комментарии 30 в закладки

Как сделать волейбол привлекательным для ТВ? В Индии нашли решение

Там придумали свои суперправила.

Сегодня в городе Ченнаи стартует «Финал четырёх» первого в истории розыгрыша Pro Volleyball League. Индийская лига привлекла звёзд, обеспечила качественный показ матчей и применяет экспериментальные правила, направленные на повышение зрелищности игры.

Все последние годы волейбол стремится к тому, чтобы стать привлекательным для телевидения. Для этого сокращаются перерывы между партиями и убираются технические тайм-ауты, затягивающие игру. Но это всё равно не решает главной проблемы – у волейбола нет четкого хронометража. Никогда нельзя быть уверенным, сколько будет длиться игра – три или пять партий, а это временной интервал от часа с небольшим до двух с половиной часов.

Например, на «Матч ТВ» на волейбольную трансляцию закладывают два часа. Если команды укладываются в три сета, можно заполнить оставшееся эфирное время интервью или выпуском новостей. Четыре сета – оптимальный вариант. А вот пять партий, как правило, ломают всю сетку вещания, что может служить отпугивающим фактором для телеканала.

В Индии решили проблему с хронометражем. В каждом матче там строго играют пять партий до 15 очков (разрыв в 2 очка не требуется). Такое ограничение исключает затяжные партии, которые возможны при классических правилах. Например, волейболисты «Факела» и «Локомотива» в апреле 2018 года турнире за 5-е место в чемпионате России завершили сет со счетом 48:46.


За победу со счетом 5:0 в Индии присуждается 3 очка, за победы 4:1 или 3:2 – 2 очка. За поражение команда ничего не получает и это тот момент, который в индийской лиге наверняка доработают: у команды, проигрывающей 0:3, должна оставаться хоть какая-то мотивация для дальнейшей борьбы. 

Например, интересная система начисления очков используется в чемпионате NORCECA, в котором играют сборные стран Северной, Центральной Америки и Карибского бассейна. Там победа 3:0 – 5 очков, 3:1 – 4, 3:2 – 3, поражение 2:3 – 2 очка, 1:3 – 1, 0:3 – 0.

Партии до 15 очков и коррекция подачи. В волейболе снова экспериментируют

2 ОЧКА ЗА СУПЕРПОДАЧУ И СУПЕРРОЗЫГРЫШ

В чемпионате Индии пошли в своих экспериментах еще дальше, внедрив понятия «суперподача» и «суперрозыгрыш». Если игрок исполняет подачу, а никто из соперников не касается мяча в приёме, эйс оценивается в 2 очка. Дополнительная мотивация для волейболистов больше работать над точностью и рисковать подачами в линии.

Кроме того, у главных тренеров в индийской лиге в каждой партии есть возможность запросить суперрозыгрыш. Судья показывает энергичный жест, после которого разыгрывается сразу 2 очка. Если у тебя хороший подающий и сильные блокирующие на передней линии, это отличный шанс рискнуть, чтобы оторваться в счете. Или, напротив, последняя возможность уцепиться за счет для проигрывающей команды. Два этих оригинальных правила стали яркими элементами шоу, которое создают в Индии.

У ИНДИЙСКОЙ ЛИГИ БОЛЬШЕ ФОЛЛОВЕРОВ, ЧЕМ У РОССИЙСКОЙ

«Скорость игры и эффектные прыжки делают волейбол идеальным телевизионным видом спорта. Волейбол обладает огромным потенциалом в Индии. Наша главная цель – сделать волейбол таким же популярным, как крикет», – говорил в мае 2018 года генеральный директор лиги Джой Бхаттачарья.

Все игры Pro Volleyball League в прайм-тайм показывают телеканалы Sony LIV, Sony Six (на английском языке) и Sony TEN 3 (на хинди), входящие в холдинг Sony Pictures Network India, с которым подписано многолетнее соглашение. Права на трансляции из Индии уже сейчас выкупили в ряде арабских стран. С маркетинговым и продвижением в социальных сетях у индийской лиги тоже полный порядок. Например, в инстаграме у нее в три раза больше подписчиков, чем у российской суперлиги (19,5 тысяч против 6 тысяч), в твиттере – в 10 раз (3000 против 300).

Фото (здесь и далее): provolleyball.in


Телевизионные рейтинги, посещаемость матчей чемпионата Индии и интерес со стороны потенциальных спонсоров радуют организаторов и уже в следующем сезоне они планируют как появление новых клубов, так и увеличение времени проведения турнира до двух месяцев. Сейчас победитель индийской лиги определяется в течение месяца (2 - 22 февраля). Сегодня и завтра состоятся полуфиналы, в четверг – Матч звёзд, а в пятницу – финал.


Борьбу за титул продолжают «Калькутта» во главе с американским доигровщиком Полом Лотманом, «Кочи» с олимпийским чемпионом Дэвидом Ли, клуб «Ченнаи», за который выступают канадец Руди Верхофф и латвиец Руслан Сорокинс, а также «Мумбай», цвета которого защищает черногорец Томислав Чоскович.

За «Ахмедабад» выступал российский доигровщик Виктор Сысоев. Он стал лучшим бомбардиром, набрав 45 очков, но команда проиграла все пять матчей, заняв последнее место в турнире. В следующем сезоне в Индии хотят расширить лимит на легионеров до трех игроков, чтобы повысить уровень турнира – его пока в большей степени задают иностранцы, хотя по многим статистическим показателям лидируют местные игроки.

Виктор Сысоев в атаке


ДЭВИД ЛИ – САМЫЙ ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМЫЙ ИГРОК

Напомним, что попытки запустить коммерческую лигу в одной из самых густонаселенных стран мира предпринимались неоднократно, но завершались провалом. В этот раз за дело взялся американский корпоративный венчурный фонд Baseline Ventures, который в свое время был начальным инвестором проекта Instagram и одним из первых инвесторов Twitter.

Дочерняя компания Baseline Ventures India для начала разработала проект лиги с шестью клубами и предложила частным спонсорам создавать франшизы в 14 городах – на выбор. Стоимость входа в лигу составила 427 тыс долларов, плюс минимальный зарплатный фонд в размере 107 тыс долларов. В итоге появились клубы в Калькутте, Мумбаи, Ченнаи, Кочи, Ахмадабаде и Хайдарабаде.

Дэвид Ли


Титульным спонсором индийской лиги стала национальная платежная система Индии RuPay. Лучший игрок матча получает от спонсора символический чек на 10 тыс рупий (примерно 9,3 тыс рублей) – чисто маркетинговый ход. В целом лучшие индийские волейболисты и легионеры получат за мини-сезон около 10 тыс долларов. Своими контрактами в индийской лиге выделяются лишь два легионера. По информации «БИЗНЕС Online», олимпийский чемпион Ли получит за пару месяцев в Индии 25 тыс долларов, а бывший игрок сборной США Лотман – 20 тыс. Самый высокооплачиваемый индийский игрок – связующий Ранджит Сингх (18 тыс долларов). Возможно, уже в следующем сезоне зарплаты игроков подрастут и чемпионат станет еще более интересным для легионеров.

Сейчас среди ключевых спонсоров индийской лиги также местный бренд одежды Peter England, японская компания по производству красок и лакокрасочной продукции Nippon Paint, индийская финансовая компания Bank of Baroda и североамериканская нефтяная компания Gulf Oil. Американский венчурный фонд подыскал для волейбольной лиги солидных спонсоров. Вряд ли он стал бы тратить силы на бесперспективный проект. Очевидно, что Индия, где проживает примерно 1,3 млрд человек, это гигантский рынок, где можно зарабатывать миллионы долларов. И судя по той основательности, с которой в Индии взялись за волейбол, он вполне может там прижиться.

Алмаз Хаиров
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
5
-
читайте также
наверх