комментарии 36 в закладки

Петербург – спортивная столица России. Казань проиграла

erid:

45 тыс зрителей на «Арсенале» в день игры СКА – «Ак Барс». Как это возможно?

КАЗАНЬ ТЕРЯЕТ ПОЗИЦИИ

Долгие годы Казань боролась за звание третьей столицы России с Нижним Новгородом – сейчас в это тяжело поверить, ведь в массовом сознании всё довольно давно очевидно. Помимо логистики, дорог, отелей, современной техники и прочей инфраструктуры Казань получила статус одного из самых развивающихся городов страны благодаря спорту. В столице Татарстана всерьёз относятся к брендингу – в 2011 году впервые признали брендом года, не какую-то компанию, а целый город. А в канун Универсиады казанцам удалось отвоевать официальное звание спортивной столицы России. В гугле до сих пор на запрос о спортивной столице России выскакивают исключительно ссылки на тексты про Казань. Но справедливо ли это для 2017 года? Вряд ли.


Фото: Михаил Бормин / БИЗНЕС Online


Нет, город стал только круче и удобнее, а «Казань-Арена» вполне даст фору всем московским стадионам. Но спорт – это не только безжизненные здания и удобные развязки по дороге к ним. Главные казанские команды сильно просели по результатам, что в некоторых случаях привело к оттоку зрителей. Прежде всего, речь о «Рубине». Клуб превратился в середняк именно в годы резкого роста инфраструктуры. Как следствие – апокалипсические пейзажи «Казань-Арены». 9796 зрителей в среднем за матч – катастрофа для 45-тысячного стадиона-красавца, а 5614 вялых болельщика на «Амкаре» – самый настоящий позор.

Логично, что казанцы отдают предпочтение более успешному и грамотному в работе с болельщиками «Ак Барсу». Но постойте, здесь тоже всё не так уж здорово. Клуб 7 лет не выигрывал Кубок Гагарина – так себе результаты для гранда. Посещаемость тоже далеко не топ: в текущем сезоне «Ак Барс» по этому показателю всего лишь 14-й среди всех команд КХЛ и ВХЛ. Арена в среднем заполняется лишь на 65,5% (для сравнения, у лидирующего СКА – на 92,7%), а лидер ВХЛ «Динамо» (Санкт-Петербург) отстал от главной казанской команды всего на 500 зрителей, опережая в то же время по проценту заполняемости арены (74,3%). О «Барсе» из ВХЛ и говорить нечего с его кошмарным 181 зрителем средней посещаемости – с отрывом худший результат лиги. Петербуржцы, кстати, лидируют и здесь – даже у третьей команды города со зрителями не так плохо, а уж по результатам вопросов нет: именно «Динамо» и «СКА-Нева» сейчас лидируют в ВХЛ, собирая на дерби аншлаги и переписывая рекорд посещаемости лиги.




Казань выдающимся образом провела Кубок конфедераций и наверняка так же справится с ЧМ. По удобству и чисто внешним данным вопросов никаких. Но даже на таком крупнейшем турнире возникли проблемы с посещаемостью – все помнят скандал с раздачей билетов, которым отличился только один город. Спорт – это, прежде всего, зрители. Сколько ни строй и ни украшай, звание спортивной столицы остаётся всего лишь красивым псевдонимом, пока на полупустых стадионах играют команды, не помышляющие о чемпионстве.

ПЕТЕРБУРГ – КОРОЛЬ МАРКЕТИНГА

Сразу же напрашивается вариант, что утерянную корону подхватит Москва – параллельная вселенная для всей российской провинции. Но только не в случае спорта. В главных его видах москвичи уже давно не так уж успешны. Да, есть чемпионства футбольного ЦСКА, но они зачастую происходили вопреки и практически всегда при слабой посещаемости. А про беды нового стадиона написано так много, что повторяться нет смысла. Есть «Спартак» с его великим прошлым сезоном, но это, скорее, исключение, подтверждающее правило. В текущем сезоне становится очевидно, что прошлогодний успех во многом обусловлен провалом конкурентов. По зрителям и атмосфере «Открытие-Арены» вопросов нет, здесь спартаковцы как минимум в тройке среди всех русских клубов. Но без регулярных побед неубывающая армия фанатов не является столь важным показателем. Есть ещё гораздо более успешный во всех смыслах хоккейный ЦСКА, но одного настоящего суперклуба для гигантского города слишком мало.

Звание спортивной столицы для Санкт-Петербурга сегодня неоспоримо. Минувшие выходные это подтвердили в очередной раз: «Зениту» удалось собрать 45 тыс зрителей на игре с тульским «Арсеналом» в день главного хоккейного матча осени между СКА и «Ак Барсом», где был аншлаг. Кстати, обе команды проиграли. Но вот парадокс – это никак не скажется на эмоциях болельщиков и заполняемости арен. «Зенит» и СКА в текущем сезоне – истинные гиганты, находящиеся в недосягаемости для остальных. Как Москва в сравнении с остальными городами России.

Хоккейная статистика вопросов не вызывает – здесь лидерство беспрекословное и очевидное даже без красивых таблиц. Но кто ждал, что город также полюбит многострадальный стадион на Крестовском острове? В этом есть определённая ирония, но сейчас арена «Санкт-Петербург» вне конкуренции среди всех новостроек к ЧМ. При вместимости в 55 тыс зрителей на матчи «Зенита» средняя посещаемость составляет 45 тыс. При этом клуб отличился уже несколькими аншлагами (или без малого аншлагами) на гигантском стадионе – в матче со «Спартаком», «Утрехтом», «Ростовом» и «Реал Сосьедадом». «Санкт-Петербург» практически попал в мировой топ-30 самых посещаемых стадионов мира, но 31-я позиция – тоже очень неплохо для новичка.


Важную роль в такой статистике сыграли успехи команды на поле, новые трансферы, тренер и прочие сугубо футбольные дела. Однако только этого мало, чтобы заполнять стадион в спортивном городе даже в будни. Великолепной заполняемостью отличался и «Петровский» – 88%. У «Санкт-Петербурга» сейчас 84%, но падением это не назвать – количество мест увеличилось практически втрое. Важную роль здесь сыграло удобство: на стадионе полно качественных точек питания, удобно расположены входы на трибуны, хорошо ловит интернет и регулярно проводится действительно интересная развлекательная программа (клуб успел попасть в hypetrain и провести перед матчем батл между звёздами ремесла – Хип-Хопом Одинокой Старухи и Lodoss).

Единственный серьёзный минус – логистика. Она плоха как внутри стадиона, так и вовне. Входы расположены лишь с одной стороны, что регулярно создаёт гигантские очереди, а проход на трибуны по территории стадиона (не говоря уже о медиацентре) занимает приличное количество времени. Добраться до новой арены тоже непросто – 30 минут пешком только до входа. Но это отличные 30 минут – вокруг располагается живописный парк с огромным количество развлечений. Обе проблемы будут решены или решаются прямо сейчас. Логистику на территории стадиона обещали исправить к ЧМ, а добираться до арены будет совсем просто – вскоре рядом откроется станция метро «Новокрестовская». Сейчас же до и после матча болельщиков развозят на стадион 90 комфортабельных шаттлов – невиданная роскошь со стороны администрации.

Вряд ли стоит напоминать, какое отношение к новому стадиону у практически всех граждан России. Звание памятника коррупции уже не искоренить, однако на нём можно талантливо сыграть. Скандалы только популяризировали арену, регулярно вызывая ажиотаж: неужели там реально всё так плохо? Люди пришли, посмотрели и пока не жалуются. А пресс-служба «Зенита» работает с пиаром стадиона гениальным образом – чего стоит только акция с бакланами.

Бывший блогер Артём Петров преобразовал работу с соцсетями – важнейший фактор привлечения в современном спорте. Твиттер «Зенита» с огромным отрывом лучший в России и один из самых дерзких в Европе – чего только стоит троллинг над статусными зарубежными изданиями. Твиттер «сине-бело-голубых» – это уже не официальная страничка клуба со всей необходимой информацией, а реальный твиттер болельщика, что, безусловно, подкупает.




По соцсетям Питер вообще вне конкуренции. СКА взялся за них давно и теперь регулярно собирает аншлаги. Сейчас в официальном паблике клуба ВК 277 тыс подписчиков – практически в три раза больше, чем у «Ак Барса». Грамотная маркетинговая стратегия и позиционирование возвысили армейцев над остальными клубами. Маркетинговая стратегия с отсылками к «Звёздным войнам» и истории Петербурга в начале 10-х заполнила трибуны, с тех пор ряды не радеют. Клуб не только тратит огромные деньги, но и зарабатывает столько, чтобы у спонсоров в статье расходов оставались только зарплаты звёзд.

«Зенит» в плане соцсетей, как вы уже поняли, - гуру, что только подтверждает статистика. Вовсе не случайно всё чаще в опросах о самом популярном клубе России лидируют именно зенитовцы, а не «Спартак».


График: Медиалогия


В посещаемость «Санкт-Петербурга» поверить непросто – отсюда всё чаще возникают случаи с бесплатной раздачей билетов. И они тоже работают в пользу клуба, создавая хайп. На деле же всё вполне чисто. Более того – невероятно грамотно. Клуб занижает цены на не самые топовые матчи («Бней Иегуду» и «Ахмат» можно было посмотреть всего за 200 рублей) и проводит на стадионе акции с бесплатной раздачей купонов на приобретение билетов на следующие игры. Халява порождает лояльность к клубу – на следующие матчи продажи билетов только возрастают. То же с недавним скандалом о раздаче билетов целому району. Помимо социальной стороны и полезного сотрудничество с городской администрацией здесь очевидна популяризация клуба – 54-й муниципальный округ постепенно окрасится в «сине-бело-голубые» цвета.

За раздачу билетов часто критикуют и СКА. Но и тут мимо: отправлять по пачке билетов на заводы – дело благое и пахнущее советской ностальгией, плюс речь идёт о тикетах на те места, которые традиционно тяжело заполнить. Вместе с билетами болельщики всегда получают красочное шоу, конкурсы, скидки на атрибутику и красивый хоккей. Выигрывают все.

Для тех, кто не выносит зажравшиеся «Зенит» и СКА есть более народная альтернатива. Хоккейное «Динамо» именно так себя и позиционирует, став реальной второй силой в городе для любителей «трушного» хоккея. Несмотря на финансирование со стороны бывшего президента КХЛ Александра Медведева, благодаря грамотной работе с болельщиками клуб ассоциируется с рабочей задорной командой, состоящей из талантливого молодняка. Посещаемость «Динамо» даст фору доброй половине клубов КХЛ.

У футбольных «однофамильцев» с этим похуже – крохотный МСА «Петровский» обычно заполняется лишь наполовину. Однако идущий в лидерах ФНЛ клуб над этим активно работает – чего только стоит приглашение «Картавого Ника» в качестве одного из тренеров клубов. Уникальная для клуба ФНЛ акция подарит клубу множество болельщиков из армии подписичков популярного блогера.


Не случайно именно Петербург был столицей Кубка конфедераций. Торжественные мероприятия органично вписывались в атмосферу самого аристократичного города России. Турнир прошёл безупречно и лишь подтвердил, что город готов к новым свершениям. Имея безоговорочное звание столицы культурной, Питер взялся и за другую часть культуры – физическую. Отдав век назад Москве титул столицы, Санкт-Петербург сейчас забрал себе всю столичную атмосферу, подмяв под собой две самые массовые сферы жизнедеятельности.

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ДРУГИХ ВИДОВ СПОРТА

В Санкт-Петербурге сейчас 18 стадионов с трибунами более 1500 мест, 1573 спортивных зала, 10 дворцов спорта, 17 крытых объектов с искусственным льдом, 94 бассейна, велотрек, 20 лыжных баз, 12 гребных баз и каналов. Каждый день здесь можно найти спортивное мероприятие или тренировку: от лыжни до метания копья. С советских времён Петербург был одним из важнейших спортивных центров России, где всегда популяризировалась физическая культура. Однако стабильные большие спортивные результаты пришли не так давно.

Сейчас в это сложно поверить, но ещё в начале «нулевых» Питер лидировал разве что в гандболе. «Зенит» тогда был середняком, СКА – аутсайдером. Безусловно, решающим фактором в прогрессе стали деньги. С деньгами пришли специалисты, а с ними новый подход. С поистине европейским менталитетом петербуржцы строят спортивную систему по лучшим западным образцам. Так, баскетбольные и волейбольные клубы сейчас объединяются под брендом «Зенита», что им только на пользу с маркетинговой стороны.

Меняется и организация, что сказывается на результатах. Баскетбольный «Зенит» сейчас один из самых перспективных клубов России. Пусть он и проиграл УНИКСу разгромно на старте сезона, в будущем Питер и здесь может выиграть у Казани. Доходы клуба ежегодно растут вместе с посещаемостью «Сибур-Арены» – сейчас она редко заполняется меньше, чем наполовину. Сегодня «Зенит» – третий баскетбольный клуб лиги ВТБ по посещаемости, но планы у генерального директора клуба Игоря Онокова просто гигантские: «Основная задача клуба – стать лидером российского баскетбола. Конечно, не в этом году, это задача на перспективу. Мы хотим строить не команду, а клуб. В российском баскетболе в большинстве своем сейчас именно команды. Если каждый год меняется состав – это не клуб. Клуб – это выращивание игроков и болельщиков. Мы сейчас построили целую вертикаль, в рамках которой появилась новая команда в суперлиге, есть ДЮБЛ, «Зенит»-2».

Схожая история и с волейболом. Здешний «Зенит» ещё моложе, а о конкуренции с казанской машиной говорить смешно. Команда была создана всего несколько месяцев назад, выкупив в лиге место краснодарского «Динамо». Однако «Зенит» уже нацелен пробиться в еврокубки, заручившись помощью «Газпрома». Развитие также выстраивается системно и та же работа с болельщиками только начинается – пока команда собирает лишь половину от небольшой арены.

Помимо местных спортивных клубов Петербург богат бесчисленным количеством талантливых спортсменов и ежегодных крупных турниров. Особенной популярностью в последнее время пользуются единоборства – именно в Петербург постепенно перемещаются важнейший Fight Nights. Достаточно вспомнить боем в каком городе решил возобновить свою карьеру Фёдор Емельяненко


История спорта в России фактически началась с Петербурга – первый футбольный матч проходил именно тут. Вполне справедливо, что после долгих лет смуты город возвращает себе звание спортивного центра самой большой в мире страны. Спорить о подобных брендах можно бесконечно, но мечтать хочется только об одном – чтобы каждый город России мог претендовать на звание её спортивной столицы.

Николай Самофалов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
1
-
читайте также
наверх