комментарии 5 в закладки

«Что делать, если у мальчиков растёт грудь?» В Китае появился свой Родченков

Новый фронт допинговой войны Хайо Зеппельта. 

Всемирное антидопинговое агентство ВАДА возобновило расследование китайской государственной допинговой системы, инициированное в октябре 2017 года. Поводом стали новые факты, раскрытые немецким журналистом телеканала ARD Хайо Зеппельтом, а также публикации на портале Inside The Games. Новый антидопинговый проект подозрительно похож на российский.

Е Шиньвень / Фото: Lintao Zhang, gettyimages.com


ВСЁ НАЧАЛОСЬ С ПЛАВАНИЯ

Подозрения, что в китайском спорте распространен допинг, ходили давно. Китай неожиданно быстро стал лидером мирового спорта и медального зачета Олимпиад. Чересчур быстро.

Китайское антидопинговое агентство неоднократно отчитывалось о рекордных количествах взятых проб, но проблемы у китайских спортсменов были. Так, в 2017 году было выявлено 132 нарушения антидопинговых правилах. 55 из них в конечном итоге не привели к санкциям, поскольку комиссия решила, что наличие в крови нарушителей кленбутерола было вызвано загрязненным мясом. 132 пробы – это примерно в 2 раза меньше, чем у американцев, но в пять раз больше, чем за прошлый год в России.

Самые громкие скандалы были в плавании. Весь мир сначала наблюдал за цветом мочи Сунь Яня. В его крови нашли триметазедин и отстранили от соревнований на три месяца. Затем в генной мутации стали подозревать пловчиху Е Шиньвень, которая установила мировой рекорд на 400-метровке комплексом. Китаянка шла ровным темпом и резко ускорилась на последней 50-метровке, превзойдя даже результаты Райана Лохте, победителя среди мужчин. А ей 16 лет.

Попытки провести расследования предпринимались и раньше. В марте 2016 года The Times заявила о скрытых положительных пробах китайских спортсменов. Особо резонанса публикация не вызвала. ВАДА тогда пообещало разобраться, но из реальных действий был только штраф и бан Пекинской антидопинговой комиссии. Опять же на три месяца.

Сюэ Иньсян / Фото: скриншот фильма ARD


ИНЬСЯН – КИТАЙСКИЙ РОДЧЕНКОВ?

Внимание к проблеме появилось только после выхода нового фильма телеканала ARD от палача российского спорта и главного борца за чистоту олимпийского движения Хайо Зеппельта. Фильм – это получасовое интервью с бывшим врачом китайской олимпийской сборной Сюэ Иньсянем. По словам Сюэ, невероятный скачок в развитии китайского спорта был связан исключительно с фармакологией.

79-летняя женщина два года назад сбежала из Китая. Приютили врача в Германии. Там она получила статус политического беженца и быстро стала героем медиа.

Иньсян в отличие от Григория Родченкова - бывшего главы московской антидопинговой лаборатории, говорит, что ставит во главу угла врачебные принципы и клятву Гиппократа. «Я была против допинга. Поэтому меня и убрали. В Китае кто против допинга – тот против государства. Кто против государства – тот должен сидеть в тюрьме», – утверждает Сюэ в телеэфире. Для сравнения – Родченков в многочисленных интервью уверяет что просто делал свою работу. Ему даже не стыдно.

Разлад произошел в 1988 году, когда во время Олимпиады в Сеуле Иньясян отказалась вводить сильные гормоны китайской гимнастке, заботясь о здоровье девочки. Иньсян уволили с должности главного врача олимпийской сборной, но из страны не выгнали. Сюэ спокойно работала в региональных командах, более того, к ней приходили на консультации спортсмены.

Дальше – самое интересное. Проблемы начались перед домашней Олимпиадой в Пекине. К пожилой пенсионерке стали часто наведываться местные «люди в черном». С угрозами.

«Они предупредили меня, что я не должна говорить об употреблении допинга. Они хотели, чтобы я замолчала. После смерти мужа они постоянно приходили ко мне перед любыми крупными спортивными соревнованиями. Иногда они звонили мне в 5 утра. Из-за них потеряли работу оба моих сына», – еле скрывая слезы, говорит Иньсян.

Когда её терпение лопнуло, Иньсян решила бежать из Китая. Сначала в Австралию. Там местная Sydney Morning Herald посвятила её рассказам публикацию на первой полосе, правда, реального волнения её появление не вызвало. Зато до Зеппельта рассказы дошли. Не без его участия Сюэ получила статус политического беженца.

ЧТО ОНА ГОВОРИТ? 

Если вы смотрели фильмы Зеппельта про допинг в России, нового в китайской ленте вы не найдете. Родченков и лёгкоатлетка Юлия Степанова со своим мужем говорили примерно то же, только про наш, российский спорт.

Но есть и важные особенности. Так, по словам Сюэ, раньше китайские спортсмены старше 11 лет автоматически входили в программу допинга, рассчитанную на более чем 10 тыс человек. Спортсмены неоднократно проверялись до тех пор, пока концентрация препаратов не возвращалась в допустимые значения. Приостанавливали выступления, чтобы не попасться, и вновь возвращались в спорт после позывного «Бабушка дома». Эти два слова означали, что следов запрещенных веществ в их теле больше нет.

Отказаться от программы было нельзя. «Если вы отказывались от допинга, вы покидали команду. Принимать допинг, по их (спортивному руководству Китая) мнению, значит защищать страну. Все, кто был против объявлялись врагами».

В 1984 году китайские спортсмены вернулись в олимпийское движение после 32-летнего перерыва. И вернулись триумфально, уже на первой олимпиаде в Лос-Анджелесе выступая на равных с мировыми грандами – 32 награды, из которых 15 золотые. «Медалисты просто купались в допинге. Золото, серебро и бронза. Все медали международного уровня должны быть возвращены. Они начинали давать допинг уже с детских команд. Я ничего не могла сделать. Они приходили ко мне только когда начинались проблемы. Например, однажды тренер пришел и спросил: что делать, если у мальчиков начала расти грудь? Мальчикам было по 13 - 14 лет. Это из-за препаратов, которые им давал Чен Жаньгао, мой коллега», – рассказывает врач.

КАКАЯ ПОСЛЕДОВАЛА РЕАКЦИЯ?

После первой публикации слов Сюэ – в австралийской прессе – ровно никакой. После вышедшего в октябре фильма-интервью Зеппельта ВАДА инициировало создание комиссии. Но реальной работы не было. На нее банально не было ни времени, ни желания – весь фокус был направлен на борьбу с Россией.

«Доктор Сюэ выступила с теми же обвинениями два года назад, но тогда в ВАДА ничего не предприняли… Значит, там начинают что-то делать, лишь когда ARD выпускает документальный фильм?» — возмущается бывшая глава антидопингового агентства Ямайки Рене-Энн Ширли, которая неизменно выступает с жесткой критикой организации.

После первого фильма Зеппельта о России ситуация была предельно похожей. ВАДА не торопилась действовать, ожидая реакции общества. Напомнил о китаянке британский журналист Ник Батлер, написавший обличительную статью о бездействии ВАДА на Inside The Games. Писал он, видимо, не без помощи Зеппельта, оперативно опубликовавшем ссылку на статью в своем твиттере.

Директор по специальным расследованиям ВАДА Гюнтер Юнгер в интервью французской Le monde признал, что исследование было отложено ввиду ситуации с Россией, а также вследствие косвенности улик:

«У нас пока только косвенные признаки, которые мы передали исполнительному комитету. Важно, что сама свидетель сказала в средствах массовой информации, что никогда не видела сам процесс принятия допинга, а имела дело только с последствиями. Нужны более достоверные источники, которых практически не найти, ведь это было 30 - 40 лет назад. Мы пытаемся выяснить, есть ли какие-то связи с текущей ситуацией».

Глава КНР Си Цзиньпин / Фото: Lionel Bonaventure, gettyimages.com


ПОСЛЕДУЮТ ЛИ НАКАЗАНИЯ?

По словам Юнгера, привлечь спортсменов и тренеров к ответственности будет невозможно юридически. К тому же, все они давно завершили свои карьеры.

«У нас связаны руки из-за срока давности антидопинговых преступлений, который составляет десять лет. Здесь речь идёт про 80-е и 90-е», – сказал Юнгер во время симпозиума ВАДА, который проходил на этой неделе в Лозанне.

Расследование по допингу в Китае входит в список десяти исследований, проводимых в настоящее время ВАДА, подробности которых не раскрываются.

Сложно сказать, к чему приведет расследование по Китаю. До Иньсяна было, например, письмо китайского легкоатлета Ван Цзюнься, в котором бывший рекордсмен мира в беге на 10 тыс метров не напрямую, но признался в допинге – бегать помогала кровь черепах. «Мы люди, а не животные», – цитирует перевод с «мандарина» Tencent Sports. «На протяжении многих лет мы были вынуждены принимать большую дозу незаконных наркотиков – это было правдой».

Ван тренировался в группе Ма Юнрена. Только в 1993 году его команда установила в общей сложности 66 национальных и мировых рекордов. В 1994 году 11 китайских велосипедистов провалили тест на дигидротестостерон - анаболический стероид. Китай входит в число девяти стран, работа местных федераций тяжелой атлетики приостановлена. Причина – сразу три выявленных случая нарушения антидопинговых правил среди китайских медалистов Олимпиады в Пекине.

Все эти локальные случаи не привели к масштабному бану китайского спорта, с которым столкнулась Россия. Здесь, к тому же, речь о слишком старых делах, истину в которых установить будет практически невозможно.

Другое дело, что антидопинговые расследования в современном мире всегда связаны с политикой. И здесь настораживает тот факт, что активизация «китайского дела» происходит после разрыва торговых связей Китая и США, инициированного президентом Америки Дональдом Трампом. Раньше американская администрация шантажировала санкциями Россию. И наша страна практически лишилась права участвовать в спорте высших достижений. Теперь санкциями пугают Китай, и тут же вспоминают его допинговые дела.

«Эта ситуация вызывает у нас определенную обеспокоенность, так как в Китае через четыре года пройдут зимние Олимпийские и Паралимпийские игры 2022 года в Пекине», – гласит официальный ответ ВАДА.

Итоговое решение комиссии должно быть представлено на следующем заседании исполнительного комитета ВАДА 16 мая в Монреале.

Рустам Имамов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх