комментарии 0 в закладки

Дмитрий Соснин: «Статистика – индикатор состояния игрока и команды»

Тренер казанского «Зенита» Дмитрий Соснин в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о совместной игре с братом, страшных снах о жестком диске, а также роли статистики и аналитики в современном волейболе.

Дмитрий Соснин

Роман Кручинин / zenit-kazan.com

«НЕ ВО ВСЕХ КЛУБАХ СТАТИСТИКУ ИСПОЛЬЗУЮТ НА СТО ПРОЦЕНТОВ»

– Дмитрий, что такое статистика в современном волейболе?

– Статистика – это основа для анализа игры. Она позволяет разобрать как игру конкретного волейболиста, так и всей команды за любой отрезок времени. Современная статистика это не только цифры, а цифры, которые синхронизированы с видео. Направление подач или атак, типичные действия игроков после положительного или отрицательного приёма – все это выявляет статистика. Поэтому задача тренера-статистика – максимально точно зафиксировать каждое игровое действие волейболиста на площадке.

– Насколько статистика объективна? У того же Сергея Тетюхина она не идеальна, но ведь он – выдающийся игрок.

– Конечно, есть свои нюансы. Ты можешь всю игру ничего не показывать, но в концовке забить все важные атаки, поставить нужный блок, вытащить «мертвый» мяч в защите, сделать пару эйсов и стать героем матча! Но, такие чудеса бывают не часто, а Тетюхин – исключение. Для большинства игроков статистика – индикатор их состояния и готовности. Потому, что только через большой, каждодневный труд, приходит стабильность. Статистика помогает контролировать количество ошибок, а также видеть прогресс или регресс игрока в своих игровых действиях. Тоже самое можно сказать и о команде. Потому что командная статистика складывается из статистики отдельных игроков.

– А если говорить об объективности именно ведения статистики?

– Здесь, конечно, многое зависит от уровня специалиста, который этим занимается. Одно и тоже действие два статистика могут расценивать по-разному. В 2004 году, когда в России начал работать один из сильнейших волейбольных аналитиков Сержио Бузато, проводился специальный семинар, на котором были собраны начинающие статистики и введены некие стандарты оценки игровых действий. Но, в некоторые тренеры имеют свой взгляд и свою систему оценки. Помню, в каком-то сезоне все доигровщики «Искры» были в топе лучших принимающих чемпионата. А всё потому, что тренер команды дал задание своему статистику считать за позитивный приём те действия, которые другие считали бы негативными. Конечно, сейчас стараемся придерживаться единых стандартов, общаемся между собой, но всё равно уходит много времени на исправление чужих ошибок.

– Отношение к статистике за последние десять лет поменялось?

– Конечно, она стала иметь более важное значение при подготовке к матчу, но всё зависит, прежде всего, от главных тренеров – насколько они умеют использовать и используют статистику как инструмент в своей работе. К сожалению, на сегодняшний день у нас даже в топ-клубах возможности статистики используются не на сто процентов. В «Зените» в этом плане всё на высшем уровне.

«ДЕЙСТВИЯ СВЯЗУЮЩЕГО НАЗЫВАЕМ ДИСТРИБУЦИЕЙ»

– Вместе с вами в «Зените» работает итальянский специалист Томазо Тотоло. Как распределяете работу?

– Я отвечаю за статистику и аналитику по некоторым элементам, Том несёт основную нагрузку по аналитике. Это творческий процесс, в течение которого мы постоянно общаемся и стараемся найти точные решения. В конечном итоге, это совместная работа, на выходе которой получается готовый продукт, который использует при подготовке к сопернику главный тренер Владимир Алекно. Сформированная установка на игру выражена в графическо-цифровом виде. Игроки смотрят видео-нарезки, которые главный тренер считает ключевыми, а кроме того получают распечатки, которые должны изучить до матча.

Владимир Алекно

Роман Кручинин / zenit-kazan.com

– Во многих видах спорта при подписании новичков статистика имеет важнейшее значение. Как с этим в волейболе?

– На это обращается внимание. Если у игрока богатый технический арсенал и у него хорошо развито игровое мышление, то, как правило, и статистика у него стабильно хорошая. Если приобретается не очень известный игрок, то, конечно, тренерский штаб может запросить видео-информацию. Но, на высоком уровне все игроки хорошо известны и на первый план конечно выходит опыт главного тренера, который наряду с игровыми качествами, учитывает физику, психологию и менталитет игрока. Тот же Эрвин Нгапет – звезда сборной Франции, в этой команде он лидер и показывает отличную статистику, а в России не заиграл.

– Бывает так, что досконально разобрали игрока, а он выходит и начинает играть совершенно иначе?

– Таких случаев не так много. Конечно, попадаются нападающие, которые, одинаково хорошо бьют и в диагональ, и по линии. Тогда план на игру строится таким образом, что ему закрывают одно из направлений, а за остальное отвечает защита.

– А как разбирается игра связующего соперников?

– На самом деле все укладывается в те же графическо-цифровые схемы, которые отображают объемы загрузки зон, нападающих в этих зонах и направления атак. На этом основании формируется блок и защита команды в каждой расстановке. Распределение передач связующего мы называем дистрибуцией. Это очень интересно.

– Часто от игроков можно услышать фразу «Меня не интересует личная статистика, главное – командный результат». Как вы к ней относитесь?

– Похвально, когда игрок ставит команду выше личных достижений. Хотя общий результат складывается из индивидуальной статистики каждого игрока, так что и она имеет значение. Самый простой пример: в сложных ситуациях нападающий может рисковать, во что было то ни стало пытаясь набирать очки, а может отыграться от блока или максимально затруднить контратаку сопернику, и, в конечном итоге, выиграть мяч с помощью такой многоходовки.

«ТРАВМЫ ВЫНУДИЛИ ЗАВЕРШИТЬ КАРЬЕРУ»

– Тренером-статистиком может стать любой?

– По большому счету, да. В нашем волейболе есть примеры, когда эту профессию осваивали люди, которые сами не играли. Однако человек, который прошел школу волейбола и изнутри знает все процессы, естественно, лучше понимает нюансы игры и быстрее может освоить эту профессию.

– Вы именно из тех, кто играл сам. Расскажите о своей карьере.

– Я начал заниматься волейболом в родном Новосибирске на базе команды «Север», которая в те годы выступала в высшей лиге СССР. Постепенно мы с моим братом-двойняшкой Алексеем доросли до команды мастеров, выступали в высшей лиге «А». В 1999 году мы перешли в пермский «Уралсвязьинформ», который как раз вышел в суперлигу. Там провели пять сезонов, а затем наши пути разошлись – Алексей перешел в красноярский «Дорожник», а я вернулся домой. Были травмы, которые мешали мне играть и накапливались каждый год. В те годы в России активно начала развиваться волейбольная статистика и в Новосибирске нужен был специалист с хорошим знанием техники и пониманием волейбола. Я почувствовал тягу к такой работе. Можно сказать – подсказала интуиция.

– В «Локомотиве» вы поработали со многими тренерами. Наверняка, у каждого был свой взгляд на волейбольную статистику и аналитику.

– Безусловно. Серьезный прогресс в этом направлении произошел с приходом Павла Борща. Он придавал важное значение статистике и совместная работа с ним стала для меня большим опытом. И если раньше я еще где-то сомневался в своей профессии, то дальше понял в каком направлении хочу развиваться. Когда в команду пришел Владимир Бабакин, я приобрел новый опыт – подготовка и проведение собраний в команде суперлиги, выработка предматчевых установок, профессиональный диалог с игроками.

– Четыре сезона вы проработали в московском «Динамо». Как там оказались?

– Павел Борщ пригласил и я решил, что для меня это будет новый шаг в развитии, все-таки «Динамо» на тот момент был одним из топовых клубов страны, который выступал не только во внутреннем чемпионате, но и в Лиге чемпионов. По ходу сезона московскую команду возглавил Юрий Чередник и затем работал уже совместно с ним. Багаж знаний и умений позволил нам быстро наладить систему, которая принесла очень хорошие результаты для команды: она дважды играла в финале чемпионата России, выиграла Кубок ЕКВ. В 2014 году появилось приглашение из Казани, которое стало следующим вызовом в моей карьере. Владимир Алекно четко сформулировал задачи, а Томазо Тотоло помог мне в плане адаптации, за что им очень благодарен.

Томазо Тотоло

Роман Кручинин / zenit-kazan.com

– Вы успели поработать в системе сборных страны. Чем запомнился этот период?

– Это был хороший опыт для меня. Увидел работу тренеров Шляпникова, Карикова. Поработал с молодыми игроками, которые сейчас выступают в командах суперлиги и в национальной сборной, можно сказать увидел тех парней, за которыми будущее российского волейбола. Прошлым летом главный тренер Юрий Маричев пригласил Павла Борща и меня создать аналитическую группу для начала системной работы в женской сборной. Считаю, что мировой женский волейбол сейчас развивается с учетом специфики игровых действий и тактических схем, присущих мужскому волейболу. В этом у нас большой резерв как в клубах, так и в сборной. К таким новшествам должны быть готовы и игроки, и тренеры. Для серьезного прогресса необходимо развивать системную работу, направленную на грамотные командные действия, а не рассчитывать только на атлетические возможности отдельных игроков.

«СЛЕПОЙ МЕТОД ПЕЧАТИ ОЧЕНЬ ПОМОГАЕТ»

– По ходу игры бывают очень длинные розыгрыши. Как вы успеваете зафиксировать все действия игроков?

– В этом плане у меня была хорошая подготовка. В студенческие годы я самостоятельно обучился слепому методу печати и это мне здорово помогает в работе. Самые длинные розыгрыши – не проблема, потому что я всегда смотрю на площадку. Но статистики, конечно, не роботы и технические ошибки могут быть, поэтому обычно сам себя перепроверяешь, если не уверен в каком-то розыгрыше.

– Сейчас практически вся статистика в мировом волейболе ведется с помощью итальянской программы Data Volley. А как было раньше?

– В России эта программа сначала была далеко не у всех клубов. Некоторые использовали свои наработки. Но, это были программы с ограниченными функциями. Итальянцам удалось создать профессиональный продукт, который стал мировым стандартом и используется практически всеми волейбольными федерациями.

Дмитрий Соснин

Роман Кручинин / zenit-kazan.com

– Как много времени уходит, чтобы разобрать одну команду?

– Конечно, все зависит от объема игр, которые нужно проанализировать и количества сыгранных партий. Второй момент – качество записи. Можно взять запись с файлообменника, но она совершенно не соответствует нашим стандартам – приходиться много исправлять. Как правило, у нас игра каждые 3-4 дня. Иногда приходится проводить за компьютером по 10-12 часов, и еще не было такого, чтобы не успели разобрать соперника.

– Вам цифры во сне не снятся?

– Сейчас уже реже. В начале карьеры бывали сны, в которых я что-то не успевал сделать или техника подводила – например, стирался жесткий диск с уже подготовленной информацией.

– Как обычно проводите свободное время?

– Провожу его с семьей. С нашими постоянными разъездами время, проведенное дома – на вес золота. У нас с супругой Алёнушкой двойняшки – Ксюша и Кирюша. Сейчас им по 3,5 годика и это такой возраст, когда им нужно много внимания – растут, развиваются, хотят всё знать и задают много разных вопросов. Очень стараемся ничего не пропустить в их жизни. Нам очень нравится Казань и, если позволяет погода, стараемся много гулять и посещать красивые места, которых здесь очень много.

Алмаз Хаиров
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
4
-
читайте также
наверх