комментарии 22 в закладки

«Ак Барс», «Нефтехимик» или «Нефтяник»: чья школа продуктивнее?

erid:

Казанский «Ак Барс» и нижнекамский «Нефтехимик» в концовке регулярного чемпионата КХЛ борются за лидерство на Востоке, а альметьевский «Нефтяник» – одна из сильнейших команд ВХЛ. Все три клуба важной частью своей политики считают подготовку собственных воспитанников. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» решила посчитать, чья школа работает продуктивнее и подготовила больше всего игроков для топовых лиг.

Фото: БИЗНЕС Online


В Татарстане целых три профессиональных хоккейных клуба и каждый из них имеет свою детскую школу. Правда, из-за ряда странных решений с недавних пор ДЮСШ «Нефтехимик» входит в состав одноименного спортивного клуба – не путать с ХК «Нефтехимик»: к хоккейной команде школа теперь имеет лишь опосредованное отношение. Однако долгие года нижнекамская ДЮСШ развивалась под крылом клуба. Активно работают в Альметьевске и безусловные лидеры в Казани. В 2004 году школа «Беркет» перешла в ведомство «Ак Барса» и тут же стала одной из самых богатых в России. Сейчас казанская школа вместе с альметьевской и ДЮСШ «Динамо» вошли в состав Академии хоккея имени Юрия Моисеева. 

В КХЛ, НХЛ и АХЛ сейчас выступает 45 воспитанников татарстанского хоккея. Какая из школ наиболее продуктивна и плодовита? Где лучше всего последние годы растили хоккеистов? Мини-исследование «БИЗНЕС Online».

«АК БАРС»: КОГО СЧИТАТЬ ЗА СВОЕГО?

«Ак Барс» уже не первый год заявляет, что ключевая задача, помимо победы в Кубке Гагарина, – курс на максимальное количество своих воспитанников в составе. В кулуарах говорят, что клубу могут и вовсе официально поставить задачу, чтобы команда на 75%  состояла из доморощенных игроков. Насколько это реально – большой вопрос. Да, в «Ак Барсе» в последние несколько лет стало появляться больше молодых игроков, не воспитанников клубов, а именно молодых хоккеистов. Однако даже «Барс», который четвертый год играет в ВХЛ, не способен заполнить заявку местными игроками хотя бы наполовину. Руководство клуба вынужденно искать людей на стороне, при этом в Казань часто приезжают хоккеисты, которым больше некуда податься. Мост между «Барсом» и «Ак Барсом» пока что не работает, хотя без него будет невозможно построить главную команду из собственных воспитанников. По большому счету, за последние четыре года через «Барс» прошёл только Дамир Мусин. В остальном же команда существует для того, чтобы обкатывать молодых, но не своих игроков или давать возможность травмированным игрокам набирать форму.

Альберт Яруллин и Эмиль Гарипов / Фото: БИЗНЕС Online


Стоит добавить, что и звёзд среди своих воспитанников в Казани пока нет. Альберт Яруллин потенциально может стать таким игроком, если добавит в стабильности и избавится от проблем вне льда. Эмилю Гарипову еще только предстоит доказать звездный статус – первый сезон в качестве основного вратаря «Ак Барса» складывается хорошо, но многое будет зависеть от плей-офф. Александр Бурмистров мог стать звездой, но не стал: нападающий так и не заиграл в НХЛ, а этой зимой решил вернуться  в Казань. Стоп, а как же Владимир Ткачёв? Да, Владимир в последние два года настоящая звезда «Ак Барса», один из лучших центрфорвардов КХЛ и игрок сборной России. Другой вопрос, насколько он воспитанник «Ак Барса»?

Нападающий переехал в Казань в 13-летнем возрасте. В казанском клубе просто вовремя заметили его и перехватили у «Локомотива». Школа «Ак Барса», несмотря на огромные ресурсы и возможности, долгие годы работала по одному принципу: всех игроков заберём себе. В какой-то момент доходило до того, что на базе клуба не хватало места своим игрокам – всё было занято приезжими. Так в Казани оказались Денис Голубев и Егор Яковлев (оба – Магнитогорск), Дмитрий Архипов (Новочебоксарск), Станислав Бочаров (Хабаровск), Сергей Шмелёв, Тимур Билялов, Ринат ВалиевМихаил Сергачёв (все четверо – Нижнекамск), братья Евгений и Андрей Свечниковы (Барнаул). И это список только тех, кто сейчас заиграл в КХЛ или за океаном. А есть еще огромный список (раза в три больше этого) хоккеистов, которые переехали в Казань в сознательном возрасте, несколько лет тут занимали чужое место, а затем так и не доросли хотя бы до уровня ВХЛ.

В КХЛ сейчас играют 18 воспитанников «Ак Барса» – и это неплохие показатели. Но если бы последние десять лет школа работала, а не набирала лучших игроков с ближайших регионов, то данные могли быть выше вдвое.

Воспитанники «Ак Барса» в КХЛ:

1. Дмитрий Обухов, 1983 год рождения («Ак Барс»)  
2. Александр Рыбаков, 1985 («Трактор»)   
3. Андрей Алексеев, 1988 («Адмирал»)  
4. Динар Хафизуллин, 1989 (СКА)  
5. Кирилл Петров, 1990 (ЦСКА)
6. Александр Бурмистров, 1991 («Ак Барс»)  
7. Эмиль Гарипов, 1991 («Ак Барс») 
8. Денис Голубев, 1991 («Амур») – первая школа «Металлург» (Магнитогорск) 
9. Дмитрий Архипов, 1993 («Ак Барс») – первая школа «Сокол» (Новочебоксарск) 
10. Владимир Ткачёв, 1993 («Ак Барс») – первая школа «Сокол» (Киев)
11. Альберт Яруллин, 1993 («Ак Барс») 
12. Сергей Шмелёв, 1993 («Сочи») – первая школа «Нефтехимик» 
13. Данил Файзуллин, 1993 («Авангард») 
14. Дамир Мусин, 1994 («Ак Барс»)
15. Роман Абросимов, 1994 («Ак Барс») 
16. Тимур Билялов 1995 («Югра») – первая школа «Нефтехимик» 
17. Артём Михеев, 1995 («Югра») 
18. Максим Лазарев, 1996 («Торпедо»)

Воспитанники «Ак Барса» в НХЛ и АХЛ:

1. Ринат Валиев, 1995 («Торонто», АХЛ) – первая школа «Нефтехимик». 
2. Радель Фазлеев, 1996 («Лехай Валли», АХЛ)
3. Евгений Свечников, 1996 («Гранд Рапидз», АХЛ). 
4. Артур Тянулин, 1997 («Тусон», АХЛ)

«НЕФТЕХИМИК»: РАИЛЬ ЯКУПОВ ПРОДОЛЖАЕТ ВЫБРАННУЮ ПОЛИТИКУ

«Нефтехимик», несмотря на вечный статус младшего брата «Ак Барса», в количестве своих воспитанников не уступает казанскому клубу. Напротив, если в плане результатов «Ак Барс» всегда был выше и стабильнее, то в вопросе своих воспитанников школа «Нефтехимика» работала продуктивнее. Сейчас в КХЛ играют 16 воспитанников нижнекамского хоккея, в НХЛ есть первый номер драфта Наиль Якупов, а в «Тампе» растёт молодая звезда Михаил Сергачёв, который лишь формально воспитанник «Ак Барса», но сам себя таковым не считает, каждый раз отмечая, что его воспитали в Нижнекамске. В «Нефтехимике» смогли сделать почти невозможное – воспитать топового защитника уровня клуба НХЛ. В России беда с игроками, обладающими качествами Сергчёва: уверенная игра в атаке и надежность в обороне. Только вот с вратарями в Нижнекамске как-то не заладилось: Билялов не просто так уехал из родного города, шансов стать хорошим голкипером в «Нефтехимике» у него не было.

Азат Бикмурзин и Раиль Якупов / Фото: БИЗНЕС Online


Во многом успехи школы «Нефтехимика» связаны с Раилем Якуповым, который сейчас занимает пост генерального директора нижнекамской команды. Долгие годы он был директором ДЮСШ: при нём билет в большой хоккей получили Максим Пестушко, Павел Валентенко, Андрей Сергеев. Молодые Дамир Шарипзянов, Богдан Якимов, Рафаэль Бикмуллин, Булат Шафигуллин и Камиль Фазылзянов. Вернувшись обратно в «Нефтехимик», Якупов (он два года работал спортивным директором в «Нефтянике» в связке с Рафиком Якубовым) продолжил курс на своих воспитанников, начав его еще в качестве директора школы.

Сейчас практически наполовину состав «Нефтехимика» состоит из собственных воспитанников. И это не только вынужденная мера – нижнекамская команда не обладает огромным бюджетом («Нефтехимик» лишь четвертый с конца на Востоке по суммам контрактов и бонусов). Такова философия руководства клуба. Обычно говорят, что ставка на своих чревата провалами, но летняя селекция Якупова дала положительный результат: в «Нефтехимике» смогли сохранить и лидеров вроде Дэна Секстона, и подписать качественных новичков, и дать шанс молодым. Вернулся в Нижнекамск в аренду из «Лос-Анджелеса» Дамир Шарипзянов – и это тоже заслуга директора клуба. Раньше подобное в КХЛ не удавалось никому.

К концу регулярного чемпионата «Нефтехимик» может показать поистине исторический результат – выиграть Восточную конференцию, хотя еще летом перед клубом стояла задача попадания в плей-офф. Понятно, что многое зависит и от тренерского штаба во главе с Андреем Назаровым. Однако тренер не занимался селекцией, что дало ему больше времени на работу с командой. Все переговоры вёл Якупов. Директор клуба, вернувшись в родной Нижнекамск, показал, что можно давать высокие результаты, не обладая огромным бюджетом и имея в составе своих воспитанников.

Воспитанники «Нефтехимика» в КХЛ:

1. Алексей Угаров, 1985 («Адмирал»)
2. Максим Пестушко, 1985 («Югра»)
3. Павел Валентенко, 1987 («Югра»)
4. Рафаэль Ахметов, 1989 («Лада») 
5. Денис Кузьмин, 1989 («Амур»)
6. Пётр Хохряков, 1990 («Авангарда»)
7. Максим Березин, 1991 («Авангард»)
8. Ансель Галимов, 1991 («Авангард»)
9. Андрей Сергеев, 1991 («Нефтехимик») 
10. Павел Куликов, 1992 («Нефтехимик»)
11. Эмиль Галимов, 1992 («Нефтехимик»)
12. Богдан Якимов, 1994 («Нефтехимик») 
13. Дамир Шарыпзянов, 1996 («Нефтехимик») 
14. Рафаэль Бикумуллин, 1997  («Нефтехимик»)
15. Камиль Фазылзянов, 1997 («Нефтехимик»)
16. Булат Шафигуллин, 1999 («Нефтехимик»)

Воспитанники «Нефтехимика» в НХЛ и АХЛ:

1. Наиль Якупов, 1993 («Колорадо», НХЛ)
2. Михаил Сергачёв, 1998 («Тампа», НХЛ)

«НЕФТЯНИК»: ВСЕ СВОИ НА МЕСТЕ

Фото: БИЗНЕС Online


«Нефтяник» на этом фоне по понятным причинам не способен конкурировать с «Ак Барсом» или «Нефтехимиком», да и задачи такой перед клубом не стоит. В Альметьевске решают другие вопросы – команда в последние несколько лет считается топ-клубом в ВХЛ, выиграла Братину, а сейчас нацелена на второй трофей. Если раньше там старались растить игроков на перспективу, пытаясь отдать их в «Ак Барс» или «Нефтехимик», то сейчас в «Нефтянике», в первую очередь, думают о себе.

Школа в Альметьевске всегда работала отлично: в «Ак Барсе» играют сразу три воспитанника «Нефтяника» – Артём Лукоянов и Василий Токранов, а в качестве третьего вратаря заявлен Артур Мисбахов. Несколько лет назад в Санкт-Петербург уехал Александр Дергачёв, которого «Ак Барс» по каким-то своим причинам не захотел защищать на драфте юниоров. Дергачёв не затерялся в составе топ-клуба, а чуть позже вместе с молодежной сборной России съездил на чемпионат мира и завоевал серебряные медали. Последние два сезона в КХЛ провёл Владислав Арбузов, но недавно «Нефтяник» вернул его обратно.

Большая же часть своих воспитанников играют в «Нефтянике» – наполовину состав команды состоит из местных игроков, и это одна из ключевых задач перед руководством клуба.

Воспитанники «Нефтяника» в КХЛ:

1. Артём Лукоянов, 1989 («Ак Барс») 
2. Василий Токранов, 1989 («Ак Барс»)
3. Артур Мисбахов, 1996 («Ак Барс») 
4. Александр Дергачёв, 1996 («Спартак»)

НИЖНЕКАМСКУ СТОИТ ПРИСМОТРЕТЬСЯ К АКАДЕМИИ

Если подсчитать всех воспитанников «Ак Барса», «Нефтехимика» и «Нефтяника» вместе, то Татарстан займет третье место по количеству своих игроков в клубах КХЛ, уступая только Москве и Челябинску. Всё же потенциал республики значительно выше, банально, нигде больше нет такого количества ледовых дворцов и не уделяется столько внимания детскому спорту. Академия хоккея уже взяла шефство над двумя лучшими школами республики, Нижнекамск пока сам по себе, однако стоит задуматься над тем, чтобы объединить усилия. Не перетаскивать лучших друг у друга, а растить их вместе. И эта коллаборация должна стать предметом дискуссии в ближайшее время. Пока же выходит так, что даже переходы игроков из одной команды в другую блокируются: лучше отдать игрока в «Торпедо» или «Югру», чем дать ему шанс в Нижнекамске, что совершенно глупо и неправильно. Клубы в республике должны работать в одной упряжке, а опыт школ Казани и Нижнекамска, если его объединить, может привести к выдающимся результатам.

Руслан Васильев , Айрат Шамилов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх