комментарии 6 в закладки

Шанхайская ловушка: как Сергей Лавров лично выбил «Ак Барсу» полёт в Поднебесную

erid:

Как стало известно «БИЗНЕС Online», завтрашний матч «Ак Барса», а также ранее игры «Нефтехимика» и тольяттинской «Лады» против китайского клуба «Куньлунь» оказались на грани срыва из-за своеобразия регламентов КНР и бюрократических проволочек. Спасать ситуацию пришлось высшему руководству – теперь плану Путина и Си Цзиньпина поставить на коньки 300 млн. китайцев к зимней Олимпиаде в Пекине ничто не угрожает.

Владимир Путин и Си Цзиньпин
Фото: kremlin.ru

ПОЛИТПРОЕКТ ПУТИНА И СИ ЦЗИНЬПИНА

К международному скандалу едва не привела затея КХЛ захватить китайский хоккейный рынок, о которой так много говорили весь прошлый сезон. Как стало известно «БИЗНЕС Online», три российских клуба столкнулись с проблемами из-за неожиданного переезда клуба «Куньлунь» из Пекина в Шанхай сразу на 11 домашних матчей. «Ак Барс», «Нефтехимик» и «Лада» оказались в ситуации, когда пропустить матч и получить техническое поражение было выгоднее, чем лететь на Восточное побережье Китая.

Напомним, «Куньлунь Ред Стар» – это фактически совместный политический проект России и Китая, решение о создании клуба КХЛ в соседней стране принималось на уровне руководителей стран. Официально о расширении лиги на Восток заявил лично Владимир Путин на встрече с председателем КНР Си Цзиньпином. Во время этих переговоров Континентальная лига вела активную работу по разработке нового рынка – ведь на Западе ей пока делать нечего, – а ее руководители заявляли о больших финансовых возможностях, которые открывает Китай, включая телеправа и нового зрителя. Но изначальная сверхзадача «Куньлуня» была иная, и озвучил её тоже сам Путин – дескать, Россия хочет помочь соседу развить хоккей перед домашней зимней Олимпиадой. «Мне председатель КНР сказал: «Мы поставим на коньки 300 миллионов человек», – с гордостью рассказывал президент России на совещании в Казани.

Мотивация китайцев тоже понятна – 31 июля 2015 года было объявлено, что зимняя Олимпиада 2022 года пройдет в Пекине. Естественно, ударить в лед лицом китайцам национальная гордость не позволяет, вот они и позвали в учителя северных соседей.

Братская помощь не ограничилась чисто организационными моментами. «Натаскивать» китайских хоккеистов в качестве главного тренера отправился Владимир Юрзинов-младший, а в интернациональном основном составе команды из 26 игроков сегодня числится 7 россиян и только 5 граждан КНР. Обошлось разве что без российских денег – по крайней мере, так заявил весной председатель совета директоров КХЛ и по совместительству российско-китайского делового совета Геннадий Тимченко. Позже генеральный менеджер «Куньлуня» Владимир Кречин рассказал, что «клуб поддерживают три крупные компании, работающие в сфере энергетики и строительства» – но названия раскрывать не стал.

ВЕЛИК КИТАЙ, А ИГРАТЬ В ХОККЕЙ НЕГДЕ

Собранная в кратчайшие сроки команда начала первый в своей истории сезон-2016 позже всех. Лига пошла навстречу новичку, дав ему дополнительное время для решения оставшихся вопросов, включая организационные. И одной из главной проблем стало отсутствие у клуба своего ледового дворца. Ещё летом появлялась информация, что «Куньлунь» будет играть едва ли не в надувном шатре, поскольку в Пекине просто нет свободной ледовой арены. Однако вариант все же нашёлся – многофункциональный комплекс «ЛеСпорт-центр» на 18 тыс. зрителей. Изначально строившийся как баскетбольная арена для Олимпиады-2008, в 2022-м он станет основным катком для хоккейного турнира зимних Игр. Правда, в этой конфигурации на матчах КХЛ стадион вмещает чуть больше 8 тысяч человек, что даже в трансляции выглядит несколько несерьёзно.

«Куньлунь» был вынужден переехать в Шанхай сразу на 11 домашних матчей

Однако недавно ситуация усугубилась – из-за занятости «ЛеСпортс» китайский клуб вынужден переехать в Шанхай сразу на 11 домашних матчей, причем стало известно об этом лишь 2 сентября, когда сезон уже начался. Как объяснили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в пресс-службе КХЛ задержка с объявлением переноса случилась потому, что клуб только 2 сентября сумел окончательно договориться с шанхайской ареной, а еще один альтернативный вариант в городе Харбине не устроил инспекторов КХЛ.

На побережье Восточно-Китайского моря «Куньлунь» будет играть во дворце «Фэйян», построенный с финансовой помощью Ян Ян – первой в истории страны золотой медалистки зимних Олимпийских игр. Чемпионка по шорт-треку логично вложилась в каток, который вообще-то не рассматривался как арена для проведения матчей высокого уровня. Тот факт, что там всего 5 тыс. посадочных мест и весьма скромные условия, не испугал КХЛ, да и деваться, прямо скажем, было уже некуда.

КОГДА ТЕХНИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ ВЫГОДНЕЕ, ЧЕМ ПОБЕДА

Но тут возникла другая беда. Дело в том, что по китайским регламентам заявка на приём чартера должна быть отправлена в аэропорт заблаговременно, в срок от 30 до 120 дней до планируемого визита. На официальном сайте управления гражданской авиации Китая (УГАК) 23 августа была опубликована информация о продлении действующего запрета на прием заявок от авиакомпаний на дополнительные регулярные и чартерные рейсы, а также новые чартерные рейсы в аэропорты Пудун и Хунцяо Шанхая – уж слишком загружены воздушные ворота одной из деловых столиц Азии.


Фото: Ирина Ерохина

У «Ак Барса», «Лады» и «Нефтехимика» календари свёрстаны похожим образом: все они по очереди летят на Дальний Восток (Хабаровск и Владивосток), а потом в Китай. Такая логистика, помимо прочего, позволяет сэкономить немало денег. Все клубы заранее запрашивали разрешение у Пекина, но 2 сентября из КХЛ пришло письмо с пренеприятнейшим известием о переносе матчей в Шанхай.

Команды обратились в местный аэропорт, но им просто отказали в приеме, а рейсовые самолёты никак не вписывались в график. Тогда начали просчитывать варианты: теоретически из Владивостока в Шанхай можно было долететь через Сеул, но обратных билетов в Россию уже просто не было – свободны были по 2-4 места на весь самолёт, а ведь ещё с собой нужно везти экипировку – огромные хоккейные баулы на 20 с лишним человек. То есть обратно до ближайшего аэропорта вылета пришлось бы добираться автобусом и поездом. Рассматривались варианты и с поездом из Пекина... Как на грех, 15 сентября в КНР еще и отмечали национальный китайский праздник, день середины осени, что сильно затрудняло процесс переговоров.

При этом, помимо неудобств, существенно вырастала цена трансфера. Первоначально на транспортные расходы в рамках дальневосточного турне закладывалось порядка 15 млн. рублей с каждой команды. А с пересадками и перекладными удовольствие обошлась бы от 28 млн. рублей для «Ак Барса» до 40-50 млн. рублей для «Нефтехимика». И если для татарстанских команд, у которых богатые спонсоры в лице «Татнефти» и ТАИФа, это вряд ли стало бы существенной проблемой, то для небогатой «Лады» такая накладка могла оказаться критической.


Фото: hcneftekhimik.ru

В результате ситуация стала напоминать популярную в спортивных кругах индийскую притчу про белого слона, которого раджа дарит неугодному человеку. Священное животное полагалось кормить и холить, ни в коем случае не используя для чего-то полезного. Поначалу клубы подумывали отказаться от разорительной чести. В самом деле – победить «Куньлунь» на их домашнем льду крайне сложно просто из-за разницы во времени и акклиматизации. Штраф же за срыв игры был явно меньше астрономических затрат на перелет. Клубы уже стали подумывать о том, что получить техническое поражение, штраф и даже снятие очков не так страшно.

Но тут к делу подключилось высшее руководство. Причем не только хоккейное. Как говорят наши источники в клубах, узнавший о новой проблеме губернатор Самарской области Николай Меркушкин заявил, что «Лада» должна любыми способами вовремя прибыть в Шанхай. Шутка ли – на кону престиж страны и обещание, данное Путиным товарищу Си.

Дмитрий Чернышенко (четвертый слева) и Геннадий Тимченко (шестой слева)
Фото предоставлено пресс-службой КХЛ

КХЛ ОТКРЫВАЕТ ВСЕ ДВЕРИ

Все три команды написали совместное письмо на имя первых лиц КХЛ – Геннадия Тимченко, президента Дмитрия Чернышенко и вице-президента по хоккейным операциям Георгия Кобылянского. Хотя, по словам представителей клубов, ни на одно письмо ответа от лиги они не получали. Однако тем временем в офисе КХЛ шла тихая политическая работа, что подтверждают наши источники и официальный ответ пресс-службы лиги на запрос «БИЗНЕС Online»:

«Лига, получив запросы от клубов, обратилась с официальными письмами в министерство иностранных дел России и посольство РФ в Китае, с просьбой оказать содействие в сложившейся ситуации. Посольство РФ в Китае направило в адрес УГАК и других государственных органов КНР соответствующие официальные ноты, а также провело дополнительные консультации по правилам авиасообщения с КНР компании-перевозчику клубов КХЛ... Дополнительно КХЛ направила в клубы информацию о правилах организации авиаперевозок КНР, а также список авиакомпаний, имеющих сертификаты безопасности и право на регулярные полеты в Китай», – говориться в официальном заявлении КХЛ.

Иными, словами, информация о «трудностях перелета» не без участия первых лиц КХЛ дошла до высших кабинетов министерства иностранных дел России, и, как говорят источники «БИЗНЕС Online», лично Сергей Лавров занялся урегулированием вопроса. Надо сказать, что в сложившейся ситуации лига поступила единственно возможным способом, делегировав проблему на самый верх: учитывая политический аспект проекта, решить ее могли только первые лица страны.

В итоге клубы все же получили возможность лететь прямым чартером в Шанхай чартером в особом порядке. Это, с одной стороны, говорит о серьёзности китайских видов на хоккей. А с другой – поддерживает репутацию КХЛ как весьма влиятельной организаций, способной, если надо для дела, открыть любые двери.

В итоге «Ладу» китайские хозяева с интернациональным составом переиграли со счетом 4:2, а вчера взяли верх над «Нефтехимиком» 2:1. Оба матча побили антирекорды посещаемости: на первый матч 18 сентября пришло 1734 зрителя, а посмотреть на игру с нижнекамцами собралось 550 человек. Гостевой матч «Ак Барса» с «Куньлунь Ред Стар» состоится завтра, 22 сентября.

Как тут не вспомнить изречение Конфуция про путь в 20 тысяч ли?

Марсель Магизов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх