комментарии 29 в закладки

Бывшие дзюдоисты год назад создали бренд одежды. Сейчас одевают «Ак Барс» и клубы РПЛ

Интервью с совладельцем ALGA.

В прошлом году на рынок спортивной и массовой одежды Татарстана вышел новый игрок – компания ALGA. Менее чем за год она превратилась из небольшого бренда, который продаёт товары через инстаграм, в фирму, у которой есть свой магазин в главном торговом центре города и партнёрство с клубами КХЛ и РПЛ.

Осенью ALGA открылась в «Меге», где татарстанская фирма конкурирует за покупателей с Reebok, Nike и другими представителями мировых брендов. Тогда же фирма запустила коллаборацию с «Ак Барсом», благодаря чему о бренде узнали в других городах.

В интервью «БИЗНЕС Online» совладелец компании Тимерхан Зиятдинов рассказал, каким был путь от продажи кимоно до открытия собственного магазина, как создавался бренд и зачем ALGA линейка одежды к 100-летию ТАССР.

Что еще рассказал бизнесмен:

● раздражает, что с 90-х годов ходит мнение, что всё иностранное – хорошее, а российское – плохое;

● сотрудничество с «Ак Барсом» сильно повысило узнаваемость бренд ALGA ;

● некоторые молодые люди уже не знают символику Татарстана, поэтому нужно её популяризировать;

● будущее розничной продажи в онлайн-ритейлерах, теперь даже не нужны свои онлайн-магазины;

● два года выручка компании составляла по 100 млн рублей.


Тимерхан Зиятдинов / фото: предоставлено собеседником


«СНАЧАЛА ШИЛИ В ПАКИСТАНЕ, НО КАЧЕСТВО ТАМ НЕ ОЧЕНЬ»

– Тимерхан, почему вы назвали компанию ALGA?

– Во-первых, мы хотим, чтобы весь мир узнал это слово. Мы поставили для себя амбициозную цель, что уже через пять лет мы будем ассоциироваться с республикой так же, как «Татнефть», «КАМАЗ» или Универсиада-2013. Во-вторых, слово ALGA очень красивое, простое и удобное для произношения всеми людьми.

– Как вам пришла идея открыть собственное производство?

– В бизнес, связанный с одеждой, мы с партнёром пришли в 2014 году, когда завершили спортивную карьеру в дзюдо в разряде мастеров спорта. За 20 лет в спорте мы собрали много мнений о кимоно, а также на себе протестировали все известные бренды. Решили продавать в России малораспространенную в тот период голландскую марку Essimo, у которой есть аккредитация международной федерации дзюдо.

Рынок в дзюдо специфичный. Существуют всего десять аккредитованных брендов. В кимоно какого-нибудь местного производства на соревнования выйти нельзя. Essimo – это компания, которую основал бывший профессиональный дзюдоист. Познакомившись с ним, мы заключили лицензионный контракт и начали продавать кимоно в России, импортируя его с крупной фабрики в Пакистане, а также со склада в Амстердаме.

Наше кимоно начали надевать чемпионы мира и Олимпийских игр. Параллельно мы начали получать много запросов на спортивную одежду – спортивные костюмы, куртки и так далее. В 2015 году мы приняли первые заказы. Сперва мы делали простые костюмы, потом уже экспериментировали – делали бомберы и свитера, в которых спортсмены выезжали на различные соревнования.

– Одежду тоже шили в Пакистане?

– Качество у пакистанских костюмов не очень. А если одежда не подошла клиенту, её замена требовала несколько месяцев. Поэтому мы решили, что нам необходимо работать уже с местными подрядчиками, отшивать продукцию в России. Сперва использовали только подрядные производства, но в силу частых ошибок и удаленного контроля решили открыть собственный цех.

– В чем плюсы и минусы такого решения?

– Это позволяет контролировать производственный процесс от закупки ткани и фурнитуры до выпуска готового продукта. В случае сжатых сроков мы выпускаем дополнительные смены и влияем, непосредственно, на все этапы производства продукции. Из сложностей – ежедневное управление производством.


«ПОСЛЕ КОНТРАКТА С «АК БАРСОМ» РЕЗКО УВЕЛИЧИЛАСЬ УЗНАВАЕМОСТЬ БРЕНДА»

– Как вы начали сотрудничать с «Ак Барсом»?

– В сентябре клуб провёл тендер на производство коллекции одежды для игроков и тренерского штаба. Мы подали заявку, описали руководству «Ак Барса» все наши преимущества: качество ткани, сроки производства и так далее. В итоге мы выиграли тендер.

Затем мы нарастили сотрудничество с командой – сделали атрибутику для болельщиков. У нас было предложение, от которого невозможно отказаться – все затраты на производство берём мы, сами же делаем дизайн, продакшн и платим клубу роялти. В ответ «Ак Барс» позволяет нам шить вещи с их логотипом и с их концепциями.

Артём Лукоянов / фото: предоставлено собеседником


– Что это дало вашей компании?

– Помимо дохода, это хорошая реклама для нас. «Ак Барс» – это бренд республики, мы взаимно дополняем друг друга по концепции. В процессе взаимодействия с клубом мы проверили свои силы и доказали, что способны конкурировать с западными спортивными брендами, у которых клуб раньше заказывал одежду. Теперь каждый, кто приходит в «Татнефть Арену», знает о нашем бренде. Люди, которые ходят по «Меге» заходят к нам и спрашивают, есть ли у нас вещи с символикой клуба.

– Насколько выросла капитализация после заключения контракта с «Ак Барсом»?

– Это коммерческая тайна, но в клубе были приятно удивлены. С финансовой точки зрения для клуба мы сделали неплохую выручку. В настоящее время мы работаем над новыми проектами.

– Сотрудничество с «Ак Барсом» ограничивается только пошивом и поставкой одежды?

– Нет. Параллельно с производством одежды мы занимаемся ее «упаковкой»: снимаем видеоролики и проводим фотосессии, готовим контент совместно с клубом. Мы сейчас открыли подразделение ALGA Media – у нас есть видеограф, фотограф, сценарист, монтажер. Мы пишем сюжет какого-либо видео, затем договариваемся с клубом и снимаем. Мы так работали с «Ак Барсом», в декабре у нас была презентация с «Нефтехимиком», в январе – с УНИКСом.

Сейчас мы работаем с двумя клубами РПЛ, коллекция одежды представим позднее. План у нас составлен до марта. При этом, мы работаем не только со спортсменами. В настоящее время мы плавно переходим в casual, обновляя свой ассортимент, стараемся уйти от стереотипа «спортивки» ALGA.


– Каким образом?

– В ближайшее время мы презентуем мужскую и женскую одежду для повседневной носки: джемперы, пуловеры, худи, рубашки, платья, джинсы, кардиганы, пальто и тому подобное.

В скором времени также планируется запуск женской коллекции одежды – топы, лосины и так далее. У нас будет подразделение ALGA Fitness. Как показывает статистика, 8 из 10 наших товаров куплены мужчинами. Мы же хотим, чтобы наши товары чаще покупали и девушки.

В рамках международной интеграции ALGA мы стали проводить фотосессии в новых casual моделях с афроамериканцами и азиатами, позиционируя компанию не только как локальный бренд.

– Есть ли спортсмен, которого бы вы взяли на контракт?

– Сложно сказать – многие из них уже на контрактах. Например, Алина Загитова работает с Puma.

– Хабиб Нурмагомедов?

– Ну, наверно да. Я лично с ним и его отцом знаком, но у Хабиба контракт с Reebok, так что мы не сможем его подписать.

«РАЗРАБАТЫВАЕМ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ И ИГРОВЫЕ ХОККЕЙНЫЕ СВИТЕРА»

– Насколько прибыльно на данный момент иметь собственное швейно-пошивочное производство?

– Неприбыльно, если нет постоянной загрузки и крупного заказчика, с которым проводится ежедневная работа. Производство должно работать все 365 дней в году, иначе не будет заработка.

– Сколько потребовалось средств для открытия бизнеса?

– На старте нам потребовалось порядка 2,5 млн только на нашу деятельность, когда еще не было своих производственных мощностей. Далее в процессе работы компания наращивала производственную базу, постепенно закупая вышивальное и сублимационное оборудования в лизинг.

– Ваша компания уже вышла в ноль?

– Да, мы как предприятие уже рентабельны.

– Сколько зарабатываете в месяц?

– По итогам 2018 года наша выручка составила 100 млн рублей. По итогам 2019 года мы добились такой же выручки, но прирост был меньше ожидаемого, так как мы запускали розничное направление.

– Какая рентабельность проекта ALGA на данный момент?

– В среднем за год – 20-30%.

– Какие у вас планы?

– Мы сейчас разрабатываем игровые и тренировочные хоккейные свитера ALGA. Формируются коммерческие предложения как для клубов КХЛ, так и для остальных профессиональных лиг, любительских и детских команд. Плюс, если говорим в целом о планах компании, то помимо ALGA Fitness мы скоро запустим концепцию индивидуального пошива костюмов.

– Зачем?

– Нам поступает много запросов на что-то эксклюзивное. К сожалению, наша бизнес-модель не предусматривала решение этих задач без потерь общего объема продукции для розничных продаж. В связи с этим решили открыть отдельное производство, специализирующееся только на индивидуальном пошиве.

Нам удалось найти сильнейшего конструктора и опытных портных. Мы формируем отдельный склад сырья – кашемира, модала и хлопка. Суть бизнес-модели заключается в возможности заказать абсолютно уникальное изделие, изготовленное по индивидуальным лекалам с широким предложением по персонализации изделия: вышивка инициалов, семейных гербов, теснение фурнитуры и прочее. 

Клиентам будет предоставлен сервис выезда портного для снятия мерок. Данная услуга будет доступна по подарочным сертификатам.

– Это бизнесовый или имиджевый проект?

– И то, и другое.

Ильяс Хуснутдинов (трёхкратный чемпион мира по ушу) / фото: предоставлено собеседником


«У НАС В МАГАЗИНЕ ЛЮДИ ПУТАЛИ ГЕРБ ТАТАРСТАНА С ЭМБЛЕМОЙ «АК БАРСА»

– Опишите, средний портрет вашего покупателя.

– Их можно описать, как идейных людей. Приведу пример. У нас управляющий, которая девять лет работала в крупном магазине, говорит мне, что никогда не видела таких заинтересованных покупателей. У консультантов люди интересуются о магазине, о нашем бренде, и хвалят нас за нашу работу. Приезжают люди с районов республики, заходят к нам в магазин, видят куртку из коллекции National с гербом республики – и берут её из-за патриотических чувств. Причём, это не только татары, но вообще в целом те люди, которые переживают за Татарстан из разных городов России.

При этом, она поражается нашей молодёжью. Однажды к нам зашёл парень 18 - 19 лет. Он увидел одежду с гербом Татарстана и спросил у консультантов: «Почему у вас здесь нарисован логотип «Ак Барса»?». Парень спутал герб республики и эмблему хоккейного клуба. Возможно, это был приезжий молодой человек из другого региона России, но факт остаётся фактом. Поэтому мы и популяризируем герб республики, на одной из коллекций на подкладке была нанесена история его возникновения.

– Что у вас сейчас продаётся лучше всего?

– У нас топовые линейки две: костюм National и костюм Black.

– Какая выработка у вас сейчас?

– На февраль у нас запланирована выработка 3000 единиц товара. В марте за счет аксессуарной группы выходим на 5000 единиц. Плюс массовые заказы бывают – на Всемирный конгресс татар, который прошёл в декабре 2019 года, мы отшили шесть тысяч изделий.

– Переработок нет?

– Наоборот, так скажем, дефицит. У нас в магазине в «Меге» сейчас есть разрыв по размерам – остались только самые маленькие и большие, базовые размеры все скупили. И мы в основном сейчас именно шьём одежду средних размеров, чтобы заменить одежду в магазине. А на другие мы делаем скидки, и, в конце концов, они тоже распродаются.

– Весь материал для производства вы привозите из-за рубежа. Почему?

– Потому что в России нет материалов, удовлетворяющих нас по качеству.

«МОЖНО ПОМЕНЯТЬ МЕНТАЛИТЕТ, КОГДА ЛИДЕРЫ МНЕНИЙ ПОКАЗЫВАЮТ ОДОБРЕНИЕ НА СВОЁМ ПРИМЕРЕ»

– Как же вы зашли в «Мегу»?

– В июне 2019 года мы приняли решение об открытии фирменного магазина в торговом центре, так как наш шоу-рум в «Бизнес-центре на Ибрагимова» не справлялся со своими задачами. Мы написали письмо в торговый центр «Мега», договорились о встрече с руководством, рассказали о бренде и финансовых показателях. И в итоге доказали им, чтобы можем и достойны открыть магазин.

Как только мы договорились, нас поставили в очередь – чтобы открыть свой магазин в «Меге» нужно подождать, пока появится свободное место. По плану мы должны были открыться в первом полугодии 2020 года. Но осенью один магазин резко съехал с «Меги». Нам позвонил управляющий из Москвы и сказал, что наша заявка принята – мы выделяем вам 62 квадратных метров, у вас есть день на обдумывание. Сразу согласились.

Фото: Евгений Жура, БИЗНЕС Online


– Магазин в «Меге» прибыльный?

– Мы с первого же месяца вышли в небольшой плюс.

– Сейчас у вас только один магазин в городе?

– В Казани один и в казанском аэропорту – ALGA Champions. Плюс к нам приходят предложения от торговых центров Альметьевска, Нижнекамска и Набережных Челнов, а также от других ТЦ Казани с просьбой открыть у них ALGA. Также у нас уже появляются предложения выделить франшизу, но пока мы не рассматриваем эти варианты.

– С кем вы конкурируете?

– В casual сегменте это Tommy Hilfiger, Armani Exchange, Gant. В спортивном же сегменте – это Reebok, Nike, аdidas, то есть бренды, которые представлены чуть ли не в каждом магазине. Лично я хочу, чтобы у нас в республике было больше местных компании – тогда у нас будет и больше рабочих мест, и меньше привезенных товаров.

– И успешно ли вы конкурируете с этими брендами?

– Да. Вот хотя бы на примере «Меги» – рядом с нами находятся магазины Reebok и Gant, но люди всё равно идут к нам. Поменьше, конечно, но нам, чтобы выжить, не нужна такая же большая выручка, как у этих магазинов.

Фото: пресс-служба «Ак Барса»


– Какое главное преимущество у этих брендов перед российскими?

– Наверное, это мнение в нашем обществе, что всё иностранное – хорошее, а российское – плохое. Считаю, что это в 90-е годы у россиян мысль закрепилась, когда челночники массово привозили товары из-за рубежа. Вот я спрашиваю у людей: «У вас дома какой холодильник стоит?» Все отвечают, что импортный. Однако у нас в 70 км от Казани в Зеленодольске делают шикарные холодильники Pozis. Это меня раздражает и я лично хочу доказать покупателям, что и в России делают товары высшего качества.

– Как можно перевернуть это мышление?

Когда лидеры мнений показывают на своём примере, что и в России делают хорошие товары, можно поменять менталитет. Например, профессиональный игрок может позволить себе всё, что угодно, но предпочитает нашу одежду не только на официальных мероприятиях, но и в повседневной жизни.

«БУДУЩЕЕ ЗА ОНЛАЙН-МАГАЗИНАМИ – ЭТО КАК КРУПНЫЕ ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ, ТОЛЬКО В ИНТЕРНЕТЕ»

– Вы планируете открывать магазины за пределами Татарстана?

– Планируем, но на данный момент мы заинтересованы в другом проекте – онлайн-магазине. За ними будущее.

– Почему?

– Потому что сейчас стали очень популярны онлайн-маркеты – Kazan Express, Lamoda, Wildberries и так далее. Это общемировая тенденция, сейчас даже не нужны свои собственные интернет-магазины. Эти крупные торговые центры, только в интернете.

Например, зайдите на Lamoda и выберете категорию «спортивный костюм». У вас сразу же появятся более десяти вариантов от разных брендов, вы можете выбрать любую модель и любой размер. И зачем людям теперь заходить на наш сайт, если они могут зайти в эти магазины, где можно за пару кликов сравнить нашу продукцию с Nike или adidas?

– Уже вышли на эти онлайн-ритейлеры?

– Да, мы скоро запускаем продажи на площадке Kazan Express.

– А до этого вы хотели открыть свой интернет-магазин?

– Да, но это бешеные затраты как денег, так и сил. Мы уже начали разработку, но поняли, что это не принесёт нам прибыли, поэтому отказались от этой идеи в пользу сторонних онлайн-площадок.

Фото: предоставлено собеседником


– Неужели на этих площадках можно получить большую прибыль?

– Они продают одежду миллионами. Wildberries сейчас в Зеленодольской экономической зоне на выезде из Казани строит огромный распределительный центр за 5 млрд рублей. Сюда поставщики будут привозить свой товар, и отсюда будут отправлять его клиенту. Ozon строит центр за миллиард рублей. Татарстан, наверно, станет лидирующим регионом в этой отрасли.

Просто задумайтесь – 5 млрд в распределительный центр. Это будет целый город. И какая-нибудь маленькая кукморская компания, которая шьёт нижнее бельё, благодаря Wildberries будет продавать его тысячами. Уверен, что будет очень выгодно открыть своё производство рядом с этим центром, где под боком все необходимые материалы, а затраты на логистику минимальные.

– Уверены, что на этих площадках будут большие объемы продаж?

– Абсолютно, но туда надо идти «стоками». То есть, всё то, что не допродаётся в «Меге», например, одежда очень больших или маленьких размеров, на Kazan Express разлетится моментально.

– Что нужно сделать, чтобы попасть в Kazan Express, Lamoda или WIldberries?

– Заполнить все анкеты и документы, а потом привести свой товар на склад. Это бесплатно, ритейлеры берут только комиссию с продаж.

– А сейчас вы с кем работаете, если заказ, например, поступил из Москвы...

– С курьерскими службами по всей России. Они забирают где-то 5 - 7% комиссии – это очень хорошие условия.

«МИННИХАНОВУ ПОНРАВИЛАСЬ ИДЕЯ ДОНОСИТЬ КУЛЬТУРУ ЧЕРЕЗ ОДЕЖДУ»

– Вы встречались с Рустамом Миннихановым. Как это получилось?

– Я был участником «Фабрики предпринимательства». Во время итогового конкурса мы вывесили свою продукцию, и в этот момент там были министр экономики Татарстана Фарид Абдулганиев и президент республики Рустам Минниханов. Мы с партнёром познакомились с ним, ему очень понравилась наша идея доносить историю и культуру республики через одежду.

Министерство экономики РТ организовало нам выступление на субботнем заседании кабинета министров, там я провёл презентацию нашего бренда. Через полгода министерство промышленности РТ организовало нам презентацию линейки одежды ТАССР во время приезда Виталия Мутко в Казань.

– Что это за линейка одежды?

– Одежда с символикой 100-летия ТАССР. Мы уже запускали её в продажу, её хорошо покупает старшее поколение. В этом году мы планируем в преддверии праздника на всей нашей одежде сделать бирки с символикой, а внутри сделать принт. Например, с внешней стороны это будет выглядеть как обычная куртка, а внутри будут надписи, приуроченные к событию. Мы запустили эту линейку в рамках концепции нашего бренда.

– Насколько хорошо сейчас развита легкая промышленность в Татарстане?

– У нас в республике есть хорошие фабрики в Кукморе, Чистополе, Альметьевске. Например, кукморские валенки продаются по всей России.

– Кто, на ваш взгляд, главные российские игроки в вашей отрасли на данный момент?

– Первый – это Bosco, которые открыли великолепное производство в Калужской области на тысячу рабочих мест. Они были поставщиком олимпийской сборной.

Второй – это Black Star. У них более 40 магазинов по стране. Еще мне нравится компания Bona Fide. Это петербургская фирма, которая производит и продаёт только лосины и топики с оборотом более 25 млн рублей ежемесячно.

– Это пример того, как нужно работать точечно?

– Безусловно. Они нашли свою жилу, довели работу до идеала и автоматизма.

Фото: предоставлено собеседником

– Допустим, я хочу открыть собственное швейно-пошивочное производство. Что бы вы мне посоветовали?

– Смотря с какими условиями вы выходите на рынок. Если у вас нет никакой концепции, стратегии, нет портрета клиента, странички в инстаграме, понимания, как вы будете продавать свой товар, то открыть такой бизнес – это безумие.

Я бы порекомендовал сконцентрироваться на двух-трёх видах одежды. Как говорится, лучше тысячу раз отработать что-то одно, чем один раз тысячу вещей. Человеку нужно определиться, что он будет делать.

Может, мы сейчас запустим производство лосин, а это выстрелит по всему миру. Допустим, мы будем продавать три тысячи пиджаков, как Tommy Hilfiger, 10 тыс спортивных костюмов, а одежду для фитнеса будут скупать сотнями тысяч. И что тогда, какой мы станем компанией у массового покупателя? Той, что производит кэжуальную одежду, спортивную или женскую? Это сложный вопрос.


Визитная карточка компании

ООО «АЛГА».
Год создания – 2019.
Направление работы – продажа повседневной одежды
Количество сотрудников – 70.
Оборот – 110 млн рублей (2019).

Визитная карточка руководителя
Тимерхан Зиятдинов – соучредитель.
Родился 13 февраля 1985 года в Казани.
Образование
Казанский государственный архитектурно-строительный университет (2008).
Достижения
Мастер спорта России (дзюдо)
Серебряный призёр Всемирных игр полицейских и пожарных (Ванкувер, 2009)
Карьера:
ООО «ЭССИМО» – директор по развитию – 2014-2019
ООО «АЛГА» – директор по развитию – 2019 – наст. время.
Семейное положение – женат, трое детей.

Виктор Майоров
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печти
еще истории
  • за все время
  • сегодня
  • неделя
  • год