комментарии 0 в закладки

Инсайдер: «Григорий Родченков для российской лёгкой атлетики сейчас страшнее, чем немецкие фильмы»

В результате санкций, наложенных на российских легкоатлетов, они пропустили зимний чемпионат мира в Америке, летний чемпионат Европы в Голландии, и всерьёз рискуют пропустить Олимпиаду в Рио. Корреспонденту спортивной редакции «БИЗНЕС Online» на условиях анонимности удалось поговорить с одним из тренеров, работающих в сборной Татарстана.

ИAAФИЛЬКИНА ГРАМОТА ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ

Наш разговор состоялся во время первенства России среди юниоров, которое завершилось в Казани 28 июня. Соревнования, которое Казань получила вместо отобранного в прошлом году первенства мира, куда наши юниоры рискуют не попасть, также, как их взрослые коллеги на Олимпиаду. Поэтому представители российской лёгкой атлетики опасаются давать комментарии по поводу происходящего вокруг.

- По сути, нынешнее первенство России должно было выявить кандидатов на первенство мира в Быдгоще. А на самом деле здесь просто выявляют сильнейших в стране?

- Руководители сборной приободрили, сказав, что есть шанс попасть на «мир». Якобы, сильнейшие юниоры могут отобраться, всем посоветовали держать наготове необходимые для выезда за границу документы. Это связано с тем, что руководство Федерации лёгкой атлетики России подало апелляцию в САS, спортивный арбитражный суд, и надеется на благоприятный исход дела.

- У Иосифа Сталина была фраза – «дети за отцов не отвечают». По мнению ИААФ – «дети», юные легкоатлеты, должны нести ответственность за «отцов», членов сборной страны, попавшихся на допинге?

- Вопрос в юридической плоскости, поскольку от участия в международный соревнованиях была отстранена не взрослая сборная страны, а вся Федерация лёгкой атлетики России. А так – вы правы, наши юниоры, да и не только они, получаются без вины виноватые. Сейчас всё зависит от решения вопросов, связанных со взрослой сборной.

- А почему Россия постоянно «прогибается» во взаимоотношениях с ИААФ? Я изучал список 4027 российских легкоатлетов, отстранённых Международной федерацией лёгкой атлетики от участия в международных соревнованиях. Там кого только не было. На мой взгляд только той несуразицы, которая была в этой филькиной грамоте, хватило бы, чтобы выиграть любой суд.

- Да, я помню, что среди отстранённых кого только не было. Люди, знакомые ситуацией, повозмущались, но не более. Потому, что в этом списке были и 13-летние дети, и старики, и даже двое умерших. Причем, не от допинга, естественно: один, Алексей Чистов погиб в автокатастрофе в 2014 году, а другой, Григорий Генералов, покончил с собой еще в 1996 году.

Елена Исинбаева на чемпионате России в Чебоксарах
Фото: Николая Александрова

«УВЕРЕН, ЧТО ЮЛЯ ЗАРИПОВА ОТОБРАЛАСЬ БЫ НА ОЛИМПИАДУ»

- В числе кандидатов в олимпийскую сборную до последнего числились три татарстанских легкоатлета – Ринас Ахмадеев, Радель Кашефразов и Алсу Муртазина. И вдруг выясняется, что Кашефразов не стартовал на чемпионате России, являющемся отборочным. Почему?

- Потому, что у Кашефразова была травма, которая не позволяла ему выступать не только на этом чемпионате России, но и в течение всего нынешнего сезона. Поэтому для меня самого загадка – как он при таких условиях мог числить кандидатом в олимпийскую сборную?

На самом деле у нас было пять кандидатов в олимпийскую сборную. Среди кандидатов у нас, помимо перечисленных, была еще Юлия Зарипова. Я видел, как она тренировалась, и уверен, что она стопроцентно попала бы в состав олимпийской команды. Кроме перечисленных, еще Степан Киселёв, который, я уверен, мог выступить на Олимпиаде. Он марафонец, показывал очень достойные результаты, но буквально перед чемпионатом России травмировал ахилл.

Сейчас Ахмадеев занял третье место в беге на 5 тысяч метров. В сборной могло быть два участника, но не будет ни одного, поскольку и чемпион также не выполнил олимпийский норматив. Поэтому мы решили пойти на беспрецедентный шаг – заявить Ахмадеева еще и на десять тысяч метров. Это, конечно, не «его» дисциплина, он специализируется на пять тысяч метров, но мы решили бороться до последнего. (В итоге Ахмадеев не попал в тройку призёров. – Прим. Ред.)

- Но даже в случае успешного выступления, и выполнения олимпийского норматива Ахмадеев всё равно не мог бы выступить в Рио?

- Да, это реалии нынешнего сезона. Ахмадеев стоит в пуле международной системы внесоревновательного допинг-контроля АДАМС, но у него за текущий сезон не взяли ни одной пробы. И это, замечу, сейчас больше в интересах самих спортсменов, чем допинг-офицеров. Потому, что пропуском на Олимпиаду является сдача не менее трёх чистых допинг-проб.

- Так надо сказать, что у нас Люкман Адамс в сборной, он всё проконтролирует.

- Хорошая шутка, но данный АДАМС должен иметь либо лондонскую, либо стокгольмскую прописку. Только их допинг-офицеры имеют сейчас право на контроль российских легкоатлетов.

«СПОРТСМЕН БЕГАЕТ ПО ДИСТАНЦИИ, А ПОТОМ ЗА ДОПИНГ-ОФИЦЕРАМИ»

- Иными словами, спортсмен сначала бегает по дистанции, а затем «бегает» за допинг-офицерами?

- Примерно так оно и есть. На предстартовом совещании тренеров сейчас выступал новый президент Федерации лёгкой атлетики России Анатолий Шляхтин, который вводил в курс нынешних реалий. Был серьёзный, даже жесткий разговор с тренерами. Как выясняется немецкий фильм Хайо Зеппельта это еще не самая страшная угроза в адрес России. Сейчас она проистекает от бывшего руководителя РУСАДА Григория Родченкова.

- Но ведь он обвиняет, прежде всего, чемпионов и участников зимней Олимпиады в Сочи.

- Как выясняется, его обвинений хватает на всех.

Анна Чичерова
http://www.rusathletics.com/

- Это вообще шикарный экземпляр, само собой, заслуживающий полного доверия на Западе. Особенно после того, как Родченков признался в продаже допинга российским спортсменам.

- Ну, здесь, будем объективными, он не виноват напрямую. Продажей допинга занималась его родная сестра, которую поймали и привлекали к уголовной ответственности. Зато в плане обвинений России Родченков сейчас вышел на главные роли. Точнее его слова, например, о том, что во время Мемориала братьев Знаменских наши спортсмены убегали с процедуры допинг-контроля. Давайте отойдем от этих тем, поговорим о хорошем. Вот посмотрите, Чебоксары, чемпионат России по легкой атлетике, пять тысяч зрителей. Какая славная картина!

- Причем, они пришли сюда, купив билеты по 50 рублей.

- Вот именно. Помню, здесь чемпионат проходил, прыгал Иван Ухов, стадион был битком – 14 тысяч. Правда, тогда билеты не продавали. Тогда, помнится, на Юрия Борзаковского специально приходили, сейчас на Елену Исинбаеву пришли. Завидую соседям-чувашам. У них очень уважительно относятся к нашему виду спорта. Еще в Краснодарском крае выделяют серьезные средства. Нам бы в Татарстане приблизиться к такой ситуации.

- Не случайно, наверное, экс-украинка Вера Ребрик, после присоединения Крыма к России, выступает именно за эти два региона, которые вы назвали.

- Да, вы правы. Хорошее финансирование необходимо же не только действующим спортсменам. У нас есть много перспективных юниоров, которые решают для себя – оставаться в спорте или нет? К примеру, у нас есть член сборной страны, который на полном серьёзе хотел уйти в мелкий бизнес, изготавливать пластиковые окна. Если у молодёжи нет стипендии, если они видят, что старшие коллеги сидят без денег, это отвращает молодёжь от большого спорта.

«РАССЧИТЫВАЮ НА ДЕРЕВЕНСКИХ ПАЦАНОВ»

- Ну, у Чебоксар есть такой минус, который они превратили в плюс. У них нет команд по игровым видам спорта – футболу, хоккею, баскетболу. В итоге местные болельщики могут интересоваться чем-то помимо командных видов, и могут изначально отдавать в лёгкую атлетику самых сильных и способных мальчиков.

- Да, это так. Я в этом отношении большие надежды связываю с деревенскими пацанами.

- Которых либо уже привлекли в курэш, либо, со временем, позовут в бадминтон, чья федерация очень сильно работает.

- Ну, если так думать и искать отговорки, тогда лучше вообще не работать. Есть же еще девочки, в конце концов. Была же у нас плеяда своих воспитанниц, которые побеждали или завоевывали медали на Олимпиадах – Гульнара Галкина-Самитова, Елена Мигунова. Мы успешно приглашали спортсменок в наш регион – Екатерину Волкову, Юлию Зарипову. Надо только работать, менять свой менталитет. Как говорит Юрий Борзаковский, главный тренер сборной страны, надо не запрещенными препаратами торить себе дорогу на пьедестал, а работой, современными методиками. Тем более, что в Татарстане сейчас на лёгкую атлетику пошло хорошее финансирование, есть условия для тренировок. Мы проводим соревнования, например, вместо чемпионата мира среди юниоров, который у нас отняли, мы проведем примерно в Казани примерно в те же сроки первенство России среди юниоров. Нельзя говорить, что лёгкая атлетика в Татарстане сейчас находится на обочине.

- Во время нашего разговора второе место в беге на 800 метров заняла Светлана Улога, про которую сказали, что она представляет Татарстан. Честно говоря, я про неё в первый раз слышу, несмотря на то, что спортсменке уже 30 лет. Откуда она?

- Этот случай, как раз, демонстрирует повышения интереса к Татарстану спортсменов из других регионов России. Светлана Улога родом из Пензы. Там ей вообще не создавали никаких условий для спортивного роста. Она очень трудолюбивая спортсменка с большим, но нереализованным потенциалом. Наш тренер Алексей Барышников предложил ей перебраться в Татарстан.

- Где, по словам многих спортсменов, представителей цикличных видов спорта, тоже нет особых условий.

- Ну, почему? О каких условиях вы говорите?

- К примеру, о невысокой стипендии члена сборной Татарстана, в пределах 15 тысяч рублей. Поэтому «выживать», в прямом смысле этого слова, нашим спортсменам позволяет стипендия члена сборной России, и премиальные.

- Да, Улога пока не член сборной страны, она начала показывать достойные результаты только в последнее время, когда перешла в состав команды Татарстана. Но, смотрите, она сейчас стала второй. А это премия в 15 тысяч рублей, которую Улога будет дополнительно получать весь сезон. Выиграла бы этот забег, получала бы по 20 тысяч ежемесячно.

Сергей Шубенков
http://www.rusathletics.com/

«МУТКО СКАЗАЛ, ЧТО НЕСКОЛЬКО ЗАРПЛАТ ПОЛУЧАТЬ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОДНУ»

- Барышников, про которого вы упомянули, тренер по спринтерам. Я знаю его ученика Александра Маркина, кандидата в паралимпийскую сборную России. Как у него обстоят дела?

- Увы, Маркин на Паралимпиаду не отобрался. А что касается Барышникова, то вы правы, он тренирует спринт и длинный спринт, работая с тем же Кашефразовым в беге на 400 метров. Но у Улоги там сильная тренерская бригада, работа в которой уже начала давать результат. Не надо смотреть на её 30 лет, это для средневиков только возраст расцвета. Известная Екатерина Подкопаева выигрывала чемпионат мира в возрасте за сорок лет. (Она стала чемпионкой мира в помещениях в возрасте 45 лет. – Прим. Ред.)

- Возвращаясь к месячной зарплате новичка сборной Татарстана. Сейчас все потенциальные комментаторы нашего интервью взорвутся от негодования в адрес «зажравшейся спортсменки». А я подсчитал, и у меня получилось всего 30 тысяч рублей.

- Ну, у нас есть лазейки, когда спортсмен может числиться в каком-либо ведомстве, к примеру, в МВД или в МЧС, выступать за них на внутренних соревнованиях, получая стипендию. Правда, я не знаю, как у Светы с этим обстоят дела, я описываю общую картину. Но, вы правы, ситуация, в целом, не может радовать. Когда в Казань прошлой осенью приезжал министр спорта Виталий Мутко, мы задавали ему вопрос о параллельном зачете, и сопутствующих зарплатах.

- Что ответил Виталий Леонтьевич?

- Он сказал, что для спортсменов это хорошо, когда он получает несколько зарплат.

«СТАЙЕРЫ, МАРАФОНЦЫ И ХОДОКИ ДОЛЖНЫ БУДУТ СДАВАТЬ ПО ШЕСТЬ ДОПИНГ-ПРОБ»

- Логичный ответ, и не придерешься. Хотя зарплаты бывают разные. Я помню, как за нас прыгала с шестом Александра Киряшова из Питера. Ей предложили в родной команде 150 тысяч рублей в месяц, в случае отказа от параллельного зачета. И она сразу отказалась от Татарстана.

- Я не могу это комментировать, просто не знаю всех нюансов. Кстати, возвращаясь к забегу, где Улога финишировала второй. В нынешней реальности итоги финального забега на 800 метров на чемпионате страны вообще выглядели очень странно. Выиграла его Александра Гуляева, которая ранее попадалась на допинге, а таких не рассматривают в качестве участников Олимпиады в принципе. Третьей была Елена Аржакова, у которой та же самая история. А серебряный призёр - наша Света Улога, даже при том условии, что она выполнила олимпийский норматив, не сдавала ни одной допинг-пробы по АДАМСу. Потому, что она просто не стояла в пуле отслеживаемых спортсменов.

Причем, представителям её дисциплины пришлось бы сдавать целых шесть проб. По две пробы крови и мочи на абнормальность.

- Сейчас читатели, привыкшие к разговору на тему «очки-голы-секунды», просто выпали в аут. Что за две пробы, какая-такая абнормальность?

- Абнормальность или биопаспорт, это новое веяние в допинг-контроле, которое касается, прежде всего, спортсменов, специализирующихся на стайерских и марафонских дисциплинах, а также ходоков. Тем самым, допинг-офицеры ищут изменения в показаниях гемоглобина в крови, что облегчает работу дыхательной системы человека, повышения выносливости. На биопаспорт проверяют спортсменов, бегающих от 800 метров и дольше. Всё, что короче, это спринт, те же 400 метров, например, это длинный спринт.


http://www.rusathletics.com/

- Помимо слов Родченкова, недовольство ИААФ и МОК вызывает российская позиция к семейству Степановых, которые и заварили кашу своими «разоблачениями». В отчете ИААФ прозвучало, что «ВФЛА, ОКР и Минспорта заняли в «лучшем случае противоречивую позицию» в отношении Юлии Степановой и Виталия Степанова, несмотря на условие о том, что они должны поддерживать осведомителей». Также иностранцев огорчил комментарий Дмитрия Пескова, пресс-атташе президента России Владимира Путина, который сравнил Степанову с «Иудой». Как вы это можете прокомментировать?

- Как тут можно комментировать? Я не знаю личной позиции Степановой (Русановой), из-за которой она начала свою разоблачительную деятельность. Мне кажется, она своими разоблачениями подставила всех наших легкоатлетов, а не только виновных. И в этом случае не понятна позиция ВАДА, которая не допускает на Олимпиаду ни одну российскую спортсменку, которая ранее была дисквалифицирована, кроме, собственно, Степановой.

ЕСЛИ БЫ РОССИЯНЕ ВЫСТУПАЛИ ПОД ОЛИМПИЙСКИМ ФЛАГОМ, КТО БЫ ПЛАТИЛ ПРЕМИАЛЬНЫЕ ЗА МЕДАЛИ?»

- Во время чемпионата России вы в открытую болели за Елену Исинбаеву. Почему?

- Мне нравится её спортивный характер. Вы же видели, как она выиграла этот чемпионат, реализовав свою последнюю попытку на 4.90, и показав, тем самым, лучший результат сезона в мире. Я не знаю её лично так хорошо, чтобы набиваться в друзья, но она мне нравится, как личность. Был период, когда я в ней немного разочаровался, когда она ушла от своего первого тренера Евгения Трофимова к Виталию Петрову, но и эта моя маленькая обида к Лене прошла, после того, как она вернулась к Трофимову и извинилась перед ним. Плюс она борется не только за себя, но и за всю российскую лёгкую атлетику.

- Исинбаева была категорически против выступления на Олимпиаде под флагом МОК. Вы согласны с ней?

- Знаете, тут двоякое отношение к теме. И патриотическое, и житейское. Если говорить о втором, то, что могло бы дать выступление под олимпийским флагом в случае победы? Россия щедро платит отличившимся олимпионикам, а МОК явно не стал бы этого делать. Во всяком случае, все те спортсмены, которые в 1992 году выступали на сборную СНГ в Барселоне не получили ни копейки премиальных. Извините, отойду от темы. Сейчас стартует забег на три тысячи метров с препятствиями. Там парень хочет побить рекорд Татарстана, который стоит 33 года.

- Иными словами, тридцать лет и три года. Вот скажите мне, какими были легендарными отдельные легкоатлетические герои, чьи рекорды стояли примерно столько же.

- Рекорд Ярмилы Кратохвиловой такого же возраста, только это рекорд мира на 400 метров (установлен 26 июля 1983 года. – Прим. Ред).

- Ну, я помню первый чемпионат мира 1982 года в Хельсинки, когда на 400 метров завоевали медали две чешки Кратохвилова, «серебро» и Татьяна Коцембова, «бронза». При награждении они выглядели, как мужчина с женщиной.

- Ну, никто же не доказал, что Кратохвилова – это женщина с мужскими генами. Или в противостоянии Марии Шараповой и Серены Уильямс никто в открытую не говорит, что соревнуются «девочка» и «мальчик». У нас и сейчас есть южноафриканка Кастер Семеня, у которой гендерный тест дал отрицательный результат, и она продолжает соревноваться вместе с женщинами.

- Возвращаясь к таким длительным рекордам. ВАДА сейчас своими расследованиями возвращает нас на восемь лет назад, и обвиняет, в том числе, российских легкоатлеток, отличившихся на Олимпиаде в Пекине 2008 года. Я, поддавшись вадовскому психозу, задался вопросом – а так ли чисты были герои прошлого? К примеру, как сейчас помню забег на 1500 метров Олимпиад-1980 года в Москве, когда Себастьян Коу, пробежав за 3.38.40. опередил мирового рекордсмена Стива Оветта (3.35.59). У вас исход того забега не вызывает подозрения в свете последних событий?

- Ну, я могу напомнить, что тогда английские бегуны, как бы, обменялись победами. Коу был фаворитом на 800 метров, а выиграл, в итоге Оветт, а на полторашке, вы правы, Коу опередил явного фаворита Оветта. Но, что сейчас это вспоминать? Как факт – в олимпийской Москве не было зафиксировано ни одного случая применения допинга. Почему? Тогда объективно не было такого контроля за спортсменами, который присутствует сейчас.

Джаудат Абдуллин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх