно, плюс эти постоянные паузы из-за проблем с освещением. А перед игрой я обнаружил, что забыл в гостинице игровые кроссовки. Они лежали рядом с формой, но, видимо, я был слишком погружен в мысли о предстоящем матче. Я не суеверный, поэтому не стал придавать этому большое значение. Для меня нет такого понятия как счастливые кроссовки. Посидел, посмотрел в раздевалке у кого мой размер обуви. Подошел к Диме Ильиных. Мол, дай свои кроссовки, мои жмут. Конечно, он все понял, но не хотелось перед игрой создавать лишнюю нервозность и все рассказывать. В итоге все прошло удачно. Эмоции после победы зашкаливали.
— Фотография из раздевалки, на которой Алексей Спиридонов позирует голый с кубком облетела весь мир.
— Это, кстати, мой снимок.
— Серьёзно?
— Да, спровоцировал Лёху на «слабо», он и сфотографировался. Отлично ведь получилось?
— Не то слово. Весело со Спиридоновым в «Зените»?
— В каждой команде должен быть такой парень. Для соперников он провокатор, для своих — душа компании. Самое главное — у него удается совмещать элементы шоу с волейболом.
Сенсационное фото из раздевалки оказалось делом рук Евгения Сивожелеза
— Бороду в этом сезоне растить будете?
— Посмотрим. В сборной я выигрывал турниры и с ней, и без нее. Возможно, под плей-офф снова поменяю имидж.
— Самый экстремальный поступок в вашей жизни?
— Однажды достал мертвого человека из бассейна, если это можно считать экстримом. Мне тогда лет 15−16 было. Сначала думал, что человек просто плавает под водой, потом пригляделся и понял, что стряслось.
— Кошмары потом не снились?
— Нет, но грусть из-за гибели человека, конечно, была.
«В РОССИИ С ЛЕГИОНЕРОВ ПЫЛИНКИ СДУВАЮТ»
— Большая часть болельщиков считает, что профессиональные спортсмены получают незаслуженно много денег. Тех же хоккеистов или футболистов сборной России после серьезных поражений называют не иначе как дармоедами.
— Мне кажется, в волейболе отношение болельщиков к игрокам сборной совершенно другое, более теплое. Все дело в том, Алекно во время своей работы в национальной команде вернул советскую систему — мы играем за идею, за флаг, за свою страну. Никакой зарплаты, только премия в том случае, если команда добивается успеха. А что касается незаслуженных денег, то болельщики часто говорят на эмоциях и не представляют себе той колоссальной физической работы, которую спортсмены ежедневно проделывают.
— Но вы ведь не будете спорить с тем, что контракты футболистов становятся все более космическими?
— Нет. Но это ведь все создается искусственно. Футбол интересен богатым спонсорам, они хотят выиграть любой ценой и перекупают друг у друга игроков. Те только рады, ведь контракты с каждым годом растут. А вот уровень мастерства выше не становится. Сколько не плати, лучше от этого играть не будешь. В случае с российским футболом все это, конечно, ведет к печальным результатам. К хоккею у меня всегда было другое отношение. Там играют настоящие мужики, они честно отрабатывают свой хлеб. Что касается легионеров, то к ним у нас в стране почему-то всегда какое-то особое отношение, с них пылинки сдувают. Хотя когда наши ребята оказываются за рубежом для них там никаких привилегий не бывает.
— Учитывая риск травм, игроки обычно стараются обеспечить себя на много лет вперед, чтобы не остаться ни с чем после завершения карьеры. У вас есть свой бизнес? Куда вкладываете деньги?
— Бизнеса у меня нет. Мне кажется, если чем-то заниматься, то нужно в это полностью погружаться. Сейчас такой возможности у меня нет. Конечно, проскальзывают мысли о жизни после завершения карьеры, но в данный момент я сосредоточен на волейболе, в котором есть еще много непокоренных вершин. А что касается вкладывания средств, то самый надежный вариант всем хорошо известен — недвижимость.
— Кстати, свою первую зарплату помните?
— Первые полтора года в Нижневартовске получал 500 рублей в месяц. Тогда этого хватало на три билета в кино. Уже во второй команде, которую возглавлял Алексей Георгиевич Давыдов, условия стали лучше и стали платить 5 тысяч рублей. Помню пошли с Андреем Максимовым отмечать это событие в пиццерию — в десять раз зарплату все-таки подняли!
— В «Зените» есть система штрафов?
— В этом нет необходимости. У нас в коллективе все заражены одной идеей и прогульщиков или халтурщиков нет. Если и бывают опоздания, то из-за форс-мажорных обстоятельств. Тренер может высказать, остальные пошутить, но штрафы в команде крайне редкое явление.
«ВСЕГДА ГОВОРЮ ПРАВДУ»
— Помните, когда у Владимира Романовича день рождения?
— Скоро (улыбается).
— Тренер не обидится, когда это прочитает?
— Не думаю, что он придает этому большое значение. Честно говоря, у меня были случаи, когда я про свой день рождения узнавал от других. Сидя на сборах, где один день ничем не отличается от другого, не мудрено потерять время. Конечно, никогда на забуду дни рождения жены, дочери и родителей, про остальные знаменательные даты нужны напоминания.
— Расскажите свою love story. Как познакомились с будущем женой?
— Она коренная вартовчанка. Познакомились через общих знакомых. Переглянулись и поняли, что друг без друга жить не можем. Счастлив, что встретился с Викторией. Она мой главный помощник: и психолог, и бухгалтер, и отличная мама. Учитывая, что большую часть моего времени занимают тренировки и поездки, все бытовые вопросы, разумеется, на ней. Кстати, 19 ноября у нас юбилей — девять лет со дня свадьбы.
— Чем занимается ваша дочка Лиза?
— 15 ноября ей исполнится 6 лет, на следующий год в школу пойдем. Она у нас очень активная девочка, не может сидеть на одном месте. Отдавали ее в гимнастику, но ей все равно не хватает движения. Наверное, теперь попробуем большой теннис.
Евгений с дочкой Лизой и супругой Викторией
— Главная черта вашего характера?
— Честность. Всегда говорю правду. Всегда нахожу в себе силы признать свою вину или сказать человеку напрямоту, что о нем думаю.
— А главный недостаток?
— Наверное, об этом лучше спросить у моей жены. Мне даже самому стало интересно. Надо поспрашивать у близких людей и одноклубников. Недостатки есть у любого человека, но их ведь можно исправить.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Евгений СИВОЖЕЛЕЗ
Амплуа: доигровщик
Рост:196 см
Дата рождения: 06.08.1986
Место рождения: Чайковский, Пермский край
Карьера: «Югра-Самотлор» (Нижневартовск) — 2004−2008, «Динамо» (Москва) — 2008−2010, «Факел» (Новый Уренгой) — 2010/11. С 2011 года — в «Зенит-Казань».
Достижения в клубах: победитель Лиги чемпионов (2012), чемпион России (2012, 2014), обладатель Кубка России (2008), серебряный (2010) и бронзовый (2013) призер Лиги чемпионов, обладатель Суперкубка России (2008, 2009, 2011, 2012), бронзовый призер чемпионата России (2010, 2013), бронзовый призер клубного чемпионата мира (2011).
Достижения в сборной: чемпион Европы (2013), обладатель Кубка мира (2011), победитель Мировой лиги (2013), серебряный призёр Всемирного Кубка чемпионов (2013), бронзовый призер Мировой лиги (2009), чемпион мира среди молодежных команд (2005), победитель Универсиады (2011).
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 19
«Ак Барс» остался без Мифтахова и Билялова. На выезд поехали вратари из фарм-клуба 1
Команда Алекно впервые обыграла топа, а Лызик и компания прибили «Кузбасс» подачей. Итоги 13-го тура суперлиги 16
Кто круче – Бабкевич или Сапожков? Анализ игры двух бомбардиров 7
У «Салавата Юлаева» кризис с защитниками-бомбардирами. Так плохо с результативностью не было никогда в КХЛ 0
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 19
Команда Алекно впервые обыграла топа, а Лызик и компания прибили «Кузбасс» подачей. Итоги 13-го тура суперлиги 16
Кто круче – Бабкевич или Сапожков? Анализ игры двух бомбардиров 7
«Мы на разных бюджетных полюсах!» «Ак Барс» доминирует над «Нефтехимиком» в КХЛ 2
Вратари из ВХЛ не спасли «Ак Барс»: пропустили сразу семь шайб! 1