комментарии 5 в закладки

Дмитрий Квартальнов – рекордcмен драфтов НХЛ. Его продвигал агент Панарина

«Бостон» клюнул на кассету с нарезкой голов.

«Рисковал, конечно, безумно. Но поймите, для меня НХЛ была чем-то самым-самым в хоккее», – рассказывал Дмитрий Квартальнов, вспоминая отъезд за океан. После развала Союза игроки устраивались, где могли. И когда бывшие звёзды ЦСКА, «Динамо», «Химика» оказывались в Дании, как Валерий Брагин, в Швейцарии, как Александр Кожевников или аутсайдере финской лиги, как Владимир Мышкин, это мало удивляло. А Квартальнов удивил.

Дмитрий Квартальнов / фото: Getty Images


КВАРТАЛЬНОВ ВЫБРАЛ КАРЬЕРУ, А НЕ ДЕНЬГИ

Нынешний главный тренер «Ак Барса» в 25-летнем возрасте отказался от жирного контракта в Швейцарии и уехал в США. Но не в НХЛ, а в интернациональную хоккейную лигу (ИХЛ) без каких-либо гарантий подняться выше. Дмитрий не был задрафтован, а по тогдашним правилам НХЛ, клубы не могли подписать его, как свободного агента.

В 1990 году Квартальнов стал лучшим бомбардиром чемпионата СССР, но клубы НХЛ драфтовали русских игроков не из ЦСКА и «Динамо» с осторожностью и прошли мимо него. К тому же он получил травму колена. Зимой того же года Дмитрий положил двушку в ворота «Монреаля» во время суперсерии «Химика» по Северной Америке, а после игры Квартальнов через переводчика заявил, что откажется от участия в Олимпиаде-1992, если его задрафтуют. Опять не получилось. Концовку сезона форвард провёл слабо, неудачно сыграл на чемпионате мира и на драфте о нём не вспомнили. Казалось бы, с мечтой об НХЛ можно проститься, но Квартальнов не сдавался и пошел по самому сложному пути.

Еще в сентябре 1991-го его фамилия значилась в заявке «Химика» на сезон, а когда чемпионат СССР начался, нападающий ушёл из команды. Его агентом стал Пол Теофанос – это он сейчас ведёт дела Сергея Бобровского и Артемия Панарина. И именно он предложил Квартальнову начать с ИХЛ, познакомив его с генеральным менеджером клуба из Сан-Диего Доном Уодделлом. Американцы заплатили «Химику» 28 тыс долларов и подписали контракт с игроком на полгода. В Швейцарии Квартальнову предлагали 150 тысяч. В ИХЛ ему дали в три раза меньше.

Узнали всё о Квартальнове – как его назначали в «Ак Барс», какой у него стиль и сколько он получал игроком

«МАМА ПЛАКАЛА, КОГДА ДМИТРИЙ УЕЗЖАЛ»

«Дон, если ты возьмешь этого парня, он станет лучшим в лиге», – говорил Теофанос. Уже в ноябре Квартальновым заинтересовался «Эдмонтон», а зимой на матчах «Галлс» прописались скауты десятка клубов НХЛ. За первый месяц на непривычных маленьких площадках Дмитрий забил 12 голов. К концу сезона их набралось 60, хотя к началу чемпионата нападающий опоздал. И да – его назвали лучшим игроком года в ИХЛ.

«Мама Дмитрия плакала, когда он решился на отъезд, так как не знала, что с ним будет. Я пытался ей объяснить, но это было тяжело, – вспоминал Теофанос. – А тренер «Химика» мне даже угрожал, когда узнал об уходе Квартальнова».

Хоккеисты из СССР с трудом перестраивались на более бросковый стиль игры в Америке, но у Квартальнова с этим проблем не было. «Он бросал откуда только мог и забивал, забивал, забивал!» – рассказывал Уодделл. Рядом с новичком из Союза поставили бывших проспектов «Филадельфии» Ли Хачборна и Робби Никколса и эта тройка набрала почти 300 очков. Игра Дмитрия настолько  нравилась клубу, что в середине сезона Уодделл вытащил из «Химика» его брата Андрея, заплатив еще 15 тыс долларов.

Перестраиваться за пределами площадки Квартальнову помогала семья Сергея Старикова - одного из первых советских легионеров в НХЛ. Какое-то время он жил с ними, а Ирина Старикова была  переводчиком. По-английски будущий главный тренер «Ак Барса» не знал ни слова. Если бы не ограничение по драфту, «Ойлерс» или какой-нибудь другой клуб НХЛ переманили бы Квартальнова к себе еще зимой, но правила есть правила. Нужно было подождать еще несколько месяцев.

Коллекционные карточки НХЛ


«ЕМУ НУЖЕН КОМПАС И АТЛАС ДЛЯ ИГРЫ В СВОЕЙ ЗОНЕ»

После 60 голов в лиге фарм-клубов НХЛ Квартальнова точно забрали бы на драфте, но чтобы получить хороший контракт, важно было занять позицию повыше. Некоторых смущал его возраст – тратить пик первого-второго раунда на 26-летнего игрока решались не все. «Квартальнов – отличный снайпер, но сколько ему осталось? 4 - 5 лет на таком уровне и все. Это все-таки маловато для топ-проспекта», – говорил директор по развитию хоккеистов «Миннесоты» Ли Джексон.

Еще больше вопросов вызывала игра Квартальнова в обороне. «Ему  нужен компас и атлас, чтобы найти дорогу до своих ворот», – так оценивал игрока генеральный менеджер «Хартфорда» Брайан Бурк. С ним вряд ли поспорил бы даже сам Квартальнов, но цифра 60 за один сезон вынуждала коллег Бурка закрыть глаза на некоторые проблемы игрока.

Агент Теофанос разослал всем генеральным менеджерам видеокассету с записью лучших голов Дмитрия в сезоне и «Бостон» на это клюнул. Перед драфтом большой интерес к Квартальнову проявлял «Детройт» – его скауты посетили 20 игр «Галлс» – но «крылья» выбирали под 22-номером, а у «Брюинс» был 16-й пик. Президент «мишек» Харри Синден очень долго скептически относился к игрокам из России, но всё же рискнул. Никогда прежде в НХЛ не тратили выбор в первом раунде на 26-летнего хоккеиста. После Квартальнова таких историй тоже не было.

«Вы бы видели его голы! Некоторые из них просто потрясающие! Да, он плохо обороняется, а точнее сказать вообще не умеет играть в своей зоне. Но, думаю, мы сможем с этим жить, если Квартальнов будет забивать так много, – заявил Синден после драфта. – Я бы сравнил его с Майком Босси – у них очень похожий стиль игры».

НЕДОЛГОЕ СЧАСТЬЕ В БОСТОНЕ

«Бостон» мечтал о тройке Квартальнов – Адам ОутсКэм Нили, в которой собрались бы снайпер, потрясающий диспетчер и один из лучших силовиков НХЛ тех лет, но летом 1992-го Кэм перенес операцию на колене и выбыл на несколько месяцев. Оставшуюся часть регулярного чемпионата Дмитрий провёл в тройке с умнейшим Оутсом и молодым Джо Жюно. Их тройку называли Bonanza Line в честь популярного в то время на американском телевидении вестерна Bonanza.


С Квартальновым «Брюинс» тоже пришлось повозиться. Теофанос потребовал от клуба односторонний контракт на два года с подписным бонусом в 150 тыс, а «Бостон» надеялся на годичное соглашение с опцией отправки игрока в фарм-клуб и понижением зарплаты. «Мы столько лет обходились без русских и столько же обойдемся без них», – пугал хоккеиста помощник генерального менеджера «Брюинс» Майк Милбери. Но в итоге клуб сдался и подписал контракт на условиях Квартальнова.

А дальше получилось так, как тот же Милбери прогнозировал после драфта. «Выбрав Дмитрия, мы получили великолепного снайпера или провалились», – говорил тогда Майк. Квартальнов забил 10 голов в 9 первых матчах, прекрасно провёл половину дебютного сезона, установив рекорд лиги для новичков по числу игр с набранными очками подряд (14), а затем резко сдал и уже через год оказался в фарм-клубе.

«Наш тренер Брайан Саттер – жесткий догматик – ориентировался на местных игроков и пропагандировал канадский стиль. Его кредо: результат целиком и полностью зависят от объема работы на тренировках. По Саттеру обязанности форварда заключались в том, чтобы отобрать шайбу у соперника, вбросить ее в зону и бежать сломя голову. Такая тактика для меня была совершенно неприемлема. Мое счастье в «Бостоне» продолжалось недолго», – объяснял Квартальнов в интервью «Спорт-экспрессу».

Чем-то напоминает тренерские методики самого Дмитрия, неправда ли?

А в «Бостоне» были недовольны его формой. В начале второго сезона Квартальнова даже отправили в больницу на сдачу анализов крови, чтобы понять причину его спада, который, по словам Саттера, был связан с усталостью. Никакой русофобии по отношению к Дмитрию у тренеров не было. Он заставлял перестраиваться под более оборонительный хоккей абсолютно всех, но не у всех получалось или не очень хотелось.

«Квартальнов понял, что ему больше нравится летать на матчи на чартере и есть филе миньон на обед, чем ездить на автобусе и питаться гамбургерами в фарм-клубе», – говорил Саттер для Boston Globe весной 1994-го, когда его отношения с игроком стали налаживаться. Но перед плей-офф Дмитрий на несколько дней улетал в Россию к больному отцу, и по возвращении он больше не играл ни в «Бостоне», ни в НХЛ.

Артём Зырянов специально для «БИЗНЕС Online»

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх