комментарии 1 в закладки

Геннадий Жуков: «В Татарстане реализуется пилотный проект по развитию тенниса, опыт которого будет востребован по всей России»

erid:

С марта 2013 года на базе Казанской академии тенниса начал действовать пилотный проект «Программа развития тенниса в Татарстане» под руководством Президента федерации тенниса России Шамиля Тарпищева. Одно из главных действующих лиц данного проекта, член правления Федерации тенниса России, Председатель тренерского совета ФТР Геннадий Жуков, в эксклюзивном интервью для «БИЗНЕС Online», рассказал о проекте, реализация которого должна превратить республику в ведущий регион по развитию тенниса.

«МЫ НЕ ОЗАБОЧЕНЫ ВОПРОСАМИ О НАПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА»

— Геннадий Кимович, до недавнего прошлого теннис и Татарстан шли параллельными, казалось бы, практически не пересекающимися прямыми. Откуда возникла идея проекта по развитию тенниса в республике?

— Даже из заинтересованных лиц мало кто понимает, что сейчас происходит в Казанской академии тенниса. А здесь развивается новый для Татарстана, и в чем-то даже для всей России проект «Программа развития тенниса в Татарстане». Ее развитие поддерживает Президент республики Рустам Минниханов.


Геннадий Жуков.JPG

Геннадий Жуков


Эта программа вбирает в себя целый ряд направлений. Это и серьёзная селекция по выявлению талантливых юных спортсменов, и комплектование команд, которые будут выступать на различных Спартакиадах, Универсиадах, чемпионатах и первенствах страны и федерального округа, в самых престижных официальных международных соревнованиях. Это и развитие тенниса по республике, в том числе развитие материальной базы, капитального строительства объектов, проведение в республике соревнований самого разного уровня, насыщение республики специалистами, открытие кафедры тенниса и бадминтона на базе Поволжской академии спорта, пропаганду и популяризацию нашего вида спорта. Уникальность проекта в тактике решения задач, которые стоят перед программой.

— Расскажите об этой тактике.

— Начнем с того, что теннис пока не входит в число самых популярных в республике видов спорта. По рейтингу популярности теннис пока занимает далеко не самое почётное 39-е место из 50 видов спорта. На территории Татарстана работают лишь 4 отделения тенниса в комплексных ДЮСШ, в которых занимаются чуть меньше 400 детей, точнее 394 юных теннисиста. Поэтому задача усложняется. По законодательству за решение этой задачи отвечает региональная федерация тенниса. Но не может общественная организация с малым штатом работников, большей части не освобожденных, как их раньше называли общественников, справиться с решением всех перечисленных задач. Только проведение турниров, которых насчитывается в год 52 по республике, будет занимать работой каждую неделю текущего года. Тогда за бортом остаются остальные вопросы, и совершенно очевидно было, что федерация «захлебнется». Поэтому в начале пути было принято стратегическое решение, которое сейчас, достаточно успешно, реализуется. Для решения задач спортивной подготовки была создана «Казанская академия тенниса» — как юридическое лицо, которая занимается вопросами повышения квалификации тренеров, селекцией и подготовкой перспективных теннисистов. Мы (ФТР) учредили эту организацию на паритетных основах с Федерацией тенниса Татарстана. Это пилотный проект, ни в одном из регионов России, развивающих теннис, подобного еще не было. Если кто-то скажет, что в других городах и весях есть какие-либо Академии тенниса, отвечу, что там только вывеска соответствует. В остальном же эти «Академии» представляют бизнес-проекты в чистом виде. Есть корты, есть группы и тренеры, перед которыми стоит задача заполнить объект и отбить, вложенные инвестором деньги. Ни о каком спортивном развитии речи не идет.

В нашем случае мы о бизнес-вопросах думаем в минимальной пропорции. У нас есть определенный бюджет, в который мы обязаны укладываться. Мы не озадачены многими вещами, о которых думают инвесторы коммерческих «Академий». Задача добиться оптимальными вложениями максимального результата.

«ПОКА ТЕННИС В ТАТАРСТАНЕ РАЗВИВАЮТ СЕМЬ ГОРОДОВ»

— Сразу вопрос — почему Татарстан стал пионером в развитии этого пилотного проекта? Понятно, что у нас уже была Казанская академия тенниса, как большое здание с инфраструктурой. Понятно, что у нас есть Поволжская академия спорта, на базе которой можно готовить специалистов. Есть обоюдное желание развивать теннис у двух, как я понимаю, президентов: республики Татарстан и Федерации тенниса России Шамиля Тарпищева. И все же почему мы?

— Вы уже сами, перечислив в вопросе все имеющиеся составляющие, ответили — почему Татарстан?

Шамиль Тарпищев тезисно сказал о развитии тенниса — «Мы идем туда, где нас хотят видеть, где хотят развивать теннис». Уже была инфраструктура, было желание, и грех было не организовать здесь спортивную работу. К сожалению, теннис, как вид спорта, пока не очень популярен в республике. В Татарстане количество занимающихся нашим видом спорта составляет порядка четырех тысяч человек. Из 9 муниципальных образований Татарстана с населением 50 тысяч и более человек, в семи муниципальных образованиях теннис существует в каком-либо виде. Я могу их перечислить: Казань, Альметьевск, Набережные Челны, Зеленодольск, Елабуга, с недавнего времени Лениногорск, и Чистополь, правда, там он существует в микроскопическом виде. И только в четырёх из них есть условия для круглогодичных занятий теннисом.

— Тенниса нет даже в Нижнекамске?

— Совершенно верно. Там он пока в зачаточном состоянии. Во всех этих городах насчитывается всего 79 открытых и крытых кортов, причём часть из них — это универсальные спортивные залы с теннисной разметкой и сеткой, а часть летних кортов требует срочной реконструкции или просто замены игрового покрытия.

Когда мы начали реализацию проекта, то на первом этапе провели определенную селекцию из числа четырех сот теннисистов всех возрастов. Таким образом, образовался круг спортсменов разного возраста, порядка 35 человек, которые составили сборную республики. И с ними была начата работа по совершенствованию мастерства. В отличие от многих популярных видов спорта мы пошли совершенно другим путем. Потому, что изначально не планировалось закупать варягов в татарстанский теннис, а работать с теми перспективными спортсменами, которых отобрали.

Второе: увы, существующие нынче нормативно-правовые нормы я имею ввиду прежде всего очень далёкий от совершенства федеральный стандарт спортивной подготовки по теннису зачастую просто не дают возможности нормально работать. Потому, что в подобных документах прописано, к примеру, что в группе должны заниматься 15 детей, формируется определенный режим тренировок, и так далее. У нас подобных норм не было, и мы могли строить работу так, как считаем нужным. Есть в группе четыре человека, на которых стоит обратить внимание, мы работали с таким количеством, если два-работали с двумя. Но в любом случае количество занимающихся у нас в группах позволяет вести в том числе индивидуальную работу на высоком профессиональном уровне.

Естественно, для работы необходимо было собрать сильный тренерский коллектив. Это большая проблема, парадокс которой заключается в том, что легче построить шикарный теннисный комплекс, чем найти хорошего тренера, готового работать, как со взрослыми, так и с начинающими спортсменами на результат. Но мы решили эту проблему, создав пожалуй самый сильный на сегодня тренерский коллектив в России. Изначально нам помогали такие звезды советского и российского тенниса, как Лариса Савченко и Анастасия Мыскина. С начала проекта с нами работают Александр Богомолов, Владимир Фадеев, Дмитрий Дегтярев. Приехали два специалиста из Беларуси, тренер из Узбекистана, плюс казанские наставники Антон Кратюк и Владислав Горшенин, Тимур Вахитов. Уже полгода в Академии работает опытный специалист Александр Борисович Валенцев, воспитавший таких известных спортсменок как Евгения Линецкая и Юлия Путинцева Привлекли спарринг-партнеров. Нашли специалистов по физической подготовке, организовали медицинское сопровождение, с нами работает комплексная научная группа под руководством Анны Скородумовой, которая два раза в год тестирует спортсменов. Эта же КНГ работает, кстати, при сборной России.

На Западе на именитого теннисиста работают подобные команды, примерно по пять специалистов на одного спортсмена, у нас подобная команда работает на всю сборную Татарстана, но таковы реалии.

В нынешней сборной команде шесть возрастных категорий. Взрослые спортсмены, юноши и девушки до 18 лет, до 16 лет, до 14 лет и до 12 лет. И у каждой возрастной группы свой календарь соревнований. Следовательно, для каждой из групп разрабатывается свой график выступлений. Даже в одном возрасте в зависимости от уровня подготовленности спортсменов и конкретных тренировочных задач могут быть разные календари, поскольку спортсменам необходимо ездить на турниры соответствующих категорий.

«СОБЫТИЯ НА УКРАИНЕ, ПОЗВОЛИЛИ ПРИГЛАСИТЬ В ТАТАРСТАН СПОРТСМЕНОК И ТРЕНЕРОВ»

— Геннадий Кимович, вы говорили о том, что в сборной только татарстанские воспитанники. Но ведь там есть спортсмены из Тольятти, Самары, даже с Украины.

— Если человек поступил в Поволжскую академию спорта, переехал в Казань, он становится членом сборной республики. В первую очередь, мы опираемся на своих спортсменов и свои кадры. Но мы столкнулись с такой ситуацией, что по разным возрастам набирается далеко не полноценный состав, и в каком-то возрасте могут быть единицы, которые могут не испытывать конкуренции и это неправильно. Поэтому, чтобы доукомплектовать сборную, мы локально привлекаем из других регионов перспективных спортсменов, которые хотят повышать свое мастерство. Но общее количество приглашенных, при этом, не превышает 20−25%. Причём действуем при этом очень осторожно, точечно. И во всех случаях избегаем ситуации «факир на час». Уж если возникает ситуация, когда родители несовершеннолетних спортсменов обращаются к нам с намерением прийти к нам в Академию для продолжения спортивной подготовки своих детей (а это случается по самым разным причинам), то на этот случай у нас работает предельно жёсткий алгоритм, от которого мы не отступаем — никаких параллельных зачётов с другими территориями, спортсмен постоянно живёт и тренируется в Казани, здесь же учится и соответственно выступает за Татарстан, имеет Казанскую или Татарстанскую регистрацию (прописку).

По Украине я могу сказать, что не было бы счастья, да несчастье помогло. Известные события на Украине привели к тому, что из регионов, охваченных военными действиями, начали уезжать люди. А это, в том числе, и Донецк, один из признанных теннисных центров Советского Союза. Где работал известный наставник Владимир Камельзон. Из Донецка в сборную Татарстана попала Гульнара Назарова, как раз в тот возраст, где была нехватка по девушкам. Она может еще 2 года играть среди юношей и девушек, и это для нас очень хорошее приобретение. Оттуда же в Татарстан переехали три тренера по теннису, которые сейчас начали работу в Лениногорске в новом теннисном центре.

— А украинские специалисты не вернутся на родину, в случае, если там положение нормализуется?

— Во-первых, до нормализации обстановки в этом регионе, судя по последним событиям, ещё очень далеко. Во-вторых, я говорил о целой семье, муж Сергей Меняйло, жена и взрослая дочь Наталья и Евгения Чудаковы, которые посвятили себя тренерской работе в теннисе, и сейчас они будут поднимать работу в Лениногорске. А мы, в свою очередь, запустили процесс с предоставлением им российского гражданства. И тут уже наша задача совместно с муниципальными и республиканскими властями создать этим специалистам достойные условия труда и жизни, чтобы ни о каком возвращении речи быть не могло. Кстати, желающих «перетащить» эту семью специалистов из Лениногорска к себе на сегодня хватает и в России.

Что касается Назаровой, то она с мамой играла в Казани юношеский турнир, и во время него мы разговорились. Оказывается, они на машине едва успели уехать из-под обстрела. А Гульнара входит в 150 сильнейших спортсменок мира в своей возрастной категории. Причем, ей только 16, а котируется она в 150 среди 18-летних. Естественно, возникло обоюдное желание совместной работы, в результате которой Назарова уже успела стать серебряным призером первенства России до 18-лет, что позволило ей войти в состав молодежной сборной страны.

Что касается отдачи от тех спортсменов, с которыми мы начали заниматься здесь «с нуля», то мировой опыт показывает, что подготовка теннисиста международного уровня занимает порядка 7−10 лет.

— Если говорить об олимпийских перспективах, то, видимо, надо нацеливаться на 2020 год?

— Я хочу сказать, что, если не олимпийские, то перспективы на Универсиаду у нас уже есть. Воспитанница казанского тенниса Ксения Лыкина долгое время жила и тренировалась в Чехии, где добивалась достаточно высоких результатов. Выиграла две золотые медали и одну бронзовую на Универсиадах 2011 и 2013 годов. Но потом случилась травма, тяжелое возвращение. Сейчас ей удалось перезапустить свою карьеру, последние годы тренируясь на нашей базе в составе сборной Татарстана.

Из уже первых промежуточных результатов татарстанской команды отмечу:

— Осенью 2013 году в Ростове наши юноши и девушки завоевали половину наград на личном первенстве России; Девушки старшей возрастной группы до 19 лет выиграли командное первенство страны; В прошлом году ребята старшего возраста до 19 лет также выиграли командное первенство России. Это, между прочим, усилия не одного лидера, какого-нибудь вундеркинда, а результат работы всех спортсменов команды; Наконец, в этом году наши маленькие таланты мальчишки в возрасте до 13 лет, выиграли командное первенство страны и завоевали 1 золотую медаль в парном разряде и 1 серебряную в одиночном на личном первенстве России; На недавнем личном первенстве России в Балашихе наши старшие девушки попали в два финала из четырех. Мы стали системно добиваться хороших результатов на национальном уровне. А по итогам первого полугодия 2015 года в сборную команду России дополнительно включили двух «сборников», подготовленных нами в Татарстане. Таким образом, общее количество татарстанских спортсменов, вошедших в сборную команду страны составляет на сегодня восемь человек.

«НАШ ОПЫТ ИЗУЧАЮТ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ, МЕККЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕННИСА»

— В чем заключается сотрудничество с Поволжской академией спорта?

— Помимо создания кафедры тенниса и бадминтона, которая даст свой результат в ближайшем будущем, мы совместно с вузом проводим семинары по повышению квалификации тренеров и специалистов по теннису. Три семинара были проведены только в завершившемся учебном году, сюда приезжали специалисты со всей страны. И, конечно, сам объект -Казанская академия тенниса, где в этом сезоне появилось еще 4 грунтовых корта. Благодаря реконструкции и строительству академия станет уникальной спортивной площадкой для теннисистов Татарстана и всего Поволжья, второй (после «Русской теннисной академии» в Московской области) по количеству грунтовых кортов в России. Наличие такого количества кортов мирового уровня позволит Казани проводить международные соревнования серий ITF, АТР, WTA с призовым фондом свыше $ 50 000 уже на 2 видах покрытий — харде и грунте.

— Кто возглавит кафедру тенниса и бадминтона в Поволжской академии спорта?

— Планируется, что заведующим кафедрой станет Ольга Игоревна Жихарева. Она является заместителем руководителя комплексной научной группы при сборной России, также задействована в нашем проекте с самого его начала, преподавала студентам на отделении тенниса, помогала правильно организовать всю работу с детьми дошкольного и малого школьного возраста.

Хочу заметить, что к нам уже приезжают за опытом. В частности, была целая делегация из Краснодарского края, во главе с вице-губернатором и министром спорта.

— Краснодарского края? У них же под боком Сочи, откуда вышел Евгений Кафельников, где делала свои первые шаги в теннисе Мария Шарапова.

— Тем не менее. Подобный проект хотят создать на базе одного из олимпийских объектов «Адлер-Арены». В Рязанской области интересуются нашим проектом. В принципе, этот проект на всю Россию, опыт которого должен быть взят на вооружение всеми, кто хочет развивать теннис.

— Кто приходит в теннис? Во многих циклических видах спорта открыто признают, что набирают в группы мальчиков, которые не подошли в футболе или хоккее, иными словами «лучшие из худших».

— Нет, в теннис, в большинстве своем, приходят те, кто хочет им заниматься. Точнее, приводят родители. Причем, необязательно из обеспеченных семей, поскольку на начальном этапе, когда дело не дошло до разъездов по детско-юношеским соревнованиям, занятия теннисом финансово не обременительны. Любая семья, где оба родителя работают, может позволить себе оплачивать тренировки в общих группах. Причем, более обеспеченные люди могут ошибаться, когда изначально стремятся отдать свое чадо тренеру для индивидуальных тренировок. Зачем? Ребенок должен расти в социуме, он должен научиться общаться со сверстниками, следовательно, должен изначально тренироваться в группе. Вот, когда уже приходит время разъездов по турнирам, преимущественно международным, тогда занятия теннисом ощутимо бьют по карману.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх