комментарии 3 в закладки

Леброн заработал 765 млн долларов. Что приносит ему доход?

erid:

Фильмы, «Ливерпуль» и агентство.

В НБА обсуждают сколько заработал форвард «Лейкерс» Леброн Джеймс. Как-то он сказал, что хочет стать миллиардером. По данным ESPN, за 16 сезонов Джеймс выполнил задачу на три четвёртых, заработав 765 млн долларов. Forbes же уверен, что в активе у баскетболиста сейчас 450 млн и он лишь на половине пути.

Разница оттого, что Forbes писал в формате «прямо сейчас», а ESPN взял в расчёт те выплаты, которые Леброн только получит по действующим соглашениям. К примеру, у Forbes Джеймс заработал на контрактах с клубами 270 млн долларов, а у ESPN – 387 млн (те же 270 млн плюс выплаты за следующие три сезона).

Фото: Al Bello, Getty Images


Чтобы описать бизнес-империю Леброна, возьмём за основу всё-таки ESPN.

Во-первых, их информация лучше всего показывает, как далеко Леброн оторвался от других действующих баскетболистов. Джеймс заработал за пределами площадки больше, чем Кевин Дюрэнт получил по контрактам с «Оклахомой» и «Голден Стэйт» за десять сезонов в НБА. При этом до Майкла Джордана, чьё состояние Forbes оценил в 1,7 млрд, Джеймсу ещё зарабатывать и зарабатывать.

Во-вторых, у ESPN просто лучше отношения с самим Леброном и его окружением. Недавно на платном сервисе канала ESPN+ вышел документальный сериал More Than an Athlete, который представляет собой нарезку интервью друзей и одновременно деловых партнёрах Джеймса. У 99% баскетболистов НБА никогда не будет своего сериала, а вот у друзей Леброна есть. На основе общения с ними ESPN расписал, на чём конкретно зарабатывает Брон.

КОНТРАКТЫ В НБА – 387 МЛН

Действующий контракт Леброна с «Лейкерс» рассчитан на четыре года и 153,3 млн. В этом сезоне (35,6 млн) он заработает в девять раз больше, чем в первом (4 млн). Если совсем кратко, такой скачок вызван новым телевизионным соглашением НБА с провайдерами ESPN и Turner Sports. Оно действует с 2016 по 2025 год и включает в себя 2,6 млрд долларов. По прошлому ТВ-соглашению, для сравнения, лига получила 930 млн.

Важно не только то, что НБА получает больше денег, но и то, что большая часть эта денег уходит игрокам. Около половины. В сезоне 2017/18 лига заработала 7,4 млрд, соответственно, 3,7 млрд ушло на зарплаты. Шикарная ситуация, которую отчасти создал сам Леброн переходом из «Кливленда» в «Майами». Теперь у игроков больше власти, чем у клубов. Стоит одной суперзвезде выйти на рынок свободных агентов и поменять команду, это может тотально изменить расклад сил в НБА.

ДОЛИ В BEATS BY DRE И BLAZE PIZZA – 55 МЛН

С компанией наушников Леброн сотрудничает с 2008 года, с пиццерией – c 2012-го. В обоих случаях он отказался от обычных сделок, когда тебе платят определённую сумму денег за пару рекламных роликов и постов в инстаграме. С недавнего времени Леброна уже не интересуют такие сделки. Он хочет заниматься промоушеном только в обмен на долю в компании.

Ранее Джеймс сотрудничал с McDonald's. Контракт как раз был заключён по классической схеме и гарантировал баскетболисту 15 млн долларов. Но Леброн решил сыграть ва-банк: расторг соглашение и вложился в никому неизвестную сеть Blaze Pizza. Сначала доля Джеймса и его партнёров оценивалась в 1 млн. Теперь, когда Blaze Pizza называют самой быстро растущей сетью ресторанов Америки, уже в 25 млн.

С Beats by Dre примерно та же история. Леброн заключил сотрудничество с компанией рэпера и продюсера Dr Dre Apple ещё до того, как её продали Apple за 3 млрд. Сейчас доля баскетболиста оценивается в 30 млн долларов.


ДОЛЯ В «ЛИВЕРПУЛЕ» – 25,5 МЛН

В 2006 году Леброн создал маркетинговое агентство LRMR (скорее всего, в названии первые буквы имён Леброна и его друзей Рэнди, Маверика и Рича). Оно очень редко фигурирует в прессе, поскольку агентство всё-таки должно заниматься продвижением не себя, а своих клиентов. Но известно, что в 2011 году LRMR заключила партнёрство с Fenway Sports Management – компанией, которая входит в Fenway Sports Group, которая, свою очередь, владеет бейсбольным «Бостоном» и футбольным «Ливерпулем».

Fenway получил право на продвижение Леброна за пределами США, а затем предложил баскетболисту выкупить 2% акций «Ливерпуля» за 6,5 млн. Он согласился. Команда Юргена Клоппа вернула былой блеск и недавно вышла на первое место в чемпионате Англии. Стоимость клуба выросла с 552 млн долларов в 2011 году, на момент заключения сделки между LRMR и Fenwy, до нынешних 1,9 млрд. Акции Джеймса оцениваются в 32 млн.

Юрген Клопп / фото: Михаил Бормин, «БИЗНЕС Online


В будущем Леброн может выкупить «Кливленд». По крайней мере, это не исключает его друг, партнёр по школьной команде и ныне деловой партнёр Маверик Картер. Он сказал, что если после завершения карьеры Леброна клуб выставят на продажу, баскетболист обязательно воспользуется этой возможностью.

SPRINGHILL – НЕИЗВЕСТНО

Продюсерская компания – самое перспективное направление для Джеймса. У SpirngHill уже сейчас больше 15-ти проектов – начиная от сериала про детство форварда «Филадельфии» Бена Симмонса и его брата, заканчивая документалкой про тёмную сторону NCAA, где на студенческом спорте зарабатывают миллионы, а самим спортсменам ничего не платят.

SpringHill Леброн представил широкой публике в интервью Hollywood Reporter – первом после перехода в «Лейкерс». Перевод – здесь. В скором времени компания приступит к «Космическому джему 2» – долгожданному продолжению фильма с Джорданом 1996 года. На самом деле, продолжением вторую часть можно будет назвать только формально – там сохранят все атрибуты франшизы, но начнут заново, без учёта событий джорданского фильма. К проекту привлекли режиссёра «Чёрной пантеры», одного из главных фильмов 2018-го, Райана Куглера, и это показывает серьёзность намерений Джеймса.

Фото: Gage Skidmore, Wikimedia Commons


Дата выхода «Космического джема 2» пока неизвестна. Сами съёмки начнутся только летом 2019 года, а постпродакшн может затянуться на полтора года. Разгромят ли фильм критики или нет, для Леброна это будет несомненный успех, который принесёт много денег и впишет его имя в историю – никто в НБА не занимался производством фильма такого масштаба от начала до конца.

Самое интересное, чем Джеймс займётся после «джема». Учитывая, что он играет в Лос-Анджелесе и видит самых разных звёзд кино на первом ряду, вариантов масса. Едва Леброн приехал в Лос-Анджелесе, он организовал ужин с Леонардо ди Каприо и Аль Пачино. Что же они обсуждали?

UNINTERRUPTED – 15,8 МЛН

Этакий Players' Tribune, только заточенный под видео. Как говорят в окружении Леброна, Uninterrupted нужен, чтобы спортсмены могли общаться с публикой без посредничества журналистов. На самом деле, всё менее прозаичнее – платформа занимается медиа-сопровождением Леброна и интересных ему людей. Так, стоило Джеймсу перейти в «Лейкерс», частым гостем Uninterrupted стал президент клуба Мэджик Джонсон.


Объясним Uninterrupted на конкретном примере.

Леброн недавно дал интервью журналистке Рэйчел Николс, где обсудил текущую повестку и не сделал серьёзных заявлений. Он доверил съёмку телеканалу ESPN.

Леброн представил документальный сериал More Than an Athlete, нерядовой и политически важный медиа-контент, – этим уже занимался Uninterrupted.

Аналогичным образом Джеймс сам готовит программу The Shop, которая выходит на HBO. Там Брон собирает гостей – не только из баскетбола, но и из музыки и бизнеса – и обсуждает с ними какие-нибудь важные социальные вопросы.


В 2015-м Uninterrupted получил 15,8 млн инвестиций от Time Warner - ответвления Warner Bros. У Warner Леброн арендовал за 15 млн голливудский павильон, где снимался сериал «Друзья», и разместил там офис SpringHill.

NIKE – 300 МЛН

Когда у Леброна спросили, какое бизнес-решение он считает лучшим в своей карьере, он вспомнил контракт с Nike. Неудивительно: к этому моменту компания выплатила Джеймсу 300 млн, а к концу сезона может и все 600 млн. И поскольку соглашение с Nike у него пожизненное, итоговое число выплат может достичь миллиарда.


Nike выпускает именную линию кроссовок Леброна, увлекается огромной наружной рекламой (раз, два, три) и активно поддерживает любые исходящие от него инициативы. Джеймс открыл в родном Акроне школу I Promise – Nike этому посодействовал. Джеймс придумал слоган More Than an Athelte («Больше чем спортсмен») – Nike организовал ему международный тур под таким же названием.

KLUTCH SPORTS – КОНТРАКТЫ НА 1 МЛРД

Если в НБА и хотят, чтобы Леброн избавился от какого-либо актива, так это от собственного агентства. По факту оно принадлежит не ему, а другу Ричу Полу, но вряд ли это успокаивает функционеров по всей лиге.

Ранее Джеймс был клиентом Creative Artists Agency - самого крупного агентства на рынке, с которым по сей день сотрудничают Леонардо ди КаприоСкарлетт Йохансон и Криштиану Роналду. В 2012 он перешёл в созданное Полом Klutch Sports.

Сейчас в агентстве 26 баскетболистов из 14-ти клубов НБА. Стоит ему подписать нового звёздного клиента, все начинают думать, что тот автоматом попадёт к Леброну. Прецедентов пока не было, но с расширением агентства конфликтных ситуаций не избежать. Недавно Леброн сказал, что хотел бы играть в одной команде с Энтони Дэвисом. Центровой «Нью-Орлеана» не раз говорил, что в детстве Джеймс был его кумиром, и, словно в подтверждение этому,  присоединился летом к Klutch Sports.

Само собой, в лиге подумали после заявления Леброна, что Дэвис уже одной ногой в «Лейкерс», и начали травлю Джеймса и его агентства. Один генеральный менеджер даже анонимно назвал Леброна «криминальным авторитетом». Тот отбивается как может: говорит, что хотел бы играть и с другими звездами НБА и что занимался рекрутингом всю карьеру.

Это лишь одна из многих атак, которых Джеймсу придётся вытерпеть из-за Klutch Sports. В этом году агент Пол решился на совсем безумный шаг: уговорил 18-летнего Дариуса Безли отказаться от стипендии университета Сиракьюз и начать самостоятельную подготовку к драфту НБА-2019. Тренировки Безли будет чередовать со стажировкой в New Balance – так Пол хочет научить молодого баскетболиста основам бизнеса и маркетинга. К тому же, компания заплатит парню миллион.

Решение Безли уже вызвало неплохое бурление, но пик негатива придётся уже на время драфта. Если форварда выберут под высоким номером, это будет началом войны с NCAA. Ведь за Даруисом последуют остальные – смысл поступать в университет, если можно самому подготовиться к НБА?

Артур Валеев
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх