комментарии 6 в закладки

Анатолий Бышовец: «Требования Бердыева расходятся с возможностями игроков «Рубина»

erid:

Заслуженный тренер СССР, бывший главный тренер «Локомотива» Анатолий Бышовец в большом интервью «БИЗНЕС Online» вспомнил об Эдуарде Стрельцове и Константине Бескове, рассказал, что происходило в команде железнодорожников в 2007 году, приглашении Андрея Канчельскиса в «Уфу», а также поделился мнением о «Рубине» Курбана Бердыева.

Из личного архива Анатолия Бышовца


«СОЧЕТАНИЕ ЧИСЛЕНКО СО СТРЕЛЬЦОВЫМ БЫЛО НАИБОЛЕЕ ОРГАНИЧНЫМ»

– Когда киевское «Динамо» в 1969 году играло в Бирмингеме, перед матчем вышла газета с заголовком: «Бышовец – русский Джордж Бест». С каким ещё футболистами вас сравнивали при игровой карьере? Почему, на ваш взгляд, вас сравнивали с Бестом?

– Бесту были присуще индивидуально яркие качества. В том числе так писали и обо мне. Например, так написано в «Википедии». Также у сборной СССР в 1971 году было два очных матча с командой Северной Ирландии, в которых мы победили, а я забил в Белфасте. Что касается Беста, то он сыграл очень ярко в Москве, но с ним справился Реваз Дзодзуашвили. Он просто прекрасно сыграл против него. Думаю, в результате этого мы и добились победы.

– Какой для вас самый памятный гол в вашей карьере?

– Наверное, самый главный гол в моей карьере тот, когда сборная СССР совершила камбэк и обыграла во втором матче четвертьфинала чемпионата Европы с необходимом счётом команду Венгрии – 3:0. Первый матч в гостях завершился со счётом 0:2.Третий мяч, который нам принёс итоговую победу, забил я. Это было в «Лужниках» при 100 тысячах. Я, пожалуй, единственный, кто как футболист и тренер, играл на этом стадионе при такой аудитории. В качестве тренера я был в «Лужниках» при таком аншлаге, когда сборная СССР играла нс Италией за выход на Евро-1992. Мы вышли на чемпионат Европы, оставив за бортом итальянцев. Эти матчи сформировали для меня как игрока и тренера понимание энергетического посыла. Энергетический посыл – это болельщики.


– Кого из партнёров-нападающих вы считаете наиболее талантливыми?

– Я должен сказать, что у нас был замечательный тандем с Толей Банишевским в юношеской команде и сборной страны. Кроме того, в 1967-68 годах сборная СССР была одной из лучших в Европе, и я, думаю, что сочетание Эдуарда Стрельцова с Игорем Численко было наиболее органичным взаимодействием в сборной. Это была совместимость мудрости, техники и скорости, которая ставила в тупик оборону соперников.

Также хочется отметить, что у Банишевскего были исключительные человеческие качества. Он был прекрасным и добрым человеком. Он был верующим, который помогал бедным. У него можно было попросить всё что угодно. Толя был человеком с благотворительной душой, он всегда отзывался на помощь людям. Что касается Численко и Стрельцова, то они два великих игрока. Вспоминаю один из матчей с Чили, когда мы обыграли их 4:0, Эдик забил три гола. Во всех этих моментах я ему ассистировал, и он забивал практически в пустые ворота. У нас со Стрельцовым также были добрые хорошие отношения, которые продолжались и после того, как он закончил. 

– Вы жили долгое время в одном номере в сборной со Стрельцовым. Каким он вам запомнился? 

– Он был очень естественным. Это присуще всем выдающимся людям. Им не нужно к своей гениальности прибавлять каких-то дополнительных качеств. Имеется в виду дополнительно привлекать к себе внимание причёской, татуировкой, это мы сегодня наблюдаем. И что очень важно, вернувшись в футбол после заключения, Стрельцов не озлобился, и это никак не сказывалось по отношению к людям, партнёрам. Стрельцов сохранил такое же отношение и к болельщикам, и партнёрам. 

Все великие выделялись своим выдающимся мастерством и привлекали человеческими качествами. Стрельцов, Яшин, Высоцкий… Я могу перечислить много таких людей, с которыми я встречался. Человеческие качества Стрельцова действительно заслуживали внимания, но были, конечно, как и у всяких людей какие-то недостатки. Но его недостатки позволяли мне избавляться от своих.

– Например?

– Были определённые традиции. После матча можно было посидеть всем вместе, выпить и тому подобное. Но Стрельцов очень много курил и это было причиной его ухода из жизни. Кроме того, трагедия таких людей как Стрельцов заключалась в популярности. Они её чувствовали и не могли отказать никому ни в автографе, ни в общении и так далее. Это свойственно и актёрам, и певцам, многие от этого пострадали. В фильме «Москва слезам не верит» артист Александр Фатюшин исполнил роль хоккеиста Гурина. Где-то схожие истории. Думаю, на судьбу Стрельцова так же, как на судьбу Гурина, может быть повлияла безотказность. Также хочу сказать, что Стрельцов был человеком с достаточно сильным внутренним чувством такта.

Эдуард Стрельцов, Анатолий Бышовец и Геннадий Логофет / Фото из личного архива Анатолия Бышовца


– А эта безотказность в итоге повлияла на то, что он попал в тюрьму со всем известной историей?

– Думаю, что это связано со многими факторами, в том числе и переносимостью алкоголя. Есть люди, которые выпьют 100 граммов и идут спать или читать книги, а есть те, которых тянет на подвиги. 

– Но при этом он, как вы говорили в прежних интервью, не связан с этой историей об изнасиловании.

– Не хочется особо об этом вспоминать. Из того, что я знаю, можно было принять другое решение. Но, к сожалению, Гавриил Качалин был интеллигентным человеком. И когда его вызвали в ЦК по этому вопросу, он не сумел отстоять Стрельцова. Правда, ему на заседании задали провокационный вопрос: «А что нам нужны игроки, которые выпивают, нарушают режим и так далее?». Он ответил, что такие футболисты не нужны. Это единственное, что окончательно повлияло на решение по Стрельцову

– Говорят, что вас в конце 80-х в «Динамо» пытался подсидеть Константин Бесков. Правда ли это? Какие у вас отношения сложились?

– У нас с ним были непростые отношения. В 1967 году он меня ещё приглашал в московское «Динамо» из киевского «Динамо». Мне тогда был 21 год, я был у него дома, познакомился с его супругой. Но я воспитанник киевского клуба, поэтому отказался от перехода в московский клуб. А в дальнейшем у нас сложились друг с другом очень уважительные отношения. Но мы же иногда становимся жертвами какой-нибудь интриги, которые создают околофутбольные люди или руководители. Они создают саму проблему. Я в своё время был главным тренером центрального совета «Динамо», в которую входили четыре динамовские команды. Бесков тоже был главным тренером центрального совета «Динамо» и на каком-то этапе кому-то захотелось найти мне замену. Информационный взброс на эту тему в «Советском спорте» сделал Гена Орлов. Он написал заметку, что игроки против меня и хотят работать с Бесковым. На что я собрал футболистов и попросил их выразить общее мнение в письменной форме в той же газете. И все игроки подписались, что не хотят работать с Бесковым, а хотят работать со мной.

«В «ЛОКОМОТИВЕ» СТОЛКНУЛСЯ С ОКОЛОФУТБОЛЬНЫМИ СИЛАМИ»

– Последним клубом, который вы возглавляли, был «Локомотив» в 2007 году. Были ли у вас после этого предложения?

– Было много предложений, в том числе и от клубов РФПЛ. Можно было уехать за границу, но мне вариант работы за рубежом был не интересен, потому что надо в первую очередь отталкиваться от задач, которые надо решать. Конечно, то, с чем я столкнулся в «Локомотиве»…. Если вспоминать тот же «Зенит», в котором я работал, то тогда в самом клубе и команде была экологически чистая ситуация. Мы не играли ни в какие игры. Но в ряде клубов, в которых мне приходилось работать, в том числе и в «Локомотиве», я столкнулся с оборотной стороной медали. Но я в этих играх не принимал участие.

– Что вы имеете в виду?

– И отдельные матчи, которые вызывали какие-то сомнения, и отношения с игроками, и влияние каких-то околофутбольных сил. Всё это как-то проявлялось в «Локомотиве». Но в творческом плане и с точки зрения работы я остался доволен периодом в московском клубе. Многие игроки при мне вернулись в национальные команды. Например, Александр Самедов, Дмитрий Сычёв и Динияр Билялетдинов. Сергей Ефимов получил вызов в национальную команду. Кроме того, мы обыграли в 2007 году «Зенит», четыре раза «Спартак». А главные, что у нас были матчи очень высокого качества, включая матчи на Кубке РЖД. Мы вели у «Милана» и «Реала» со счётом 3:1. Думаю, это матчи были просто украшением турнира и сезона в целом.Также мы сыграли на высоком уровне в официальной игре с мадридским «Атлетико», у которых в атаке были Агуэро и Форлан. Думаю, проблемой был возраст и смена поколений. И мы упустили очень хорошую возможность при смене поколений усилиться приглашением Романа Широкова, Луки Модрича и Лукаса Лейвы, чтобы создать команду европейского уровня. На это повлияло внешнее управление командой и отношения с руководством клуба.

– А что скажете по игре Бранислава Ивановича?

– Мы с Ивановичем работали всего год. На момент моего прихода в «Локомотив» он был только футболистов молодёжной сборной Сербии и не был игроком основного состава московского клуба. А в процессе нашей работы он стал футболистов основного состава «Локомотива» и сборной Сербии. А через какое-то время перешёл в «Челси». Думаю, что он может быть правильно ответил на вопрос: «Как ему работалось с Бышовцем? Были ли у вас с ним конфликты?». Он ответил, что конфликтов у него со мной не было. И его спросили потом: «Как вам это удалось?». Он ответил: «Очень просто. Я делал то, что мне говорили, и выполнял то, что от меня требовалось». А именно такой процесс способствует совершенствованию качеств футболистов.

– Как вы относитесь к тому, что Денис Глушаков даёт оценку тренеру Массимо Каррере?

– Я не очень понимаю, когда игроки дают оценку тренеру. Недавно у нас это сделал Глушаков, до этого был Артём Дзюба. Тот же Глушаков стал чемпионом и получил приз лучшего игрока прошлого сезона. Но это при всём том, что подготовка осуществлялась под руководством Карреры. А если ты говоришь о том, топ это тренер или нет, наверное, надо спросить себя: «А я топ-футболист?», что я могу позволить себе так говорить о тренере, при котором я стал лучшим игроком в России. 

– На ваш взгляд, Глушаков топовый российский футболист?

– Думаю, что он – топовый игрок в российском футболе. Он выступает за сборную России. Думаю, что прошлый сезон он провёл на высшем уровне, играя очень полезно и эффективно. Глушаков был лидером и капитаном команды.

– Вы уже 10 лет не тренируете. Обидно, что сейчас не являетесь востребованным специалистом? 

– Я к этому отношусь достаточно спокойно. Происходящее в российском футболе оставляет меня более или менее равнодушным к тому, что я не работаю. Да, у меня есть желание, и мне хочется быть полезным. Но ведь я не работаю не по тому, что я не знаю, а по той причине, что наоборот знаю. А это не совсем удобно в плане сотрудничества, ведь ты не вписываешься в эту систему, данную шкалу ценностей, которая есть в нашем футболе. Поэтому я не берусь за то, что мне неинтересно. Знающим и порядочным людям сейчас уже очень сложно вписываться в околофутбольный мир в России. Мы видим, какие у нас проблемы есть в судействе и с отдельными матчами.

– Договорных матчей в РФПЛ много?

– Я в них не участвовал, и мне сложно об этом судить. Договорные матчи есть везде. Но вся проблема заключается не столько в том, что они есть, а сколько в том, как мы с этим боремся.

«ПОРЕКОМЕНДОВАЛ В «УФУ» КАНЧЕЛЬСКИСА, КОЛЫВАНОВА» 

Сергей Семак / Фото: БИЗНЕС Online


– Знаю, что вы были одним из основателей футбольного клуба «Уфа».


– Не был я одним из основателей «Уфы». Я принимал участие в развитии футбольного клуба. Я порекомендовал в «Уфу» Канчельскиса и Колыванова. Семак, правда, уже пришёл в «Уфу» не по моей протекции. Я с большим уважением вспоминаю их как игроков. С приходом этих бывших знающих футболистов в наши клубы мы можем ждать всплеска в плане развития российского футбола. Я радуюсь успехам «Уфы».

– Почему вы сами вышли из проекта?

– Мне показалось, что обо мне как о тренере речь не шла. Считалось, что как будто это не мой уровень. Но, с другой стороны, мне удалось сделать предложения тем, кого я считал достойными кандидатами на пост главного тренера «Уфы». Ко мне изначально обратились за помощью и советом, как всё организовать и кого порекомендовать. В «Уфе» мне не предлагали работать тренером, мне предложили помочь и организовать работу в клубе, А в приходах Канчельскиса, Колыванова и того же Семака в «Уфу» есть некая преемственность. Думаю, что каждый из наставников «Уфы» вложил свою лепту в развитие уфимского клуба и местного футбола.

– Правда ли, что вас приглашали тренировать команду вместе с Канчельскисом?

– Такого не было. У меня были встречи с руководителями республики, которые обратились ко мне за советом, кто может стать хорошим тренером для команды. С Шамилем Газизовым, нынешним руководителем клуба, мы как раз обсуждали кандидатуры, развитие башкирского клуба, о нём как о руководителе и человеке, который служит футболу, осталось очень хорошее впечатление. И он оказался на своём месте. Благодаря ему мы видим развитие как футбола, так и клуба, а также результаты «Уфы».

– Сергей Семак после победы над «Рубином» сказал, что ему до Курбана Бердыева «как до канадской границы пешком».

– Думаю, что это дань и уважение к тренеру, с которым он работал. Считаю, что у Сергея качества интеллигентного человека. Я к нему с большим уважением отношусь, у нас с ним очень хорошие отношения. Здорово, что у нас появляются не просто тренеры-организаторы, а те, у кого есть игровой опыт. И ещё важно, что Семак, Шалимов, Аленчиев, Тихонов – начинающие тренеры, но я с ними связываю наши успехи.

«ЧТО ПРОИСХОДИТ С «РУБИНОМ»? ДВАЖДЫ НЕЛЬЗЯ ВОЙТИ В ОДНУ РЕКУ» 

Курбан Бердыев / Фото: БИЗНЕС Online


– А что происходит с «Рубином»? Почему пока команда Бердыева показывает сейчас результат ниже, чем при Грасии в прошлом сезоне?


– Думаю, что дважды нельзя войти в одну и ту же реку. И ты меняешься, и вода меняется. Бердыев столкнулся с определённой проблемой, хотя он пришёл туда, где всё ему знакомо. Он пришёл к футболистам, которые выступали под его руководством, пригласил игроков из «Ростова». Но на текущий момент у него не получилось совместить иностранных футболистов и тех, кто пришёл. И, конечно, это повлияло на результат. А от него требуют в первую очередь побед. Кроме того, сейчас наступает период, когда надо создавать новую команду. И есть проблемы смены поколений. Хотя тому же Гёкденизу Караденизу на сегодня надо отдать должное.

Но одно дело, когда у тебя была возможность пригласить из «Рубина» в «Ростов» пять футболистов казанского клуба, и они становились проводниками идей. А здесь другой вопрос. «Рубин», даже имея некоторое преимущество в матчах со многими командами, сильно страдает отсутствием должной реализации. В развитии атаки сказывается отсутствие непредсказуемости и нестандартности. Возможно, неприглашение Нобоа в «Рубин» было ошибкой.

– Способен ли Бердыев вернуть «Рубину» чемпионские годы? Или казанскому клубу лучше поскорее отказаться от него?

– Это вопрос не для меня. И Бердыев вообще не нуждается в каких-либо оценках и комментариях о его квалификации.

– Бердыев перед матчем с «Зенитом» сказал: «Самое сложное – это менталитет поменять».

– Менталитет – это образ мысли, формирование отношения. Менталитет это как раз вопросы к личности. Важно, насколько Бердыеву удаётся вселить уверенность, донести свои идеи, убедить. Нужно, что требования Бердыева не расходились с возможностями игроков. На данный момент мы можем говорить, что они расходятся, так как нет результата.

– Хорошо ли вы знакомы с Бердыевым?

– Знаем друг друга, здороваемся. Но в силу обстоятельств практически не общаемся 

«ФИЛОСОФИЯ «ЛОКО» ПОХОЖА НА БЕРДЫЕВСКИЙ «РОСТОВ» 

Курбан Бердыев / Фото: БИЗНЕС Online


– Вы в одном из интервью говорили, что Станислав Черчесов – лучший кандидат на пост главного тренера сборной России. Сейчас вы в этой мысли утвердились? Какое впечатления нас вас производят сборная при Черчесове?
 

– Я вижу движение сборной вперёд. Я вижу то, чего хочет добиться Черчесов от игры команды. А, главное – я на сегодня не вижу, кто может работать с национальной командой вместо него. У Черчесова здоровые амбиции.

– Поборется ли сборная за выход из группы на ЧМ-2018?

– Думаю, что это реально. Но мы сегодня оцениваем команду по товарищеским матчам. Нужно сформировать команду, которая бы отвечала требованиям не товарищеских матчей, а официальных. Кроме того, важно сейчас вселить уверенность в футболистов в партнёре, тренере, правильности тактики.

– Почему Черчесов не вызывает Денисова в сборную? Из-за личной обиды?

– Не может дирижёр вместо первой скрипки ставить третью. Не может тренер не вызывать кого-то из-за личных качеств. Это всё идёт от невежества. Личные интересы всегда подчиняются интересам команды.

– Удивляет ли вас «Локомотив» в этом сезоне? Долго ли «Локо» будет на первом месте?

– Не думаю, что по своим возможностям «Локомотив» сейчас уступает какой-либо команде в чемпионате, в том числе включая «Зенит» по уровню игроков. В составе есть молодые и опытные футболисты. В обороне у команды опытные игроки, в средней линии Фернандеш, братья Миранчуки. Этот опыт вкупе с целеустремлённостью молодых и опытных игроков дал такой эффект. Думаю, что «Локомотив» по праву занимает сейчас первое место в чемпионате. Философия и выбранная рациональность «Локо» очень похожа на бердыевский «Ростов» в прошлом.

ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Анатолий БЫШОВЕЦ
Дата рождения:
 23 апреля 1946 года
Место рождения: Киев
Карьера игрока: «Динамо» (Киев) – 1964 - 1973.
Достижения в качестве игрока: чемпион СССР (1966, 1967, 1968, 1971), обладатель Кубка СССР (1964, 1966), серебряный призёр чемпионата СССР (1965, 1969, 1972, 1973)
Карьера тренера: юношеская сборная СССР – 1982 - 1985; олимпийская сборная СССР – 1986 - 1988; «Динамо» (Москва) – 1988 - 1990; сборная СССР/СНГ/России – 1990 - 1992; 1998; «АЕЛ» (Кипр) – 1992 - 1993; сборная Южной Кореи – 1994 - 1995; олимпийский сборная Южной Кореи – 1995 - 1996; «Зенит» (Санкт-Петербург) – 1997 - 1998; «Шахтёр» (Донецк) – 1999; «Маритиму» (Португалия) – 2003; «Томь» (Томск) – 2005; «Локомотив» (Москва) – 2007.
Достижения в качестве тренера: олимпийский чемпион (1988), бронзовый призёр чемпионата СССР (1990), серебряный призёр чемпионата Украины (1999), обладатель Кубка России (2007).

Алексей Дубровин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх