Президент «Ядрана»: «Мы хотим заявить, что в Казани мини-футбол есть»
О взлете команды, о проблемах отечественного спорта и о бизнесе в интервью БИЗНЕС Online рассказал руководитель команды «Ядран» Ренат Ялаков.
«ЗАЯВКА В ВЫСШУЮ ЛИГУ ПРИНЯТА»
– Недавно стало известно, что с сентября ваша команда будет участвовать в Высшей лиги Чемпионата России.
– Да, заявка уже принята в Высшей лиге. На самом деле, ничего в этом нет такого сверхъестественного. Может, для Казани это пока звучит слегка непривычно, но не для нас. Все условия, которые требовались для заявления в лигу, нами выполнены.
Как бы это громко ни звучало, но мы хотим биться за честь Казани и Татарстана на профессиональном уровне и заявить, что есть в Казани мини-футбол, заявить, что есть у нас хорошие ребята, которые тоже хотят показать себя на другом уровне, хотят побеждать.
– Зачем вам вообще это нужно?
– Нравится всем нам спорт. Мы за здоровый образ жизни. Плюс возможность самореализации. В каком-то роде хобби.
– Как появилась эта идея?
– Была такая команда «Олимпик». В ней играл наш сотрудник Андрей Богатырев (сейчас тоже работает в нашей команде). От него поступило предложение заявиться во Вторую лигу Казани. Я всегда к футболу относился с интересом, как и к спорту в целом. В недалёком прошлом занимался спортивным пейнтболом. Когда стали приходить хорошие результаты, стал ощущать вкус побед. Мы выигрывали чемпионат России, чемпионат Европы. Суть мужчины такова, что он должен постоянно самореализовываться. В спорте это получается делать как нигде лучше. Случилось так, что я был вынужден завершить карьеру в пейнтболе и в качестве замены выбрал мини-футбол.
Мы проплатили тогда взнос во вторую лигу, и нас сразу завлек весь этот соревновательный процесс. Мы выиграли тот чемпионат сами. Выйдя в Первую лигу, мы стали искать по-спортивному жадных ребят. Мы не хотели играть в Первой лиге просто так. Цели ставились высокие, но было ясно, что без правильной селекции трудно будет достичь результата. Усилились игроками и с первого захода выиграли.
Свой последний сезон начали в высшей казанской лиге, где играли против сильнейших команд города. Выступили достойно, сходу заняв хорошее третье место. Ну а дальше уже была создана база для дальнейшего роста. Команда для всех нас стала каким-то детищем. Стали появляться вопросы о дальнейших перспективах. Амбиции требовали движения вперед. Нельзя сказать, что они росли, они изначально были высокими. Просто я не вижу смысла замыкаться на чем-то мелком. Какой тогда интерес? В таком случае можно играть в дворовый футбол и радоваться жизни. Если уж начинать, то нужно двигаться до конца.
– Когда у вас впервые возникли разговоры о повышении в классе?
– У нас есть друзья из пензенской команды «Атмис» (команда Высшей лиги, дивизион «Центр» – прим. авт.). Мы созвонились, обсудили некоторые детали касаемые заявки. Ребята из Пензы нас порекомендовали, и мы стали постепенно готовиться. Это было в апреле. Желание было, а остальное дело техники.
Вообще, читаешь истории различных команд – те же «Дина», «Синара – и понимаешь, что изначально все было построено на голом энтузиазме.
Всегда было такое желание, но настоящим импульсом к действию стало общение с партнером.
«КАЗАНЬ НЕ ЗАБРОСИМ»
– В прошлом сезоне костяк команды в основном состоял из ребята Поволжской академии. Что будет с составом в этом сезоне?
– Будем привлекать только наших игроков. Но это относиться не только к нашей команде. Будем рассчитывать на помощь игроков других казанских команд. Например, IRBIS сам нам оказал содействие. Поэтому нам в них нужно видеть не конкурентов, а союзников. Мы уже провели предварительные переговоры с некоторыми ведущими игроками казанского мини-футбола. Думаю, вряд ли найдутся те, кто не захочет играть в Высшей лиге.
Сама возможность поиграть на профессиональном уровне должна добавлять стимула. Понятно, что все это будет не бесплатно, нужно вырабатывать в игроках понимание того, что это их работа, которая, естественно, должна оплачиваться.
Переговоры провели, ребятам интересно. Есть даже люди, которые готовы к нам приехать, жить в Казани и выступать за «Ядран». Может, одного-двух иногородних возьмем.
– Сколько человек будет в заявке?
– 23.
– И все из этих 23 футболистов – профессионалы, которые только этим и занимаются?
– Нет. Днем работы – вечером тренировки. Все где-то трудоустроены. Что-то общее есть со сборной Исландии или Фарерских островов. В основное время работают, но и ко всему прочему играют в футбол.
– Существуют ли уже у команды контрактные обязательства перед игроками?
– Пока все в виде премиальных, но мы идем к этому. Сейчас ищем партнеров для осуществления наших замыслов. Я не говорю, что это будет сразу. Может, не в этом сезоне, но для нас это одна из главных задач. В любом случае мы будем мотивировать своих игроков. Еще есть мысль создать коммерческую мини-футбольную школу на базе команды.
– Возможно ли вообще найти таких же заинтересованных людей, которые готовы отдавать свои силы и средства для развития команды?
– Все держится на фанатиках, любящих заниматься таким делом. Конечно, такие люди всегда находятся.
– Не сидит в голове мысль, что эти деньги можно было направить в развитие бизнеса?
– Это проект, которым мы занимаемся не первый день. Не все же на деньгах держится. Если есть возможность, направить свои финансы в подобное русло, то почему бы и нет. Назовем это дополнительной социальной нагрузкой.
– Все компаньоны разделяют ваши взгляды?
– Мы сейчас ведем диалог на эту тему. Наша головная компания поддерживает нас, и это самое главное на данном этапе.
– Продолжите участвовать в казанских соревнованиях?
– Не хотелось бы забрасывать Казань. Уже думали об этом. Если мы будем приглашать игроков других команд Высшей лиги Казани, то команды будут страдать. Тогда нужно находить какой-то компромисс. Пока это открытый вопрос. В любом случае, планы играть в Казани есть. Может, это будет дублирующая команда. Пока не знаю.
– Уже выбрано место проведения домашних матчей?
– Нет еще. Мы в скором времени будем этот вопрос обсуждать. У нас пока не было плановой подготовки к Высшей лиги. У нас в приоритете малый зал «Баскет-холла», но начнем сезон мы в «Олимпийце». На самом деле список требований Федерации мини-футбола России не маленький. Должны быть учтены определенные условия. Начиная от бананов в гостевых раздевалках и заканчивая автобусом, который будет встречать приезжую команду.
– Содержание команды, выезды в другие города, организационные взносы на участие и многое другое. Уже известен бюджет команды?
– Примерный бюджет понятен, но пока он не утвержден. Ясно, что одних нас не оставят, но если будут хорошие результаты, то поддержка будет еще крепче.
– Правда, что бюджет команды на сезон будет в пределах 7-8 миллионов рублей?
– Да, примерно такая сумма. Эти деньги необходимы для того, чтобы отыграть весь сезон. Надеюсь, мы найдём поддержку, и наши планы отыграть весь сезон и заявить о нашем городе и республике в среде мини-футбола осуществятся.
– Насколько высокий уровень команд в Высшей лиге?
–Там играют высококвалифицированные команды. Например, московский «Спартак». Команды, занявшие последние места в Суперлиге попадают в этот турнир. Тут играют коллективы в статусе профессионалов.
– Общались ли вы с руководством города и республики насчет поддержки вашего проекта?
– Пока справляемся сами, но такие разговоры и встречи обязательно будут. Все будет зависеть от нас самих. Сможем ли мы своей игрой и своими результатами привлечь высокопоставленных людей? Скоро узнаем.
«Я ЛИЧНО ПОНИМАЮ, ЗА СЧЕТ ЧЕГО В СПОРТЕ МОЖНО ПОБЕЖДАТЬ»
– Насколько общих моментов в спортивном менеджменте и в модели вашего бизнеса?
– В спорте легче добиваться каких-то успехов. Возможно, это связано с опытом, полученным при работе в основной сфере. Это если касаться нашей ситуации. Перед нами была цель выигрывать. Мы и выигрывали. Начали причем добиваться успехов достаточно быстро.
– Пришли бизнесмены и стали побеждать. Может это больше указывает на проблемы в спортивном менеджменте?
– Конечно, такие проблемы есть. Тут еще дело в самом виде спорт, который мы выбрали. К мини-футболу всегда было полупрофессиональное отношение, дворовый что ли. Почему-то большинство людей его воспринимают так. За счет чего нам удается выигрывать? Спорт нам не чужд. Я лично понимаю, за счет чего в спорте можно побеждать. Должна быть внутрикомандная химия, хорошая атмосфера в раздевалке, как в семье. Эдакий teamspirit должен быть в основе всего.
Естественно, должны быть адекватные кадры. Не просто звезды, а ребята, которые без проблем могут влиться в коллектив.
– Как эту химию создавать?
– Нужны неформальные мероприятия. Не должно все ограничиваться встречами на тренировках, постоянное общение вне поля, поддержка каждого в отдельности. Выезды на различные турниры.
– 23 индивидуальности. Со всеми же дружить невозможно.
– Возможно, но это очень непросто. Да и дружба – не самый главный фактор, когда дело касается профессионального спорта. Наша же задача – задать определенный тон, и футболисты сами в него начинают вливаться.
– Ну а почему не у всех получается создать этот «teamspirit»?
– Может, не хотят сильно. Но мы еще толком ничего не создали, чтобы говорить об этом. Если бы уже выиграли что-нибудь там, тогда могли бы раздавать советы, а сейчас рано об этом говорить. Пока мы выскочки, которые хотят доказать в первую очередь самим себе, что в силах добиваться результатов на более высоком уровне.
– Еще один момент по поводу командного духа. Это очень тонкая история. Бывают же моменты, когда и отказываться приходиться от кого-то. Хороший игрок, но разрушает атмосферу. Как поступать в этих ситуациях?
– Принимать волевое решение. Команда всегда на первом месте. Конечно, в любом случае сначала работаешь с игроком. Но если понимаешь, что не получается прийти к общему знаменателю, тогда приходится прибегать к радикальным мерам.
Также не бывает проблем с новичками. Когда приходит новый игрок, то он сразу вливается в команду. Ребята же все примерно одного возраста. Они на одной волне, поэтому тут проблем не бывает. Если что-то не получается, то этот игрок не теряет поддержки. Конечно, если есть потенциал.
О СПОРТЕ В ЦЕЛОМ
– С вашей командой все более менее понятно. А что вы можете сказать о наших командах вообще? Почему не получается выступать так, как мы бы того хотели?
– Уже очень много сказано по этому поводу. Сложно что-то новое добавить. Ну нет у наших футболистов мотивации, желания, какой-то внутренней планки. Да и вообще у нас культура футбола по сравнению с западом на очень низком уровне. Там большое внимания уделяется мелочам. Там мальчишек с ранних лет учат пониманию футбола. А у нас кидают мяч, пусть себе бегают и пинают. Как можно чему-то научиться?
Но это проблема не только футбола, но и спорта в целом. С бизнесом такая же ситуация. Культура труда, отношение к себе и людям. У нас все как-то из-под палки делается и на любимое всеми нами авось. Отсутствует уважение. Есть только задачи «хапнуть» кусок побольше, обмануть партнера. Там такого нет.
– Неужели до сих пор все так и происходит?
– Ничего не изменилось за это время. Вот есть среда, все мы ней помещены. У нас какая среда? Среда выживания. Поэтому все и пытаются в ней адаптироваться и выживают, как могут. Нормальные люди обращают на это внимания и говорят об этом. Другой вопрос, совершают ли они какие-то действия для исправления подобной ситуации. Но в целом среда поглощает, и систему не победишь.
– Кто тогда создает эту среду?
– Скажем так, она была создана до нас. Тем не менее, я верю в то, что ее можно изменить. Уже новое поколение, как мне кажется, начинает рассуждать по-другому. Возможно, это поколение и будет формировать новую среду.
Я видел, как возрождалась наша страна. В один момент у определенного круга людей появились деньги, а культура нет. Внешне все выглядит хорошо, а внутри гниловато.
– То же самое и в футболе?
– Везде! Спорт – такой же бизнес. Как себя ведет человек на поле, такой он и вне его.
– Как тогда создать верную мотивацию?
– Это нужно воспитывать с самых азов. Поэтому дело даже не в самих футболистах. Меняй не меняй – результат останется прежним. Надо менять сам подход, сносить прежнюю систему. Все надо менять. Приезжают халки и что? Как проигрывали, так и продолжаем в том же духе. А в Бразилии на Копакабане постоянно играют. Там больше 200 разбитых площадок, и они никогда не пустуют. Я смотрю на них, сравниваю с тем, как у нас...
– Давайте вернемся ближе к нашей ситуации. Несколько лет назад «Рубин» делал попытки создать команду по мини-футболу в нашем городе. Есть надежда, что сейчас они обратят на вас внимание?
– Конечно, есть. Уже общались с руководством, но с кем именно, пока говорить не стану.
– Как вообще оцените нынешний «Рубин»?
– Я надеюсь, что он скоро выстрелит. Инфраструктура есть, болельщики есть. Не хватает, может, только четкого менеджмента. Я, кстати, очень обрадовался, когда узнал, что Ильсур Раисович стал президентом клуба. Он сильный менеджер.
– Перед вами сейчас стоит мега задача выйти в Суперлигу?
– Пока нет.
– А какие деньги там?
– Ну вот у «Алмаз-АЛРОСА» (бронзовый призер Высшей лиги этого сезона) бюджет около 40 миллионов рублей. У них проблема в том, чтобы потратить деньги.
– Все равно нам так и не ясно, почему вы вкладываете в это дело свои деньги?
–Я задаю себе вопрос: «Приносит ли мне это удовольствие?» Да, приносит. Да, это именно то, чем хотелось бы заниматься. И вот в таком случае деньги начинают себя оправдывать. Можно сказать, что все остаются в плюсе.
Морозов прервал суперсерию Казани, а в Оренбурге на 24 минуты остановили игру. Итоги 12-го тура суперлиги 21
КХЛ придумала новый турнир. Кто сыграет в нём за «Ак Барс»? 1
Суеверия, разногласия, шантаж. Как дела у Бердыева в Азербайджане? 1
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
Кто круче – Бабкевич или Сапожков? Анализ игры двух бомбардиров 0
Морозов прервал суперсерию Казани, а в Оренбурге на 24 минуты остановили игру. Итоги 12-го тура суперлиги 21
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
«Мы на разных бюджетных полюсах!» «Ак Барс» доминирует над «Нефтехимиком» в КХЛ 1
КХЛ придумала новый турнир. Кто сыграет в нём за «Ак Барс»? 1
Суеверия, разногласия, шантаж. Как дела у Бердыева в Азербайджане? 1