комментарии 0 в закладки

«Ничего не остаётся, кроме как биться за его честь и память». Кому сборная Уэльса посвящает свои победы

erid:

«БИЗНЕС Online» – о человеке, который заложил фундамент команды-сенсации, но не смог разделить с ней радость.

КОСТЯК НЫНЕШНЕЙ СБОРНОЙ ПРОТЕКЦИЯ СПИДО

Гари Спид
фото: Michael Regan / gettyimages.com

«Я думаю, что мы должны регулярно отбираться на большие турниры и быть конкурентоспособными на мировой арене. Основная группа наших игроков находится как раз в таком возрасте, чтобы успеть сыграться друг с другом и постоянно совершенствоваться от турнира к турниру». Гари Спид предвидел успех Уэльса. Но стать его участником ему так и не удалось.

Спид – легенда британского футбола. Он был одним из тех, кто принёс «Лидсу» феноменальное чемпионство 1992 года, в сумме посвятив клубу 12 лет. По количеству игр в АПЛ он уступает только Дэвиду Джеймсу и Райану Гиггзу. В статистике выступлений за сборную лучше него только Невилл Саутолл (85 игр против 92). Неудивительно, что в тёмное для валлийского футбола время после серого периода Тошича и кошмарной работы Флинна федерация обратилась за помощью именно к нему. Да, опыта у Гари почти не было (невнятные полсезона в «Шеффилд Юнайтед»), но по уровню доверия и любви нации с ним мог сравниться разве что Гиггз.

В отборе к Евро-2012 валлийцы при новом главном тренере смогли одолеть всех соперников, кроме англичан. Всего за несколько месяцев Спидо поднял Уэльс с 117-й строчки рейтинга ФИФА на 45-ю. Он подошёл к футболу, как к науке, контролируя показатели игроков на тренировках, исследуя статистику и докапываясь до каждой мелочи от выбираемых гостиниц до расположения светильников в раздевалке. Гари был твёрдо намерен попасть на ЧМ-14 (выхода на Евро даже при отличной победной серии не состоялось – подвёл проваливший старт предшественник), а потому взял курс на омоложение. Костяк нынешней команды – сплошь протекция Спидо. Кроме того, именно он решил сделать ставку на Бэйла и Рэмзи, отдав им ключевые роли. Аарона - одного из немногих игроков, свободно владеющих валлийским языком, Гари сразу же сделал капитаном, проводя с ним огромное количество бесед во время сборов. Всё шло замечательно. До того кошмарного осеннего утра.

Днём 26 ноября Спид стал одним из гостей программы BBC Football Focus. Вместе с бывшими партнёрами и товарищами Гари Макаллистером и Аланом Ширером они весь эфир смеялись, отпуская колкости в адрес друг друга. По завершению Спидо с Аланом договорились встретиться через неделю на благотворительном ужине. После эфира Гари отправился с женой на вечеринку к друзьям, где, по их рассказам, прибывал в замечательном настроении, постоянно шутил и улыбался. Пара вернулась домой поздно вечером и умудрилась поссориться – нередкая ситуация для супругов с более чем 15-летним стажем. Пытаясь замять конфликт, Луиза решила ненадолго проветриться, прокатившись на машине по кварталу. Когда же она вернулась домой, то обнаружила мужа в гараже с петлёй на шее.

Никто из окружающих не догадывался, что Гари долгое время страдал депрессией. И члены семьи, и друзья, и коллеги уверяют, что в его поведении не было заметно и капли подавленности. Его сестра позже объяснила это семейной традицией – у Спидов не принято рассказывать о психологических трудностях и страхах. Остальное окружение в один голос говорят о мужском характере Гари, который всегда держал переживания в себе. Больше всех по этому поводу сокрушался Ширер, так и не дождавшийся приятеля на ужин:

«Один вопрос не перестает меня мучить, я задаю его себе с момента, как узнал об этой ужасной новости: почему? Почему Спидо не позвонил мне или кому-то из близких друзей, если чувствовал себя настолько плохо? Мы никогда не узнаем ответ на этот вопрос, но я точно могу сказать, что Гари Спид был из тех людей, к кому ты сам всегда мог прийти с проблемой. Он всегда был готов помочь, посоветовать или просто подставить плечо. Он мог помочь с любой проблемой. Но почему он не позвонил, чтобы обсудить свои собственные проблемы, перед тем как пойти на такое… К сожалению, я никогда не узнаю ответа. Никто не узнает».

«ЧТО ЗА БРЕД, МАТЬ ТВОЮ!?»

Тренер сборной Уэльса покончил с собой осенью 2011 года
фото: Stu Forster / gettyimages.com

Его смерть шокировала всю Британию и сильно ударила по многочисленным друзьям. Старый партнёр по «Ньюкаслу» Шей Гивен узнал о трагедии перед самым матчем со «Суонси», разрыдавшись прямо на поле. А суровый мужик Крейг Беллами до сих пор тяжело переживает потерю. В недавнем эфире после победы над сборной России он несколько раз твердил, что эта команда – наследие Спидо, и не мог сдержать слёз. В его автобиографии целая глава посвящена душещипательной истории о том, как он долго не мог поверить в смерть сильного и стойкого друга:

«Когда я проснулся тем воскресеньем и проверил свой телефон, то обнаружил несколько пропущенных вызовов. Два были от Кирона Дайера и один от моего представителя. Это были люди, которые никогда не звонили мне в день матча. Когда Кирон позвонил в третий или четвёртый раз, я ответил.

«Ты слышал по поводу Спидо?», – спросил он.

«Слышал что?», – ответил я.

«Шей Гивен позвонил нашему агенту и сказал, что Спидо покончил с собой».

«Что за бред, мать твою?! – закричал я. – Этого не может быть!».

«Я слышал, что он повесился», – ответил Кирон.

«Чушь собачья! Без вариантов! Этого не может быть! – повторял я. – Ты же знаешь все эти вещи – Twitter, грёбаный интернет – это полное дерьмо!».

Однако именно Беллами стал первым, кто заподозрил неладное, не придав тому значения:

«В начале ноября 2011-го мы проводили товарищеский матч со сборной Норвегии в Кардиффе. Мы сидели с ним за чашкой кофе в отеле Святого Дэвида, и я заметил на его лице лёгкую небритость, что было для него нехарактерно. Спидо был тихим. В то время у меня были неприятности с супругой, и мы поговорили на эту тему. Также разговор коснулся и его жизни.

Он был тихим на протяжении всей той недели, и это немного меня смутило, но я списал это на то, что он становился менеджером. Я подумал, что таким образом он пытался установить некоторую дистанцию между собой и игроками.

Всё развивалось стремительно. Мы победили норвежцев. На самом деле, мы попросту их разгромили (4:1). После игры Спидо был в порядке. Было видно, что он горд тем, как его команда провела матч и удовлетворён положением дел в целом. У меня были личные проблемы, и эта игра стала для меня большим облегчением. Мы обменялись парой фраз и немного посмеялись, затем я уехал».

На матч со сборной Коста-Рики, превратившийся в неофициальное прощание со Спидом, команду на поле вывел именно Беллами. Однако ещё сложнее пришлось человеку, который её к этой игре готовил. Крис Коулмэн дружил с Гари с самого детства:

«Он играл за Северный Уэльс, а я – за Южный. Его родители стояли на бровке с одной стороны поля, а мои – с противоположной. Потом мы в 14 лет вместе поехали на просмотр в «Манчестер Сити», наши пути в футболе постоянно пересекались, вот почему мы так сблизились. А потом мы уже играли в сборной – сначала в юношеской, потом в молодежной, а затем и в первой команде».

О смерти лучшего друга Крис узнал, когда готовил к матчу греческую «Ларису», которую он возглавлял уже год. Позже Коулмэн признался в интервью, что ни слова не сказал игрокам в перерыве и вообще практически не помнит тот матч и его результат – всё было как в тумане. На следующий же день он улетел на родину, чтобы быть вместе с семьёй друга. А через несколько дней ему поступило предложение возглавить сборную. Отказываться Крис не имел права.

«ФУТБОЛ ОСТАНЕТСЯ НА ВТОРОМ ПЛАНЕ»

Первые дни работы дались ему очень тяжело. Придя на заседание Футбольной ассоциации, он долго смотрел на кресло, не решаясь сесть. Крис признавался, что по его телу бегали мурашки, а в голове возникали мысли, что всё это сон. Он придумывал сам себе оправдания, почему Гари может не быть на заседании, представлял, как звонит ему и в шутку жалуется на неудобное кресло. Но постепенно к Коулмэну приходило осознание фатально несправедливой реальности. Всё же терять близких друзей ему не впервой: его партнёр по «Суонси» Алан Дэвис покончил с собой 1992-м, а шесть лет спустя в возрасте 40-ка лет прямо на поле скончался валлиец Роберт Джеймс.

Вся подготовка к первому товарищескому матчу стала формальностью. Ни Коулмэна, ни игроков, ни болельщиков совершенно не интересовало качество игры и результат – каждый пришёл на стадион, чтобы проститься с Гари Спидом. Новоиспечённый тренер даже не пытался изображать улыбку во время официальных мероприятий, а в многочисленных предматчевых интервью повторял: «Это для Гарри и его семьи, вот для кого. Да, люди говорили мне, что у меня в распоряжении будет не так много игр перед стартом отборочных матчей к чемпионату мира-2014. Я отвечу на это так: «Знаете, если сравнивать важность этого и футбола… футбол останется на втором плане».

Матч валлийцы проиграли (0:1). Это мало кого волновало, но вот последующие события уже заставили болельщиков нервничать. Коулмэн прямо заявлял, что при всей любви к Гари, у них разные взгляды на футбол, и он не собирается следовать за ним шаг за шагом. Однако при этом он хвалил фундамент, выстроенный другом, и охотно им пользовался, экспериментируя с тактикой. Всё завершилось провалом в отборочной группе к ЧМ: 20 пропущенных мячей и предпоследнее место. Тоска болельщиков по Спиду усиливалась, а Крис переживал, что может подвести друга. Но федерация поверила в тренера. Чем всё закончилось, вы прекрасно знаете.

Не умаляя заслуг Коулмэна, практически каждый игрок сборной регулярно отмечает значение работы Спида и чтит его память. Нил Тейлор уверял, что Гари был намерен творить со сборной настоящие подвиги, Эшли Уильямс говорил о количестве свежих идей и кардинальном изменении в стиле, Джо Ледли называл его лучшим тренером в своей жизни. Но точнее всех сказала главная звезда команды – Гарет Бэйл: «При нем мы были на подъеме, он изменил нашу игру, весь менталитет сборной. Это огромная потеря. Нам ничего не остается, как только биться на поле и играть еще лучше за его честь и память».

Родители Гари Спида и тренер сборной Уэльса Крис Коулмэн
Clive Mason / gettyimages.com

Именно этим и занимаются валлийцы сейчас. Во время Евро игроки и тренер регулярно отдают дань уважения Спиду. А если прислушаться к валлийским болельщикам, то можно заметить, как они в каждом матче скандируют его имя. Особое место среди этой многотысячной толпы занимают родители Гари, которые в своём почтенном возрасте не пропустили ни одной игры команды на Евро и намерены увидеть её в финале. Их поездка во Францию – во много инициатива Коулмэна, который практически каждый день созванивается с Роджером (отцом Гари), справляясь об их с супругой здоровье.

Роджер Спид в восторге от работы Колумена, однако не может избиваться от воспоминаний – каждый матч он всё равно видит на бровке сына. Старик не сомневается, что Гари наблюдает за всеми ними с небес и помогает своей команде. Вторят ему и Крис вместе с игроками. Все сходятся в одном – это команда играет именно так, как хотел бы Гари Спид.

Смерть легенды валлийского футбола до сих пор окутана тайной. Его семья объясняет всё депрессией и сокрушается, что не смогли вовремя помочь Гари. Будучи сильным человеком, Спидо так и не смог совладать с частым для футболистов недугом (по статистике, депрессией хотя бы раз страдало около трети британских футболистов). Друзья никак не смогли заглянуть под маску из натянутых улыбок и добродушных шуток. Каждый из окружения продолжает видеть в ужасной трагедии частичку своей вины. Не успев помочь Гари при жизни, они заботятся о его наследии после смерти. Он остаётся с каждым, кто окружает сборную Уэльса, и уже может гордиться ей. Команда же сделает абсолютно всё, чтобы поставить ему вечный памятник в виде выигранного кубка.

Перемотай на любой момент и смотри все матчи Евро-2016 за последние три дня с сервисом «Управление просмотром» в Интерактивном ТВ от «Ростелеком».

Николай Самофалов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх