комментарии 0 в закладки

«Торонто» – машина по зарабатыванию денег. И Кубки Стэнли не нужны

С хоккейного клуба началась бизнес-империя.

Хоккейный «Торонто» долгие годы не выходил в плей-офф, в последний раз выигрывал Кубок Стэнли 50 лет назад, был на самом дне турнирной таблицы НХЛ, но всё равно на домашних играх всегда собирает аншлаги. И это при едва ли не самых дорогих билетах в лиге – в среднем 120 долларов.

В прошлом сезоне «Торонто» получил прибыль в 94 млн долларов (третий результат сезона), а за последние пять клуб принёс своим владельцам 379 млн долларов (второй показатель в НХЛ). Даже при самых диких провалах, команда всё равно прибыльна. Так вышло, что владельцам клуба НХЛ также принадлежат баскетбольный и футбольный «Торонто». Даже если зритель не любит хоккей, но ходит на баскетбол, он всё равно фактически спонсирует и «Кленовые листья». Хоккейный «Торонто» принадлежит компании MLSE. Если учитывать все главные спортивные лиги, эта организация в прошлом году получила прибыть в 160 млн долларов, а за последние четыре года – 469 млн по данным Forbes. Это без учёта клуба по канадскому футболу, информация о котором закрыта.

60 ЛЕТ ВЛАДЕЛЬЦЫ «ТОРОНТО» ХОТЕЛИ ВЫЙТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ХОККЕЯ

Хоккейный клуб в «Торонто» был основан под названием «Торонто Сент-Патрикс», но девять лет спустя, в 1927 году, его выкупил за 200 тыс долларов Конн Смайт, ранее построивший франшизу «Нью-Йорк Рейнджерс». Во время Великой депрессии семья Смайтов, почти не пострадав от кризиса, решила за свой счёт построить в Торонто новую арену. Замысел был в том, что жители города увидят в «Торонто» отдушину и будут ходить на хоккей, чтобы временно забыть о своих проблемах. 

Тогда же была создана компания MLGL, куда Смайт перевёл все свои активы. План Смайта удался – 80 лет назад средняя посещаемость «Торонто» превышала 10 тыс зрителей. В 1961 году Смайт продал 90% своих акций трём бизнесменам, одним из которых был его сын. С тех пор началась спортивная экспансия MLGL – сейчас в Торонто выступают представители всех главных лиг Северной Америки, за исключением НФЛ, которая никогда и не думала о создании клуба в Канаде.

Фанаты «Торонто» / фото: Rick Stewart, gettyImages.com


Новое руководство увеличило свои активы за счёт создания клубов в низших лигах. Из них во владении компании сохранилась только один – «Торонто Марлис» из АХЛ. В 70-х годах руководители MLGL вышли за пределы хоккейного рынка, начав активную работу в бейсболе и лакроссе. В то же время компания начала обдумывать покупку баскетбольного клуба – были договоренности с клубом «Баффало Брэйвз» о проведении нескольких матчей в Торонто для «прощупывания» интереса горожан к НБА.

Но MLGL не смогла приобрести «Баффало» из-за финансовых разногласий. В итоге клуб был перевезён в Сан-Диего, а уже оттуда в Лос-Анджелес. Спустя почти 50 лет «Баффало Брэйвз» продолжает играть в НБА под названием «Лос-Анджелес Клипперс». Компания также пыталась приобрести «Хьюстон Рокетс» и «Атланту Хокс», но оба раза безуспешно.

В 1996 году MLGL был переименован в MLSE – Maple Leafs Sports and Entertaiment. В то время семья Смайтов уже не оказывала практически никакого влияния на совет директоров компании, который долгое время хотел её выгоднее продать. В 2012 году состоялась «канадская сделка века» – два крупнейших коммуникационных гиганта страны - Rogers Communication и Bell Company - выкупили 75% акции MLSE за 1,32 млрд долларов.

БАСКЕТБОЛЬНЫЙ КЛУБ СТОИТ ДОРОЖЕ ХОККЕЙНОГО

Новая эпоха в истории MLSE началась в 1997 году, когда руководство хоккейного клуба всё-таки смогло расширить свой бизнес за счёт баскетбола. Клуб НХЛ собирался переехать на новую арену, на её строительство потратили рекордные для Канады 265 млн долларов. В MLSE понимали, что одними концертами и хоккеем дворец будет окупаться долго. Поэтому нужен был еще один «сосед», приносящий деньги.

В итоге в 1994 году НБА решила открыть для себя новые рынки и в лигу вступили два канадских клуба – «Торонто Рэпторс» и «Ванкувер Гризлис». В первые три года существования обе команды были глубоко убыточными, НБА критиковали за эту авантюру. Руководство хоккейного клуба было заинтересовано в приобретении «Рэпторс» и уже в 1997 году баскетболисты вошли в состав MLSE.

Scotiabank Arena перед баскетбольным матчем / Фото: Vaughn Ridley, gettyImages.com


Долгосрочный расчет, что рано или поздно баскетбол будет приносить большой доход, оказался верным. С каждым сезоном ТВ-рейтинги НБА как в США, так и в Канаде росли, посещаемость увеличивалась. Сейчас баскетбольный клуб ежегодно приносит более 70 млн прибыли. MLSE теперь зарабатывает еще и на темнокожим и испаноговорящем населении города, которое не особо следит за хоккеем.

Но так было не всегда: несколько лет назад баскетболисты не могли принести и 10 млн прибыли. Всё изменилось после подписания нового контракта между НБА и ведущими ТВ-компаниями США. Сейчас Forbes оценивает стоимость баскетбольного клуба даже выше, чем хоккейного – 1,68 млрд против 1,45.

Так получилось, что «Торонто» вышел на большие заработки как в то время, когда их послом стал рэпер Дрейк. В сотрудничестве с музыкантом клуб поменял свой фирменный стиль, а также антураж на баскетбольных матчах. Если хоккейное «Торонто» это консерватизм, то баскетбольное – ориентированный на молодёжь мейнстрим. Средняя цена за билет на «Рэпторс» – 75 долларов.

MLSE РЕШИЛА СОЗДАТЬ ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ

В 2005 году компания MLSE объявила о создании футбольного клуба. От успеха «Торонто» зависело будущее главной лиги соккера – с тех пор в Канаде появилось еще два новых клуба МЛС - в Монреале и Ванкувере. За появление клуба MLSE заплатила МЛС 10 млн долларов. Сейчас вступительный взнос в лиге превышает 100 млн.

Руководство хоккейного клуба в 2006 году договорилась с мэрией города о строительстве нового стадиона на 30 тыс зрителей. Согласно договору, возведение BMO Field финансировалось за счёт налогоплательщиков, MLSE брало на себя все эксплуатационные расходы в ближайшие несколько десятилетий. Стадион был построен на месте старой бейсбольной арены. До этого главным футбольным объектом города другой стадион для бейсбола – Rogers Center.


Компания MLSE поставила перед собою цель вывести «Торонто» на ведущие позиции в лиге. Это удалось только спустя десять лет, когда клуб пополнился несколькими именитыми европейскими и южноамериканскими футболистами. К примеру, в 2015 году в «Торонто» перешёл итальянец Себастьян Джовинко, он долгое время был самым высокооплачиваемым игроком лиги.

В MLSE могли платить итальянцу 7 млн долларов, несмотря на убыточность клуба. Можно сказать, что футбольный «Торонто» живёт за счёт доходов баскетбольного и хоккейного клубов. За последние четыре года суммарный убыток клуба составил 35 млн долларов. Но для MLSE это не имеет значения, так как компания, как арендатор стадиона, зарабатывает еще и на проведении концертов и матчей сборной Канады.


В 2016 году на BMO Field переехал играть клуб «Торонто Аргонаутс» из канадской футбольной лиги. Это профессиональная лига по канадскому футболу, второму по популярности виду спорта в стране. В 2015 году MLSE выкупила команду, тем самым став уникальной спортивной компанией в Северной Америке – в состав конгломерата входят представители четырех из шести ведущих лиг континента. Лучшая комбинация, наверно, только у Стэна Кронке. Единственный клуб города, который пока не находится под управлением MLSE – бейсбольный «Торонто Блю Джейс».

НА MLSE ЛЕЖИТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ ЧМ-2026 В ТОРОНТО

Для MLSE футбольная команда обрела новую значимость – на BMO Field в 2026 пройдут минимум три матча чемпионата мира-2026. Напомним, что через семь лет главный футбольный турнир планеты будет проходить сразу в трёх странах – в США, Мексике и Канаде. Канадский кластер, помимо Торонто, представляют Монреаль и Эдмонтон.

Главным условием для выдвижения заявки у каждого города было наличие стадиона на 45 тыс мест. Из-за этого от участия в отборе отказались Калгари и Оттава. Ванкувер планировал выставить BC Place в качестве своей заявки. Это главный стадион Олимпийских игр-2010 года, он способен вместить 60 тыс зрителей. Но для проведения ЧМ-2026 требовалась реконструкция арены, и из-за этого муниципалитет отказался от своих идей.

Таким образом, от Канады остались только три города. Не было никакого отбора – ЧМ-2026 в любом случае прошёл бы в Эдмонтоне, Монреале и Торонто. Но если в первых двух городах не было никаких проблем с инфраструктурой, но в Торонто были – BMO Field вмещает всего 30 тыс зрителей, а на бейсбольном Rogers Center в начале лета будет в самом разгаре сезон МЛБ.

Так что BMO Field в любом случае нужно будет реконструировать. Ожидается, что город и MLSE вложат в реконструкцию 150 млн долларов. Таким образом, хоккейный «Торонто» имеет непосредственное отношение к ЧМ-2026, ведь реновация арены пройдёт за счёт доходов от клуба НХЛ.

***

На начало 2019 году у компании, которая в своё время владела лишь хоккейным клубом, в руках оказались: прибыльная баскетбольная франшиза, чемпион МЛС и сильнейшая футбольная команда Канады, несколько клубов из минорных лиг, главная концертно-спортивная площадка города и стадион на 45 тыс зрителей, который примет ЧМ-2026.  Вряд ли Смайт 80 лет назад мог представить, во что превратится его детище. 

Но, как это ни парадоксально, по запросам в поисковиках и по количеству новостей «Торонто» уступает бейсбольному клубу «Блю Джейс» – это единственная спортивная команда города, которая не имеет отношения к хоккейному клубу. 

Виктор Майоров
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх