комментарии 84 в закладки

Гёкдениз Карадениз: «С Грасией у «Рубина» не будет успехов. Мы ошиблись с выбором тренера»

Легенда «Рубина» Гёкдениз Карадениз в эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» рассказал об общении с Курбаном Бердыевым и его возможном возвращении, объяснил почему Хави Грасия должен быть уволен и поделился причинами конфликта с испанским тренером.

В то время, как многие игроки «Рубина» разлетелись отдыхать по теплым странам сразу после игры с «Амкаром», турецкий легионер клуба Гёкдениз Карадениз на следующий день вечером стоял в казанском аэропорту у стойки регистрации рейса в Москву, куда отправился учиться на тренера.

Перед вылетом мы поговорили с Караденизом о его самом тяжелом сезоне в «Рубине»: 417 минут на поле – самый низкий показатель для турка за всю историю выступлений в России. Тем не менее, Гёкдениз признался, что готов играть даже за дубль, лишь бы не уходить из любимого клуба, откуда его пытались проводить зимой.

«ЭТО БЫЛ ПУСТОЙ СЕЗОН ДЛЯ «РУБИНА»


Фото: БИЗНЕС Online / Сергей Елагин


– Дайте свою оценку сезону «Рубина»?

– То, что мы планировали – ничего не получилось. Мы очень огорчили наших болельщиков. В команду было вложено много средств, но отдачи не было. Я благодарен каждому из тех, кто поддерживал нас даже в такой непростой ситуации. От себя лично хочу всех поблагодарить за поддержку, потому что целый год болельщики за нас переживали, и я каждому из них благодарен. В концовке сезона мы увидели, что они были обижены на нас и зрителей на «Казань Арене» было мало и это плохо. Я считаю, что это был пустой сезон для «Рубина».

– Почему у команды не получилось провести сезон с пользой?

– Нужно вернуться на год или полтора назад. Причина не одна, а несколько. По моему мнению, мы выбрали неправильного тренера, который не знает русский футбол, российский менталитет. Россия – совсем другая страна, нежели Испания и здесь игроки и футбол совсем другие, а его ожидания были иными. Может быть, атмосфера нашей страны и ментальность ему помешали. Ещё мы приобрели очень много новых игроков. Можете сами посчитать, кто из них нам помог.

– Кто, по-вашему?

– Я не буду называть имена. Мне не стоит это оценивать. Раз мы закончили сезон на девятом месте, значит, практически никто не помог команде. Мы ожидали другого и очень многое вложили, в «Рубине» хотели создать хорошую команду и побеждать. И когда Ильсур Метшин принимал эти решения, то, конечно, у него было желание добиться успеха. Но иногда в футболе бывает так, что твои планы и задачи отличаются от того, что в итоге получается. Футбол – командная игра и когда собирается много футболистов, то это не значит, что формируется хорошая команда. Чтобы её создать, должно сложиться много факторов и дело не только в футболистах. Есть несколько составляющих: президент клуба, спонсор, тренер, игроки, болельщики – это как спицы в колесе. Если ты хочешь, чтобы это колесо шло прямо, то между ними не должно быть проблем. Судя по тому, какое место мы заняли, у нас не всё хорошо в этом плане.

– То есть, виноват не только Хави Грасия?

– Конечно, не бывает так, что виноват только один. С другой стороны, команду готовит именно тренер и на поле её выводит он, подбирает тактику и определяет состав. Тренер отвечает за то, какой у команды дух и как она борется.

– Президент клуба Ильсур Метшин и спортивный директор Ильгиз Фахриев не вмешивались в работу тренера? Вы же изнутри все видели...

– Нет, он сам работал. Выглядело это так, что президент и спортивный директор не вмешивались в работу Грасии.

– Всё ли сделал Метшин в качестве президента клуба для достижения успеха?

– Он действительно пришёл в «Рубин» добиться успеха и сделал всё возможное. Да, сейчас у клуба проблемы, но я вас уверяю, что Метшин не меньше меня хочет, чтобы «Рубин» был успешен. Я знаю, сколько боли он испытывает, когда команда проигрывает.

– Его уход этим летом будет ошибкой?

– Думаю, руководство республики примет правильное решение. Оценивать это – не в моей компетенции.

– Год назад вы говорили, что тренировать «Рубин» должен только российский тренер. Есть сейчас такие тренеры, которые могли бы помочь команде?

– Считаю, что не имею права называть имена и рассуждать об этом.

– С вашим авторитетом и статусом вы как раз можете говорить об этом.

– Если бы в «Рубине» хотели, то нашли бы какого-то российского тренера. Например, я всегда говорил, что Курбан Бердыев может помочь «Рубину». Тренер ЦСКА Виктор Гончаренко – хороший специалист. Сергей Семак – тоже вариант, но тогда он был ещё помощником. Так что найти альтернативу иностранному тренеру было реально.

«ЗИМОЙ ГРАСИЯ ПРЕДЛОЖИЛ, ЧТОБЫ Я УШЁЛ ИЗ «РУБИНА»


Фото: БИЗНЕС Online / Сергей Елагин

 
– Почему у Грасии не получилось показать с «Рубином» хорошую игру и дать результат?

– Для начала скажу, что Хави – очень хороший человек. Я никогда не скажу ничего плохого про его человеческие качества. Уверен, что он шёл сюда с целью добиться определенного успеха и ни один тренер не будет принимать команду с мыслями, что у него не будет в ней успехов. Но российский футбол непрост, как может показаться. Я не буду критиковать его и оценивать его тренерские качества – это не в моём стиле и будет выглядеть не очень красиво. Но я могу сказать одно: с Грасией у «Рубина» не будет успехов. Это только мое мнение. Кто-то может возразить и посчитать, что я неправ и такое мнение тоже имеет право на жизнь.

– Это мнение связано с личной обидой?

– Нет, у нас нет никакого конфликта с человеческой стороны. И я с ним несколько раз разговаривал на эту тему, открыто говорил ему, что думаю. Я и ему говорил в лицо то, что сейчас сказал вам.

– Поэтому вы не играете?

– Он главный тренер, и он так решил.

– То, что вы не попадали в заявку на последние матчи — это действительно связано с травмой, как говорил Грасия на пресс-конференциях?

– На игры с «Локомотивом» и «Тереком» я не был заявлен из-за повреждения. Но он не включил меня в заявку на матчи против «Уфы», «Ростова» и ЦСКА, хотя я был готов сыграть. За всё время в Казани у меня такое впервые. И если я скажу, что меня не задевало такое отношение, то совру. Меня очень это задевало... С другой стороны, я – профессиональный футболист, и я знал, что он меня не включит меня в заявку на ЦСКА и «Амкар».

– Откуда вы это знали?

– Мне 37 лет и я понимаю, что он думает. После матча с «Ростовом» в понедельник у нас была тренировка, и я занимался с игроками, которые не принимали участия в матче. А во вторник в кабинете Хави мы очень культурно поговорили. И я сказал ему, что больше не хочу тренироваться вместе с командой. Сказал: «Ты всё равно не включишь меня в заявку на ближайшие матчи и лучше я буду заниматься отдельно. По человеческим качествам у меня нет к тебе никаких претензий. Мир тесен и, может быть, через какое-то время мы встретимся где-нибудь. Но если ты будешь продолжать тренировать «Рубин», я подумаю об уходе из клуба». Я так сказал, потому что не хочу просто так сидеть с ним ещё год. Грасия тоже мне сказал, что в межсезонье говорил с президентом клуба Ильсуром Метшиным о том, что стоит проводить меня из клуба зимой, так как он не видит меня в составе. Хави откровенно сказал, что предложил президенту расстаться со мной зимой. И тогда на сборах мне действительно говорили о том, что если у меня будут предложения, то «Рубин» не станет препятствовать моему уходу.

– Почему вы в итоге не ушли?

– А почему я должен уходить?

– А были предложения?

– Конечно, были. Вы сами можете догадаться, где мне были бы рады. У меня было два-три варианта. Но мне было обидно из-за этой ситуации, ведь для меня «Рубин» очень важен. Это моя команда. Я от всей души люблю «Рубин» и поэтому не мог бросить свой клуб. Это был бы самый простой путь. Но я был уверен, что если бы согласился на любое из полученных предложений, то играл бы постоянно и забивал бы, проявил бы себя с лучшей стороны. И я очень хорошо помню, как в начале января мы разговаривали с Метшиным, когда я ответил ему, что не собираюсь уходить: «Может Грасия даст мне сыграть, может быть нет. Но я всё равно буду готовиться». И вы помните, как я работал на сборах, в каком состоянии находился. Ни один человек в клубе не упрекнет меня в том, что на какой-то тренировке я недорабатывал, сачковал. Но я видел, что «Рубин» идёт не по тому пути. Я – один из капитанов команды, давно в клубе и чувствую, вижу это. Поэтому я сказал, что не уйду и знаю, что у нас непростой период. Я сказал, что когда у меня кончится контракт, тогда и празднуйте, ведь я буду вынужден уйти. 

«ПОСЛЕ МАТЧА С «АНЖИ» Я РУГАЛ ПОРТНЯГИНА, ЗАТЕМ ГРАСИЯ РЕЗКО УБРАЛ МЕНЯ ИЗ СОСТАВА»


Фото: БИЗНЕС Online / Сергей Елагин


– Почему у Грасии возникло к вам такое отношение?

– Не знаю. Он не объяснял мне этого. Вижу это так: до игры против «Анжи» я играл постоянно и случилось то, что после этой игры он резко убрал меня из состава.

– У нас есть информация, что вы в раздевалке позволили себе напихать партнёрам по команде, и Грасии это не понравилось. Это правда?

– Конечно, я тогда ругал Игоря Портнягина за незабитый пенальти. Он перед этим только вышел на поле, был не готов, не разогрет, при этом Хави перед игрой не называл пенальтистов. А я – капитан, имею ли я право решать, кто должен был бить?

– А кто должен был?

– Мог пробить Канунников, мог я, либо другой игрок, который начал матч с первых минут. Но мы с Игорем не поняли друг друга, он вызвался бить и не забил, а мы проиграли. В раздевалке я его действительно ругал. Я имею право ругаться, когда мы проиграли? Мне было больно, потому что мы не заслуживали поражения в той игре. Портнягину, может быть, тоже было тяжело и его это задевало, он тоже переживал, тоже хотел забить, но не смог помочь команде. Но через час мы уже пожали руки и забыли об этом, ведь он мой брат, мы долго играли вместе. Если причина такого отношения Грасии ко мне в этом, то у меня просто нет слов. Я не понимаю этого...

– Вы почувствовали, что после той игры всё поменялось?

– Может быть, дело в этой ситуации, может быть, в чём-то другом. Я не могу понять, что не так. Хави мне так и не объяснил, в чём причины. Я понимаю, что уже немолод и иногда бывает так, что я не совсем готов физически, порой, меня беспокоят травмы. Но в таком возрасте я вовсе не обязан играть в стартовом составе регулярно, потому что это очень непросто. И я это принимаю, согласен с этим и никогда не требовал, чтобы меня ставили в состав абсолютно в каждом матче. Я говорю лишь о том, что если у меня хорошее состояние и физическая готовность, конечно, тогда мне хочется играть и помочь моей команде. Я же вижу, кто и как играет, когда выходит с первых минут, а кто по каким-то причинам сидит в запасе... 

– Как вы думаете, почему когда вы выпали из состава, в «Рубине» не нашлось нового лидера?

– Может, Грасия хотел вывести кого-то на эту роль, но у него не получилось.

– Речь о Саму и Санчесе, которые провалились?

– Я играл с ними в одной команде и не хочу их критиковать. Думаю, мы должны уважать каждого, кто выходил в футболке «Рубина». Они хотели попытаться помочь команде и мне не хочется их упрекать в чём-то. 

– Они недооценили чемпионат России?

– Может быть. Они играли в Испании и посчитали, что их чемпионат выше российского. Но, к примеру, «Рубин» обыгрывал почти все испанские команды, с которыми играл в еврокубках, а это говорит о многом.

«В ЭТОМ ГОДУ В «РУБИНЕ» Я НЕ УВИДЕЛ ДИСЦИПЛИНЫ»


Фото: БИЗНЕС Online / Сергей Елагин


– Как вы отреагировали на то, что некоторые игроки приходили на тренировку с запахом алкоголя?

– В этом году я не увидел в нашей команде дисциплины. Было много моментов, которые меня смутили. Такое поведение недостойно «Рубина», недостойно профессионального игрока, который не должен так себя вести.

– Разговор команды с этими игроками помог?

– Нет, не помог.

– О чём там говорили?

– Это наше внутреннее дело. Не считаю правильным об этом рассказывать.

– Весной у «Рубина» было очень много травм. С чем это связано?

– Травмы бывают у многих команд. Причины не только в тренерах или питании. Важно ведь и жить правильно, соблюдать режим. На сборах бывают очень тяжелые тренировки и важно, как ты отдыхаешь, восстанавливаешься после нагрузок, как питаешься и готовишь себя к следующему занятию. А если футболисты после тренировок вместо того, чтобы отдохнуть и восстанавливаться, например, несколько часов играют в покер, то тогда не надо удивляться большому количеству травм. Виноваты не только тренеры и подготовка, но и футболисты должны понимать, чем они занимаются. Считаю, что для российского футбола в целом это большая проблема. Сейчас мы готовимся к чемпионату мира и если Россия хочет чего-то добиться, то в команде должна быть дисциплина и правильное отношение.

– «Рубин» неплохо играл осенью, перед зимней паузой показывал неплохой футбол, но в итоге всё равно посыпался. В какой момент Грасия облажался?

– Не бывает такого, что всё ломается в конкретный момент. Это множество факторов, которые накапливаются какое-то время. Но в итоге мы провели только 3 - 4 хорошие игры, а «Рубин» должен показать 15 - 20 таких игр за сезон. Вот тогда будет успех.

– Были у «Рубина» удачные трансферы? Жонатас, Бауэр, Жемалетдинов?

– Считаю, что многим из них по-прежнему нужно время.

– Именно этот состав способен бороться за высокие места?

– Нет. С этим составом мы в пятерку не войдём никогда.

– Вам не кажется, что Грасии не хватило российского помощника в штабе?

– У нас был Дмитрий Кузнецов и я уверен, что он много рассказывал и объяснял Грасии, потому что мы с Димой много разговариваем. Однако, ты можешь много подсказывать, но это не поможет, если тебя не слушают.

«НЕ ВЕРЮ, ЧТО БЕРДЫЕВ ПОРУГАЛСЯ С РУКОВОДСТВОМ ТАТАРСТАНА»


Фото: Dima Korotayev / gettyimages.com


– Если в «Рубин» вернётся Бердыев, то как вы это воспримите? Это было бы правильным решением?

– Давайте посмотрим, в каком состоянии сейчас находится «Рубин», какие игроки есть в команде. В футболе сложно что-то видеть на шаг вперёд. Но знаю, что если сейчас Грасию отправить в отставку и пригласить очередного иностранца, то будет то же самое.

– Вы поддерживаете с Бердыевым контакт?

– Да, мы всегда общаемся. Но о «Рубине» мы не говорим. Последний раз мы общались на тему тактики и о футболе в целом.

– Он поменялся?

– Да, думаю, поменялся. Когда он был в «Рубине», мы играли по схеме 4-4-2, а сейчас с «Ростовом» он играет в три центральных защитников. Как человек он очень хороший.

– Как вы думаете, руководители республики и Бердыев смогут помириться?

– А они ругались?

– Бердыев покинул клуб после очень жёсткой критики.

– Я не знаю всей ситуации, но я не верю, что они поругались и не общаются.

– Бердыев способен дать результат прямо сейчас?

– По крайней мере, он быстрее всех вернёт «Рубин» в элиту. Это могут сделать и другие, но Бердыев сделает это быстрее.

– Что нужно сделать «Рубину», чтобы вернуться на лидирующие позиции?

– Очень многое. Надо менять очень многие вещи. Пресса, болельщики, руководство, думаю, примерно знают, как нужно поступить.

– А вы знаете? Вас спрашивают в руководстве клуба?

– Конечно. Было, когда меня спрашивали. Когда я говорил свое мнение, некоторые к этому прислушивались, но не всегда. Моя правда не всегда для кого-то может быть приятной.

– «Рубин» не был готов к иностранному тренеру?

– Да, это было не время. Мы не были готовы к этому. Может быть, через какое-то время это сможет принести пользу клубу, но не сегодня. Летом мы ведь создали очень новую команду, взяли тренера, который не знал чемпионат и это был сложный момент.

– Перед чемпионским сезоном 2008 года у «Рубина» тоже сильно поменялся состав.

– У нас был Курбан Бердыев, который знал, чего хочет и давно работал в клубе. Тренер – это важнейший фактор. Были и сильные новички, а сейчас к нам пришли игроки, выступавшие в средних командах, которые боролись за выживание.

«ГОТОВ ИГРАТЬ ЗА ДУБЛЬ, ЛИШЬ БЫ НЕ УХОДИТЬ ИЗ «РУБИНА»


Фото: БИЗНЕС Online / Сергей Елагин

 
– Какие у вас планы на отпуск? Вы остаётесь в клубе? 

– Сейчас я лечу на учёбу в Москву, чтобы в будущем получить тренерскую лицензию. Проведу там два дня, а потом на пару дней поеду отдыхать с женой. Затем мы будем отдыхать вместе с нашими детьми. Думаю, во время отпуска всё устаканится. Затем я уже приму решение: остаться или уйти из клуба. 

– Если вам летом предложат стать тренером в штабе «Рубина», каким будет ваш ответ?

– Скажу, что пока не время. Пока рановато и мне ещё нужно поднять какой-нибудь клуб и затем стать помощником главного тренера. Но сейчас у меня нет опыта, лицензии и мне просто рано.

– Но с Грасией вы уже работать не будете, верно?

– Да, не буду. Я уже сказал ему об этом. Но, например, возможен вариант, при котором я останусь в «Рубине» и буду играть за дубль. У меня ещё есть год контракта и я не хочу уходить, поэтому готов играть даже за дубль. Есть лентяи, которые сидят и отдыхают, получая зарплату, но я так не могу. Поэтому я готов играть там, где могу бороться и воевать, устроить битву. Да, я провёл в «Рубине» уже почти десять лет и мне не так просто уйти из клуба. Это моё родное. Я уже говорил много раз, что очень люблю Казань, Татарстан. Я сильно люблю Россию, свою команду. Но если ничего не получается, то что поделаешь?

– Вы серьёзно готовы до конца контракта играть за дубль?

– Почему нет? Дублеры ведь тоже надевают футболку «Рубина». Я также буду играть за свой родной клуб.

– Вы ещё чувствуете в себе силы продолжать играть?

– Да, физически я чувствую себя хорошо. У меня по-прежнему есть большое желание. Если я увижу, что не могу бороться за место в составе с этими игроками, то уйду по своей воле.

– Вам 37 лет, у вас хорошая зарплата, за свою карьеру вам точно не должно быть стыдно. Откуда вы находите в себе мотивацию?

– Это война, а я – воин. Борьба – это в моём характере. Ещё я очень люблю футбол и хочу быть на поле, потому что это моё. Мне хочется снова побеждать, потому что я ненавижу проигрывать. И желание играть и продолжать бороться мне по-прежнему даёт Аллах.

Владислав Зимагулов , Айрат Шамилов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
1
-
читайте также
наверх