комментарии 0 в закладки

Андрей Ащев: «Я уже потерял надежду попасть в сборную, когда получил вызов»

erid:

Сегодня в Калининграде сборная России по волейболу попытается прервать серию неудач в Мировой лиге в поединке с американцами. Два года назад именно в этом городе в национальной команде дебютировал блокирующий Андрей Ащев. В интервью «БИЗНЕС Online» блокирующий казанского «Зенита» рассказал о пользе агентов, знакомстве на школьном выпускном с будущей женой, выступлении в пляжном волейболе в паре с Игорем Колодинским и «партизане» Николае Павлове.

Андрей Ащев уже много лет входит в число топовых блокирующих российского волейбола, а вот в сборной России он дебютировал довольно поздно, в 30-летнем возрасте. 7 июня 2013 года он сыграл в Мировой лиге против Ирана (3:0), а за год с небольшим до Олимпиады в Рио-де-Жанейро капитанит в национальной команде.


1.jpg

Капитан сборной России Андрей Ащев


«ПЕРЕД ДЕБЮТОМ В СБОРНОЙ НЕ СПАЛ ВСЮ НОЧЬ»

— Андрей, в 2001 году вы были признаны лучшим игроком юниорского чемпионата Европы, но в национальную сборную не могли попасть очень много лет.

— Потому что в России всегда было много классных блокирующих. Кого не назови — все звёзды. Сначала были Алексей Казаков, Андрей Егорчев, Алексей Кулешов, затем появились Александр Волков, Дмитрий Мусэрский и Николай Апаликов. Все это мастера высочайшего уровня, которые многое умеют в волейболе. У каждого есть свои плюсы. Если говорить о Коле и Диме, то они, помимо прочего, обладают хорошими силовыми подачами, которые усложняют соперникам жизнь.

— Вы, кажется, уже давно перешли на планирующие подачи?

— Да, хотя в свое время неплохо подавал в прыжке. Но подача была нестабильная, поэтому в «Локомотиве» тренеры запретили силовую. Было принято решение, что перехожу на планер, как и большинство блокирующих в мировом волейболе.

— Был момент, когда уже потеряли надежду попасть в сборную?

— Я много лет ждал, что меня вызовут, но в 2013 году решил, что этого уже никогда не произойдет. И когда я уже ни на что не рассчитывал, получил вызов! Я был очень рад, потому что долго к этому стремился. Думаю, на мое попадание в сборную повлияли два фактора — хороший сезон в уфимском «Урале» и достаточно долгий опыт совместной работы с Андреем Воронковым в «Локомотиве».

— Вы дебютировали за сборную в матче, когда вам было уже 30 лет. Волновались?

— Очень переживал, не спал всю ночь. После утренней тренировки смог уснуть на часок, но это был всего час за целые сутки! Во время игры все было, как в тумане. Хорошо, что мы выиграли. Конечно, в молодости переживал перед играми, но потом это исчезло и вот перед дебютом в сборной эмоции не давали уснуть.

— Поражения быстро забываете?

— Нет, не получается. После игры до глубокой ночи в голове крутятся мысли, особенно если не забил какой-нибудь важный мяч, который мог решить исход встречи. В целом, дня два-три мысли крутятся в голове. После побед все иначе — поужинал и уже забыл про игру.

«НА ВЫБОРАХ ГОЛОСОВАЛ ЗА АПАЛИКОВА»

— Есть спортсмены, которые наделены огромным талантом, а есть те, которые добиваются успеха через колоссальный труд. К какому типу вы себя относите?

— Ко второму. Откровенно говоря, большого таланта у меня нет, но я стараюсь брать свое за счет желания и большой работы. Если я не буду работать в тренажерке и делать 30−40 ударов во время каждой тренировки, то могу потерять форму. А есть ребята, которые от природы наделены огромным талантом и могут через сетку перепрыгнуть. Они просто выходят и играют, могут в меньшей степени выкладываться на тренировках.

— Все тренеры и игроки отзываются о вас только с самой лучшей стороны. Неужели нет не одного недостатка?

— Наверное, это лучше видно окружающим.

енглд.jpg

— Ну, вам хотя бы желтые карточки доставались когда-нибудь?

— Было пару таких случаев за всю карьеру. Это были матчи, когда о волейболе уже было невозможно думать — настолько безобразно работали судьи.

— Во время последних матчей Мировой лиги из-за видеоповторов постоянно возникали паузы. Как к этому относитесь?

— Если арбитры в течение минуты принимают решение, то это не сбивает ритм игры, а вот если пауза затягивается на три-четыре минуты, то это напрягает.

— Вы были капитаном в «Локомотиве», в краснодарском «Динамо», теперь в сборной. Неделю капитанили и в «Зените».

— Да, Владимир Романыч назначил на время кубковых матчей. Затем, когда команда собралась в полном составе, тренер выставил на голосование две кандидатуры — меня и Апаликова. Я свой голос отдал за Колю и мнение команды совпало с моим. Апаликов много лет в команде, настоящий лидер.

— Прошлый клубный сезон — лучший в вашей карьере?

— По титулам — однозначно. Я впервые стал чемпионом России, впервые выиграл Лигу чемпионов, играл много. Сезон и для меня, и для нашей команды получился отличным. Постараемся продолжить в том же духе в следующем сезоне, тем более состав почти полностью сохранился.

— Что для вас капитанство и какие в этом есть минусы?

— Прежде всего, когда ты становишься капитаном, чувствуешь доверие тренеров и партнеров по команде и ощущаешь больше ответственности. Что касается минусов, то надо после каждого матча общаться с журналистами. (Улыбается).

— Кстати, весь прошлый сезон вы держали обет молчания. Почему?

— Решил, что буду делать, а не говорить. После завершения сезона никому их журналистов в интервью не отказывал.

«СЛОЖНО РАЗГОВАРИВАТЬ С НАЧАЛЬСТВОМ О ДЕНЬГАХ»

— В раздевалке часто говорите пламенные речи?

— Я не фанат таких вещей. На площадке могу подбодрить команду, а в раздевалке перед игрой больше говорит тренер.

— Бытует мнение, что пока на российских игроков не накричишь матом, они нормально играть не будут.

— Не буду спорить, есть игроки, которым нужна встряска, которые без нее не могут. Но лично я не стану лучше играть, если на меня наорут.

photo_1429817858_8.jpg

— В последние годы в волейболе становится все больше агентов. Когда вы впервые начали пользоваться услугами этих людей?

— Наверное, около десяти лет назад, когда я еще играл за «МГТУ-Лужники». Кажется, именно тогда при участии Юрия Сапеги появилось самое популярное ныне агентство «Волей Сервис».

— Агенты облегчают жизнь?

— Да, потому что меньше приходиться общаться с руководителями клубов. Лично мне непросто разговаривать с начальством, особенно когда дело касается денег. С агентом проще. Если речь о переходе, то говоришь свои предпочтения по клубам, приемлемые условия по контракту и тебе ищут варианты.

— Кто ваши главные друзья из мира волейбола?

— Стабильно общаюсь с Колей Павловым, Славой Кургузовым, Денисом Калининым. Часто бывает, что с кем-то хорошо общаешься, когда играешь в одной команде, а затем связь пропадает. А с этими ребятами регулярно вижусь и созваниваюсь. Честно говоря, вне волейбола друзей у меня, наверное, даже больше.

— Как дела у Павлова? Говорили, что он поедет играть в Польшу.

— Вы знаете, Коля он как партизан — ничего не говорит! (Смеется). Я отношусь к этому с пониманием. Когда придет время, объявит сам. Сейчас он занимается здоровьем и хочет вернуться в сборную.

«МГТУ-ЛУЖНИКИ БЫЛИ ПОХОЖИ НА НЫНЕШНИЙ «ФАКЕЛ»

— В одном из интервью вы говорили, что вашим кумиром в детстве был Руслан Олихвер. В сезоне 2001/02 вы вместе играли за «МГТУ-Лужники».

— Оказавшись с ним в одной команде, продолжал равняться на него. Смотрел как он работает на тренировках, перенимал опыт. У нас была сильная команда. Вячеслав Рудь, Максим Терёшин, Роман Архипов. В том сезоне мы заняли второе место, проиграв в финале «Белогорью». После этого Олихвер и многие другие лидеры покинули команду. Остался я, Тарас Хтей, Алексей Ежов, Павел Зайцев стал основным связующим. Команда серьезно омолодилась, мы были похожи на нынешний «Факел» — задорные, дерзкие, никого не боящиеся. Если продолжать проводить параллели, то нынешний генеральный секретарь Всероссийской федерации волейбола Александр Яременко был в нашей команде Игорем Колодинским — помогал молодежи, сплачивал коллектив. Мы тогда стали седьмыми, а в четвертьфинале Лиги чемпионов проиграли будущем чемпиону «Белогорью».

— Первая зарплата в волейболе не разочаровала?

— Я тогда не думал о деньгах. Хотел прогрессировать, куда-то пробиться. Из Георгиевска меня взяли во вторую команду МГТУ, которую возглавляла Ольга Георгиевна Вербова. Затем была основная команда и переход в московское «Динамо», где мне довелось поработать с Юрием Николаевичем Сапегой. Этот человек как менеджер поднял российский волейбол на несколько уровней вверх. Именно при нем уровень зарплат в волейболе начал расти и стали появляться первые легионеры. В «Динамо» моими одноклубниками были Владимир Грбич и Доминик Дакен.

«ОДНАЖДЫ ИГРАЛ НА ТУРНИРЕ С КОЛОДИНСКИМ»

— В «Урале» вы играли под руководством итальянца Анджиолино Фригони, а в Краснодаре работали с аргентинцем Хавьером Вебером. Что больше всего запомнилось?

— У Вебера был интересный тренировочный процесс, которого я больше ни у кого не встречал. Мы работали очень интенсивно, на скорости, без передышек. Уставали на тренировках, но во время игр было легче. У Фригони тренировки были более спокойными. Он тренер старой школы. Требовал выполнение того или иного элемента до тех пор, пока не будет идеально. Сейчас многие итальянские тренеры действительно много внимания уделяют статистике, но Фригони на этом не зацикливался. К тому же в «Урале» у нас была возрастная команда с опытными игроками, поэтому ему приходилось меньше что-то объяснять и чему-то учить.

2.jpg

— Проблем в общении с иностранными тренерами не было?

— Нет. В Уфе помощником Фригони был Федерико Рампаццо, он за полтора года в России с репетитором очень неплохо выучил язык. К тому же Алексей Казаков, в совершенстве владеющий итальянским, мог помочь, если это было необходимо. Довольно просто было общаться. Что-то на русском, что-то на английском, что-то на жестах.

— В отпуске, наверное, прячете мяч куда-нибудь подальше, чтобы его не видеть?

— Однажды не брал в руки мяч целый месяц, потом было невероятно тяжело втягиваться в игру. Так что таких больших перерывов больше не допускаю. Как минимум два раза в неделю мяч обязательно нужно подержать, поэтому в отпуске играю с друзьями в пляжку — совмещаю приятное с полезным. Игра на песке полезна для физического состояния.

— В официальных турнирах по пляжному волейболу когда-нибудь участвовали?

— Было такое однажды. Кажется, в 2005 году. Игорь Колодинский мне позвонил на неделю до первого этапа чемпионата России и предложил сыграть в Анапе. В первой же игре мы в группе сенсационно обыграли прошлогодних чемпионов. Тех, кто играл в силовой манере мы могли обыграть, а вот против техничных парней было намного тяжелее.

«ЕСЛИ БЫ НЕ ВОЛЕЙБОЛ, РАБОТАЛ БЫ НА ЗАВОДЕ»

— Говорят, что каждый человек должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына.

— Нашему сынишке Славе сейчас полтора года, дочке Ане — три годика, а дом строится. Рядом с ним обязательно посадим деревья.

— Вы играли в семи городах. Где решили обосноваться?

— В Георгиевске, на родине жены. Это в Ставропольском крае, в ста километрах от Буденновска, где я родился.

— Довольно далеко от мегаполисов.

— А нас не очень тянет в большие города. Мы жили в Москве — суета, беготня, ничего не успеваешь. Решили с супругой, что на юге будет лучше. Бабушки хотят чаще видеть своих внуков, да и все родственники там.

— Чем занимаются люди в Буденновске?

— Еще в советское время там появился большой завод по производству полиэтилена. Это предприятие стало градообразующим. Практически все население на нем работало, у меня родители там познакомились.

— То есть вас ждала перспектива стать заводчанином?

— Да, если бы в Буденновск после начала военных действий в Чечне не переехал волейбольный тренер Валерий Поцелуев. При нем местная школа быстро начала развиваться и выдавать хороших игроков. В 15 лет я уехал в Георгиевск и уже тогда понял, что волейбол — мое будущее. К счастью, это та работа, которая мне не надоедает. Каждый день прихожу на тренировку и пытаюсь стать лучше.

— Вы сейчас самый известный человек города?

— Не знаю на счет популярности, но многие ходят в футболках с фамилией Ащева. Во время каждого приезда стараюсь дарить друзьям и знакомым игровые майки.

— Как вы познакомились с будущей супругой?

— В школе, на последнем звонке. Это было 25 мая, в этом году 15 лет с момента нашего знакомства. Все это время, где бы я ни играл, Елена была рядом со мной.

— Слышал, что вас часто возит супруга или одноклубники.

— У меня нет прав. Сначала не было желания учиться, потом все откладывал. Сейчас уже жена говорит: «Зачем тебе машина в 30 лет?». Но я все-таки намерен получить права, пригодится. Теоретическую часть сдал, теперь нужно будет сдать практику. Свои часы с инструктором я накатал и вроде бы всё было нормально, тем более в Казани движение куда спокойнее, чем в Москве.

— Что для вас счастье?

— Когда мои родные и близкие рядом и живы-здоровы. Все остальное — дело наживное.

— О чем мечтаете?

— Конечно, хочется сыграть на Олимпиаде. За год до Игр в Рио эти мысли все чаще лезут в голову. Сделаю все от меня зависящее в играх за клуб и сборную, а там уже тренерский штаб решит. Конечно, нынешняя серия неудач получается болезненной, но мы ищем свою игру, чтобы начать побеждать и радовать болельщиков.

ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»

Андрей АЩЕВ

Амплуа: блокирующий

Рост: 202 см.

Дата рождения: 10 мая 1983 года

Место рождения: Будённовск, Ставропольский край

Карьера: «Спартак» (Георгиевск) — 1999−2001; МГТУ-«Лужники» (Москва) — 2001−2003; «Динамо» (Москва) — 2003/04; «Луч» (Москва) — 2004/05; «Факел» (Новый Уренгой) — 2005/06; «Локомотив» (Новосибирск) — 2006−2012; «Урал» (Уфа) — 2012/13; «Динамо» (Краснодар) — 2013/14. С 2014 года — в «Зенит-Казань».

Достижения: победитель Лиги чемпионов (2015), чемпион России (2015), обладатель Кубка России (2010, 2011, 2014), серебряный призёр чемпионата России (2002, 2004, 2013), серебряный призёр Кубка Вызова (2013).

Достижения в сборной: победитель Мировой лиги (2013), чемпион Европы (2013), серебряный призёр Всемирного Кубка чемпионов (2013).

Фото: zenit-kazan.com, volleyufa.ru, worldleague.2015.fivb.com

Читайте также:

Симон, Бруно, Сандер и еще 7 волейболистов, которые украсили бы чемпионат России

Владимир Алекно: «Раньше скептически относился к памятнику Тетюхину»

Алмаз Хаиров
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
1
-
читайте также
наверх