комментарии 1 в закладки

«Скажи мне про Россию 10 лет назад, ответил бы «С ума сошли?» Испанец, который нашёл себя в Казани

erid:

Разыгрывающий казанского УНИКСа Хоакин Колом рассказал «БИЗНЕС Online», как отец анализирует его игры, почему он мечтает жить рядом с пляжем и как ему помогает большой Антон Понкрашов.


КОМПЬЮТЕР В ГОЛОВЕ

После матчей Хоакин Колом держит телефон рядом с собой, чтобы не пропустить звонок от абонента, записанного в телефонной книге как Padre.

«Почему в этом моменте ты не сделал передачу?», – спросят у него.

«Как ты не увидел свободный угол?»

«А здесь почему не бросил? Ведь была возможность!»

«Мой папа сам играл в баскетбол, – рассказывает Колом. – Он первым объяснил мне, что такое пик-н-ролл. Когда я был маленьким, мы могли разбирать матчи несколько часов. Сейчас на обсуждение уходит меньше времени, но он всё так же смотрит все игры и делится своим мнением. Когда команда проводит видео-разбор, я стараюсь уловить те моменты, про которые говорил папа, и понять, что он имел ввиду».

Вряд ли папа мог представить, что в его жизни будет столько баскетбола, – ведь в один момент он отдал Хоакина на секцию по теннису. «В баскетболе, как и в теннисе, у тебя должен быть компьютер в голове», – говорит Колом. На его футболке – мультяшное изображение ЛеБрона Джеймса. Больше всего Хоакину в игре звезды «Кливленда» нравится то, что он «контролирует всё».

Такую же задачу Колом ставит перед собой: «Быть в курсе всего происходящего на площадке – миссия разыгрывающего. Я должен знать, в каком положении одноклубнику удобно принять мяч, где он лучше всего забивает и когда ему нужно отдохнуть. Не знаю, как так получилось, но после занятий теннисом я стал лучше справляться с этим». Неудивительно: если ты можешь просчитать траекторию мяча, который несётся со скорость 250 км/ч, то сможешь увидеть на баскетбольной площадке практически всё.

Другой элемент, который Хоакин улучшил благодаря теннису, – работа ног. Как следствие, он стали лучше снайперские качества. В прошлом сезоне Колом бросил из-за дуги 128 раз и реализовал больше трети бросков, что очень солидно. «Есть несколько причин, – объясняет он причины результативности. – Первая – опыт. Я знаю, когда, как и зачем я должен бросить. Вторая – уверенность. Третья – физическое состояние. У всех хороших снайперов должны быть сильные ноги. При броске я практически не прыгаю, так как могу потерять время, но при этом задействую свои ноги. Сейчас они у меня определённо сильнее, чем пять лет назад».

Коронным у Хоакина считается бросок с четырёх-пяти метров от кольца. Сейчас в баскетболе редко бросают с этой дистанции – игроки предпочитают сдвинуться назад и бросить с трёхочковой. «Для меня же это отличный шанс набрать лёгкие очки, – говорит Колом. – Я оказываюсь в свободном пространстве: защитники остаются позади, а «большие» держатся ближе к кольцу». Хоакин проникает в эту зону после рывка, который сам он называет «сплит». При пик-н-ролле центровой-соперник делает шаг в сторону Колома, и разыгрывающий оказывается под двойной опекой, рискуя сместиться в сторону и остановить мяч (видео).

Но в этот момент проявляется баскетбольная магия Хоакина. Представьте, что на вас в лобовую несутся два взрослых мужика. Наверняка вы запаникуете и сосредоточите свой взгляд исключительно на надвигающихся объектах. Колом же сохраняет видение всей площадки: он находит лазейку между игроками, прошмыгивает между ними и в долю секунды определяет, нужно бросить или отдать передачу. «В Испании нас учат этому с самого раннего возраста, – говорит Колом. – Защитники хотят «поймать» тебя и лишить мяча. Но ты можешь прочитать ситуацию, задействовать свою скорость и сделать «сплит».

Это получается у Хоакина с невероятной лёгкостью. «Почему? Я делаю это всю свою жизнь. Как только я оказался в баскетболе, так и начал играть в пик-н-роллы».


ГОРОД С ПЛЯЖЕМ

«Если десять лет назад мне бы сказали, что я буду играть в Казани, я бы не поверил, – признаётся Колом. – Россия? Вы с ума сошли? Но сейчас я здесь счастлив. Если мы придём к договорённости с клубом следующим летом, я останусь».

Учитывая, сколько трудностей пережили испанские футболисты «Рубина», адаптация Колома в Казани уникальна. Кажется, что за три года он никогда не разочаровывался в городе. Практически. Поначалу ему, как и экс-одноклубнику по «Бильбао» Лэтэвиусу Уильямсу, было трудно осознать большую разницу в популярности баскетбола в Испании и России.

«В Бильбао на арене собиралось по 10 тысяч зрителей, – вспоминает Хоакин. – В Казани было странновато видеть пустые кресла на первой игре. Но потом мы стали играть лучше, и на трибунах стало собираться больше людей. Когда ты выкладываешься на площадке, болельщики видят это и отвечают поддержкой».

Ещё Колому иногда не хватает традиционной испанской еды. Но это проблема решится уже в следующем сезоне.

«В прошлом сезоне моя жена провела в России половину сезона – она не могла остаться на большее время из-за визы. Когда она прилетала в Казань, то всегда привозила испанскую еду. У вас в ресторанах можно найти наши блюда, они похожи на оригиналы, но некоторые различия всё-таки есть. Сейчас жена пробудет в Казани весь год. Мы провели много времени в разных городах, и я буду делать всё возможное, что увидеть улыбку на её лице».

В остальном Россия – за исключением морозов – полностью устраивает разыгрывающего. В 2015 году в это трудно верилось, ведь разыгрывающему впервые предстояло играть за пределами Испании. Одной из целей подписания Уильямса заключалась как раз в том, чтобы упростить адаптацию Хоакина к новой стране. Но оказалось, что Колом очень общительный человек и с лёгкостью находит контакт с людьми.

«В прошлые годы я провёл много времени со своими хорошими друзьями Марко Баничем и Лэтэвиусом Уильямсом, – говорит Колом. – Сейчас у меня есть Данило Анджушич, который знает испанский язык. По моим первым впечатлениям, наши американцы очень приятные ребята – с ними очень легко общаться. Иногда возникают языковые трудности в общении с русскими игроками, но они славные парни и мы справимся с этим».

Также освоиться в Казани Колому сильно помог Хави Грасия, хотя экс-главный тренер «Рубина» вряд ли понимает это сам. Грасия привёз в город большое количество испанских футболистов – в середине прошлого сезона они вместе с перуанцем Карлосом Самбрано стали ходить на матчи УНИКСа.

«Я встречался с ними один-два раза в неделю, – говорит Колом, используя прошедшее время – всех испанцев, кроме Рочины, «Рубин» уже отправил в другие клубы. – До Казани мы не были знакомы. Я впервые поговорил с ними где-то в ноябре-декабре прошлого года. Всегда рад видеть их на трибунах. Временами их присутствие даже помогает играть лучше».

Как и футболисты «Рубина», Колом провёл большую часть карьеры в маленьких испанских городах. Таким образом, Хоакин не мог невольно наложить на Казань впечатления от жизни в крупном мегаполисе. «Я играл в Фуэнлабраде, а этот город находится в 15 минутах езды от Мадрида, – заметил Колом. – Но, действительно, я играл в маленьких городах. Бильбао и Казань мне нравятся так же, как Мадрид. С молодости остались хорошие воспоминания о Сарагосе».

Хоакин, однако, вряд ли будет жить в каком-либо из городов, в котором играл. «Знаете чего не хватает? Города с пляжем. Возможно, как-нибудь перееду туда по завершению карьеры. Барселона и Малага – неплохие варианты. Но, надеюсь, в баскетболе я ещё надолго».


FUCKING BIG ПОНКРАШОВ

Несмотря на большое количество новичков в этом сезоне, в УНИКСе очень рассчитывают на Колома. Такое доверие основывается во многом на его эмоциональной уравновешенности. Иногда создаётся впечатление, что Хоакин просто не способен разозлиться, сорваться, дать волю накопившемся эмоциям.

1 мая 2015 года. Матч между «Бильбао» и «Басконией» заканчивается, возможно, самой крупной дракой в истории испанского баскетбола. Колом отвлечённо наблюдает за происходящим, скидывает мяч, когда становится понятно, что игра вряд ли продолжится, и уходит в сторону.

«Если бы я пошёл туда, меня бы убили, – объясняет Хоакин. – Я не их тех людей, кто не вступается за одноклубников. Но в этом моменте не было смысла ввязываться. Дрался ли я когда-либо в обычной жизни? Нет. Я не такой человек. Мой папа учил меня тому, что есть много других способов решать проблемы».

15 декабря 2016 года. УНИКС проигрывает в Евролиге «Басконии» из-за неполадок в счётчике 24 секунд на владение. В раздевалке Кит Лэнгфорд кидается полотенцами и кричит «*** часы!». Колом молча сидит у своего шкафчика.

«Я не могу контролировать работу счётчика. Тоже самое можно сказать про судей. Я могу расстроиться, если мы проиграли с разницей в один - два очка, а у меня осталось ощущение, что не выложился по полной. Это худшее чувство на свете. Но если ты оставил всего себя на площадке, в чём смысл беситься?».

Причины неудач в Евролиге прошлого сезона разыгрывающий видит в недостатке твёрдости: «Все игроки старались помочь, но наши усилия были направлены в разные направления. Тем самым мы теряли энергию и не играли так, как могли. После первых поражений мы должны были показать свой характер, но не сделали этого. Даже у «Фенербахче» был целый месяц, когда они проигрывали – в том числе нам – и не могли найти свою игру. Но они продолжили работать. В конце концов, казалось, что «Фенер» невозможно остановить. Все должны понимать, что в начале следующего сезона у нас будет 2 - 3 неудачные игры – всем игрокам нужно узнать друг друга. Мы обязаны сохранять терпение и позитивный настрой».

Нового главного тренера Димитриса Прифтиса Колом называет серьёзным специалистом: «В Испании я встречался с похожими тренерами. Он хочет, чтобы мы работали на все 100 процентов в каждой тренировке и игре. Прифтис уделил много внимания тому, чтобы объяснить нам свою тактику, а игрокам очень важно понимать свою роль в команде. Он очень серьёзный тренер, и думаю, что мы добьёмся успеха в этом сезоне вместе с ним. Стиль игры? Об этом пока говорить рано. У нас есть несколько хороших игроков на каждую позицию – надо использовать это преимущество и находить баланс в команде».

Несмотря на то, что Хоакин проводит в УНИКСе третий сезон и сейчас он находится на пике своей карьеры, он не готов назвать себя лидером команды: «Один игрок может выиграть один матч. Но если мы хотим добиться большого успеха, надо играть как команда. Конечно, я могу стать лидером, если буду находиться в хорошей форме и команда потребует этого от меня. Я был одним из ведущих игроков в «Фуэнлабраде» на протяжении пяти лет, так что ничего нового. Но слишком рано говорить об этом. Сейчас каждому игроку УНИКСа нужно найти себя в новой системе».


Но если что-то пойдёт не так, Колом знает, кто поможет ему.

«Понкрашов пашет по полной. Это хорошо не только для него, но и для меня. Он отлично защищается на тренировках, и мне приходится прикладывать больше усилий. Мы часто ужинаем вместе – одни, с жёнами, в дороге. Очень хорошо, что в нашей команде есть два игрока одной позиции, которые отлично друг друга понимают. Как правило я не встречаюсь с разыгрывающими, которые крупнее меня. Но Антон – это исключение. Он fucking big».

Артур Валеев
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх