Матч-центр Вчера Сегодня Завтра
не начался идёт окончен
Хоккей

«Ак Барс» знал, что по посещаемости будет провал. И ничего не сделал

Айрат Шамилов казнит маркетинг чемпионов.

5088 зрителей – средняя посещаемость трёх последних домашних матчей «Ак Барса», что меньше 60% от общей вместимости «Татнефть Арены» (8890 зрителей). Клуб не смог в полном объеме капитализировать триумф в Кубке Гагарина. На старте сезона по проценту заполняемости арены казанцы уступают только «Сочи» и московскому «Динамо». В чём же причины столь неудачного маркетингового старта «Ак Барса»?

Трибуны «Татнефть Арены» в первом периоде матча «Ак Барса» с минским «Динамо» / фото: Ирина Ерохина, БИЗНЕС Online


ХУДШИЙ ЧЕМПИОН ПО ПОСЕЩАЕМОСТИ

Хуже чем на «Ак Барс» в этом сентябре, на старте первого после чемпионства сезона за последние десять лет ходили только на московское «Динамо» в 2012 и 2013 годах, и на сам «Ак Барс» в 2009 и 2010 годах. Сейчас средняя посещаемость «барсов» около 6 тыс, а если оставить за скобками матч-открытие со СКА, то показатель становится совсем неприличным – всего 5088 зрителей. Если брать общую посещаемость старта КХЛ, то только два клуба показали худший процент заполняемости арены – это московское «Динамо» (пропустили плей-офф в прошлом году) и ХК «Сочи» (вылет в первом раунде). Так себе компания для действующего чемпиона лиги с бюджетом в несколько миллиардов рублей.


В 2009 и 2010 годах цифры у казанцев были ещё хуже нынешних – 5234 и 5361 зрителей в среднем на матчах первой домашней серии. И обратите внимание на показатели посещаемости по итогам сезона. Двукратный обладатель Кубка Гагарина не собирал в среднем и 5 тыс человек. Возможно, поэтому в клубе не обратили внимание на снижение интереса публики, в то время цифры старта, наоборот, были выше средних по сезону, и казалось, что внимание аудитории к команде больше, чем обычно.

В провале, а иначе такую посещаемость нельзя назвать, «Ак Барс» может винить только самого себя. Если бы не игра с «Барысом» в пятницу, то старт сезона вообще мог стать худшим за последние четыре года с точки зрения посещаемости. Говорят, что на этот матч клуб выпустил небывалое количество бесплатных билетов. Фактов, подтверждающих слухи, у редакции нет. Никаких серьёзных внешних факторов для столь плохих цифр не было: сезон стартовал в сентябре, матчи проходили в будни и в отличную погоду, конкуренции с другими видами спорта не было. Даже наоборот, внешняя ситуация была благоприятной – всего несколько месяцев после триумфа в Кубке, открытие делового сезона и толпы студентов и школьников, вернувшихся в Казань после каникул.


Любимое оправдание в клубном офисе – слабые соперники. Возможно, минское «Динамо» и «Витязь», с которыми пришлось играть второй и третий матч сезона, не те команды, на которые хочется приходить. По этой же логике получается, что это «Ак Барс» – не та команда, на которую ходят, нужен сильный соперник? Довод разбивается ещё и цифрами 2016 года. «Барсы» начинали сезон в августе и принимали «Слован», «Медвешчак» и «Нефтехимик». И собрали по нынешним меркам выдающиеся цифры – 6774 зрителя в среднем на серии, что в итоге больше средней сезонной посещаемости.

Можно допустить, что на настроение аудитории повлияло крупное поражение от СКА в первом матче. После 1:6 и слов Зинэтулы Билялетдинова о том, что болельщикам нужно будет потерпеть (так себе помощь маркетингу), любители хоккея решили, что положительных эмоций игра «Ак Барса» на старте чемпионата им не принесёт, и остались дома. Кстати, в 2015 году команда Билялетдинова также проиграла первый матч сезона и не обычному сопернику, а «Салавату», а потом влетела минскому «Динамо», но всё равно зрителей на трибунах в последующих матча было больше, чем сейчас. На этом с субъективными факторами плохой посещаемости можно закончить.

ЧТО КЛУБ СДЕЛАЛ

Давайте теперь пройдёмся по тому, как «Ак Барс» провёл лето и что сделал клуб, чтобы привлечь зрителей на первые матчи чемпионата.

1. «Ак Барс» отправил Кубок Гагарина в огромное турне – трофей побывал в программе «Вечерний Ургант», Праге (туда возил его Иржи Секач), в финском городе Оулу (родина Атте Охтамаа), в шведском Сундсвалле (город Антона Ландера), Нижнем Новгороде (Алексей Потапов), Ярославле (Михаил Сидоров), Орске (Михаил Глухов), в татарском Дюм-Дюме (Данис Зарипов привёз чашу в деревню около Елабуги уже в пятый раз), сабантуе в деревне Эмиля Гарипова и субботнике в казанском парке им. Горького. Клуб свозил Кубок во все вузы Казани, Александр Бурмистров помыл его в бане, была выставка трофея в «Меге» и на главной площади Альметьевска. В конце августа трофей прокатили ещё и на нефтяную вышку. Самая классная и масштабная акция «Ак Барса» за последние годы. Фотография у фонтана с ребенком из Альметьевска и на тракторе в Дюм-Дюме уже в истории КХЛ. Это лето, наверное, было лучшим в истории Кубка. 

Фото: официальный сайт ХК «Ак Барс» / фото: ak-bars.ru


Теперь вопрос – был ли Кубок Гагарина в Зеленодольске, Набережных Челнах, условном Кукморе или Буинске? Столица Чехии – это круто, но чем она дороже райцентров республики, где живут тысячи болельщиков? Победу «Ак Барса» подавали, как успех всего Татарстана, а вышло, что главный символ триумфа показали только Казани и Альметьевске, да и то из-за того, что там находится офис «Татнефти», который в последнее время активно живёт делами клуба, потому поездка на юго-восток республики была обусловлена ещё и политической целесообразностью. Клуб не смог в должной мере воспользоваться возможностью расширить свою аудиторию внутри региона. Удивительно, что никто не догадался провезти Кубок по окрестностям Казани и организовать продажу атрибутики и билетов на первые домашние матчи, тем более, что календарь чемпионата уже был опубликован в начале июля и на всё это было два месяца.

2. Клуб провёл шикарную презентацию команды. Представление новичков за три дня до начала чемпионата вышло грандиозным, в последние несколько лет «Ак Барс» копировал сам себя, но в этом году смог удивить даже самых бывалых зрителей. Живой коридор на выходе игроков – это медаль маркетологам клуба за выдумку. Нет сомнений, что мероприятие помогло заполнить трибуны на первом матче сезона. Тут «барсы» качественно сработали с уже лояльной к клубу аудиторией – на презентацию пришли те, кто следит за командой достаточно давно.

Зинэтула Билялетдинов / фото: БИЗНЕС Online


3. Клуб запустил рекламную акцию #АйдаПовторим и втянул в неё Рустама Минниханова. Неплохое продолжение успешной находки прошлого сезона. Хэштег #айда – это лучшая рекламная акция в истории клуба, никогда ранее в «Ак Барсе» не было такого масштабного проекта, который пронизывал бы все активности сезона.


Но и тут есть вопросы. Почему клуб забыл о том, что одними роликами (реклама с рефреном «арена шумит» отличная) и тэгам трибуны не заполнить. Рекламы в интернете нет, на ТВ используются только профильные СМИ, и, что важно, нет активаций под конкретного соперника. На игру со СКА никого особенно приглашать не нужно, а вот под матч с «Барысом» или Минском стоит что-то придумывать и заморачиваться. В клубе недооценивают значение вау-эффекта, который особенно важен на старте сезоне. Если сейчас в сознании публики появится стереотип, что на «Ак Барс» никто толком не ходит, атмосфера на матчах так себе и нужно ходить на хоккей только в плей-офф, то цифры по итогам сезона могут неприятно шокировать. И заветная отметка в 7000 зрителей (гроссмейстерский результат для нынешних реалий КХЛ) в среднем на матче вновь не будет достигнута.

Пожалуй, всё. «Ак Барс» ещё провёл чемпионский парад, но казус с сорванным из-за урагана концертом переносит это мероприятие в разряд «для внутреннего пользования», презентацию команды можно считать компенсацией за фэйл с тусовкой на площади Тысячелетия.

ЧЕГО КЛУБ НЕ СДЕЛАЛ, ХОТЯ МОГ

Чемпионство традиционно создаёт внутри любого, даже самого выстроенного и солидного клуба ситуацию, когда каждый менеджер начинает свято верить в свою непогрешимость, болезненно уверяться в своей безапелляционной правоте и останавливается в развитии. Занимательный факт, доказывающий тезис: «Ак Барс»-2010 – самый непосещаемый действующий чемпион в истории КХЛ. Вряд ли кто-то сможет побить этот антирекорд. Второе чемпионство подряд заставило клубный офис улететь к облакам, и результатом эйфории стали долгие восемь лет без больших побед и метаний из стороны в сторону в поисках своего некогда потерянного пути. Важно, чтобы эта история не повторилась.

1. «Ак Барс» почему-то никак не стал выделять свою победу в Кубке в «Татнефть Арене». Если вы приведёте на хоккей человека, который ранее ничего не слышал про КХЛ, то он не сможет понять, что «Ак Барс» выиграл Кубок Гагарина этой весной. На арене ничто об этом не говорит. Поднять чемпионский стяг на глазах у боссов лиги и хоккеистов СКА – это было бы особым удовольствием. Клуб или пожалел денег на чемпионский баннер или не догадался, что можно сделать неплохую активность в честь весенней победы. Места под сводами арены есть. Кстати, неплохо было бы отметить и прошлые титулы стягами, как это делают в НХЛ или даже в баскетбольном УНИКСе и волейбольном «Зените».

На форме клуба также ничего не говорит о чемпионском статусе.


2. «Ак Барс» за июль и август не провёл никаких активностей с хоккеистами в Казани, кроме автограф-сессии Бурмистрова в фан-шопе и благотворительного матча с «Нефтехимиком». Матч с соседями должен был пройти в Нижнекамске, но там не успели заменить борта, так что можно считать эту активность форс-мажором. Открытых тренировок для болельщиков не было, вылазок в город не было, хотя клуб часть сборов провел в Казани.  Зарипов сходил в ДРКБ к больным детям, но это мероприятие не хочется называть маркетинговым событием. Лето клуб проспал.

Или вот ближайший пример. Последний матч клуб провел 7 сентября, следующая игра на выезде 12 сентября. И никакой активности, хотя в субботу и большую часть воскресенья была прекрасная погода, которая давала кучу возможностей для акций на улицах городах.


3. «Ак Барс» никак не использовал чемпионат мира по футболу, и толпы иностранцев так и не узнали, что в Казани самый крутой клуб играет в хоккей, а не футбол. Возможностей было миллион. В Вильнюсе как-то выставляли на лето каток в самом центре города. Что мешало «барсам» сделать то же самое в центре Казани и показать зиму латиноамериканцам, немцам и французам?

4. «Ак Барс» никак не работает с окрестными городам. Шаттлы в Зеленодольск или Высокую Гору для болельщиков из этих городов? Слишком сложно, снобизм чемпионов не позволяет им смотреть за пределы Казани.

5. Где вирусный контент? Как уже говорилось выше, отличный ролик «Арена шумит» вышел безличным и никак не привязан к конкретному матчу, он просто приглашает на хоккей, и неважно, на какую именно игру. Безусловно, после такой рекламы человек пойдёт смотреть вывеску и выбирать наиболее яркую, которая и без того вызовет интерес. Мне совершенно непонятна логика производства обзора матчей клубным ТВ. В «Ак Барсе» напрягаются, делают самостоятельную нарезку лучших эпизодов игры и публикуют её где-то через 16 - 18 часов после окончания встречи. Зачем? Содержательно обзор ничем не отличается от того, что мгновенно публикует сайт КХЛ, более того, он даже уступает ему в информативности. На сайте КХЛ есть информация о счёте и времени, а в ролике клуба вообще какое-то постмодернистское повествование. Может, стоит тратить силы на что-то, что может привлечь зрителя на будущий матч, расширить аудиторию, а не заморачиваться сложным монтажом и съёмкой вторичного контента? К тому же просмотры видео на ютуб красноречивее любой аналитики – 2 тыспросмотров у сюжета по матчу с минским «Динамо». 


Летом эпизодически были неплохие зарисовки от Сергея Малимонова. Публика, к примеру, активно обсуждала видео с тренировки команды, которую Билялетдинов провёл с микрофоном на куртке. Почему же всё это прекратилось стоило начаться сезону?

6. «Ак Барс» никак не использует контекстную рекламу и рекламу в соцсетях. Наверное, экономят. Добавить что-то тут нечего. Так, недавно на глаза попалась реклама СКА в ВК, которая предлагала вступить в группу питерского клуба. Она буквально преследовала. Стоит ли удивляться, что СКА самый популярный клуб в России, если даже до Казани добралась их реклама. «Рубин», например, не даёт забыть о своих матчах с помощью гугла. Если ввести в поисковике название клуба, то первым делом браузер покажет календарь матчей. Так я знаю, что в Казани они играют 15 сентября.

7. Зарипов больше не звезда? «Ак Барс» опять, как и в старые времена, закапывает в пыль повседневности бриллиант популярности Зарипова. Отсутствует программа маркетинговой активации вокруг главной звезды в современной истории клуба. К тому же Зарипов сейчас показывает лучший хоккей в команде. Принцип команда-звезда, а не команда звёзд отлично подходит для небогатых клубов из небольших городов, в которых 2,5 кинотеатра и один ресторан, который принято считать приличным. В Казани публике нужны звезды, а клуб с бюджетом в миллиарды рублей должен эти звезд зажигать или же греться в лучах тех, что уже есть в команде. Максимум что есть сейчас – это появление Зарипова на типовых афишах к матчу, где меняется только время и логотип соперника.

Данис Зарипов / фото: БИЗНЕС Online


Это только малая, можно даже сказать самая банальная, часть активностей, которые мог реализовать «Ак Барс». Возможностей сработать с публикой, чтобы она толпилась у касс или хотя бы показала приличные цифры посещаемости, было множество. Вполне вероятно, если бы не было выдающего успеха в апреле, то клуб вёл бы себя иначе и смог собрать зрителей на трибунах. Ближайшая домашняя серия обещает быть не менее сложной, вновь четыре матча подряд, в соперниках команды с Дальнего Востока и «Сибирь». Если «Ак Барс» не проснётся от чемпионского дрёма, то цифры могут быть ещё хуже, чем были в первую неделю нового сезона КХЛ. Тогда вполне могут последовать и административные решения внутри клуба.

Подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Загрузка...
  • Анонимно
    Анонимно 0

    О, появился прыщ

  • Анонимно
    Анонимно 0

    А при чем здесь Ак Барс?!
    Татнефтьарена должна зарабатывать

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Гений тележурналистики, менеджмента и маркетинга, знаток и стратег хоккея шамилов!)

  • Анонимно
    Анонимно 0

    КГ был в Челнах, Зарипов привозил

  • Анонимно
    Анонимно 0

    А вот нижнекамский "Нефтехимик" активно начал работать с окрестными городами. На матче открытия 3 сентября в "Нефтехим Арене" были более 300 болельщиков из Наб. Челнов, Мензелинска, Менделеевска, Елабуги. Это и студенты и юные хоккеисты из местных хоккейных школ, родители...

  • Анонимно
    Анонимно 0

    А что ойратка про рубин перестал писать? Или боишься что казнят?)

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Айрат глянь на магизова
    Парень тоже писал по твоему указанию гадости про Ак Барс. Но вовремя одумался и пристроился к Академии. Тебя выкинут куда пойдёшь? В укроп саловатов?

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Фактов подтверждающих эти слухи нет(с)
    Вся суть работы шамилова
    Уровень замочной скважины

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Просто все акбарсофилы - клоуны!!

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Что то так себе казнь то
    Зря шумилов пункты что сделано написал. Бросается в глаза контраст по адекватности пунктов что сделано и детского лепета от айратки

    Какая нафиг контекстная реклама для хоккейного клуба??? В СКА бюджет маркетологи просто пилят и это знают все, кто хоть чуток в теме.

    Ну а после того как поставили в пример Рубин Ак Барсу поржал и дальше не считал

    Обычное шамиловакое дермецо

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Айрат, так чисто к сведению - прошёл по ссылке Гугла - Рубин играет 14-го сентября и 01 октября.... где тут работа контекстной рекламы и Рубина - непонятно. Рубину до Маркетинга Ак Барса ещё как до космоса - причём буквально!

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Шамиловщина с утра по раньше, с понедельника. Эх, Айратка, не бережешь не себя, не нас...

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Как обычно. За все хорошее и против всего плохого...
    Подожди, Айрат, Ак Барс ещё в регулярке проблемы иметь будет. Побереги запас яда...

  • Анонимно
    Анонимно 0

    В Ак барсе просто подумали что публика итак придет. Так не бывает. Нужно расширять число поклонников. Ходят одно и те же, не надо забывать что благосостояния не растет - им ходить на все матчи невозможно

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Статья ниочем

  • Анонимно
    Анонимно 0

    И что подняли шумиху ? Был один топ матч, который собрал "биток". Остальные не топовые и по среди недели, поэтому и такая посещаемость и она уже не первые годы.

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Сразу признаюсь, не проверял. Но я сейчас в здравом уме говорю, что Ак Барс никогда не начинал сезон матчем с СЮ. Ну не было такого. А в начале статейки у Шомы это проскочило. Поправьте меня, если я ошибаюсь

  • mersel
    mersel 0

    С посещаемостью в домашних матчах я думаю всё в порядке .На Ак барс в республике ходят,болеют и любят.Если кто-то хочет статистику ,то осень в республике это и дачный сезон ,для студентов начало учебного года ,народ в республике трудовой ,кому то в середине недели не получилось с работой.Маркетинга в России нет и не будет и здесь ничего не поделаешь.Всё это жалкая копия НХЛ и Запада,ничего своего КХЛ не имеет.

  • Анонимно
    Анонимно 0

    В выхи смотрел 3-й период СКА-СЮ, так там тоже куча свободных мест посередине было. или может ушли все при счете 1-3..

  • Анонимно
    Анонимно 0

    В принципе все правильно написал

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Ну, как нет контекстной рекламы?!
    Как-то маркетологи выложили мордакниге аж 110 рублей (или сколько она стоит?!) за рекламу аккаунта АБ в инстаграме. Мол подписывайтесь на нас)
    Кстати, скрин есть в одном паблике в Вк

  • Анонимно
    Анонимно 0

    По сути журналисты правильно подняли проблему, а тут столько негатива вылезло. Сам живу в Челнах и хотелось бы увидеть во 2м городе Республики кубок и команду. Мы частенько ездим в Казань на матчи, но реально тот на кого пал жребий быть водителем бесится. Нельзя что ли клубу организовать автобусы с Челнов или других крупных городов, выезды на матчи. Понятно в Казани люди сытые крупным спортом, а у нас единственный клуб уже давно грохнули. Кароче по тексту согласен, резерв болельщиков Республики не развивают.

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Айрат Шамилов правильно подметил Ак Барс со своими регионами не работает! Согласен можно было бы кубок Гагарина привести и в Набережные Челны! Выставили бы кубок открыто к примеру на бульваре Энтузиастов, народ бы повалил, да если еще рядом был бы один из хоккеистов команды. Очень получился бы хороший пиар-ход!!! Юные мальчишки города которые занимаются спортом обрадовались бы фото с кубком и автографом хоккеиста! В Челнах-моногороде, во втором городе по величине после Казани к сожалению нет профессионального командного спорта на высшем уровне! ХК Нефтехимик тоже в Челнах слабо работает (до Нижникамска 30-50 минут езды). Видел рекламные билборды хк Нефтехимик (на пр.Хасан Туфана и пр. Набережночелнинском-может еще где то есть?!) и все! Давно можно было клубам республики организовать хотя бы один рейс автобусом на матчи (привезли к дворцу, увезли от дворца). Дали бы рекламу в местных сми, что увозят и привозят, народ бы ездил. Не все хотят ездить постоянно на своих авто!

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Всё по делу. Не умеют у нас работать с публикой. Не умеют оказывать сервис.

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Люди начали разбираться что есть шамиловщина
    Отрадно

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Пожалуй соглашусь.

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Где те ушлёпки, глумящиеся над заполняемостью К - А и постоянно вякающие, что в РТ команда номер один это АБ?! Где вы? Почему тогда на АБ народ не идёт? Акща юк или вакыт юк? И то и другое бар, вот только ТНА не можете заполнить, я вот принципиально перестал ходить на АБ из-за критики Рубина. А раз не пошёл я, значит не пошла моя семья, хотя у меня и Акща бар и вакыт бар!

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Нефтехимик шас всех на выезде выиграет и тоже полный будет стадион

  • Анонимно
    Анонимно 0

    Полностью согласен! маркетинг очень плохой. Ни одну звезду команды не раскручивают. В нхл, например, так и делают - вкладываются в игроков и народ ходит на хоккей чтобы посмотреть на своих кумиров. Это и дешевле кстати намного, чем всю команду раскручивать.
    Считаю, что если есть у ак барса служба маркетинга, то ей можно смело двойку ставить.

Оставить комментарий
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Свернуть