комментарии 4 в закладки

Александр Степанов: «Все поздравляли с победой «Ак Барса», будто я взял Кубок»

Двукратный обладатель Кубка Гагарина в составе «Ак Барса» Александр Степанов – о победе казанского клуба в финале Кубка Гагарина над ЦСКА (4 -  1).

Фото: Вадим Китаев

«У ЦСКА НЕ БЫЛО ШАНСОВ ОБЫГРАТЬ ОБОРОНУ «АК БАРСА»

– Почему именно «Ак Барс», а не ЦСКА выиграл Кубок Гагарина? 

– Мне кажется, на победу «Ак Барса» в Кубке Гагарина сильно повлиял более опытный тренерский штаб. Для такого успеха команда собиралась не первый год. У казанцев менялись поколения, и они не завоёвывали трофей на протяжении восьми лет. За эти годы в «Ак Барсе» построили чемпионскую команду, которая в итоге взяла Кубок Гагарина.

Помимо тренерского штаба, «Ак Барсу» помогают и менеджеры, которые комплектуют команду. Это огромный механизм, который формировал команду не один день. Наконец-то мы увидели чемпионскую команду, которую было не остановить, к ней было не подъехать и не забить. Может, сам «Ак Барс» тоже не так много забивал, но обыграть такую оборону у ЦСКА практически не было шансов.

– Есть мнение, что главные причины успеха клуба таятся в обновлённом хорошем менеджменте, руководстве клуба, которые смогли всё настроить, а вовсе не в главном тренере. Согласны ли вы с этим?

– Могу сказать про Маганова: в «Ак Барс» пришёл новый человек с амбициями. Знаю, какой он хороший руководитель ещё по своим выступлениям за казанский клуб. Маганов как человек с амбициями, конечно, хотел выстроить эту команду. На мой взгляд, в этой победе большая взаимосвязь: и руководства, и менеджеров, и тренерского штаба.  Если только всё вместе работает в клубе, можно прийти к консенсусу и успеху. У «Ак Барса» это получилось.

– Есть ли вам что вспомнить по знакомству с Магановым?

– Я видел Маганова на награждении, он нас поздравлял после победы в Кубке Гагарина. Удалось с ним поговорить, пообщаться. Он – отличный руководитель, все друзья об этом говорят.

«ГАРИПОВ ВЫРОС ДО ЧЕМПИОНСКОГО ВРАТАРЯ»

Эмиль Гарипов / Фото: БИЗНЕС Online


– Все ждали возвращения Зарипова после дисквалификации. Он начал играть в регулярке, но пропустил некоторые матчи в плей-офф…

– Да, Данис много пропустил. Может быть, какая-то психологическая травма у него была после дисквалификации. Были разговоры, что он вообще может завершить карьеру. В состав этой команды пройти было сложно, но Зарипов доказал в этом плей-офф, что он может играть на высоком уровне и что у него для этого есть силы. Поздравляю его, в пятый раз он уже выиграл Кубок Гагарина! Молодец! 

– Феноменальный успех. Его фамилия чаще всего упоминается на Кубке...

– Да, такой он у нас, в единственном экземпляре (смеётся).

– Стала ли игра Даниса решающим моментом в победе в Кубке Гагарина?

– Честно говоря, я бы так не сказал. Зарипов сделал своё дело, но мы видим, что в команде были и другие лидеры как Азеведо, Клинкхаммер, Галиев. Первая тройка иностранцев внесла очень большой вклад в итоговую победу. Хочу отдельно ещё поздравить Эмиля Гарипова, который вырос до чемпионского вратаря, потихонечку он к этому шёл. Да, где-то не получилось, в полуфиналах, финалах до этого проигрывали.

– Многие болельщики нещадно критиковали Гарипова за игру в регулярке и даже называли его «дыркой». Как вы относились к такой критике?

– Понимаете, казанские болельщики так же и про Билялетдинова говорили. Если у тебя что-то не идёт, некоторые фанаты готовы тебя унизить чуть ли не до половой тряпки. Но когда ты начинаешь снова забивать, отбивать, они начинают тобой опять восхищаться. Есть разные болельщики: одни тебя поддерживают и идут до конца, если у тебя что-то не получается, другие наоборот - критикуют. 

  – А у вас бывало такое в карьере, когда вас делали козлом отпущения? 

 – Может и было, но я особо не обращал внимание на таких товарищей (смеётся). Критикуют и критикуют, всё равно. Болельщики думали вот, когда я расставался с «Ак Барсом», что я сам специально ушёл.  Но из такой команды как «Ак Барс» никто просто так не уходит.

«НА КЛИНКХАММЕРА БАЛЛОНЫ ПО ХОДУ СЕЗОНА КАТИЛИ…»

Роб Клинкхаммер и Мэт Робинсон / Фото: БИЗНЕС Online


– Галиев блеснул в этом плей-офф, хотя в регулярке он играл гораздо слабее. С чём вы связываете такой прогресс Галиева?

– Мне кажется, Билялетдинов заранее определился с составом на плей-офф, и Галиев почувствовал прилив сил, уверенность. Он знал, что будет играть во всех матчах, и это ему помогло в игре. Плюс хорошая тройка у него получилось с Ткачёвым и Зариповым. Они помогали Галиеву, поэтому он раскрылся и прекрасно завершал атаки. Молодец, не стушевался. Значит, Билялетдинов сделал правильный выбор, поставив его в состав.

– Кажется, что вклад некоторых игроков «Ак Барса» в победу недооценили. В частности, Алексея Потапова. Какая его роль в победе? 

 – Ну, думаю, что у Потапова и некоторых других хоккеистов были больше сдерживающие функции, нагрузка в обороне. Они давали лидерам отдохнуть, держали шайбу в чужой зоне. Это же тоже важно. Смотрите, как ребята ложились под шайбу в финале, она даже практически не могла долететь до ворот. В этом в том числе и заслуга Потапова. Хотя у «Ак Барса» вообще не было таких, кто бы не ложился под шайбу.

– Пожалуй, в «Ак Барсе» угадали перед сезоном со всеми легионерами. Ожидали ли вы от них такой сумасшедшей игры, прыти в плей-офф? 

 – На Клинкхаммера по ходу регулярки баллоны катили, что он не забивает. Оказалось, что зря. Он всё всем доказал, забросив победную шайбу в финале. Некоторых легионеров брали перед началом сезона, у тренерского штаба с руководством было время на них посмотреть. Если бы «Ак Барс» сделал неудачный выбор, думаю, у клуба была бы возможность всё в сезоне поменять. Но, как видите, все иностранцы помогли казанцам выиграть Кубок и отлично сыграли в плей-офф.

«АЗЕВЕДО? КАНАДЦЫ В ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ИНОСТРАНЦЕВ НЕ ОТКАШИВАЮТ ПОСЛЕ ТРАВМ»

Джастин Азеведо / Фото: БИЗНЕС Online


– Азеведо перед плей-офф долго восстанавливался от перелома ноги, но стал самым ценным игроком КГ. Удивило ли вас, что он смог набрать такую форму после тяжёлой травмы?  

– Азеведо уже не первый год играет за «Ак Барс», для него это был уже третий финал. Я сразу увидел, что он – большой профессионал, отношусь ко всем канадцам с большим уважением. Эти ребята – профессионалы. Когда канадцы сюда приезжают, они правильно себя ведут: ни как некоторые другие иностранцы, который могут откашивать после травмы. Азеведо – молодец, что смог подготовить себя после травмы. Он знал, что «Ак Барс» будет бороться за медали и пойдёт далеко по плей-офф. В итоге Азеведо вышел на высокий уровень к Кубку Гагарина и показал всё на что он способен на данный момент.

– Сказались ли на победе «Ак Барса» лишние дни отдыха?  Сильно ли повлияло на итоговый результат то, что СКА и ЦСКА вымотали друг друга в полуфинале? 

– Не думаю, что это сыграло огромную роль. Я не видел того, что из-за серии со СКА ЦСКА чего-то не хватало в матчах с «Ак Барсом». Перед финалом у армейцев было много дней отдыха - пять. Они были в тонусе, для спортсмена это нормальный цикл для восстановления и дальнейшего продолжения игры. Если бы ЦСКА мог бы добавить в финале, они бы добавили. Но «Ак Барс» играл везде надёжно и уверенно, что просто не давал создавать какие-то опасные моменты сопернику.

– Мэт Робинсон признался, что ЦСКА после СКА не хватило энергии на финал. Это нормальная ситуация?

– Думаю, ЦСКА могло психологически не хватить, потому что они обыграли СКА. И у них может быть возникла уверенность, что если их команда обыграла петербургский клуб, то, значит, выиграют серию у «Ак Барса». Ведь СКА были лучшими в сезоне, выиграли регулярку. Но не тут-то было, у казанцев очень мощная и мобильная команда, что они и показали в финале. ЦСКА не нашёл ключей к обороне «Ак Барса».

«У МЕНЯ СЕЙЧАС СТОЛЬКО ПОЗДРАВЛЕНИЙ, БУДТО Я ТОЖЕ ВЫИГРАЛ»

– Что вам вспоминается из побед клуба в Кубке Гагарина с вашим участием?

– Самая сложной была седьмая игра с Ярославлем в плей-офф-2009/10. Шестая тоже непростая, мы тогда им проигрывали в серии. Вспоминаются моменты, как болеет город, встречают болельщики после побед в Кубке Гагарина. Остались от «Ак Барса», Казани и всех болельщиков радостные, тёплые и безумные чувства. До сих пор казанский клуб в моём сердце, такое не забывается.

– Какие у вас были эмоции после этой победы «Ак Барса» в Кубке Гагарина? 

 – Я был в момент победы «Ак Барса» в студии на телевидении. Очень порадовался такому результату клуба, были очень приятные и тёплые чувства. У меня в Казани, «Ак Барсе» осталось много друзей. И меня все поздравляли с этой победой. Телефон у меня просто разрывался как будто я тоже завоевал этот Кубок Гагарина (смеётся). До сих пор пишут и поздравляют. 

  – А с кем вы общаетесь сейчас из «Ак Барса»? Поздравляли ли кого-нибудь самим? 

 – Конечно, общаюсь с Зариповым, так как мы с ним выигрывали Кубок Гагарина, также на контакте со многими сотрудниками клуба. Всех поздравил. 

  – А Зарипову написали или позвонили? 

– Зарипову написал. Думаю, сегодня поговорить. 

  – А что написали ему? 

 – Написал: «Данис, с победой! Красавец! Стал пятикратным…». Потом поговорим.

«БИЛЯЛЕТДИНОВ ПЕРЕИГРАЛ НИКИТИНА»

Фото: БИЗНЕС Online


– Если сравнить «Ак Барс», за который вы играли, и нынешний, какая команда сильнее? Можно ли их сравнивать? 

– «Ак Барс» всё равно был и остаётся системным клубом, поэтому их с этой точки зрения можно сравнить. Но думаю, это были две разные команды. У нас чуть-чуть другое было первое звено. Но нельзя говорить, какая из них сильнее, потому что сыграть друг с другом мы не сможем.

– В чём Билялетдинов в финале переиграл Никитина как тренер?

– Когда Казань повела в серии со счётом 2 - 0, стало понятно, что план Билялетдинова работает, а в ЦСКА не могли, наоборот, подобрать ключи к обороне «Ак Барса», создавал больше опасных моментов. Никитин после первых двух матчей должен был что-то делать, менять. Считаю, что Билялетдинов переиграл Никитина.

– Показалось, что Никитин выглядел немного растерянным после второго матча...

– Да, он был растерянным, не знал, что делать. Не понимал, как ему себя вести. Думаю, они много до серии разбирали Казань, пытались что-то сделать, но у них ничего не получились. В ЦСКА не нашли те варианты, которые могли помочь москвичам зацепить серию.

– Странно ли для вас, что ЦСКА, несмотря на серьёзный индивидуальный класс игроков… 

 – Вы так думаете? А я не уверен в этом. Да, в ЦСКА есть молодые талантливые ребята, но чуть-чуть не отбитые. Может быть, некоторые из них и олимпийские чемпионы, но тот же Азеведо и другие в чемпионате КХЛ, который считаю довольно сильным, много раз играли в плей-офф, боролись за Кубок Гагарина. Не скажу, что игроки «Ак Барса» индивидуально слабее, чем у ЦСКА. Про Восток просто забыли, всё смотрели на Запад. Но в Востоке тоже сильные команды.

  – Тем не менее у ЦСКА хороший подбор игроков...

 – Да, хороший. Но хорошо, что «Ак Барс» как представитель Востока взял Кубок Гагарина, потому что все изначально смотрели на Запад и думали, что там все сливки, всё самое лучшее.

– Победа «Ак Барса» может послужить толчком к развитию лиги? 

 – Конечно. Кубок на Востоке, а не Западе. Клуб сохраняет свои традиции, пытается удержать игроков и кого-то нового подыскать. «Ак Барс» сохраняет лицо, имя в отличие от Уфы, Омска, которые каждый год меняют тренеров, по половине состава и тренеров. При этом, посмотрите, многие игроки, которые были не нужны СКА и ЦСКА, сейчас у «Авангарда» и «Салавата Юлаева». Не говорю о том, что они плохие игроки, но просто показательно, что все они прошли через СКА и ЦСКА. Из-за этого уровень хоккея падает, нет борьбы между командами и творится что-то непонятное. Хотелось бы у Уфы и Омска видеть какую-то стабильность. 

– Почему, несмотря на хороший подбор игроков, на протяжении всего сезона «Ак Барс» играл в один и тот же прямолинейный хоккей?

– У «Ак Барса» в этом году была безумная оборона с хорошей атакой, много создавали моментов, играли в чужой зоне, забивали. Такой нестандартный игрок, как Зарипов пришёл, мне очень понравилась его тройка, как она играли. Ребята постоянно создавали опасные моменты и забивали. Нужные голы забили для команды. Считаю, что нельзя одной системой играть, атака всё равно должна быть нестандартной…

– Этого у ЦСКА нет уже давно… 

– Да. И даже те ребята, которые пришли в ЦСКА в этом сезоне, не смогли себя показать в московском клубе. Может быть, это нехватка опыта. Не могу даже сказать, почему они играли так, как должны играть. Возможно, им не дал это сделать «Ак Барс».

– Оказало ли влияние на победу Казани то, что игроки ЦСКА и СКА приняли участие в Олимпиаде, а у казанцев из россиян никто в Корею не поехал? 

– Думаю, что в этом плане психологический момент присутствовал, а он очень сильно влияет на настрой. Видимо, в ЦСКА думали: «Раз мы обыграли СКА, значит, сейчас спокойно обыграем «Ак Барс». А надо в плей-офф, особенно в решающих стадиях, очень серьёзно настраиваться на каждого соперника. Может быть, действительно игрокам ЦСКА из-за Олимпиады где-то не хватило необходимых эмоций для победы.

– Можно ли сказать, что «Амур» оказался для «Ак Барса» самым сложным соперником по плей-офф?

– Это не совсем так, там просто и перелёты были долгие, и смены часовых поясов, и начало плей-офф. Когда я играл, первые раунды у нас обычно были одни из самых тяжёлых. Но если команда сильнее классом, она выигрывает эти первые матчи плей-офф. 

«Ак Барс» – чемпион. Ура!

Они привели «Ак Барс» к Кубку Гагарина

ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Александр СТЕПАНОВ
Дата рождения
: 26 апреля 1979 года 
Место рождения: Москва
Карьера: «Динамо» (Москва) – 1997 - 2005; «Ак Барс» (Казань) – с 2005 - 2011; «Северсталь» (Череповец) – 2011 - 2012; «Салават Юлаев» – 2012 - 2015; «Витязь» (Подольск) – 2016 - 2017.
Достижения: трёхкратный чемпион России (2000, 2005, 2006), серебряный призёр чемпионата России (1999, 2007), обладатель Кубка европейских чемпионов (2007), обладатель Континентального кубка (2008), двукратный обладатель Кубка Гагарина (2009, 2010).

Алексей Дубровин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх