комментарии 2 в закладки

«Давос» зарабатывает миллионы на ресторанах и спонсорах. «Зелёное дерби» тоже пополнит бюджет клуба

Отличный пример, как можно процветать в «деревне».

Впервые в истории «зелёное дерби» состоялось за пределами Казани и Уфы. Под вывеской KHL World Games «Салават Юлаев» и «Ак Барс» сыграли в швейцарском Давосе. Уфимцы одержали победу в овертайме – 4:3 ОТ.

КХЛ вернулась в Швейцарию год спустя, на этот раз с одним из главных противостояний лиги. В прошлом году выход в Европу получился неудачным: в Цюрихе рижское «Динамо» дважды было обыграно ЦСКА и СКА с общим счётом 1:8, а у матчей была низкая посещаемость. На этот раз лига предпочла провести вынесенный матч не в самом крупном городе Швейцарии, а в Давосе, где проживают всего 12,5 тыс человек.

Выбор КХЛ объясним – в альпийском городе 25 декабря стартует Кубок Шпенглера, в котором будет участвовать «Салават». Это старейший турнир континента, который организовывает «Давос». Несмотря на маленькое население городка, клуб умудряется оставаться одним из самых доходных в Европе.

Фото: Ильнар Тухбатов, ak-bars.ru


НА ФЕЙСБУК «ДАВОСА» ПОДПИСАНО В ПЯТЬ РАЗ БОЛЬШЕ ЧЕЛОВЕК, ЧЕМ ЖИВЁТ В ГОРОДЕ

Средняя посещаемость «Давоса» в нынешнем сезоне – 4,5 тыс зрителей при вместимости арены в 7 тыс. Это предпоследний результат в швейцарской лиге. Но нужно учитывать, что на арене установлено всего 3,2 тыс кресел, а остальное – стоячие места.

Уникальность «Давоса» – в популярности за пределами родного города. На фейсбук клуба подписаны 45 тыс человек – это второй результат после столичного «Берна». Обычно в Европе болельщики поддерживают только местные команды, но сине-жёлтых можно назвать народной командой.

Такой статус очень помогает в работе со спонсорами со всей страны. Из четырёх генеральных спонсоров команды – пивоваренная компания, страховая компания, банк и компания, занимающаяся поставками электроприборов – ни одна не базируется в Давосе или в кантоне Граубюнден, где расположен городок. В итоге команда успешно конкурирует в чемпионате – доходы «Давоса» позволяют подписывать сильных по местным меркам хоккеистов, а также обновлять клубную инфраструктуру.

Также стоит отметить, что «Давос» – первая швейцарская команда, которая пыталась повысить узнаваемость своего бренда на международных рынках. С 1923 года клуб организовывает Кубок Шпенглера, а также уже 20 лет представлен в симуляторе NHL.

Болельщики «Давоса» / фото: Abercio, Wikimedia Commons (Лицензия CC BY-SA 2.0)


КЛУБ МНОГО ЗАРАБАТЫВАЕТ НА РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ 

«Давос» – публичное акционерное общество, и каждый может стать владельцем команды. Клуб не афиширует информацию о количестве акционеров и стоимости акций, но известно, что на заседаниях совета директоров клуба собираются более 200 человек. На таких встречах владельцы команды определяют политику клуба и выбирают генерального директора. Сейчас это бывший хоккеист Марк Джанола, который до 2018 года занимался организацией Кубка Шпенглера.

Как акционерное общество, «Давос» по швейцарским законам обязан каждый год выкладывать финансовые отчёты. Они показывают, что в сезоне 2018/19 «Давос» получил прибыль в 317 тыс швейцарских франков. Всего в сезоне 2018/19 «Давос» заработал 26,5 млн франков (1,7 млрд рублей). Это второй результат в чемпионате Швейцарии, после столичного «Берна», который заработал 27,5 млн.

Таблица: Виктор Майоров


У швейцарских клубов есть одна уникальная статья доходов – ресторанный бизнес. На каждой арене, а также по всему городу, где находится команда, есть несколько фирменных клубных кафе. «Давос» в прошлом сезоне заработал на посетителях своих заведений 2,6 млн франков.

ТВ-права приносят «Давосу» чуть более 1,85 млн франков. Швейцарская федерация хоккея, которая проводит чемпионат, распределяет доход поровну между всеми участниками турнира, вне зависимости от результата. Нынешний ТВ-контракт действует до 2022 года и вполне вероятно, что он будет продлён на улучшенных условиях.

Наибольшую часть доходов сине-желтым принесли рекламные контракты – 9,25 млн. О спонсорах мы говорили выше. 

Билеты и абонементы принесли «Давосу» 7 млн франков, а суммарно за сезон игры посетили 194 тыс зрителей. В среднем каждый болельщик заплатил за поход на матч 36 франков. Для сравнения – чтобы «Ак Барс» сумел достичь таких же показателей, средняя стоимость билетов должна составить 1,6 тыс рублей, а все матчи пройти при аншлагах.

Заработал «Давос» и на «зелёном дерби», поскольку арена принадлежит клубу. КХЛ пришлось заплатить за аренду.


ЗАРПЛАТНЫЙ БЮДЖЕТ «ДАВОСА» ВЫШЕ, ЧЕМ У «ТОРПЕДО»

Практически 3/4 всех расходов клуба приходятся на зарплаты хоккеистов и проведение Кубка Шпенглера. В прошлом году клуб потратил на организацию этого предновогоднего традиционного турнира более 7 млн франков. В эту сумму входят перелёт, проживание и бонусы приглашённым командам.

Зарплатный бюджет «Давоса» на хоккеистов – 8,5 млн франков. Это 550 млн рублей. Если бы «Давос» выступал в КХЛ, то, ориентируясь на данные «Чемпионата», швейцарцы находились бы в рейтинге зарплат на 18-м месте. Хоккеисты «Давоса» суммарно зарабатывают больше, чем игроки «Нефтехимика», «Торпедо» или «Сочи». Отметим, это далеко не лучший результат в швейцарской лиге. Согласно Forbes, в прошлом сезоне заработный фонд четырёх клубов – «Берна», «Цюриха», «Цуга» и «Лугано» – превысил 12 млн франков. Это уровень «Трактора» и «Йокерита».

Такая бизнес-модель позволяет «Давосу» и другим швейцарским клубам успешно выживать в условиях небольшого рынка. Каждый год федерация проводит лицензирование клубов, но за последние 20 лет все команды успешно её прошли. В Швейцарии невозможно представить, что команда станет банкротом или расформируется, а вместо неё будет основано новое юридическое лицо, как уже не раз было в России.

Однако, в российских условиях бизнес-модель «Давоса» была бы недееспособной. Главная проблема – слишком низкая покупательная способность населения. В КХЛ никто не придёт на хоккей при средней стоимости билетов в 36 франков (2,3 тыс рублей). И это в городах-миллионниках, а не в «деревнях» вроде Давоса.

Таблица: Виктор Майоров


К тому же, ТВ-рынок в нашей стране совершенно не развит. В сентябре КХЛ объявила, что выплатит всем участникам лиги 419 млн рублей – это 6,7 млн франков. При этом, если в чемпионате Швейцарии все клубы получают равный доход, то в России всё зависит от результатов – больше всех заработал чемпион страны ЦСКА (72,5 млн рублей), а меньше всех – «Нефтехимик» (8,18 млн). Армейцы заработали в полтора раза меньше, чем швейцарский клуб.

Именно поэтому вероятность появления не только «Давоса», но и вообще любого швейцарского клуба в КХЛ ничтожно мала. Финансовые показатели команд из чемпионата Швейцарии – это совершенно другой уровень, который возможно достичь в нашей стране только при одном условии – если тоже сократить лигу до 12 самых популярных, богатых и сильных команд.

Виктор Майоров
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печти
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх