комментарии 1 в закладки

Как «Ак Барс» свое место в вышке получил, а Курбан Бердыев в первой лиге потерял, и еще 8 неспортивных случаев в СССР

Недавно было принято решение, что юниорская команда России 1998 года рождения будет играть в чемпионате молодежной хоккейной лиги. Прошлой осенью руководство футбольного союза озвучило подобную идею-фикс, а баскетбольная молодежная сборная уже выступает в суперлиге. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» вспоминает всего десять случаев, когда в спорте СССР принимались решения, нарушающие спортивные принципы. На самом деле, их гораздо меньше, чем в нынешние российские времена.

ЦСКА: ГОНИМЫЕ СТАЛИНЫМ…

1952 год, разогнали ФК ЦСКА.

Не совсем удачное, по мнению политического руководства страны, выступление на летней Олимпиаде 1952 года привело к разгону футбольной команды ЦСКА. Правда, в ту пору армейцы выступали под названием ЦДСА, Центральный дом советской армии. Именно на основе этой команды была составлена сборная СССР для дебюта на международной арене, который пришелся на Олимпиаду 1952 года в Хельсинки. В отборочных играх выступали семь армейцев, которыми руководил наставник ЦДСА Борис Аркадьев.

На раунде 1/8 советским футболистам пришлось дважды сыграть с командой Югославии. В первом матче наши спаслись со счета — 1:5, сыграв вничью — 5:5, и добившись права на переигровку. Увы, в ней СССР проиграл — 1:3, что было еще и политической ошибкой. Ведь отношения между руководством стран Иосифом Сталиным и Иосипом Броз Тито были испорчены. В результате, футбольный клуб ЦДСА разогнали, расформировав команду после трех выигранных матчей в высшей лиге 1952 года. Армейцы вернулись в класс сильнейших в 1954 году.

ТАК И НАДО, КРОЙ СПАРТАКИАДА!

Спартакиада народов СССР.

На заре создания нового советского порядка стремительно «покрасневший» после Октябрьской революции поэт Владимир Маяковский клепал свои вирши по любому поводу. В частности, высказался он и о спартакиадах народов СССР, когда в соревнованиях принимали участие не клубные команды, а сборные республик. Чтобы не тратить нелишние финансы, руководство различных федераций подчас принимало решение о признании итогов Спартакиады в качестве чемпионатов страны. Так победители и призеры Спартакиад 1956, 1959, 1963 и 1967 годов по баскетболу, волейболу и водному поло стали лауреатами тех сезонов и в чемпионате страны. Разница, правда, была не только в комплектовании, когда, к примеру, за Москву играли и армейцы, и динамовцы. Разница была еще и в проведении соревнований, когда чемпионаты растягивались на весь сезон, а спартакиады проводились в одно время и в одном месте.

1974 год. Расформирование бердыевского «Строителя».

Сорок лет тому назад советской «карательной машине» удалось обнаружить и доказать то, что никак не удается сделать передовым демократическим институтам. Матч «Строителя» из Ашхабада и липецкого «Металлурга» был признан договорным.

Туркменам необходимо была крупная победа. Они ее добились со слишком убедительным счетом — 9:0, если учитывать небольшую разницу в мастерстве между командами. Два гола в том матче забил Якуб Уразсахатов, а лицо команды создавали Курбан Бердыев и Иван Данильянц — недавние члены тренерского штаба «Рубина». Тренировал ту команду Владимир Юлыгин, недолгое время работавший директором футбольной академии ФК «Рубин».

Правда, следует признать, что хитрым туркменам не удалось перехитрить другие, не менее хитрые, команды. В последнем туре Ивано-Франковск и Нальчик сыграли спасительные ничьи, Краснодар и Орджоникидзе выиграли, в результате сразу шесть команд набрали на очко больше, чем вылетевший во вторую лигу Ашхабад.

Правда, кара участникам «договорняка» была не самой жестокой. Обе команды всё равно вылетели во вторую лигу. Разве что у Липецка дисквалифицировали десять футболистов, при том, что только четверо из них участвовали в «договорняке». Сам «Металлург» с 1975 по 1978 годы носил другое название «Новолипецк», и только 1979-го вернул старое название «Металлург», под которым команда так и играла во второй лиге. Ашхабад же вернулся в первую лигу в сезоне 1976 года, под новым названием «Колхозчи».

1976 год. В интересах сборной.

Подготовка к летней Олимпиаде в Монреале привела к уникальному, пока в истории розыгрышей чемпионатов страны турниру. Женский волейбольный чемпионат страны проводили не среди команд, и даже не среди сборных республик, как было на Спартакиадах. Нет, это был чемпионат ведомств. Чтобы было понятно, в чемпионате СССР 1976 года выступали «Буревестник», «Динамо», Вооруженные Силы, ДСО профсоюзов и «Спартак». Играли в составах команд волейболистки из разных городов и даже республик. Допустим, за серебряного призера — команду общества «Буревестник» выступали волейболистки одесского «Медина» (медицинский институт), ленинградского «Буревестника» и МОПИ — команды педагогического института из Московской области. За бронзового призера «Динамо» играли волейболистки из динамовских команд Москвы, Ленинграда, Каунаса и Краснодара.

Победителем в том чемпионате стала… олимпийская сборная СССР, первый опыт выступления национальной команды в клубном чемпионате страны. Справедливости ради, заметим, что в ее состав входили игроки практически всех обществ. По три из Вооруженных Сил и «Труда», по две из «Буревестника», «Динамо» и «Локомотива». В том числе, уроженка Казани Лидия Логинова, выступавшая на тот момент за свердловскую «Уралочку».

Увы, она не пробилась в окончательный состав олимпийской сборной, а той не помог этот опыт завоевать «золото», и в итоге наши волейболистки стали вторыми на Играх-76.

1976 год. Два чемпиона за один год.

Также с олимпийским стартом было принято решение проводить в 1976 году два чемпионата страны. «Весенний», когда его лауреаты «Динамо» (Москва), «Арарат» (Ереван) и «Динамо» (Тбилиси) не получили никаких дивидендов на международной арене. Правда, динамовцы страны считают годом последнего чемпионства своей команды именно 1976-й, а не еще более далекий 1963-й. Зато лауреаты осеннего первенства 1976 года «Торпедо» и динамовские команды Киева и Тбилиси в полной мере воспользовались плодами своего успеха, сыграв в еврокубковых турнирах. Правда, и московские динамовцы участвовали в евросезоне, но на правах обладателя Кубка СССР 1977 года. Получается, что обделенным остался только «Арарат» — серебряный призер весеннего, «убогого» чемпионата. Испить с ереванцами горькую чашу от того разделения чемпионатов могли болельщики московского «Спартака». Осенью 1976-го их команда плохо сыграла, и вылетела в первую лигу по итогам всего-то одного круга. Объективно говоря, спартаковцы должны были вылетать из высшей лиге и по общей сумме очков — 23. Столько же у минского «Динамо», и на одно меньше и «Зари» из Ворошиловграда — 22. Но украинцы удачно выступили осенью, и остались в высшей лиге, а москвичи с минчанами вылетели. Хотя за «Спартак» болел практически всесильный Виктор Гришин — первый секретарь Московского горкома партии, но он не стал настаивать на том, чтобы «красно-белых» оставили в высшей лиге. А вы, Галицкий, говорите, социализм…

ЦСКА: …ОБЛАСКАННЫЕ БРЕЖНЕВЫМ

1978 год. «В интересах сборной ЦСКА».

Как несправедливо поступил с футбольным ЦСКА Сталин, так же несправедливо поступил уже со всем чемпионатом СССР по хоккею Виктор Тихонов — главный тренер ЦСКА. СВ то время советская команда перестала быть «красной машиной», став второй на чемпионате мира 1976-го и третьей на ЧМ-1977, третьей на «Кубке Канады"-76, разгромно проиграв дома в очень уважаемом в то время турнире «Приз Известий"-77 — 3:8 его победителям, сборной Чехословакии.

Тихонов, став тренером ЦСКА и сборной СССР одновременно, начал стягивать под флаги армейского клуба всех мало-мальски сильных хоккеистов страны. Продолжив, тем самым, практику, принятую еще при Анатолии Тарасове. Только тогда армейцы комплектовались за счет практики призыва в армию. А при Тихонове вошла в обиход фраза «в интересах сборной». Тем самым, в команде появились Хельмут Балдерис из рижского «Динамо», Сергей Бабинов и Сергей Капустин из «Крыльев Советов».

Благодаря декларируемым интересам сборной ЦСКА выигрывал чемпионаты страны, начиная с 1977-го по 1989 год. Наиболее абсурдным при этом выглядел сезон 1983−1984 года, когда армейцы выиграли 43 матча из 44, обойдя серебряных призеров спартаковцев на 28 очков, при двухочковой системе. Хотя это также был не «социализм», это чистейшей воды монополия на победы, когда армейский клуб собирал под свои ряды лучших воспитанников Воскресенска, Уфы, Челябинска, даже одноклубников из Ленинграда. Интрига и конкуренция в чемпионате страны были принесены в жертву победам на международной арене.

1979 год. «Пахтакор», Ташкент.

Гибель узбекистанской футбольной команды в авиакатастрофе привела к уникальной для советских соревнований ситуации — «Пахтакор» получил право три года играть в высшей лиге чемпионата СССР, независимо от итоговых результатов. Помимо того, на место 14 погибших футболистов, «Пахтакор» получил 11 футболистов-добровольцев из других команд высшей лиги. Остаток добирался из сильнейших футболистов Узбекистана.

К чести «Пахтакора» он только однажды, в 1981 году, воспользовался правом неприкосновенности, оставшись в высшей лиге не по спортивному принципу. Тогда пришлось вылетать ростовскому СКА — обладателю Кубка СССР того года. Да и состав у команды устаканился, за счет выходцев из собственной школы и других команд Узбекской ССР.

1982 год. Объединение СКА-«Карпаты» Львов.

Поначалу во Львове, присоединенном к составу СССР в 1939 году, была создана армейская команда СКА. Это было логично, так как футболисты сильных команд города Лемберг (как назывался город, находясь в составе Польши) четырежды побеждали в чемпионате Польши, но с большим неудовольствием восприняли приход советской власти. Создание в западно-украинском Львове команды СКА в 1949 году этом плане был идеальным выходом из ситуации.

«Карпаты» основали в 1963 году. И за достаточно короткое время профсоюзная команда стала сильнейшей в городе, настолько, что руководство Прикарпатского военного округа решило перевести военную команду в Луцк. В сезоне 1981 года обе команды выступили неудачно, «Карпаты» в первой лиге, а СКА — во второй, и руководство города решило объединить два коллектива. Это было сложно, с учетом того, что в СССР финансирование спорта лежало на спортивных обществах. СКА принадлежал Вооруженным Силам, а «Карпаты» являлись собственностью ДСО профсоюзов. Тем не менее, произошло слияние, и команда полностью перешла под протекторат армии. Именно в СКА-«Карпатах», кстати, проходил воинскую службу полузащитник сборной СССР Вагиз Хидиятуллин.

ХОРОШО РАБОТАЕШЬ СО СМЕНОЙ — ПЛОХО ИГРАЕШЬ ОСНОВОЙ

1987 год. «Трактор» остается в высшей лиге.

Челябинск получил от спортивного руководства страны преференции в сезоне 1987 года. Руководство федерации не могло не понимать абсурдность проведения чемпионата СССР только для определения серебряно-бронзового призеров и аутсайдеров. Дополнительную абсурдность ситуации придавал тот факт, когда хорошая работа клубной школы только мешала. Тот же Челябинск (Тыжных, Бабинов, Стариков, Макаров, Быков, Давыдов) делегировал шесть игроков сборной СССР в ЦСКА, подвергаясь набегам армейских селекционеров. В результате, по итогам сезона 1987 года челябинцы должны были вылетать из высшей лиги, после переходных матчей. Но высшую лигу увеличили с 12 до 14 команд, и вместе с «Трактором» повезло «Торпедо» из Усть-Каменогорска.

1989 год. Казань вернулась в высшую лигу.

Как говорится «коготок увяз, всей птичке пропасть». В этом сезоне в числе аутсайдеров оказались горьковские торпедовцы. И теперь высшую лигу пришлось увеличивать до 16 команд, благодаря чему в «вышку», вместе с сохранившими там место горьковчанами, вернулся казанский СК им. Урицкого. И, после неудачного дебюта в сезоне 1962−63 годов, казанцы уже не покидали класс сильнейших чемпионатов СССР и России.

P.S. Одним словом, при всей неоднозначности социалистической эпохи нашей страны, советский спорт даст 100 очков вперед российскому. При СССР не было перехода системы розыгрыша футбола и хоккея на траве с «весны-осень» на «осень-весну». Не было лиг, куда команды могли попадать не по спортивному принципу, а, благодаря наличию финансов и спортивной инфраструктуры. Как и не было исключения команд из розыгрышей чемпионата по этим же причинам. Почти не было передислокации команд, которая объяла нашу страну, когда в Россию потянулись команды со всего Союза: баскетбольная из Алма-Аты, «травяная» из Андижана. А потом начали тасоваться команды уже в самой России. И в СССР команды не снимались с чемпионата, как это почти в массовом порядке делают футбольные команды первого дивизиона.

Джаудат Абдуллин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх