Илья Казаков. Foot'больные люди: Лобановский
В своей новой книге известный журналист Илья Казаков рассказывает истории из жизни главных героев нашего футбола. Тренеры, игроки, президенты клубов и даже министры - все они предстают людьми, с которыми происходят когда смешные, а когда грустные случаи. Людьми, которым ничто человеческое не чуждо - как величие, так и трагикомичность. Жозе Моуринью, Леонид Слуцкий, Андрей Аршавин, Виталий Мутко, Фабио Капелло, Сергей Галицкий - все они показаны с расстояния взгляда.
ЧЕРЕНКОВ
Сережа Юран часто вспоминал Лобановского, и всегда о почтительным восторгом:
- Васильич ценил хороший коньяк. Но мы никогда, ни разу не видели его пьяным. Всегда невозмутим, уверен, молчалив.
- Боялись его?
- Конечно, боялись. Такая глыбища, от него сила такая шла. Сила личности. Однажды мы на базе сидели, перед отбоем. Тихо, наговорившись вдоволь, в каком-то углу. И тут он идет. Мы совсем затихли, он нас не увидел. По походке стало понятно, что он выпил. Но это нам понятно было, кто каждый день его видел. Он по лестнице поднимался, в сланцах, и у него с ноги тапка слетела. Он остановился. Стоит на ступеньке и ногой в одном носке медленно нащупывает позади себя слетевший шлепанец. Не сходя с места! Нашел, надел и так же невозмутимо дальше пошел. Мы как прибитые сидели от этой сцены.
О Лобановском от тех, кому довелось у него поиграть, можно услышать только слова уважения. Рассказывают и байки, но и они тоже пропитаны запредельным почтением к гению. Про любого другого тренера хватает анекдотов, но только не про него.
Если в нашем футболе и был когда-нибудь футбольный бог, так это он. Грозный и милосердный — к тем, кто совершал что-то по слабости, а не противился его воле.
Бородюк веломинал, как перед чемпионатом мира 1990-го он приехал на сбор, Посмотрел, стоят он, Юрий Савичев, Черенков и Алейников. А все остальные киевляне. Были игроки и из других команд, по одному, но все равно возникало ощущение, что их просто нет.
Шла двусторонка, мяч летал длинными передачами над полем. Мощные рывки, постоянный прессинг, глаза навыкат от нагрузки.
В одну из редких пауз Черенков сказал:
- Саша, зачем такой футбол? Давай мяч чуть подержим. В стеночку, на третьего. Одна беготня.
Лобановский свистнул. Защитник поставил мяч на своей половине, разбежался.
- Беги, Федя! — сказал Бородюк. Уже на бегу.
Каждому на обед выдавали горсть таблеток. Если кто спрашивал у доктора, что это, ответ был одним и тем же — витамины. Все пили. Ну или почти все.
Черенков не выпил. Доктор увидел, подошел. Спросил, почему не пьет.
- Я не хочу.
Лобановский услышал. Подозвал администратора и говорит:
- Возьмите ему билет до Москвы.
«Всевидящее око» — на самом деле это про него. И «веселышащее ухо» — тоже.
ОТЕЦ РОДНОЙ
У сапожника на базе была комнатка, в комнатке — шкаф. В шкафу — полка. На полке — бутылка. Возможно, что не одна. Замученные тренировочным процессом игроки однажды решили собраться там. Немногие и ненадолго. Сели. Налили по первой. И тут дверь открылась. На пороге стоял Лобановский. Он сфотографировал глазами сцену и молча вышел.
Не знаю, сказал ли кто-то из игроков «мама», но это было бы уместно. Сапожник молчал, как и все. Через какое-то время народ понял, что Лобановский знал, что они соберутся, и знал, когда зайти. Но тогда был только ужас, ничем не подавляемый. Ночь без сна. Ожидание, что тебя сейчас вызовут и выкинут.
Но не вызвали.
Утром была тренировка. Команда построилась и смотрела, как Лобановский вышел из корпуса базы и шел к полю. Медленно шел. Возможно, у виновников дрожали ноги. Возможно, нет. Но воздух, как принято говорить, был пронизан электричеством.
Тренер подошел, поднял на игроков глаза. И тут один из футболистов упал на колени. Вырвал зубами кусок дерна и начал его жевать.
Лобановский смотрел на него. Команда смотрела на них обоих.
- Отец родной! — сказал игрок черным от земли ртом.— Прости!
Он проглотил и продолжил:
- Бес попутал! Землю за тебя жрать будем!
Говорят, это был Горлукович. Я в эту версию верю, потому что через день был матч с голландцами. Горлукович вышел в стартовом составе, на правый край. У чемпионов Европы дебютировал за сборную Пеенар, левый хав из «Твенте». Восходящая звезда с горящими предложениями из Италии.
Он дважды неплохо обострил в дебюте, а на 25-й минуте Горлукович выбил мяч в аут, вместе с Пеенаром. Того увезли на «Скорой» с двойным открытым переломом голени. Он восстанавливался долго и за сборную больше так и не сыграл.
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 24
Алекно кайфанул от команды, Вербов доволен «кастрюлями», а связующий набрал 16 (!) очков. Итоги 17-го тура суперлиги 25
«Седокова уничтожила его». Не стало экс-игрока УНИКСа Яниса Тиммы 0
Такого вы ещё не видели! В Лиге чемпионов судью скинули с вышки 16
О'Делл в «Ак Барсе»: какая у него зарплата, где будет играть и когда ждать дебюта? 0
Алекно кайфанул от команды, Вербов доволен «кастрюлями», а связующий набрал 16 (!) очков. Итоги 17-го тура суперлиги 25
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 24
Такого вы ещё не видели! В Лиге чемпионов судью скинули с вышки 16
«Нас его скорость устраивает». «Ак Барс» неожиданно проиграл Шипачёву и «Динамо» 6
«Ак Барс» впервые в сезоне выиграл «зелёное дерби». Благодаря Мифтахову и ужасной реализации «Салавата Юлаева» 3