комментарии 1 в закладки

Илья Казаков: «Лицо России в Европе сегодня определяют клубы, во главе которых два парадоксальных человека: Галицкий и Бердыев»

erid:

В ноябре прошлого года было объявлено о возвращении в российский эфир программы «Футбол России». Один из двух ее ведущих, комментатор Илья Казаков, в интервью «БИЗНЕС Online» рассказывает о своей жизни после сборной России, карьере писателя и отвечает на главные вопросы о российских клубах после зимнего перерыва.


Фото: Facebook Ильи Казакова

«ДОВОЛЕН, ЧТО НА ВГТРК СНОВА ЕСТЬ ФУТБОЛЬНАЯ ПРОГРАММА»

– Полтора года назад было объявлено о вашем сотрудничестве с федерацией гандбола России, но с тех пор новостей примерно ноль. Сотрудничество кончилось?

– Не совсем точная формулировка. Полтора года назад я стал советником президента федерации гандбола Сергея Шишкарева и остаюсь им. Когда мы только познакомились, я сказал: «Сергей Николаевич, гандбола в информационном пространстве просто нет». Это был август 2015 года. На сайте «Спорт-экспресса», например, за весь тот год удалось найти пару заметок информационного плана. Сегодня гандбол один из самых узнаваемых видов спорта – с точки зрения медиа.

– «Футбол России» на ВГТРК сейчас выходит за полночь, хотя изначально было выделено время 22:45 мск. Что случилось?

– Решение руководства. Россия-24 – канал новостной, о спорте на нем мы говорим на постоянной основе, но приоритеты у канала всё же иные. На мой взгляд, новое время в сетке хотя и более позднее, но тоже удачное – с точки зрения контрпрограммирования. В половине одиннадцатого вечера другие федеральные каналы показывают очень мощный телепродукт.

– Вы довольны тем, что получается?

– Доволен. В первую очередь тем, что на ВГТРК снова есть футбольная программа, куда хотят прийти серьезные футбольные люди. Почти каждый гость говорит, что для него это лестно – делить эфир канала с серьезными политиками или бизнесменами. Россия-24 – мощный современный телеканал, гости это понимают. Цифры у программы разные. Есть очень успешные – когда «Футбол России» попадал в топ-10 спортивных трансляций за неделю по стране. Есть более скромные. Это нормально и отчасти зависит от того, кто будет в гостях у программы.

– Чего вам не хватает больше: стабильной практики комментатора или работы в сборной?

– Второе в моей жизни присутствует. Что касается первого, мне скорее не хватает тех разговоров, что были не на бегу, а во время сборов. Но я расстался со сборной, а не людьми, которые есть сегодня в ней или были раньше. Они бывают на моих праздниках, а я на их.

– Удовлетворены тем, как продалась книга «Футбольные люди»?

– Да, очень. Тираж стремительно улетел. Больше того, ЭКСМО еще в момент подписания договора настояло на том, чтобы это была серия, а не одна книга.

А сейчас я пишу роман. Пытаюсь написать. В больших формах писать сложнее, чисто структурно. Думаю, на это уйдет весь год. Рабочее название – «Волшебники Желтого дома». Где все персонажи вымышленные, а истории реальные. Или, скажем, почти реальные. Всё ушло туда. Все мои десять лет рядом со сборной и не только с ней.

Илья Казаков (справа) во время работы на Евро-2016
Фото: Facebook Ильи Казакова

– Вам известно огромное количество инсайдов о российском футболе. Есть ситуации, когда вы отказываетесь узнавать какую-то историю, просто чтобы не разочароваться в отдельном человеке или всем чемпионате?

– Лучшая информация всегда идет из первоисточника. Если нет, то это не более чем взгляд на ситуацию, либо пересказ услышанного. Порой забавный – как это было, когда Властимил Петржела крикнул на тренировке одобрительно одному из игроков «Зенита»: «Ванюшка!», а пара человек услышала «Вонючка!» и понеслась в футбольный мир история о жестком конфликте тренера с игроком.

– Сами определяете, какие из историй можно в дальнейшем вынести на публику?

– Самое важное – понять, навредишь ты человеку, написав о чем-то или нет. Многие рассказывают что-то, но просят вообще об этом не писать. Лучше всего уточнять – если это не дружеский разговор, а звонок или встреча с просьбой поделиться информацией – что можно писать, что нет.

– Вы «зашифровываете» в текстах какие-то вещи помимо информации для широкого круга читателей?

– Как говорил Фрейд: иногда бананы – это просто бананы. Отвечу «да», – и это будет смешно. Мне кажется, задавать вопросы легче, когда ты представляешь ответы на них, знаешь своего собеседника. Точно так же и в статьях. Когда ты пишешь о чем-то, реакция читателя определяется глубиной его погружения в предмет. Обычная фраза разными людьми воспринимается по-разному.

– Что интереснее в футболе: истории людей или тактические заморочки?

– Люди. Все-таки человек для субботы, а не суббота для человека.

– В конце февраля в Уфе прошел турнир по виртуальному футболу. Воспринимаете его, как спорт?

– Мой племянник мечтает стать киберспортсменом. Для него это серьезная цель. Не знаю, правда – речь идет о компьютерном футболе или нет, но он хочет быть киберпрофессионалом. Я не думаю, что эта индустрия вытеснит настоящий спорт, но деньги в ней уже крутятся приличные. Для людей моего поколения киберспорт пока что-то несерьезное, но я понимаю, что людям нужны новые развлечения и увлечения.

«МИРАНЧУК – ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ ИГРОКОВ СТРАНЫ В СВОЕМ ВОЗРАСТЕ»

– Сколько недель назад вам надоело читать новости про Алексея Миранчука? Зачем он «Рубину» за большие деньги?

– Скажем так, новостную часть этой истории я узнаю не из прессы. А интервью читать всегда интересно, особенно в момент конфликта. Миранчук – один из лучших игроков страны в своем возрасте. У «Рубина», как понимаю, есть неплохой трансферный бюджет, которого через год, например, может не быть. У нас векторы развития клубов, порой, слишком короткие, так что если есть возможность взять игрока сейчас на вырост – то почему бы и нет?

– В Казани скоро будет играть вся талантливая молодежь страны?

– Мне в этой истории поразительно другое – то, что не первый уже иностранный тренер в России пытается сделать ставку на нашу молодежь. В отличие от многих наших его коллег. Хотя и закупается «Рубин» за рубежом тоже масштабно.


Фото: rubin-kazan.ru

– У «Рубина» испанский тренер, которому потребовалось какое-то время на адаптацию. Что больше всего удивляло в России, ее менталитете, Адвоката и Хиддинка?

– Надо спросить у них, но, на мой взгляд, Хиддинка больше всего удивляла частая визуализация понятия «авось». А Дика… То, что ему не сказали об отставке напрямую. Наверное…

– При Адвокате в сборную практически не вызывали игроков из клубов за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Совпадение?

– Нет. Он, как и Хиддинк, комплектовал сборную на базе двух лучших клубов – ЦСКА и «Зенита». В отношении «Рубина», который в тот момент дважды стал чемпионом, это звучит не корректно, но в команде Бердыева либо на важных для Адвоката позициях играли иностранцы, либо игроки-россияне не подходили под игровую философию голландцев.

– «Спартак» больше всех пострадал от вылета «Зенита» из Лиги Европы?

– Больше всего пострадал сам «Зенит». И конкретно Луческу. Румынского тренера встретили со скепсисом, но то, в каком стиле «Зенит» выиграл Суперкубок, восхитило. Потом, к сожалению, дела у петербуржцев пошли не ахти как. Если сейчас, например, ЦСКА выиграет у «Зенита» – как именно «Спартак» будет страдать от вылета конкурента из Лиги Европы?

– Спартаковцы зимой серьезно укрепили состав. Сколько дадите шансов на то, что Карреру не уволят, если «Спартак» не станет чемпионом?

– Леонид Федун – человек эмоциональный. Черчесова в свое время он уволил сразу после того, как объявил, что у него полный кредит доверия. Но по тому, что я вижу и слышу, Каррера до нового года доработает, как минимум. При любом раскладе.

– «Ростов» – самый парадоксальный клуб РФПЛ? Отличные результаты, но постоянные долги по зарплате, скандалы с билетной политикой...

– Аншлаги же есть на стадионе? «Ростов» сегодня кормит себя сам – благодаря Бердыеву, в первую очередь. А стадионы – самая больная тема в стране. Как их задействовать вне матчей? И как в регионах задействовать после чемпионата мира его инфраструктурное наследие.

– Курбан Бердыев теперь в «Ростове» надолго?

– Хотелось бы. Я не знаком с ним лично, но испытываю громадное уважение к этому человеку. По сути, лицо России в Европе сегодня определяют клубы, во главе которых два парадоксальных, совершенно нетипичных для нашего футбола человека - Галицкий и Бердыев. Но Галицкому клуб, полагаю, сделать было несколько проще.

– Сергей Семак запретил игрокам «Уфы» ругаться матом. Это вообще реально в футбольной команде?

– Я не говорил с ним на эту тему, но, думаю, речь идет не о «рабочем» мате. О бытовом. Когда игроку попадут по ноге в игре или на тренировке, крепкое словцо наверняка вылетит – и вряд ли будет штраф. Речь о сквернословии как о семечках – когда нецензурщина летит шелухой под ноги просто так, по привычке. К тому же Сергей Богданыч - человек верующий. Я в быту ни разу не слышал от него матерных слов. А на поле выйти вместе не довелось.


Фото: Сергей Дроняев / Еженедельник «Футбол»

«ИГРОКАМ И ТРЕНЕРАМ «ТОМИ» ОСТАЁТСЯ БИТЬСЯ ЗА КОНТРАКТЫ В НОВЫХ КЛУБАХ»

– «Локомотив» за зиму потерял Самедова, Шишкина и получил Миранчука в подвешенном состоянии. Из крупных сделок Фарфан, Маргасов и Ари. Состав стал сильнее или слабее?

– Ну, Миранчук-то играет. В отличие от Рязанцева, когда за полгода до перехода в «Рубин» его в «Москве» показательно вывели из состава. Я бы сказал, что этим «Локомотив» похож на «Зенит», где пришедшие на смену ушедшим тоже выглядят котами в мешке.

– Как оцениваете шаг руководства «Локо» подписать контракт с Дмитрием Лоськовым?

– Мне кажется, если бы честно было озвучено: ребята – это пиар-ход, мы его выпустим на минуту в последней игре сезона, чтобы проводить из футбола – это воспринялось бы с пониманием и без издевок, которых было в избытке.

– У «Терека» и «Амкара» есть шансы не вывалиться из десятки по итогам весенней части чемпионата?

– У «Терека», думаю, да. У «Амкара» – не знаю. Все-таки команда, по сути, вопрос сохранения места в премьер-лиге решила. Возможно, Гаджиев будет решать иные задачи – наигрывать новичков, например. Держа в уме следующий сезон.

– Зачем этой весной чемпионату России «Томь»? За что ей биться?

– Игрокам и тренеру – за контракты в новых клубах. Знаете, когда «Торпедо» с Бородюком выходило в премьер-лигу, у команды денег на это тоже не было. Постоянные долги, обещания, сложности. Но это был шанс для игроков, многие из которых на высоком уровне не играли – выиграть хоть что-то. Тот же Власов потом пошел уже на куда более высокую зарплату в «Мордовию». В прошлом году, я слышал, игроки «Ростова», собравшись в своем кругу, пообещали бороться за чемпионство до последнего – несмотря на ситуацию, аналогичную той торпедовской. И жизнь их за ту честность и настрой вознаградила сторицей.

– Роберт Евдокимов – самый дерзкий и колючий тренер в РФПЛ со времен Валерия Карпина?

– Нет, конечно. Луческу, Сёмин, Рахимов – это только навскидку. А, все же нет. Думаю, самым колючим сейчас пытается быть Григорян.

Павел Пучков
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх