Сергей Гранкин: «В российском волейболе ужасное отношение к игрокам»
Об уходе из «Динамо», выступлении за «Берлин» и желании сыграть на четвертой Олимпиаде.
В конце 2018 года московское «Динамо» начало глобальную перестройку, частью которой стало расставание с 34-летним капитаном Сергеем Гранкиным. Олимпийский чемпион отправился в Европу, подписав контракт до конца сезона с одним из сильнейших клубов Германии – «Берлином».
Российский связующий выходил на замены во встрече с «Фридрихсхафеном» (0:3), а с «Хершингом» (3:1), «Дюреном» (3:2) и «Франкфуртом» (3:1) отыграл полные матчи. В интервью «БИЗНЕС Online» Гранкин рассказал о причинах неудачного старта сезона для «Динамо», реакции на решение руководства клуба и сорвавшемся в последний момент переходе в «Ярославич».
«БРЯНСКИЙ ПРИШЁЛ С ГОТОВЫМ РЕШЕНИЕМ»
– Сергей, почему «Динамо» расторгло с вами контракт?
– Пришел новый главный тренер и не захотел со мной работать. Это первая причина. Вторая – отсутствие результата. Руководству нужно было что-то делать, они решили поменять не только тренера, но и основного связующего.
– Сколько вы проработали с Константином Брянским?
– Буквально неделю, максимум две.
– Обычно игроки при новом тренере работают с утроенной энергией...
– Так и есть, но я думаю, что он пришел уже с готовым решением по мне.
– Вы вернулись в клуб, в котором провели одиннадцать сезонов, да еще и к своим привычным партнёрам. Почему не сложилось начало сезона?
– Сложный вопрос. На мой взгляд, мы слишком понадеялись на свой опыт. Не хватало агрессии, огня, заряженности. Из-за этого не довели до победы несколько матчей. Потом всё покатилось одно за другим. Смена спортивного директора, главного тренера, потом я попал под раздачу.
– Обидно было, когда руководители клуба объявили о решении?
– Когда вызвали, я уже был готов к этой новости. Конечно, была какая-то злость. В целом отношение к игрокам в российском волейболе ужасное. Это факт.
– В чем это проявляется?
– В любой момент ты можешь оказаться на улице – олимпийский чемпион, не олимпийский чемпион. Игроки абсолютно не защищены. Захотело руководство от тебя избавиться – избавилось.
– А как же контракт, неустойка?
– Так должно быть, но у нас не футбол и не хоккей. По факту захотели – расторгли в одностороннем порядке.
– Правда, что вы могли перейти в «Ярославич»?
– Да. Сначала появился вариант с «Берлином», но немцев отпугнуло, что я не смогу играть в Лиге чемпионов. Когда я уже собирался в Ярославль, буквально в последний момент, «Берлин» передумал и решил меня подписать. Изначально я допускал мысль, что вообще пропущу остаток сезона и буду готовиться уже к следующему. Но затем решил, что лучше держать себя в игровом тонусе.
– Вы готовы были играть в слабейшей команде чемпионата России?
– Почему нет? В жизни бывают и взлёты, и падения. Тем более, это не чужой для меня клуб – в Ярославле я начинал профессиональную карьеру. В других клубах суперлиги пары связующих на тот момент были уже полностью сформированы.
– Если бы вы пропустили полсезона, наверняка было бы тяжело возвращаться?
– После летнего отпуска тоже тяжело. Всё зависит от тебя, от того, как держишь себя в форме. Профессионал всегда должен за собой следить – и в отпуске, и в работе.
– Продолжаете следить за «Динамо», за чемпионатом России в целом?
– Если честно, еще ни одной игры не посмотрел после ухода. Наверное, хочется отдохнуть от российского волейбола.
«В «БЕРЛИНЕ» ПОКА ИГРАЮ НА ЧУВСТВАХ»
– Как вас приняли в «Берлине»?
– Всё отлично, ребята тепло приняли, в команде хорошая атмосфера. Хоть коллектив и очень интернациональный, но дружный.
– Это первый зарубежный клуб в вашей карьере. Серьёзный стресс?
– Нет никакого стресса, просто смена обстановки. Чуть-чуть другой менталитет в Европе, для меня это интересный опыт.
– Проблем с общением нет?
– Все говорят на английском. Я, конечно, давно не практиковал, потихоньку подтягиваю язык, чтобы было проще в быту. А на тренировках и в играх всё понятно за счет универсальной терминологии.
– В матче с «Хершингом» вас признали MVP. Уже нашли взаимопонимание с партнерами?
– Преждевременно об этом говорить – я всего две недели с командой. Пока в основном на чувствах играю, четкого взаимодействия нет. Но мы усиленно работаем над этим. Это дело времени.
– Как делится тренировочное время между вами и вашим напарником Себастьяном Кюхнером, учитывая, что вы не можете играть за «Берлин» в еврокубке?
– Примерно 50 на 50. Перед матчами Лиги чемпионов с основой больше работает он, перед играми чемпионата Германии – я.
– В «Берлине» есть какие-то особенности в тренировках?
– Вы знаете, плюс-минус везде одно и тоже. Разница только в тактических схемах игры команды. Соответственно, один тренер может уделить чуть больше внимания защите, другой – блоку. Кто-то может за короткий промежуток времени за счет интенсивности поработать над всеми элементами. Всё зависит от мастерства тренера.
– Одноклубники еще не намекают, что надо бы проставиться с первой зарплаты?
– А я еще не получил первую зарплату! Как получу, обязательно проставлюсь перед парнями. Хотя здесь, по-моему, не особо принято угощать, каждый платит сам за себя.
– «Берлин» в твиттере постит весёлые гифки с Путиным. Вас расспрашивают о президенте и стране?
– Политические темы в раздевалке пока не поднимались. А в соцсетях это нормально – просто фан.
SWD powervolleys Düren 2:2 #BRVolleys (25:23, 25:21, 22:25, 22:25) | @Powervolleys pic.twitter.com/7SlauKYdaF
— BR Volleys (@BRVolleys) 2 февраля 2019 г.
– Что по бытовым условиям?
– Предоставили квартиру, автомобиль. С первого дня езжу сам, но пока еще пользуюсь помощью навигатора. Берлин – уютный, чистый город. Немного сероват, но солнце здесь всё равно бывает чаще, чем в Москве. Пока обживаюсь один, но надеюсь, что вскоре ко мне присоединится семья – уже сильно соскучился по жене и дочке.
«ТРАВМА КОВАЛЁВА СТАЛА ОДНИМ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ НЕУДАЧИ НА ЧМ»
– Как вы чувствовали себя в Белгороде после многих лет жизни в Москве?
– Намного больше времени проводил с семьей за счет того, что экономил время на дороге. Отдохнул от московской суеты, перезагрузил голову. Было полезно уехать из Москвы.
– В прошлом сезоне в «Белогорье» постоянно менялись тренеры. Это серьёзно сказывалось на команде?
– Безусловно, это вносило дизмораль. Вообще, всё было отлично пока мы не проиграли «Кузбассу» в полуфинале Кубка России. После этого чехарда началась. Это сказывалось на атмосфере в команде, которая постоянно находилась в стрессовой ситуации. Хорошо, что завоевали Кубок ЕКВ и жаль, что не получилось в чемпионате. Думаю, все сделали для себя выводы и двигаются дальше.
– Говорят, что у вас с Константином Бакуном не было хорошего взаимодействия в «Динамо», но несмотря на это вас воссоединили в «Белогорье».
– С Костей сначала действительно тяжело складывалось. В «Динамо» и сборной я просто привык к нападающим другого плана. Но потом в Белгороде мы неплохой сезон провели в плане взаимодействия.
– Есть мнение, что связующие, как хорошее вино, с годами становятся только лучше. Вы с этим согласны?
– Да, с возрастом мы все становимся опытнее, а для связующего это важно. Понятно, что база закладывается на юношеском и молодежном уровне. Но тогда ты еще молодой, горячий и многих вещей не понимаешь. С годами приходит хладнокровие, опыт, начинаешь смотреть на волейбол с другой стороны. Ты уже знаешь как лучше вести игру в тех или иных ситуациях, от кого из нападающих лучше отталкиваться.
– Но с возрастом наверняка сложнее и меняться, если появляются какие-то новые требования?
– Не думаю, что это проблема. Сложнее себя в форме держать – нужно в два раза больше работать.
– Сергей Шляпников в интервью говорил, что на чемпионате мира в сборной России был не лучший микроклимат. А в чем вы видите главную причину неудачи?
– Одним из ключевых факторов стала травма Дмитрия Ковалёва. К турниру готовили его, а в итоге поехали мы с Сашей Бутько и играли практически с чистого листа. Думаю, что подготовка была чуть-чуть неправильно построена.
– В ваших планах есть Олимпиада-2020?
– Конечно, хотелось бы сыграть еще на одной Олимпиаде. Посмотрим, как пройдёт сезон в Германии, в какой форме я буду находиться. Думаю после сезона мы поговорим с Сергеем Константиновичем (Шляпниковым) и определим мои перспективы.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Сергей ГРАНКИН
Амплуа: связующий
Дата рождения: 21 января 1985 года
Место рождения: Ессентуки
Карьера: «Нефтяник» (Ярославль) – 2001 - 2005; «Луч» (Москва) – 2005/06; «Динамо» (Москва) – 2006 - 2017, 2018/19, «Белогорье» (Белгород) – 2017/18; «Берлин» (Германия) – 2018/19.
Главные достижения в клубах: чемпион России (2008), обладатель Кубка ЕКВ (2012, 2015, 2018), серебряный (2010) и бронзовый (2007, 2011) призёр Лиги чемпионов, обладатель Кубка России (2006, 2008), обладатель Суперкубка России (2008, 2009), серебряный (2007, 2011, 2012, 2016, 2017) и бронзовый (2010, 2015) призёр чемпионата России.
Главные достижения в сборной: олимпийский чемпион (2012), бронзовый призёр Олимпиады (2008), чемпион Европы (2013, 2017), победитель Мировой лиги (2011, 2013), Кубка мира (2007), всемирного Кубка чемпионов (2013), Мировой лиги (2007, 2010).
15 главных событий «Ак Барса»: сменили тренера, отпустили Радулова, заговорили по-татарски 3
Из Юдино в сборную СССР: история Виктора Колотова, которого уважал Лобановский 2
Тренер-аналитик «Динамо-ЛО» стал уличным музыкантом, прошёл курсы пармастера и воспитывает четырёх детей 7
Год Овечкина: хет-трик «Вегасу», тяжелейшая травма в карьере, безумная форма в 39 лет 1
Год «Рубина»: феерия Даку, продление Рахимова и Рожкова и новый манеж 1
Тренер-аналитик «Динамо-ЛО» стал уличным музыкантом, прошёл курсы пармастера и воспитывает четырёх детей 7
15 главных событий «Ак Барса»: сменили тренера, отпустили Радулова, заговорили по-татарски 3
Из Юдино в сборную СССР: история Виктора Колотова, которого уважал Лобановский 2
Год Овечкина: хет-трик «Вегасу», тяжелейшая травма в карьере, безумная форма в 39 лет 1
Тест: сможете назвать всех бомбардиров «Рубина» в РПЛ? 1