комментарии 0 в закладки

Даниэль Бохнер: «В Канаде избалованные дети, в России они больше думают о хоккее»

Канадец Даниэль Бохнер провёл недельный тренировочный лагерь в «Академии хоккея Ак Барс» и рассказал «БИЗНЕС Online» о том, чем отличаются дети в России и Канаде, а также объяснил, почему результат совсем не главное в детском хоккее.

«НЕ НУЖНО СТРЕМИТЬСЯ ДЕЛАТЬ ИЗ ДЕТЕЙ АТЛЕТОВ»

Даниэль Бохнер
Фото: «БИЗНЕС Online»


– Даниэль, вы второй раз приезжаете в Академию. Какие впечатления?

– Когда я приезжал в первый раз, мне здесь очень понравилось, и я был рад вернуться и поработать снова. Я уже знал, что меня ожидает - замечательные дети (с которыми я сейчас работаю), профессиональный подход Академии. Рассчитываю приехать сюда ещё — предполагается, что это будет в октябре.

– Сейчас вы работаете с совсем маленькими детьми.

– Конечно, всегда круто работать со взрослыми ребятами, которые близки к тому, чтобы стать профессиональными игроками, но и с маленькими детьми работать очень интересно, потому что они более восприимчивы и обучаемы, темп развития у них может быть быстрее, чем у старших.

– Что можете сказать об уровне их подготовки?

– Они уделяют большое внимание дисциплине и много работают, хотя еще очень маленькие. По поведению и характеру они кажутся старше, чем есть на самом деле.

– В прошлый раз вы работали с ребятами, которые выиграли турнир в Канаде.

– Серьёзно? Здорово, что парни победили. Думаю, что здесь больше заслуга тех тренеров, которые работают с ними постоянно, но и мне тоже приятно узнать, что они успешно выступили.

– В чём разница между вашей личной школой и Академией?

– Cложно сказать, ведь в Академии большинство детей из Татарстана, здесь всё сфокусировано на подготовке игроков для этого региона. В моей школе занимаются дети со всей Канады, даже со всего мира – у нас нет цели создать какую-то одну команду.

– Когда и почему вы решили организовать свою школу?

– Идея появилась в 2009 году, когда я закончил игровую карьеру. Мне очень нравилось работать с детьми, выводить их на профессиональный уровень, и не хотелось уходить из хоккея. Многие люди помогали мне, когда я был ребёнком, и у меня тоже возникло желание делиться опытом, помогать детям.

– В вашей школе большое внимание уделяется просмотру и разбору тренировок на видео, показу определённых моментов, но в Казани вы этот метод не применяете.

– Для этого нужно больше времени, места, отдельный специалист. Такая составляющая тренировок нужна, чтобы показывать игрокам, как правильно выбирать позицию. Думаю, это важно как для отработки командного взаимодействия, так и для развития индивидуальных характеристик, но больше подходит для ребят постарше, не для малышей.

В следующий раз мы обдумаем возможность использования здесь этого метода. Иногда во время игр просто не успеваешь отмечать все мелкие ошибки игроков, поэтому периодически нужно возвращаться и пересматривать определённые моменты, это полезно не только для игроков, но и для тренера.

– Вы уделяете много внимания занятиям в тренажёрном зале. Что является наиболее важным в тренировках на «земле»?

– Знаете, не нужно стремиться сделать из детей атлетов, надо лишь развивать основные для хоккеиста черты: координацию и баланс. Хороший атлет далеко не всегда высококлассный хоккеист. Самое главное — это взвешенный подход к подготовке игроков, с учетом их возраста. То, что хорошо для 18-летнего, не обязательно поможет семилетнему ребёнку.

«НА ОЛИМПИАДЕ НЕКОТОРЫЕ ЗВЁЗДЫ НЕ ВЫДЕРЖИВАЮТ ДАВЛЕНИЯ»


Фото: «БИЗНЕС Online»


– Часто бывает, что талантливый юниор в какой-то момент останавливается в росте. Почему так случается и как этого избежать?

– Кто-то к 17 годам становится зрелым игроком и на юниорском уровне всех «разрывает», кто-то развивается не так быстро, это нормально, главное – не прекращать работать, быть терпеливым каждый день, даже если что-то не получается, и идти дальше. Но надо понимать, что у человека может быть потолок развития, так бывает. Не всем суждено стать суперзвёздами.

– В прошлый раз вы говорили, что Коннор Макдэвид — лучший игрок мира на данный момент, в июне он выиграл «Харт Трофи». Что делает его таким особенным?

– Игроки, которые делают всё на высочайшем уровне, принимают лучшие решения, всегда будут впереди. Его катание, передачи, бросок отличают его от остальных игроков и делают лучшим.

– Игрок может быть лучшим на тренировках, вы видите его потрясающие способности, но ведь далеко не факт, что в играх, под прессингом он будет так же проявлять себя.

– Да, игрок может быть отлично готов физически, а на льду потеряться из-за того, что не может выдержать давление – психологически не каждый способен на это. Вы можете заметить, что на Олимпиаде, например, некоторые звёздные игроки не выдерживают стресса и просто теряются. С этим мы тоже работаем – нужно знать, как сохранять уверенность в себе. Это не менее важно, чем физическая подготовка.

«ГЛАВНАЯ ОШИБКА РОДИТЕЛЕЙ – ДАВЛЕНИЕ НА РЕБЁНКА»


Фото: «БИЗНЕС Online»


– В чём разница между канадскими и российскими детьми в спорте?

– Думаю, что в России дети более сконцентрированные, жёсткие, канадские дети хотя и более избалованные, но тоже очень усердно работают, любят хоккей. В Канаде и России дети в принципе похожи. Я работал и в Швеции – там дети совершенно другие, они более расслаблены, спокойны. Здесь ученики очень внимательно выполняют указания тренера, это приятно.

– В чём главная ошибка родителей хоккеистов?

– Главная их ошибка – излишнее давление на ребёнка, слишком сильная концентрация на спорте. Каждый хочет, чтобы его ребёнок стал лучшим. Но не всё приходит сразу: через год он будет играть лучше, потом – ещё лучше, не нужно прямо сейчас требовать от него чего-то невероятного, надо смотреть на то, как он будет развиваться в долгосрочной перспективе. Дети же по-разному воспринимают постоянную накачку со стороны родителей: для некоторых это нормально, другие не могут с этим справиться. Хоккей – жёсткая игра, и родители должны максимально поддерживать своих детей, а не кричать на них, когда что-то не получается.

– В России родители любят наблюдать за тренировками. Как вы к этому относитесь?

– Да, здесь это присутствует, но я не считаю, что это правильно, родители не должны участвовать в процессе развития хоккеистов. Мне не нравится, когда родители начинают разговаривать со своими детьми во время тренировки. Дайте тренеру делать его работу! Вы можете поддерживать ребёнка финансово и эмоционально, но на льду он должен делать то, что должен. Если вам не нравится то, что даёт вашему ребёнку этот тренер, просто найдите другого специалиста.

– Какие советы вы могли бы дать родителям юных хоккеистов?

– Будьте терпеливыми и поддерживайте своих детей – совет номер один. Хоккей – это очень специфический вид спорта, это не гимнастика, где в 22 года заканчивают карьеру. Принял участие в своей второй Олимпиаде – и всё. В хоккее пик игрока приходится на 26-27 лет, многие играют до 35-40 лет. Не давите на своего ребёнка – это второй совет. Развитие игрока – это долгосрочный процесс, и не нужно требовать всего и сразу. Третий – не думайте, что ваш ребёнок непременно станет профессиональным хоккеистом. Каждый родитель этого хочет, но далеко не все выпускники хоккейных школ этого добиваются. Главное – стать человеком, есть в жизни и другие вещи помимо хоккея, об этом не стоит забывать. Отношения с людьми, работоспособность – этим качествам ребёнок может учиться в хоккейной школе. То, чему он научится в хоккее, он может перенести в обычную жизнь и стать достойным членом общества.

– Вы работали с Сидни Кросби. Что делает его лучшим игроком последних 10-15 лет?

– Первое – это характер, он очень скромный человек. Сид трудолюбив, он отличный капитан, у него прекрасные хоккейные навыки, и он выигрывает турниры.

– Реально ли с помощью усердных тренировок стать таким, как Кросби?

– Нет, такие хоккеисты, как Кросби или Макдэвид, особенные. Как Майкл Джордан в баскетболе. Ты можешь тренироваться без устали, постоянно бросать мяч в кольцо, но никогда не будешь играть, как Джордан. Можно стать игроком высокого класса с помощью трудолюбия, но такие игроки, как Кросби, рождаются раз в поколение.

– Пи Кей Суббан сильно отличается от Кросби? Вы с ним тоже работали.

– Да, там где он, всегда очень шумно. Это совсем не Кросби.

«БЕЗ ХОРОШЕГО ЛЬДА НЕ ПОСТАВИТЬ ХОРОШЕЕ КАТАНИЕ»


Фото: «БИЗНЕС Online»


– В своих тренировках вы используете тренажёр наподобие карусели: игроки держатся за него и катаются по кругу. Что даёт такое упражнение?

– Многие молодые игроки падают, когда начинают обучаться новым элементам катания, когда я им показываю, как кататься на внешних рёбрах коньков. Дети должны почувствовать лезвия, понять, что им даёт такой манёвр. Такая «карусель» нужна, чтобы научиться держать положение, правильно ставить ноги и держать острый угол со льдом.

– Какое значение, на ваш взгляд, имеет качество льда, можно ли, не имея доступа к хорошему льду, подготовить игроков?

– Качество льда, инфраструктура очень важны. Без хорошего льда не поставишь хорошее катание, не нужно строить иллюзий. Поэтому так важно создавать условия. Страны, которые добиваются наибольшего успеха в спорте, обычно обладают отличной инфраструктурой. Но в России я видел только отличные дворцы, отличные условия для подготовки детей.

«МНОГИЕ ТРЕНЕРЫ НЕ ХОТЯТ НИЧЕГО ДЕЛАТЬ, НО ХОТЯТ ПОЛУЧАТЬ РЕЗУЛЬТАТ»

– Контролирует ли канадская федерация работу вашей школы и методики, по которым проходят тренировки?

– Мы сами создаём материалы для тренеров, хотя есть определённые рекомендации со стороны федерации - они выставляют требования по уровню тренеров. Но в целом Канада – открытая страна, школ очень много, никто никого не заставляет следовать правилам. Если родителям не понравится обучение, они могут уйти туда, где работают только по методикам федерации.

– В России обычно в хоккейных школах требуют результата от детских команд (даже самых младших) и тренеров. Академия от этого отказалась. Какой подход вы считаете правильным?

– Я считаю, что работа с детьми должна быть ориентирована в первую очередь на развитие игроков, а не на результат. Я никогда не беспокоился о результате, он достигается сам собой - как итог той работы, которую мы проводим. Победы – это результат тренировочного процесса, развития, а не то, что должно ставиться в приоритет.

Приведу пример. У многих тренеров третье звено нападения не такое хорошее, как первое, и они не дают этим восьми-девятилетним ребятам игрового времени, в то время как нужно давать им играть и развиваться, чтобы разница между игроками была не такой заметной.

Когда ты ставишь во главу угла результат, ты оставляешь этих ребят сидеть на скамейке, и никакого прогресса у них точно не будет. Но в чём тогда твоя тренерская работа? Ты не тренируешь клуб НХЛ, над тобой нет такого давления – твоя задача лишь помогать ребятам добиваться прогресса. Не только лучшим, а всем игрокам команды. Цель тренера – дать детям возможность стать хорошими людьми и хоккеистами, а не выигрывать турниры. Если ты хороший тренер, ты будешь их выигрывать, потому что дети под твоим руководством растут. Многие же хотят ничего не делать и что-то получать. Они просто не умеют развивать игроков, которые изначально не так сильны. Это происходит везде, в том числе и в Канаде, поверьте. Детские тренеры думают, что если они выигрывают, то они – хорошие тренеры, но это не так.

Артур Хайруллин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
4
-
читайте также
наверх