Елена Вяльбе: «Категорически не согласна, что спорт – это шоу. По крайней мере у нас»
«Директор лыж» – о Губерниеве, Клебо, Большунове и уходе из федерации.
Завершившийся международный сезон в лыжных гонках стал для России одним из самых успешных за долгие годы. Впервые за почти два десятилетия наши спортсмены оказались в тройке лучших и среди мужчин, и среди женщин.
При этом лидер мужской команды Александр Большунов до последнего претендовал на итоговую победу и Большой хрустальный глобус, а лучшая среди девушек Наталья Непряева боролась за сезонный трофей до предпоследнего этапа в шведском Фалуне, когда её по причине болезни сняли с нескольких гонок.
Очень успешно выступили и лыжники из Татарстана. С медалями чемпионата мира вернулись Анна Нечаевская и Андрей Ларьков, на Универсиаде в Красноярске сразу несколько медалей завоевали Яна Кирпиченко и Христина Мацокина. Кроме того, сборная Татарстана во второй раз в истории завоевала Кубок России, уверенно обойдя все остальные регионы еще до финала Кубка.
Один из главных творцов успеха наших лыжников – президент федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе. Вяльбе – легенда лыжного спорта, трехкратная олимпийская чемпионка, 14-кратная чемпионка мира. После завершения карьеры она решила продолжать развивать свой любимый вид спорта и с 2010 года возглавляет российскую федерацию. Про Вяльбе говорят, что она знает о каждом спортсмене сборной всё и лично проверяет готовность команды к любому турниру и чуть ли не спит с рацией. Спортсмены и тренеры могут позвонить Вяльбе практически в любое время дня и ночи с абсолютно любым вопросом – и Елена Валерьевна постарается его решить.
Елена Вяльбе пообщалась с «БИЗНЕС Online» и рассказала почему Большунов все-таки проиграл гонку за Глобус норвежцу Йоханнесу Клебо, почему она не довольна уровнем проведения Кубка мира и чемпионата мира, стоит ли спортсменам каждый день давать интервью и когда в Татарстане будет свой олимпийский чемпион по лыжным гонкам.
«В НОРВЕГИИ ДЕЛАЛИ ВСЕ, ЧТОБЫ КУБОК ДОСТАЛСЯ КЛЕБО»
– Cезоном мы довольны. В первую очередь, радует стабильность нашей команды. Настоящий прорыв совершила Наталья Непряева, попав в тройку сильнейших общего зачета Кубка мира. Это очень большой шаг для наших женщин. Давно у нас не было девушек в числе мировых лидеров. С девушками были определенные проблемы, их побольше чем с парнями, если честно.
Да и в целом виден прогресс всей нашей команды. Весь сезон выступали очень достойно. С первой гонки практически на каждом этапе Кубка мира, на чемпионате мира имели шансы на вхождение в тройку, почти всегда эти шансы использовали. Это стабильное движение вперед, которое не может не радовать. Команда гораздо стабильнее, увереннее, чем была раньше. Еще четыре-пять лет назад мы радовались попаданию в тридцатку. Теперь огорчаемся десятому месту.
– Если говорить про девушек, видна проблема отсутствия сильного четвертого номера. Есть тройка лидеров, которые гораздо сильнее остальных. Вы согласны с этим?
– Пока что есть три человека, на которых точно можно положиться – Непряева, Белорукова, Седова. Четвертое место, скажем так, вакантно. Претенденток на него много, у каждой свои плюсы и минусы. На том же чемпионате мира в Зеефельде первые три номера отработали без вопросов, претензий не было никаких. По четвертому номеру были определенные мысли, проблемы, обсуждения.
Но сильные лидеры и внутренняя конкуренция – это всегда хорошо. Когда есть лидер, остальные всегда подтягивается. Это главный принцип спорта. Так было есть и будет. Главное, чтобы было за кем и куда бежать, чтобы было движение вперед.
– Лидер всей команды и главное лицо лыжных гонок России Александр Большунов?
– На сегодняшний день это так. Большунов – самый стабильный и самый сильный наш спортсмен. Для меня он и в мире самый сильный, я твердо так считаю. Он один боролся со всей норвежской сборной! Не секрет же, что они работали на него последние этапы. Они умеют работать на команду, на результат. Это нормально.
– Последние гонки всё же Александру не удались. Или вы полностью довольны его результатами?
– Большунов показал себя по максимуму. Просто последние гонки проводили будто не для профессиональных лыжников, а для детей. Не этап Кубка мира, а соревнования детско-юношеской школы. И это очень большой вопрос к международной федерации. Как можно проводить Кубок мира на таких трассах, как в Канаде. Мы этот вопрос, безусловно, зададим на заседании ФИС. Трассы должны быть подготовлены, есть фиксированные требования к трассам для Кубка мира.
В Канаде трассы были не для сильных лыжников. Приведу пример: ничего весь сезон из себя не представляющий канадец Алекс Харви заехал два раза в тройку. А почему? Знакомая ему детская трасса: одна равнина. Мы же говорим о мировых лыжах, а не о первенстве Татарстана среди детей! Трассы должны быть серьезными, подготовленными.
– Насколько я помню, изначально возвращение этапов в Канаду и США вызывало неодобрение?
– Раньше нас возили раз в два года в Америку, сейчас решили каждый год. Но желания лететь через океан действительно изначально было немного. И у нас, и у европейцев. Смена часовых поясов, очень долгий перелет. К концу сезона для уставшего организма это большой стресс. Не только для нас, для всех лыжников из Европы. К тому же дорого лететь в Канаду. Люди тратят бешеные деньги. К примеру, в том году Норвегия решила сэкономить, неполным составом участвовала. Думаю, в целях экономии. В этом году решили потратиться. В Норвегии делали все, чтобы Кубок достался Клебо.
– Проблемы были только на канадских трассах?
– В Европе тоже были проблемы. В первые дни на этапе в шведском Фалуне трассу подготовили просто безобразно. Просто когда люди ежегодно проводят Кубок мира они начинают расхолаживаться. Это чисто мое мнение, я не могу мыслить за них. Но спринт в Фалуне прошел очень странно, процентов 30 спортсменов просто не дошли до финиша нормально. По причине ужасных условий трассы.
– При этом лишают своего этапа Кубка мира Россию…
– Это не ФИС лишает. Это другая история, которую не хочется лишний раз вспоминать. Мы были наказаны. Надо с этим жить, что поделать.
«НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА НЕ ХВАТИЛО УДАЧИ»
– Поговорим о чемпионате мира. Много медалей, но ни одной «золотой». Считаете ЧМ в Австрии успешным для России?
– Выиграли восемь медалей – это очень хороший результат. По сравнению с прошлым годом стало больше серебряных медалей, меньше бронзовых. Но всегда для меня как максималиста, да вообще любого спортсмена если нет «золота» бурной радости не будет. Немного не хватило. Есть претензии к определенным спортсменам, но в целом команда показала себя неплохо. Результаты удовлетворительные. Команду я не хочу разделять, но есть люди, которыми я восхищаюсь, а есть те, кем я недовольна. Недовольна как результатами на чемпионате мира, так и в целом по сезону.
– Чего не хватило до «золота»?
– Сложно сказать. Думаю, в нашей ситуации не хватало только удачи. Команда была хорошо готова. Не вся. Часть была готова так, как положено быть готовым к чемпионату мира. Часть была неудовлетворительно готова. Я это не отрицаю, они и сами это знают, их тренеры знают. Частично уже с этими спортсменами ситуацию обсуждали и на ошибки указали.
– Как оцените результаты Андрея Ларькова?
– У меня лично к нему вопросов нет. Я думаю он сам не очень удовлетворен результатами по сезону. Но его форма на чемпионате мира была хороша. Да, обидное четвертое место, но конкуренция была очень высокая, доли секунд разделили спортсменов. И эстафету Андрей пробежал в свою силу. Может, тренеры и ждали, что Ларьков убежит от норвежцев, но на трассе Зеефельда от кого-то уйти было практически невозможно. Все шли примерно вровень.
– Чемпионат мира также проходил в сложных условиях. Аномально высокая жара – это плохо для лыжников?
– Это нехорошо, но условия все-таки для всех одинаковые. Трасса одна, солнце одно, всем светит. Я же не говорю, что кому-то легче, кому-то сложнее было. Но, согласитесь, что лыжные гонки – это зимний вид спорта. И когда лыжники бегут при температуре +18 – это как минимум непросто. На длинных дистанциях – это большая потеря воды, люди раздевались чуть ли не до трусов. Надо, наверное, думать, где проводить чемпионаты мира в такое время года. В январе в Зеефельде очень хорошая, морозная погода, отличные условия. Либо проводить в других странах, где снег хорошо лежит и в марте. Все хотят провести чемпионат мира, но в первую очередь надо думать о спортсменах. Я сама очень люблю Зеефельд, это прекрасное, живописное место. Но в этом году там лыжникам было очень тяжело.
– По ЧМ критиковали Максима Вылегжанина. Критика справедлива?
– На чемпионате мира мы совершили определенную ошибку, которую сейчас исправить уже невозможно. Нам нужно было ставить Вылегжанина на скиатлон, а на классику - Евгения Белова. Но тренеры предполагали, что Белов выступит успешнее, что на него нужно сделать ставку. По итогу могу сказать, что конкретно самих ребят критиковать – последнее дело. Максима первого потрясли все эти допинговые скандалы, пропуск Олимпиады. Но его это не сломало! Он остался на сезон, отобрался сам на чемпионат мира. Никто его за уши туда не тащил и за прошлые заслуги никаких поблажек ему не делал. Чемпионат мира не получился таким, каким бы Максим сам хотел его видеть. Но второе место после чемпионата мира на Холменколенских играх показало уровень Вылегжанина. Это престижнейший старт. Вообще, я очень горжусь, что достаточно долго работала с таким большим спортсменом. Судить его за то, что он не был до конца готов к чемпионату мира не стоит. Он пошел ва-банк на 15 км, показал, что он максималист. А ведь 15 километров вообще не его дистанция, он больше тяготеет к марафонам. Марафон был не его стилем, поэтому тоже сложно было на что-то претендовать.
– Глядя на форму Вылегжанина на ЧМ приходится признавать – лучшие годы позади...
– Это известный факт. В лыжных гонках больше восьми-десяти лет еще никто не продержался, ни один великий спортсмен. Ни Нортуг, ни Колонья, ни наши спортсмены. Да, время Вылегжанина как лидера сборной прошло. Но его все равно будет не хватать команде. Максим, Саша Легков были отличными примерами для молодежи по отношению к спорту, тренировкам.
«НАСТОЯЩЕМУ ФАНАТУ СПОРТА ДРАКА УСТЮГОВА И КЛЕБО НЕИНТЕРЕСНА»
– Как проявила себя в этом году молодежь Пхёнчхана?
– Спицов – абсолютный провал. В Пхёнчхане он был с медалями. Большунов уверенными шагами идет все выше и выше. Червоткин остался на том же уровне, может немного ниже, но его проблемы связаны исключительно со здоровьем. Когда есть дискомфорт в организме невозможно показать 100 процентов своих возможностей.
– С чем связаны неудачи Дениса Спицова?
– Я разговаривала с его тренером. Он недоволен отношением Спицова к тренировочному процессу. Я видела некие другие процессы, какие говорить не буду. Сейчас у него неправильное понимание ситуации, отношение к работе. Возможно, даже звездная болезнь после прошлого года. Распыляется на ненужное очень часто. Сейчас Денис получил щелчок по носу, для него это полезно. Парень он талантливый, если все поймет и вовремя перестроится на нужный лад результат будет совсем другим.
– В этом сезоне интерес к лыжам СМИ и болельщиков увеличился. Это благо для спортсменов?
– Когда показывают гонки – Кубок мира, чемпионат мира, любые соревнования – спортсменам это никак не мешает. Только популяризирует наш вид спорта. Что касается ежедневного общения спортсменов со средствами массовой информации, да - я против. По крайней мере спортсмены не должны ежечасно бытьв неком прессинге. Делу время – потехе час. Я категорически не согласна, что спорт – это шоу. По крайней мере у нас.
– С этим был связан ваш конфликт с Дмитрием Губерниевым?
– Я не хочу обсуждать его и даже произносить его фамилию. Он не заслуживает того, чтобы о нём писали и говорили.
– Самый обсуждаемый момент чемпионата мира – драка Сергея Устюгова и Йоханесса Клебо. Как вы относитесь к этому эпизоду?
– Я вообще не понимаю наши СМИ, наших людей. Зачем столько времени обсуждать этот момент, делать из него скандал? Что это - популяризация неспортивного поведения? Просто не выдержали у Сергея нервы. Я считаю, что плох тот журналист, который поставил во главу угла всего чемпионата, сезона эту историю. Нет ничего интереснее по-вашему? Читала об этой драке до последнего дня чемпионата мира. Что же, очень жаль, что наши средства массовой информации так заострили на этом свое внимание. Почему-то норвежцы, показав эпизод в первый день, уже во второй его нигде не повторяли.
– Здесь работает главный закон СМИ XXI века – пишут про то, что интересно людям, на что кликают...
– Да ничего это неинтересно! Настоящему фанату спорта, лыжных гонок это неинтересно! Смотрят и читают те, кто себя считает неким диванным «специалистом» лыж, при этом не зная даже как называется эта гонка, не зная базовых правил. Настоящие, преданные болельщики посмотрели один раз, приняли для себя одно решение: прав ли Сергей, прав ли Клебо и забыли. Стали ждать результатов, смотреть соревнования и болеть за нашу сборную.
Со стороны Сергея было неспортивное поведение, которое в команде все осудили. Сергей сам с этим согласен, он сказал нам, что неправ. Все, на этом историю надо закончить.
«НЕ РАССМАТРИВАЛА ВАРИАНТ ПРИГЛАШЕНИЯ ЛЕГИОНЕРОВ»
– Не так давно прошла Универсиада, где Россия выступила сверхудачно, выиграв почти все возможные медали. Это говорит о перспективах нашей молодежи?
– А в основной сборной у нас не молодежь? Большунову и Спицову только 23 года исполняется. Я считаю, что у нас очень достойная команда, перспективная, с которой мы можем на равных бороться с любыми лидерами лыжного спорта. По крайней мере у парней, у девушек пока результаты послабее. Но есть хорошие примеры и у девушек, планомерная работа идет.
– Вы следили за результатами лыжников в Красноярске?
– Конечно, следила. Но они для меня не важны. Из-за уровня конкуренции там я не могу поставить Универсиаду на какой-то высокий уровень, делать далеко идущие выводы по ее результатам. От России на Универсиаде были сборники, спортсмены, которые либо не отобрались на чемпионат мира, либо отобрались, но не выступали там или бежали мало гонок. Поехала в Красноярск Жамбалова и всех победила. А на чемпионате мира не смогла показать, выступила не так, как сама она хотела, чего я от нее ждала. Это тоже определенный показатель уровня соревнований.
– Важный плюс Универсиады – появление нового лыжного центра в Сибири. Планируется использовать его в дальнейшем?
– Инфраструктура в Красноярске хорошая. Но пока на этом можно завершить полемику. Перед Пекином сборная туда вряд ли поедет. Мы готовимся к соревнованиям, которые проходят на высоте 1700 метров, и мои тренеры не согласятся проводить эту подготовку на равнине. Мы только что практически приехали с Олимпиады в Корее, там тоже был очень далекий часовой пояс, но справились же. Наукой прекрасно доказано как не попасть под удар акклиматизации, приспособиться к смене поясов, мы всё это прекрасно знаем и грамотно выстраиваем подготовку сборной. Перед Пхёнчханом мы поехали в Корею с экспериментальной группой, отдельно изучали этот вопрос. Есть свои собственные наработки, научные труды, используем и советские методики. На самом деле с тех пор ничего фактически не изменилось. Как была акклиматизация важна для спортсмена, так и осталась. Для простого человека то же самое, кстати.
– В других видах спорта активно привлекают иностранцев в сборную России для ее усиления. Вы категорически против такой практики в лыжах?
– Зачем нам иностранцы эти? Нам своих некуда девать. Да и кого можно пригласить? Норвежцы не согласятся. Девчонок из Швеции? Со следующего сезона они точно будут лидерами в мире. Они тоже не поедут. Да даже если согласятся, я никогда такой вариант не рассматривала, о нем не задумывалась. У нас такая огромная страна, неужели мы не найдем восемь мужчин и восемь женщин, которые смогут достойно представлять Россию на чемпионатах мира и Олимпиадах?
«Я ЗА СВОЕ МЕСТО НЕ ДЕРЖУСЬ»
– Как оцените работу сервис-бригад по сезону?
– Из пяти баллов на четыре с большим плюсом. Есть над чем работать, но в целом все неплохо. После Олимпиады в Пхёнчхане я их прям сильно хвалила и это было объективно. Сейчас не так. Были небольшие промашки, но не ошибается тот, кто ничего не делает.
– Норвежцы считают лыжи одним из самых технологичных видов спорта, там трудятся целые институты над проблемами лыж. В России привлекается наука в спорт?
– Конечно, это очень важный момент. Нужно думать не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем, и о послезавтра. Работать на перспективу. Многие гонки сейчас выигрываются грамотной тактикой, подготовкой, инвентарем. Мелочей нет. Если мы можем чем-то помочь спортсмену, стараемся это делать.
– Первый год нового олимпийского цикла – это первый шаг к Олимпиаде в Пекине, либо вы предпочитаете жить здесь и сейчас?
– Как только заканчивается Олимпиада уже на следующий день все команды начинают готовится к следующим Играм. В цикле четырехлетки первый год прошел. Постолимпийский год – это год проверок, экспериментов. По его итогам делают определенные выводы, корректировки в работе. Исправить что-то. С одной стороны, мы сделали маленький шаг, с другой - четверть пути к Пекину мы уже прошли.
– Самый главный итог, то что мы в лидерах и ведем борьбу с той же Норвегией?
– Мы планомерно развиваемся, двигаемся вверх. Хочется быстрее, но соперники сильнее, хитрее. Приходится обдумывать каждый шаг, чтобы их обыграть.
– Общая цель всей программы по развитию лыжного спорта в Татарстане – подготовить олимпийского чемпиона из нашей республики. Насколько это реально и в какие сроки можно ждать выполнение этой цели?
– Все реально. Почему нет? Были же времена, когда российские лыжники, советские были лидерами мировых лыж. Почему бы нам не вернуть эту эпоху? Над этим мы как раз и работаем. Будет чемпион из Татарстана – отлично. Ваша республика заслужила таких успехов полностью.
– Это 2022-й год, 2026-й, 2030-й?
– Далеко заглядывать в будущее не будем. Может, я не буду работать здесь после 2022 года и уже другие люди будут вести нашу команду к новым успехам.
– Вы шутите насчет того, что уйдете из федерации?
– Не шучу. Я человек избранный. Сегодня я здесь, завтра могут выбрать кого-то достойнее меня. Это нормальный процесс. Я за своё место не держусь. С большой любовью отношусь к своей работе, выкладываюсь на 100 процентов. Мне не 20 лет, чтобы за что-то цепляться, я уже взрослая девочка. Можете лучше – пожалуйста.
15 главных событий «Ак Барса»: сменили тренера, отпустили Радулова, заговорили по-татарски 3
Из Юдино в сборную СССР: история Виктора Колотова, которого уважал Лобановский 2
Тренер-аналитик «Динамо-ЛО» стал уличным музыкантом, прошёл курсы пармастера и воспитывает четырёх детей 7
Год Овечкина: хет-трик «Вегасу», тяжелейшая травма в карьере, безумная форма в 39 лет 1
Год «Рубина»: феерия Даку, продление Рахимова и Рожкова и новый манеж 1
Тренер-аналитик «Динамо-ЛО» стал уличным музыкантом, прошёл курсы пармастера и воспитывает четырёх детей 7
15 главных событий «Ак Барса»: сменили тренера, отпустили Радулова, заговорили по-татарски 3
Из Юдино в сборную СССР: история Виктора Колотова, которого уважал Лобановский 2
Тест: сможете назвать всех бомбардиров «Рубина» в РПЛ? 1
29 моментов УНИКСа: MVP Димитриевич, горькое «серебро», Feduk и Pharaoh 1