комментарии 2 в закладки

Каким был Евгений Пашутин 20 лет назад

erid:

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» вспоминает, как нынешний главный тренер УНИКСа Евгений Пашутин штамповал трипл-даблы без замен в «Автодоре», едва не обыгравшем ЦСКА в финале чемпионата России.

Евгений Пашутин в матче с «Автодором» в сезоне-2015/16
Фото: Михаил Бормин

ВОССОЕДИЕНИЕ С МЛАДШИМ БРАТОМ

В конце игровой карьеры Евгений Пашутин пришёл к выводу, что баскетболист подходит к пику своих возможностей к 24-м годам. Получается, Пашутин-игрок окончательно сформировался в 93-м году, в то время, когда саратовский «Автодорожник» третий год был в элите российского баскетбола. Провинциальный клуб, который получил поддержку финансово-промышленной корпорации «Родионов и К», занимал призовые места в национальном чемпионате и стабильно участвовал в еврокубках. Все вспомнили, что на баскетбольной карте России есть такое место, как Саратов.

В сезоне-1993/94 Евгений воссоединился со своим младшим братом Захаром. В начале 90-х оба вышли на вершину клубной пирамиды «Спартака» – питерский клуб трясло настолько, что команде пришлось составить основной состав из игроков своей молодёжной команды. Евгений ушёл от периодичных финансовых проблем в Северной столице в 91-м, Захар – на два года позже. После оба столкнулись с, возможно, главными соблазнами в своей карьере – предложениями из столицы, но, в конце концов, нашли себя в Саратове.

В первой половине 90-х Россия переживала горбачевскую перестройку и кризис, что не могло не сказаться на клубах. При заключении контрактов баскетболисты обращали внимание не только на прописанную в нём сумму. «В саратовском «Автодоре» у меня было всего около 200 долларов в месяц, и это считалось неплохими деньгами. Правда, мы играли тогда фактически за квартиру: подписываешь трёхлетний контракт – давали квартиру, за двухлетний контракт – машину», – рассказывал Захар Пашутин в интервью «Санкт-Петербургским ведомостям». В те времена особенно не везло игрокам, завершавшим карьеру, – многим приходилось менять баскетбольную площадку на завод.

Пашутины, к счастью для них, только начинали свои карьеры. Молодые игроки были востребованы в Москве. Захар мог уйти в ЦСКА в 93-м году. Евгений получил предложение от «Динамо» в 94-м. Интересно, что они по-разному распорядились возможностью играть в столице, а, значит, получать условия в разы лучше, чем в других клубах. Захар сделал выбор в пользу «Автодорожника», так как не хотел киснуть на скамейке у армейцев. Евгений, наоборот, ушёл из Саратова и стал игроком запаса в «Динамо».

СКРИПКА С «БРОНЗОЙ»

После года в Москве Пашутин-старший вернулся в Саратов. И не прогадал. «Автодорожник» превратился из частного клуба в общественную организацию. Владелец Владимир Родионов, претендовавший на пост мэра Саратова, заручился финансовой помощью властей. В российском нестоличном баскетболе такая модель была не нова – областными деньгами подпитывались команды в Самаре, Волгограде и Новосибирске. Но лучше всех сочетание «частник + власти» прижилось именно в Саратове, что показал сезон-1995/96.

«Автодорожник» стал лучшей российской командой за пределами Москвы. Теперь уже официально – в серии плей-офф за третье место саратовская команда обыграла «Аквариус» из Волгограда со счётом 3 - 1. Результат, тем не менее, особо не впечатлил саратовских болельщиков. Во-первых, попросту приелось, что команда не становится первой (Родионов так подвёл итоги сезона: «Второе, третье и четвёртое места уже были. Нет только «золота»). Во-вторых, многие верили, что даже при крайне провальной игре саратовцы всё равно взяли бы «бронзу» из-за низкого уровня конкуренции.

В своём сюжете о плей-офф 1996 года Владимир Гомельский скажет, что Евгений Пашутин уже давно воспринимается как первая скрипка «Автодорожника». Наверняка лидеру саратовцев было трудно принять, что Сергей Базаревич и Василий Карасев – разыгрывающие, из-под которых он не мог выбраться на чемпионате мира 1994 года и чемпионате Европы-1995, играли в финале, куда «Автодорожник» с ротацией в пять-семь игроков так старался попасть.

Пока «Динамо» и ЦСКА начинали финальную серию, которую описывали с приставкой «супер», Евгений Пашутин набрал 28 очков в первой игре с «Аквариусом» в Саратове. «Автодорожник», однако, потерпел поражение 104:108. Осечка оказалась единственной в серии, но всё могло сложиться хуже. Бешеные нагрузки, полученные за сезон, в конце концов, ударили по Пашутину-старшему. Лидер «Автодорожника» перенёс операцию, вот только «Аквариус» узнал об этом за полтора часа до последней игры в серии.




ВТОРОЙ ТРИПЛ-ДАБЛ В ИСТОРИИ СУПЕРЛИГИ

В 1996-м году президент России Борис Ельцин переизбирался на второй срок, интернет начал вторжение на постсоветское пространство, группа «Иванушки International» выступала по три раза в день, а российский баскетбол продолжал существовать не благодаря, а вопреки.

Раздаются тревожные звонки. Базаревич всё лето проводит во Франции, понимает, что «Динамо» не в состоянии согласиться на его условия, и уходит в ЦСКА. Карасев перебирается в «Эфес Пилсен» и становится пятым игроком сборной, кто заключает контракт с зарубежным клубом, хотя знает, что ему доверят только вторую-третью роль. В питерском «Спартаке» происходит то, что можно описать только словом на букву «п»: во время матча в Испании, который баскетболисты проводят в разодранных кроссовках, покрашенных чёрной краской, Игорь Паходня разбивает себе нос, но продолжает играть и плескать кровью – команда не могла оплатить перелёт доктора или массажиста.

В ноябре на страницах «Спорт-экспресса» появляется комментарий генерального менеджера московского «Динамо» Михаила Резникова: «Более четырёх месяцев клуб практически не имеет средств к существованию». Остаток сезона «Динамо» посвятил поиску нового спонсора и выплате долгов – о решении спортивных задач говорить не приходилось. Тучи сгустились. Теперь суперлигу, курируемую Сергеем Черновым, нельзя было рассматривать даже как дерби столичных команд. Но взять роль второй команды чемпионата был готов «Автодор», сменивший название летом.

Евгений Пашутин демонстрировал, возможно, лучший баскетбол в жизни. В первой половине сезона он сделал два трипл-дабла: один в суперлиге (второй в истории турнира), другой – в Кубке Европы. После стало нормой, что капитан «Автодора» набирал 10+ по нескольким показателям. Захар Пашутин уже не был растерявшимся 19-летним пацаном. Он привык к роли стартового игрока, перестал слушать тех, кто критиковал технику его броска, и стал крайне опасным в проходах. Литовский легионер Гинтарас Эйникис продолжал гордо нести звание лучшего центрового суперлиги, во многом из-за своей стабильности. По ходу сезона у Эйникиса родилась дочь – Евгений Пашутин вручил легионеру с кличкой Пукис («пушистый») огромного игрушечного слона как подарок от команды. Помимо этого, очень удачно влились в коллектив Дариус Лукминас и Андрей Мальцев, которые, как говорил наставник ЦСКА Станислав Ерёмин, добавили жесткому «Автодору» интеллигентности.

Удивительно, но это, по сути, и был весь «Автодор» сезона-1996/97. Главный тренер Римас Эндрияйтис гонял одну пятерку по 40 минут.

2:3 С ЦСКА В ФИНАЛЕ

В те времена баскетбол аккумулировал совершенно другие объемы информации. Командам было за счастье получить видеокассету с записью матча ближайшего соперника. На домашних играх скаутинг давался проще – можно было подсмотреть за тренировкой. Клубы суперлиги общались друг с другом через газеты – там же узнавали и о всех переходах. Летом в «СЭ» появилась заметка, что в заявке «Автодора» на ближайший сезон находится 11 человек. Всё бы ничего, но двум игрокам из списка ещё не было 20-ти.

Когда в команде готовы решать серьезные задачи только девять человек, речь идёт о простом выживании, а не высоких результатах. Совладелец клуба Родионов, должно быть, разочаровался в своих возможностях. Он не смог приобрести нового игрока ни летом, ни по ходу сезона, хотя главный тренер Эндрияйтис неоднократно просил об усилении (наставник считал, что неопытным игрокам скамейки «нельзя из младших классов сразу прыгнуть в университет»). Родионов не поверил в то, что команда, составленная, по факту, из одной пятерки, что-то выиграет. Он приостановил закупку оборудования, необходимого для переезда из старого дворца «Юность» в хоккейную арену «Кристалл», полагая, что в серьёзных матчах участия команда не примет.

Но «Автодор» побеждал, несмотря на то, что в команду не верило даже руководство. Великолепная пятерка выиграла суперлигу (стала первой в регулярном сезоне), грохнула всех фаворитов (в том числе и ЦСКА), стала самой результативной командой, набирая больше 100 очков в среднем за матч, и пробилась в 1/8 финала Кубка Европы. И всё это в условиях, когда лидеров команды сажали на скамейку только в экстренных случаях. Например, в одном из матчей с ЦСКА Евгений Пашутин получил свои единственные пару минут отдыха, когда решил ответить на нелицеприятную критику американца Маркуса Уэбба, – Эндрияйтис усадил капитана на скамейку, побоявшись драки.

К концу сезона стало понятно, что «Автодор» вполне может снести всех в плей-офф. Столица пошла в атаку – ЦСКА и «Динамо» выступили с заявлением, что не собираются проводить матчи навылет в саратовской «Юности». На самом деле, возмущение московских команд было в некоторой мере обоснованным. Арена «Автодора» не вмещала и тысячи человек, что даже 1997 году было смешно. Баскетболисты задыхались к концу игр, тренеры не могли провести тайм-ауты, потому что на балконе парой метров выше бушевали саратовские болельщики, команды проходили в раздевалки в толкотне со зрителями.

РФБ удалось уладить конфликт: ЦСКА и «Динамо» напомнили, что они уже провели n-е количество игр в «Юности» в суперлиге. Как бы то ни было, остался один очень неприятный для истории минус – на арене-старушке было сложно, если невозможно, организовать телетрансляцию. Удивительно, но в интернете сохранилась запись овертайма одной из игр знаменитого финала чемпионата России 1997 года между «Автодором» и ЦСКА. Можно увидеть, как Евгений Пашутин начинает долгие комбинационные атаки своей команды (на владение давалось 30 секунд), из последних сил держит оборону, взрываясь из-за ненужных фолов, и на какое-то мгновение забывает об усталости, празднуя победу. В итоге «Автодор» проиграл ЦСКА в серии (2 - 3). Саратовские баскетболисты, в том числе и Пашутин-старший, уже никогда не будут так близки к победе над армейцами.



«Есть у нас баскетбол. Живёт он!» – сейчас такая фраза комментатора показалась бы пафосной. Но тот финал депрессивного 97-го года показал, что российский баскетбол не загнулся из-за бесчисленных финансовых трудностей. Искоркой надежды особенно пропитались люди в Саратове. «Сидячих мест в «Юности» всего-то около 600, если, конечно, считать таковыми все узенькие проходы, а также кресла, стулья и табуретки, стаскиваемые в дни игр со всей округи, – так описывал ажиотаж перед декабрьской игрой суперлиги «Автодор» – ЦСКА (108:103) корреспондент «СЭ». – Остальные 400 мест – стоячие, где болельщики плотно выстраиваются в два ряда - плечо к плечу».

Артур Валеев
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх