комментарии 49 в закладки

«Что ты показываешь? Лучше сиськи!» Как снимают хоккей

erid:

О том, как шутят режиссёры, зачем телевизионщикам столько машин и об уловках прямых хоккейных трансляций – в репортаже спортивной редакции «БИЗНЕС Online».

ВОСЕМЬ КВАДРАТОВ

Машины ПТС
Айрат Сайфутдинов

– Уверен? У тебя уши завянут от мата, – пытался отговорить меня режиссёр трансляции за сутки до эфира. Именно его глазами смотрят хоккей те, кто видит трансляции домашних матчей «Салавата Юлаева». Но напугать грязной руганью журналиста в наше время нельзя.

Узнать, что происходит в момент прямого эфира, мало кому дано, потому что таинство телевидения в том и заключается – зритель не должен думать, сколько камер ему показывают матч, что этими камерами управляют люди и что другие выбирают какой план в какой момент показать.

В Уфе (можете подставить любой другой город, который вам больше нравится) привыкли, что если утром около хоккейной арены стоят длинные машины, значит вечером хоккей. Как правило, этих машин четыре, но жизнь кипит только в одной – той, что ближе к служебному входу. Именно в ней находится аппаратная. В остальных возят камеры, километры проводов и прочую неинтересную технику. Но, извините, туалета тут нет – приспичит по нужде, извольте прогуляться до подтрибунных помещений.

Раздобыв где-то складной стульчик тот самый режиссёр Ильдар Абзалилов усаживает рядом с собой. В тесной комнатке в восемь квадратных метров кроме меня расположились пять человек: режиссер, редактор, девушка-продюсер, – перед кучей экранов, за их спинами – группа повторщиков, три парня, которые лучше и быстрее всех умеют нарезать опасные и спорные моменты.

В соседнем «купе» – режиссер, формирующий международный сигнал, который ждёт КХЛ ТВ, заграница и другие обладатели прав на трансляцию. Рядом с ними расположились ещё один повторщик и главный оператор. Прямо за крохотной кабиной водителя – звуковая студия. Всё это шевелится уже за пару часов до эфира. И примерно за час начинается самое интересное.

ПОЛЧАСА ДО ЭФИРА

Аппаратная ПТС
Айрат Сайфутдинов

Перед режиссёром – больше тридцати экранов. На некоторых из них картинка дублируется и примерно через пять минут становится ясно, куда надо смотреть. По краям – эфирные экраны: слева – БСТ, справа – КХЛ ТВ. Прямо перед глазами Абзалилова – то, что через секунду увидят зрители в Башкортостане и через две те, кто смотрит федеральный канал.

На электронных часах надо всеми телевизорами – 18:18:29 местного времени, чуть меньше получаса до начала эфира. Камера скользит по трибунам, выхватывая интересных персонажей. Наводят на пацанов, явно начинающих хоккеистов: на лбу у каждого написано «ЧЕРНОВ», а вот щеки разрисованы номерами Линуса Умарка, Дениса Хлыстова и Игоря Григоренко. Номера Артёма Чернова, кстати, нет ни у кого. В аппаратной замешательство – причём тут Чернов и стоит ли их показывать, ведь можно запутать зрителя, который точно знает, что Чернов и 67-й номер – не сочетаются в сегодняшнем «Салавате».

«Смотри, сейчас майку задерёт!» – показывает редактор трансляции Рустем Басыров (он же – руководитель отделения «Матч ТВ» в Уфе) на болельщицу омского «Авангарда», которая появилась крупно на одном из экранов. Мужики в студии напряглись, впились взглядами в монитор, режиссёр вывел её на эфирный. Тревога оказалась ложной – девушка приподняла клубную джерси, показав в камеру эмблему «Авангарда» на груди. Она видела, что её снимают, потому что в это время сигнал дублируется на медиакуб под сводами «Уфа-Арены».

– Почему вы сидите здесь, а не в пресс-центре? – задаю наивный вопрос Басырову.

При строительстве арены в пресс-центре на третьем ярусе стадиона сделали просторную аппаратную, где вся эта компания может работать в более комфортных условиях. Оказалось, что там работают люди, перекрывающие некоторые повторы, которые КХЛ запрещает выводить на куб: спорные эпизоды, удаления и драки.

– В аппаратной пресс-центра отрабатывают паузы в матче своими камерами – крупные планы зрителей, болельщиков. Но мы и не смогли бы там работать, потому что она не соответствует качеству, запрашиваемому современным телевидением формата HD. Её давно сделали и она просто устарела.

STARCAM ХАРТИКАЙНЕНА

Теему Хартикайнен
Айрат Сайфутдинов

«Свалились в темноту! Давайте чтобы первый и последний косяк сегодня!» – выкрикнул редактор инженерам, не успевшим достаточно открыть диафрагму на камерах. Работать на тёмной арене во время гимнов сложнее, чем кажется. Организаторы шоу на аренах стараются выводить команды в полном мраке, подсвечивая вспышками огня или софитами, а телевидение от этого страдает.

В передвижной телевизионной станции (ПТС – так называются эти машины) повисает напряжение. Режиссёр через каждые три-четыре секунды кричит в микрофон: «Первая камера», «Пятая внимание», «C – мотор», «Б – внимание». По сути, управляют тем, что происходит на экране, они вместе с редактором. Получается слаженно.

«Харти лысого покажи», – командует Абзалилов и на эфирном экране появляется крупный план Теему Хартикайнена. Очень лысого и смешного. Финн в двух прошлых матчах забил три гола и ему будет посвящена одна из пауз в игре – перед матчем смонтировали подборку его голов, фанатам на радость. Кстати, одна из камер работает персонально с Теему. Не в каждом городе такое есть, но Уфа может себе позволить Starcam.

– Хартикайнен – герой на данный момент, но если появится новый старкам будет отслеживать его. Сегодня в «Салавате» нет такой звезды, как Радулов, которого можно «водить» всегда, – говорит Басыров.

А как же Умарк?

Умарк да, но он более сдержан в эмоциях, чем Радулов.

ЛАЙФХАК ДЛЯ БУКМЕКЕРОВ

Азамат Муратов
Айрат Сайфутдинов

«Это фотограф «БИЗНЕС Online». Пусть поснимает, не выгоняйте», – вдруг говорит Абзалилов.

– У нас есть оператор, который люто ненавидит фотографов, – смеётся режиссёр. – Забыли его предупредить.

Наш фотограф пробрался между скамейками команд, чтобы заснять комментаторскую позицию скандально известного Азамата Муратова. С недавних пор он работает не в кабинке с напарником, а прямо со льда, сообщая инсайдерскую информацию буквально из первых рук.

Муратов выступает в прямом эфире: «Наш эксперт – Рамиль Юлдашев угадывает результат встречи по тому, как команды проводят разминку. Горят глаза или не горят, горят, но не сильно». Лайфхак для тех, кто хочет разбогатеть на ставках или для букмекеров, принимающих ставки онлайн.

Рамиль Юлдашев – здесь же, в машине, прямо во время матча отбирает интересные моменты, чтобы в перерыве разобрать их для телезрителей, рисуя на специальном планшете специальным маркером. Его разбор матчей – находка для любителей, юных хоккеистов и их родителей. Ни слова лицемерия, если игрок косячит, то он так и говорит.

– Жалуются игроки на ваших комментаторов? – спрашиваю у продюсера ПТС Венера Ишамчурина.

– На комментаторов нет, а вот в работу Юлдашева пытаются внести коррективы, – сообщает она.

Если вы ещё не видели его разборов, то обязательно посмотрите.

«КОГДА БЫЛ «АК БАРС», ВООБЩЕ ВЕСЕЛО БЫЛО»

ПТС
Айрат Сайфутдинов

Смотреть игру в ПТС очень круто. Денис Хлыстов бросает с ползоны, Доминик Фурх отбивает шайбу в угол площадки, так она ещё не долетела до борта, а на одном из экранов уже формируют повтор, который увидят зрители в ближайшую паузу. Это однозначно лучшее место для того, чтобы смотреть матч. Телевизионщикам стоит серьёзно подумать над тем, чтобы продавать сюда билеты. Или хотя бы один, но не дешевле, чем в вип-ложу «Уфа-Арены». Туда билет стоит шесть тысяч, а от желающих отбоя нет. И здесь бы были.

Мартин Эрат промахнулся мимо шайбы, не замкнув пустой угол. «Давай кучу повторов покажем», – говорит режиссёр и ему тут же выдают серию повторов со всех сторон. Пока идёт один, регулируют длину второго.

«Посмотрите, какой пас выдал Иван Вишневский!» – восклицает ещё один комментатор Дмитрий Каретко. В машине на его слова реагируют моментально: «Крути ещё раньше! С паса Вишневского начинаем!»

Андреас Энгквист забивает ногой. «Судью, судью показывай!». Главный арбитр в этот момент поправляет микрофон и сообщает трибунам, что гол не засчитан. «Крупно Энгквиста! Одиннадцатый номер!»

– Не тот ты матч выбрал. Унылый хоккей, – поворачивается ко мне редактор трансляции. – Когда был «Ак Барс», тут вообще весело было.

– Что, кто-то за Казань болел?

– Нет, но все на нервах были. атмосфера в ПТС была заряженная, сидели, как на иголках. Каждый кадр мог стать провокацией. А здесь просто ездят туда-сюда.

ТЕОРИЯ ЗАГОВОРОВ

Азамат Муратов (слева) и Рамиль Юлдашев
Айрат Сайфутдинов

В перерыве выходим на улицу подышать свежим воздухом. На фасаде торгового центра по соседству с «Уфа-Ареной» завершается период – прямая трансляция, которую делают здесь же, на парковке в 50-ти метрах. Вокруг собралось человек 20, досматривают последние секунды.

– Вот молодцы, – кивает мне продюсер трансляции. – Просто берут сигнал с кабеля.

Тут на гигантском экране сменяется картинка и вместо телевизионной заставки с партнёрами трансляции начинается собственная реклама торгового комплекса. Продюсер, нахмурив брови, возвращается в машину.

– Что-то слабенько, – с мрачным видом после первого периода мимо проследовал Рамиль Юлдашев. Направляется на точку, откуда будет включение и анализ. Кажется, сейчас там кому-то серьёзно достанется.

В это время операторы продолжают шарить по трибунам. Натыкаются на девушку в фан-секторе, впившуюся глазами в книжку на обложке которого внезапно: «Теория заговоров». В ПТС смеются, что это она пишет в интернете комментарии про умышленные поражения в плей-офф.

ЗЛОСТЬ КОРНОУХОВА В FULL HD

Дмитрий Каретко
Айрат Сайфутдинов

«Во, мы же Хоттабыча не показывали, поэтому «Салават» проигрывает», – улыбается режиссёр, увидев на одном из экранов колоритного персонажа. Показали, и правда – забил Сами Леписто.

Хотя здесь в суеверия не особо верят, оставляя эти шаманские штуки игрокам, тренерам и болельщикам. Но хоккей обсуждают серьёзно. Каждое действие Филиппа Метлюка рассматривают, словно под микроскопом. После серии ошибок защитник становится главным объектом ехидных насмешек. «Был бы Бодров, он бы его убил, а этот мимо проехал», – говорят после того, как игрок ошибся в средней зоне и уфимцы пропустили гол.

Метлюк, впрочем, поводы давал едва ли не в каждой смене. «Надо диск записать с косяками Метлюка и подарить Захаркину», – пошутил кто-то в машине. Остальные не поддержали, эти ошибки уже волновали всех. Не удивительно, что уфимская бригада ПТС болеет за «Салават Юлаев».

«Дриблинг Сведберга показываем, как он улиткой убрал нападающего». И тут же миллионная аудитория трансляции видит, как вратарь «Салавата» обыгрывает соперника.

В концовке периода показывают автора важной шайбы (в четвёртой игре, кто-то уже догадался, что именно о ней идёт речь, в каждом периоде забивали только по одному голу) и главного тренера проигрывающей команды.

На картинке видно, как вздулись вены на висках у Евгения Корноухова. Его команда за весь второй период бросила в створ ворот соперника только один раз. Главный тренер «Авангарда» разъярён и это видно в формате Full HD.

УЛОВКА, О КОТОРОЙ ВЫ НЕ ЗНАЛИ

Уловка телевизионщиков – показать табло с игровым временем
Айрат Сайфутдинов

– Как там «Магнитка» играет? Ведёт 3:2? Отлично, – переспрашивает Басыров.

– А вам какая разница?

– Пусть в пяти матчах побеждают. Если седьмой будет, нам туда ехать придётся. С другой стороны, посмотрим там всё заранее, подготовимся к финалу.

– Думаете, «Салават» уже в финале?

Тут никто и не сомневается, но причина ещё и в том, что эта бригада в любом случае будет показывать финал конференции из Магнитогорска.

«Ильдар, тебя Москва похвалила, что время на кубе показал в эфире». Это уловка телевизионщиков о которой вы точно не знали: если игровое время на титрах рассинхронизируется с реальным, то нужно просто показать табло в эфире – ответственные люди быстро поправят всё, что нужно.

«Все за «Салават», – написано некрасиво ручкой на канадском флаге. Парень с растяжкой появляется в эфире, но тут же исчезает. «Что ты показываешь?, – кричит в микрофон редактор оператору. – Лучше бы сиськи показал». На экране возникает милая барышня с глубоким декольте. Мужики улыбаются.

ДРАМА


Айрат Сайфутдинов

«Салават Юлаев» забивает за пару минут до конца третьего периода, сделав счёт 2:1, и шутки заканчиваются. Каждый кадр в эфире важен. Передать напряжение, создать драму, даже если её нет – умелый режиссёр знает, как это сделать. «Пятая – крупно лицо тренера. Вторая – судей с наездом. С наездом! Крупно!»

В одной из последних атак «Авангарда» шайба уходит за пределы льда и судьи решают, где производить вбрасывание. От этого решения может зависеть исход матча – до конца третьего периода с десяток секунд.

– Коллеги, а шайба от кого ушла? – робко вмешиваюсь в процесс, стараясь никого не отвлечь.

– Точно, – кивает режиссёр, а группа повторщиков уже крутит момент броска.

«Быстро, выводи, шайба никого не коснулась. Повтор с обратки! Выводим», – кричит Абзалилов. Забей «Авангард», увидевшие по телевизору этот момент болельщики не смогли бы заснуть, переживая. Судьи ошибочно перенесли вбрасывание в зону Уфы, но гости забить не смогли.

Максим Никерин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх