комментарии 3 в закладки

Деньги на Олимпиаде. Сколько потратили корейцы? Почему не продаются билеты?

erid:

«БИЗНЕС Online» подводит предварительные экономические итоги Олимпиады в Пхёнчхане, на которое уже повлияла политика, национальные особенности и погода.

Фото: Chung Sung-Jun, gettyimages.com



КОРЕЙСКАЯ ОЛИМПИАДА СТОИТ 13 МЛРД ДОЛЛАРОВ

Суммарные затраты на Олимпиаду-2018 – 12,9 млрд долларов, что примерно в четыре раза меньше, чем в Сочи-2014. Наибольшую часть средств (свыше 1,5 млрд) инвестировали в новый горнолыжный курорт Альпензия – ведущий кластер Игр, где пройдут соревнования по прыжкам с трамплина, биатлону, лыжному и санному спорту. При этом строительство началось ещё задолго до «избирательной кампании» – первые объекты на курорте были сданы только в 2008 году.

Полностью же комплекс был введен в строй лишь за два месяца до старта – из-за коррупционных скандалов в стране серьёзно отстали в сроках возведения желобов для бобслея и скелетона. МОК регулярно наблюдал за процессом стройки, корейцы же утверждали, что всё успеют в срок. Из-за спешки стоимость этой части курорта увеличилась почти на 40% – с 85 до 115 млн долларов.

Жители Южной Корее до сих пор недовольны теми огромными средствами, которое государство вложило в соревнования, ведь исторически эта страна не особо любит зимние виды спорта. Лишь шорт-трек и фигурное катание популярны на полуострове. Тем более, затраты на инфраструктуру существенно увеличились – с 2,5 млрд до 13 млрд.

Самый большой объект ненависти – главный стадион игр стоимостью 120 млн долларов. После Олимпиады и Паралимпиады он будет снесён, а на его месте останется лишь музей Игр. А ведь по первоначальному плану организаторы рассчитывали, что часть соревнований, включая церемонии открытия и закрытия, пройдут в соседних городах, возможно, даже в Сеуле. Причиной отказа от этой затеи было недовольство жителей самого Пхёнчхана, которые хотели видеть всех звезд мира в одном месте в одно и то же время.

Из-за того, что игры пройдут в относительной глубинке, государству было необходимо модернизировать транспортную обстановку как в регионе, так и усовершенствовать магистрали на пути в Пхёнчхан. Почти за 4 млрд долларов была построена новая высокоскоростная железная дорога между Сеулом и олимпийским кластером.

СПОНСОРСКИЕ КОНТРАКТЫ ВОЗРАСТУТ ПОЧТИ НА 20%

У МОК есть две группы спонсорских соглашений с компаниями. Первая – это национальные спонсоры. Они реализуют свою продукцию или распространяют свой бренд в пределах страны-хозяйки Игр. Forbes сообщает, что в этой партнерской программе участвуют 66 местных компаний, в то время как в Сочи их было всего 44.

Вторая же группа более существенна, и во многом на ней держится сам МОК. Это «глобальные партнеры», которые могут рекламировать себя уже не только в пределах одной страны, а по всему миру. Средняя стоимость такого контракта – 100 млн долларов за один олимпийский цикл. Из-за того, что цифры в контрактах растут каждое четырехлетие, McDonald’s впервые за 41 год не будет партнером Олимпиады.

При этом число глобальных партнёров к корейской Олимпиаде увеличилось до тринадцати: к Coca-Cola, Atos, Bridgestone, Dow, General Electric, Omega, Panasonic, Procter & Gamble, Samsung, Toyota and Visa добавились Alibaba Group и Intel.

Китайский интернет-конгломерат заключил с МОК соглашение до 2028 года, а Intel до – 2024 года. Главные лица Игр никогда публично не заявляют о стоимости соглашений между МОК и партнерами, но по оценкам экспертов из-за этих двух контрактов комитет заработает ещё около 200 млн. Таким образом, спонсоры должны принести МОК около 500 млн долларов, что на 20 процентов больше, чем четыре года назад в Сочи.

Фото Andreas Rentz, gettyimages.com



«ЕВРОСПОРТ» ПРИНЁС РЕКОРДЫ И ПО СОГЛАШЕНИЮ С ТВ

В 2011 году NBC подписал соглашение с МОК на 4,38 млрд долларов ради эксклюзива до 2020 года. После успеха в Сочи, а также успешного показа Лондона, руководство моментально заключило новый контракт с олимпийским комитетом уже на 7,65 млрд. В этот «пакет» входят права на вещание Игр с 2022 по 2032 годы. Кроме того, с 2015 года Comcast платит МОК по 25 млн долларов ежегодно за информационную поддержку.

Интересно, что крупнейший держатель прав в Европе – это Discovery Communications, тоже американская сеть. Именно ей принадлежит «Евроспорт». За четыре Олимпиады с 2018 по 2024 год американцы заплатили 1,45 млрд долларов. Единственной крупной страной Евросоюза, где «Евроспорт» не может показывать Игры – это Германия. Там за 75 млн права на корейские соревнования купили ARD и ZDF. Напомним, ARD известен своими «разоблачительными» документальными фильмами о допинге в российском спорте. Как бы то ни было, свыше половины всех доходов МОК получает от американских телевизионных сетей.

Таким образом, лишь от американских телевизионных сетей МОК получит в этом году 1,3 млрд долларов, а с учетом остальных стран эта суммарный доход должен увеличиться почти до 2 млрд. Это существенно больше, чем во время Сочи-2014, даже несмотря на неудобное для европейцев и американцев время начала соревнований: разница между Пхёнчханом и Москвой – 6 часов, между Лондоном – 9 часов, а между восточным побережьем США – 14. Хотя США, конечно, повезло существенно больше, чем Европе, да и ряд популярных в Северной Америке видов спорта начнется до обеда, когда Америка только-только ложиться спать.

Как Америка влияет на МОК через телевидение

Фото: Sean M. Haffey, gettyimages.com



ЛИШЬ 70% БИЛЕТОВ ПРОДАНЫ ЗА СУТКИ ДО НАЧАЛА

Главная проблема Игр – слабая заинтересованность корейцев. Да, можно было предположить, что если бы соревнования проходили в Сеуле, то аншлаги были не только на коньках. Но в Корее, как назло для организаторов, консерватизм очень существенен: многие не хотят уезжать в «50-тысячную деревню», плюс корейцы не фанаты зимних видов. Многие даже не знают, что такое биатлон и не могут отличить лыжное двоеборье от простых лыжных гонок.

За месяц до Игр было продано всего лишь 60% всех билетов, но организаторы это списали на корейский менталитет. Местные жители редко когда все продумывают на несколько шагов вперёд. Сейчас существенно проседают лишь «диковинные» для них виды спорта – в основном это соревнования в кластере Альпензия. МОК же наоборот утверждает, что нереализованная часть билетов – это хорошо, это должно увеличить поток туристов на Олимпиаду во время соревнований.

Билеты дорожают с каждым часом, их начали продавать ровно год назад: самые дешевые билеты на самые популярные виды спорта (шорт-трек и фигурное катание) стоили 150 тыс вон или 7,7 тыс рублей. Сейчас билеты не особо продаются по двум факторам: погода и ежедневное повышение цен. Синоптики говорят о том, что корейская Олимпиада будет самой холодной в истории. В то же время она может войти в историю как одна из самых выгодных для и в без того крепкой экономики страны.

Виктор Майоров
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх