комментарии 45 в закладки

Дерби, в котором «Салават» уже победил

erid:

Сегодня состоится первый матч «зеленого дерби» в этом сезоне. «Салават» примет «Ак Барс» и можно быть уверенным, что телевизионный показ матча будет гораздо более высокого качества, чем обычно делают в Казани.

Всего в календарь нынешнего регулярного чемпионата КХЛ вписаны четыре «зеленых дерби». Семиматчевая серия плей-офф прошлого сезона реанимировала несколько затухающий пыл татаро-башкирского хоккейного противостояния. Игру покажут оба республиканских телеканала — ТНВ и БСТ и сделают это по-разному. Долгие годы именно татарстанское телевидение задавало тренд в регионах в части показа спорта, однако в последние несколько лет инициатива перешла к башкирам, причем рывок был сделан очень качественный как в технической, так и творческой части. Из некогда лидера в части спортивного ТВ телекомпания Ильшата Аминова превращается в отстающего середняка. «БИЗНЕС Online» рассказывает, как показывают хоккей в Уфе, и что делают в ответ в Казани. Спойлер: это дерби выигрывает Башкортостан.

КАК ПОКАЗЫВАЕТ ХОККЕЙ БСТ




Во-первых, 99% трансляций домашних матчей «Салавата Юлаева» производится в формате высокой четкости-HD при помощи филиала национального спортивного телеканала (подразделение «Газпром-медиа», выпускающая «Матч ТВ»). Оно располагается в Уфе, что значительно сказывается на качестве картинки. Хотя само БСТ не вещает в формате высокой четкости, всё равно заметно, что съемки идут на новейшей технике. Картинка настолько яркая и насыщенная, что отлично смотрелась бы и на сайте НХЛ. Башкирские телевизионщики не жалеют ресурсов на показ спорта: матч обслуживает десяток инженеров, 2 звукорежиссера, микрофонный оператор, 16 операторов, 5 человек отвечают только за повторы. Также работают два режиссера. Один готовит так называемую международную картинку, а второй занимается только местным продакшном, отвечает за показ студии и контент, который видят зрители БСТ. Также задействован продюсер, редактор и три комментатора (двое ведут матч, один работает в студии перед игрой, в перерывах и после матча), к эфиру привлекают экспертов. То есть, производство поставлено, как у нас любят говорить, на федеральном уровне, по принципам ведущих спортивных телеканалов не только России, но и мира. Такой подход серьезно сказывается на качестве показа и работы. Зрители могут видеть игру с различных ракурсов и планов, постоянно используются замедленные повторы опасных моментов, отложенные показы нарушений или острых моментов.

Отдельно стоит уделить внимание вёрстке ТВ-программы, которую использует БСТ. Трансляция хоккея начинается за 15 минут до начала матча, гость вместе с ведущим в студии разогревают аудиторию. Это либо эксцентричный Азамат Муратов, либо Дмитрий Каретко или хоккейный аналитик Артем Кочешев. Обсуждают прошедшие матчи, готовят информацию о будущей встрече. Благодаря тому, что в ПТС работает два режиссера, такой формат выдерживается вне зависимости от того, показывают ли игру на каналах КХЛ или «Матч ТВ». Программы формируются независимо друг от друга, и БСТ может следовать своему плану и верстке, не обращая внимания на федеральных коллег. Перерывы также заполняются беседами в студии на «Уфа-Арене». Комментатор вместе с гостем-экспертом разбирают опасные моменты, есть возможность остановки эпизода, рисования схем прямо на картинке, то есть точечного разбора игры. Отметим, что эксперт не стесняется выдавать и критические оценки, особенно, если в студию приходит Рамиль Юлдашев - директор хоккейной школы им. Азаматова. Вероятно, что не все в клубе довольны жесткими оценками, но специалиста при этом никто не обвиняет в нелюбви к родной команде и из эфира БСТ убирать не собираются. Более того, записи разборов иногда публикуют даже официальные клубные соцсети. В этой части Уфа выглядит куда более прогрессивно, чем «Ак Барс», который не способен принимать критику, особенно на ТНВ, и пытается снимать с эфира любых мало-мальски грамотных экспертов и комментаторов, которую смеют высказывать свою точку зрения. Но это лирика. Вот посмотрите разбор голов. На ТНВ такого никогда не было и не ожидается.

После матча, вне зависимости от его продолжительности, в эфире телеканала на несколько минут вновь появляется студия, которая завершает трансляцию, проводя краткий обзор встречи и анонсируя следующий матч. Упрощенный формат вёрстки: студия (15 минут до начала, рекламы здесь нет) – 1 период – реклама – студия — реклама – 2-й период – реклама – студия – реклама – 3-й период – студия (минимум 5 минут после окончания матча). БСТ удается ещё и монетизировать популярность хоккея в республике. Все рекламные блоки во время матча (по два перерыва в первых двух периодах и один в третьем), а также во время перерыва, заполнены. Рассказывают, что творческой группе, порой, приходится значительно ужимать хронометраж обсуждений в перерыве, дабы вписать в эфир всю рекламу, которую продали именно на время хоккея. Несмотря на то, что ТВ предлагает качественную картинку, «Салават Юлаев» может быть доволен и цифрами посещаемости: в начале сезона на матчи команды в среднем ходят по 6800 зрителей, при том, что впереди ещё две игры с Казанью, матчи со СКА, ЦСКА и «Магниткой».

КАК ПОКАЗЫВАЕТ ХОККЕЙ ТНВ

Первые и ключевое отличие – ТНВ производит картинку с помощью техники, которой десять лет и которая уже лет пять не отвечает никаким даже усредненным стандартам ТВ-производства. Игру обслуживает всего лишь 8 камер, ни о каком HD разговоров нет, а недавно ещё сломались аппараты для производства повторов, так называемые EVS. Повторы во время домашних матчей «Ак Барса» делают буквально на коленке, что сказывается на скорости и качестве. Стоит отдать должное творческой бригаде телеканала, которая несмотря на такие условия продолжает выдерживать определенный уровень, но в силу технической отсталости делать это становится всё тяжелее. Только один матч из Казани в этом сезоне показали в формате HD – это матч с «Локомотивом» 12 сентября. Игру транслировал «Матч ТВ», и канал поставил свою технику на «Татнефть Арену».

Для наглядности стоит сравнить повторы опасных моментов из Уфы и Казани.

Вот опасный момент у ворот голкипера казанцев Станислава Галимова. Как был сделан сэйв голкипером, так и остаётся неясным. Стоит обратить внимание на мутную и нечеткую картинку на общем плане, малое количество камер и ракурсов, отсутствие нормального замедленного повтора. Здесь просто не видно, чем именно Галимов отбил шайбу.

Вот идеальный для сравнения эпизод, снятый в Уфе. Тоже ключевой сэйв вратаря, шикарный по исполнению. Тут всё на месте – замедленный повтор, много точек просмотра, эмоции тренеров и вратаря, чёткость картинки.

ТНВ вообще не заморачивается с хоккеем, единственным стабильно рейтинговым продуктом канала, между прочим. Трансляцию начинают за три минуты до старта матча, то есть фактически выходят на гимны. Никакой студии, никакого разогрева. Все достижения современной телевизионной мысли (речь даже не о технике) не берутся во внимание. Зрители ТНВ получают голую трансляцию с одним комментатором. Во время перерыва в эфир выходит программа «Вызов 112» с криминальными сводками и рассказами о ДТП. Чаще всего хронометраж программы оказывается больше отведенного времени и зачастую показ второго периода начинается со второй минуты, часть игры остается вне эфира. Во втором периоде в эфир ставят записи разных архивных передач – о путешествиях и природе. Никакой студии, никакой аналитики. Трансляция матча завершается послематчевыми интервью и нарезкой моментов, от которой могут и отказаться, если вдруг игра затянулась. Экспертов в эфир телеканала не приглашают. Рекламные блоки во время матчей, судя по всему, продаются плохо, все время занимают ролики, присланные КХЛ. ТНВ дважды прокручивает одинаковую рекламу партнёров лиги. Возможно это условия контракта, но выглядит это решение странным. Мало рекламы и в перерывах, зато общей шуткой стала бегущая строка во время хоккейного матча, которая лаконично гласит: «Продам барана». ТНВ не удается полноценно монетизировать свой самый популярный и успешный проект, потому он и воспринимается как обуза. Может быть, менеджерам татарстанского ТВ стоит взять мастер-классы у башкирских коллег?

Столь плачевные дела связаны с несколькими факторами. Во-первых, техническая отсталость. БСТ в своё время заключила договор с АНО «Спортивное вещание» на аренду их новейшей 16-камерной ПТС. ТНВ отказался работать с АНО, хотя в Казани базировалась и до сих пор базируется, но уже в составе «Матч ТВ» 24-камерная машина, превосходящая по ряду характеристик ту, что работает в Уфе. Во-вторых, сложности в отношениях клуба и телекомпаний. «Ак Барс» скрыто или явно уничтожил всё инакомыслие на татарстанском ТВ. Экспертам запрещали выходить в эфир и критиковать команду. Например, в 2013 году директору федерации хоккея Алмазу Гарифуллину - ныне спортивному директору московского ЦСКА, запретили приходить на телевидение из-за его ярких выступлений и очень качественной и уместной аналитики. Намеки о запрете на выход в эфир и критику получали и тренеры школы «барсов». «Ак Барс» устраивает положение, когда их матчи обслуживает комментатор, не способный высказывать собственного мнения и лишенный права на аналитику. При этом хоккеисты «Ак Барса» всё равно недовольны тем, что человек в эфире путает игроков, схемы и часто говорит совсем не об игре. В-третьих, слабые позиции спортивной редакции на ТНВ, которая не способна хотя бы повторять то, что делают в Уфе.

В Казани любят говорить на каждом углу о статусе спортивной столицы России, однако полноценный индустрии спорта в республике нет, и пример того, как далеко ушел БСТ от ТНВ, яркий тому показатель. В Уфе сработали обычные рыночные механизмы – у публики был спрос на продукт, флагман местного телевидения удовлетворил его своим предложением. Судя по тому, что на казанские матчи плей-офф БСТ организовала студию и на «Татнефть Арене», затраты оправдывают себя. Спортивным клубам столицы Татарстана стоит задуматься над тем, как и кто их показывает, потому что ТНВ самостоятельно уже не способен проявлять инициативу, паралич воли на примере показа хоккея очевиден.

Айрат Шамилов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх