Михаил Накоряков: «На меня наехали трое хулиганов, а на них набросились мои девчонки»
Главный тренер женской сборной России по водному поло Михаил Накоряков — фигура интересная: он начал тренировать ватерполисток, хотя сам играл в футбол, он стал директором бассейна, хотя не умел плавать. В интервью «БИЗНЕС Online» наставник рассказал о том, как основал команду в Златоусте, используя наработки из футбола и хоккея и вспомнил, как защищал воспитанниц от хулиганов, а воспитанницы потом защищали его самого.
Михаил Накоряков
«ЕСТЬ ИГРОКИ, КОТОРЫМ ВСЕ ПО БАРАБАНУ»
— Перед нашим интервью я поговорил просто для понимания нюансов женского водного поло с тренером сборной Франции Максимом Апанасенко. На вопрос — чем отличается женское водное поло, он привел свежий пример, когда хотел выпустить игрока на замену, а она в этот момент ревела навзрыд. Из-за того, что партнерша по команде что-то ей высказала. Это проблема только французских ватерпольных мадемуазель?
— Такой же пример я могу привести из собственной команды. Прямо сегодня у нас выпала из игры одна из ватерполисток, которой, видите ли, что-то не понравилось. Сидит на скамейке, как в воду опущенная, выходит на площадку совсем без настроя. Есть игроки эмоциональные, взрывные, а есть те, кому по барабану — кто и что о них говорит или думает, они просто выходят в бассейн и делают свою работу. По моим ощущениям большинство таких игроков в сборных Австралии и Америки, поэтому они и входят в число лидеров женского водного поло. У меня было много таких, среди первых моих воспитанниц. Им было по барабану все, кроме достижения результата.
— Вы пришли в водное поло в 35 лет. Чем занимались до него?
— Спортом, чем же еще. Конкретно футболом. На первенство области играл в Свердловске, во Владивостоке играл в местной команде мастеров. Но в 23 года травма выбила меня из спорта. Пошел учиться юристом, но связи со спортом не прерывал. Стал директором местного бассейна в 1977 году, хотя плавать на тот момент не умел. Но научился. Причем, настолько, что набрался наглости и набрал учеников, которых начал обучать плаванию. Из моей группы вышло пять мастеров спорта Советского Союза.
— Что-то никак не можем подобраться к водному поло…
— Оно в моей жизни появилось случайно. Я вместе с хоккеистами нашего «Таганая» из Златоуста поехал в столицу. Они получать хоккейную амуницию, я — «в Москву разгонять грусть-тоску». И в командировке зашел в спорткомитете в один из кабинетов, где сидели специалисты по развитию женского водного поло, нового тогда в стране вида спорта. А мы в Златоусте к тому времени уже использовали на тренировках пловцов некое подобие водного баскетбола, когда вешали над бортиками кольца, и пытались забросить туда мяч. Причем, действовали в воде наподобие ватерполистов. Я рассказал об этом специалистам, говорю — «приглашайте нас на соревнования». Через некоторое время пришел вызов играть турнир в Горьком. Мы поехали играть с местной командой и только на месте стали изучать правила игры. Ко мне подошла одна из спортсменок, говорит: «Оказывается надо только одной рукой играть». Я говорю: «В чем проблема? Убирай вторую руку и играй». Поднялся на трибуны, спрашиваю у местного: «Слышь, парень, а сколько человек должно быть в составе?» Он на меня смотрит, как на идиота, а это был, кстати, Сергей Фролов, с которым мы потом работали со сборной страны на Олимпиаде. Ну, мы на свежачка даже первыми гол забили в стартовом матче с командой хозяек. Потом они, естественно, «на опыте» набросали нам полный мешок и обыграли, кажется, 18:3. Мы почти всем на стартовом турнире продули и только в последнем матче вничью сыграли. После окончания турнира я собрал девчонок, спрашиваю что будем дальше делать? Они мне отвечают, что пока хотя бы один матч не выиграем, мы водное поло не бросим. Тем самым, нам был брошен вызов. Начали тренироваться в бассейне, который находился в подвальном помещении, 25 на 8. На следующий 1986-й год мы стали вторыми в стране, а в 1989 году стали бронзовыми призёрами чемпионата СССР.
«ЕВГЕНИЙ ЛОВЧЕВ СВЕЛ МЕНЯ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ВОДНОГО ПОЛО»
— Как вы изучали премудрости водного поло?
— Кто хочет, тот всегда научится. В этом плане мне повезло с другом, всем известным Евгением Ловчевым. Мы с ним сдружились еще с тех пор, когда он работал тренером в футбольной команде Златоуста. Он свел меня в Москве со специалистами водного поло, с тем же Александром Шидловским. Шидловский и помогал нам с изучением нюансов водного поло. Многих можно отметить в плане подсказок, помощи мне, как новичку водного поло. Вот когда мы начали выигрывать, то пошли разговоры о том, мол, что делает этот футболист в водном поло?
Более того, я перенес в водное поло свой опыт, приобретенный на футбольном и хоккейном полях. У наставника хоккейного «Златоуста» Анатолия Картаева подсмотрел какие-то нюансы тренировок и тоже привнес их «на воду». Тот же прессинг со стороны мяча, к примеру, комбинации при розыгрыше лишнего. В результате специалисты стали отмечать, что наша команда отличается нестандартным мышлением, необычным для классического водного поло стилем игры. Это помогало нам не только на родине, но и в международных матчах. Дебютируя в Кубке европейских чемпионов мы сразу стали там вторыми, поскольку играли в необычном для соперниц стиле. Вы же наблюдали, наверное, по матчам на чемпионате мира, когда полевые игроки у нас располагались в воротах. Это тоже наше ноу-хау.
— Златоуст в плане спорта, прямо скажем, обделен. И у вас не было конкурентов в плане привлечения в водное поло всех жалующих…
— У нас почти не было конкурентов и совсем не было преимуществ. Когда я начинал развивать водное поло, у нас ничего не было. Это сейчас отличные условия, спасибо заботе руководства области. А в начале пути… Не было денег и когда мы выезжали на соревнования, я собирал средства у родителей девчонок. Запасались тушенкой, картошкой, выезжали на автобусе. Ехали табором, останавливались по дороге в ближайшей деревушке и харчевничали там. Давали местной бабуле тушенку, она нас кормила-поила. Тогда же не было такого сервиса по трассе, как сейчас. Хотя у нас и денег не было, откровенно говоря. Выезжали на сборы в Туапсе, ставили там палатки, сталкивались с дополнительными трудностями.
— Комары?
— Мужики. У нас же команда девчонок, спортсменок. Все, как на подбор. Отбивался от местных донжуанов, домогавшихся до наших девчонок, иногда сам вступался, иногда друзья помогали, которые с нами ездили. Иногда сами девчонки отбивали своего тренера, Помню, в башкирском городе Ишимбае началась заваруха с тремя местными, которые приставали к ватерполисткам. Я вступился, они втроем кинулись на меня, а наши девчонки — бросились на них. Кто-то в волосы вцепился, кто-то кулаками колотил, так и отбились. Причем, подобных ситуаций было в год по три-четыре.
«ГДЕ ТОЛЬКО МЫ НЕ ЖИЛИ: В ПОЕЗДАХ, САМОЛЕТАХ, У СКОБЛИКОВОЙ»
Когда совсем денег не было на выезд, я просил у начальника нашего железнодорожного вокзала помощь. Он цеплял к какому-нибудь товарному поезду вагон, в котором мы ездили на турнир, допустим в Москву, в этом же вагоне и ночевали. Назначали дежурных, ответственных за питание. Кашеварили они поначалу, прямо скажем, не ахти, но врать не буду, со временем научились.
Директор нашего авиазавода помогал с перелетами, когда мы на заводском самолете летали на туры. Если и эти варианты были невозможны, то вступал в дело человеческий фактор. В Москве живет наша прославленная конькобежка Лидия Павловна Скобликова, шестикратная олимпийская чемпионка. Она родом из Златоуста. Когда был «совсем край», останавливались всем табором в ее квартире. Всем, кого назвал и не назвал, огромное спасибо за помощь нашей команде!
— Так вы пережили трудные годы, наступившие при развале СССР, а как справлялись в первые российские годы?
— По-разному. Был период безденежья и бартера. Помнится, наш завод на бартер за металл «устроил» нас играть в чемпионате Венгрии. Мы тогда жили на острове Маргит и дальше по старой схеме. Девчонки сами кашеварили. Мы там жили по графику: с утра кросс по 5 километров, потом футбол, и затем тренировки на воде. По выходным матчи местного чемпионата. Кто плохо отыграл, добавлял к обычной нагрузке два часа плавания баттерфляем. Мы финишировали в чемпионате Венгрии на втором месте, при том, что венгерки всегда были законодателями мод в водном поло, как у мужчин, так и у женщин. Венгеркам наши успехи не очень нравились. Помню, мы выиграли матч — 10:5, а в протоколе потом стоит техническое поражение — 0:5. Я говорю «За что?» Мне отвечают: «А вы в этом матче были хозяевами и должны были обеспечить наличие на матче врача. А его не было. Протест и проигрыш». Правда, мы потом тот матч переиграли.
Тот опыт нам помог в том плане, что, вернувшись в чемпионат России, мы практически не ощущали серьезного соперничества. Четыре года выигрывая не только сам чемпионат, но и все матчи в нем.
— Со временем ваши воспитанницы начали покидать Златоуст, переходя в другие команды.
— Около сорока моих девочек играет, и не только по России, но и за рубежом. У каждой свой путь. Кто-то ушел по личным причинам, с некоторыми из них я сейчас и не здороваюсь при встрече. Кто-то ушел за деньгами, а у нас тогда, можно сказать, играли «за еду и за идею». Трудно было, когда зарплату не платили. Помнится, с нами расплачивались водкой, мы ее меняли, покупали продукты. Администраторы кашеварили, это, кстати, вошло в традицию, что у нас и по сей день после тренировки в бассейне всегда есть горячее питание. Сейчас, конечно, таких проблем нет. Правительство Челябинской области построило нам новый бассейн, из которого мы сделали центр развития водного поло, команде подарили автобус. Со спонсорской помощью выступают местные мясокомбинат и молокозавод, где работают мои друзья.
— Недавно в интервью вам земляк хоккеист Александр Рожков сказал, что в Златоусте «все дети, которые не курили, не воровали и не лазили по подвалам, были там — занимались спортом». Не перегнул палку?
— Так и было. Если говорить о моих первых воспитанницах, то они пришли в спорт из трудных семей и у них ничего не было в жизни, кроме спорта. Думаю, что они могли бы привести нашу сборную к олимпийским медалям на Олимпиаде-2000, когда Россия стала третьей. Но тот состав набирали не из самых сильных игроков и некоторым моим воспитанницам пришлось играть тогда за Казахстан.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Михаил НАКОРЯКОВ
Заслуженный тренер России
Дата рождения: 10 ноября 1950 года
Место рождения: Златоуст, Челябинская область
Карьера: основатель и главный тренер «Уралочки» (Златоуст) — с 1985 года, главный тренер сборной СССР (1991), главный тренер сборной России (1992−1993, 1999−2002, 2012-по настоящее время), директор Центра Олимпийской подготовки водных видов спорта «Уралочка» — с 2008 года.
Достижения с клубом: чемпион СССР (1990), чемпион России (1992, 1999−2002), серебряный призёр чемпионатов России (1996−1998, 2004−2008, 2014), бронзовым призёром чемпионатов России (1993, 1995, 2003), обладатель Кубка России (2006), обладатель Кубка СССР (1989), серебряный призёр Кубка европейских чемпионов (1992, 2002), бронзовый призёр Кубка европейских чемпионов (2001, 2003).
Достижения со сборной: бронзовый призер Олимпиады (2000), бронзовый призер чемпионата Европы (1999, 2001).
Генеральный партнер проекта
Партнеры:
Читайте также:
Кто выиграл от ужесточения лимита? Российские ватерполисты проплыли мимо плей-офф
Морозов прервал суперсерию Казани, а в Оренбурге на 24 минуты остановили игру. Итоги 12-го тура суперлиги 21
КХЛ придумала новый турнир. Кто сыграет в нём за «Ак Барс»? 1
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
Кто круче – Бабкевич или Сапожков? Анализ игры двух бомбардиров 4
Сразу после хет-трика Овечкин долбанул дубль. И травмировался – столкнулся коленом в колено 0
Морозов прервал суперсерию Казани, а в Оренбурге на 24 минуты остановили игру. Итоги 12-го тура суперлиги 21
Кто круче – Бабкевич или Сапожков? Анализ игры двух бомбардиров 4
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
«Мы на разных бюджетных полюсах!» «Ак Барс» доминирует над «Нефтехимиком» в КХЛ 2
Главное в Евролиге, пока там нет наших клубов: сенсация от Тринкьери, проблемы Димитриевича, приезд звёзд НБА 1