«Не нравится, что меня сравнивают с Мусэрским». Интервью с главным гигантом российского волейбола
Максим Сапожков (220 см) из «Самотлора» осваивается в суперлиге.
Долгие годы самым высоким волейболистом России был Дмитрий Мусэрский (218 см), но Максим Сапожков его перерос. 21-летнему парню с выдающимися физическими данными тоже прочат большое будущее, в том числе в национальной команде. Но пока Максим только заявляет о себе в большом волейболе.
После доминирования Сапожкова в молодёжной лиге, новосибирский «Локомотив» отправил его в аренду в болгарский клуб «Монтана» (2020/21). А в этом сезоне диагональный полноценно дебютировал в российской суперлиге в составе «Самотлора» и помог ему пробиться в плей-офф – он второй бомбардир нижневартовской команды после доигровщика Руслана Галимова.
В интервью «БО Спорт» Сапожков рассказал, почему не хочет быть блокирующим, как отреагировал на жёсткую конкуренцию за место в составе и когда так вымахал.
«В «САМОТЛОРЕ» НАУЧИЛСЯ ИГРАТЬ В ЗАЩИТЕ»
– Максим, все говорят, что вы должны стать крутым игроком. На вас давят большие ожидания?
– В первое время все эти разговоры действительно раздражали и мешали. Потом со временем уже перестал обращать на это внимание. Говорят – и ладно. Я делаю своё дело и стремлюсь подняться на следующую ступеньку в волейбольном развитии. Нужно много усилий, чтобы реализовать потенциал, о котором все говорят.
– Перед отъездом в Болгарию вы выражали надежду, что в этом сезоне уже будете играть в «Локомотиве». Какой была ваша реакция, когда узнали, что вновь отдают в аренду?
– На самом деле это было вполне ожидаемо. Мне кажется, в «Монтане» я недостаточно показал себя лидером команды, не доказал, что уже готов к большим задачам. Рад, что оказался в «Самотлоре». В клубе делают всё, чтобы я развивался. При этом если в Болгарии у меня был карт-бланш, то здесь всё иначе – если играешь плохо, то отправляешься в запас. В «Самотлоре» я столкнулся с серьёзной конкуренцией.
– Это проблема?
– В начале сезона было непривычно. Я привык много играть. А здесь оказался в иных условиях: иногда меняют, а иногда, наоборот, приходится выходить со скамейки запасных. От тебя ждут, что ты исправишь ситуацию и времени на раскачку нет – нужно сразу действовать. Это было непросто, но теперь я уже адаптировался. Очень рад, что получил возможность играть в суперлиге. Многие в дебютный сезон в основном сидят в запасе и изредка выходят на подачу.
– У вас с ровесником Назаром Литвиненко серьёзная борьба за место в составе. Как с ним общаетесь?
– Хорошо общаемся. У нас нормальные дружеские отношения. Да, мы конкуренты, но в то же время одноклубники. Думаю, за счёт конкуренции на тренировках мы оба развиваемся, двигаемся вперёд.
– Насколько вы довольны своим прогрессом в нынешнем сезоне?
– Каждый матч в суперлиге – бесценный опыт. Плюс после каждой игры происходит разбор ошибок. Для меня важно мнение не только тренера Валерия Владимировича Пясковского, но и опытных одноклубников. Они подсказывают, что делал правильно, а что нужно исправить. Это всё важно и полезно. Мне кажется, прогресс есть. Например, до этого сезона я вообще не умел играть в защите. Сейчас научился выходить под мяч, помогать команде в этом элементе. Плюс в атаке стал чуть разнообразнее.
– Какие матчи текущего сезона считаете лучшими для себя?
– Наверное, в начале сезона против «Кузбасса» (3:2) и «Динамо-ЛО» (3:2). К сожалению, потом бывали спады. Где-то я морально не справлялся. В суперлиге совершенно другой эмоциональный уровень. Раньше я мог играть совершенно спокойно, а сейчас эмоции рвутся наружу.
– В чём вам критически важно прибавить?
– Однозначно в подаче. Она у меня очень нестабильная. Частенько в этом сезоне меня снимали с игры только из-за подачи. На тренировках всё нормально, а в игре не получается. Пытаюсь перебороть этот момент.
«Я МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ ДЛЯ ИГРЫ В ЦЕНТРЕ»
– Кто для вас эталонный диагональный?
– Номер один – Максим Михайлов. По нынешнему сезону нравится Сергей Пирайнен – то, как он управляет мячом. Очень хорошо снимают мячи на высоте Виктор Полетаев и Мохамед аль Хачдади. Всегда стараюсь подсматривать действия коллег по амплуа и улучшать свой технический арсенал. Та же скидка – полезная штука. Порой атака вполсилы тоже эффективнее, чем удар на всю мощь. К сожалению, пока не хватает техники и хладнокровия всё это делать во время игр, но стремлюсь к этому. У меня есть сила удара, но хотелось бы научиться атаковать быстрее, а сейчас получается как в замедленной съёмке.
– Говорят, что на тренировках вы пару раз отправляли партнёров в нокдаун.
– Да, бывали прямые попадания в голову – это, конечно, неприятно. Хотя на тренировках обычно придерживаешь руку. Контролируешь эмоции и пытаешь попасть туда, куда задумал. Во время игр эмоции захлестывают, и там уже вкладываешь всю силу.
– Вы смотрите игры Дмитрия Мусэрского в Японии? Вы с ним примерно одной комплекции.
– Не смотрю. Если честно, мне не нравится, что нас сравнивают. У меня свой путь, и я не должен быть его копией. Да, мы одинаково высокие. Но на этом всё. В остальном мы разные. Мусэрский большую часть карьеры был блокирующим, а я – диагональный.
– Кстати, есть мнение, что вам тоже нужно стать блокирующим.
– Меня не раз пробовали на этой позиции. Как-то в молодёжке у нас были проблемы с центрами, и я вообще весь матч провёл в другом амплуа. Но мне это не нравится. Да и медлительный я для перемещения в края сетки.
– Недавно тренер «Локомотива» Иван Пух отмечал вашу эффективность на блоке при быстрой передаче: каждое второе касание – положительное.
– Рост даёт преимущество. Но есть техничные игроки, которые могут засунуть мяч под кожу или отыграться от рук. Например, Сергей Савин в недавнем матче играл только так. Почти не бил, только скидывал.
– Что вам дал сезон в Болгарии?
– После молодёжки я перешёл совсем на другой уровень. Это была ощутимая разница. В начале вообще ничего не получалось, первый месяц не понимал что к чему. Был какой-то страх, переживания. Потом ещё коронавирус выбил из колеи. Я быстро переболел, но три недели просидел дома, ожидая отрицательного теста. Разумеется, растерял и физическую, и игровую форму. Долго восстанавливался. В целом это был интересный опыт. Большинство болгарских команд в России были бы аутсайдерами, но у участников еврокубков был очень приличный состав и уровень.
– «Локомотив» отправил вас в паре со связующим Максимом Крескиным. А в одиночку бы справились за границей?
– Даже не знаю, мне кажется было бы очень трудно, особенно вне волейбола. Так хоть было с кем общаться. В плане волейбола с Максом тоже было комфортнее – мы долго играли вместе, и он знает как мне пасовать.
«БЫЛ В ШОКЕ, КОГДА ВСТРЕТИЛ ЧЕЛОВЕКА ВЫШЕ СЕБЯ»
– Ваш рост – это генетика?
– Скорее всего, да. У моей мамы рост 187 см, плюс по её линии все мужчины под два метра. Она была уверена, что я буду чуть выше двух метров, но я даже превзошёл её ожидания. Возможно, и спорт тоже помог вытянуться. Я чем только не занимался. Ходил на карате, на плавание. Плавание не понравилось из-за однотонности – слишком скучно плавать туда-сюда. Баскетбол тоже пробовал, но не понравилось – слишком контактный вид спорта.
– Когда резко начали расти?
– Это было в Питере, куда я приехал в 14 лет в училище олимпийского резерва. Колени жутко болели. Причём тогда я был худющим – называли тростинкой. Сам я, конечно, не замечал, как расту. Только во время медосмотров говорили, сколько прибавил. А потом бац – и 220 см (смеётся). Обследования показали, что больше расти уже не буду. И это хорошо, иначе дальше это уже могло стать проблемой.
– Трудностей из-за роста наверняка и сейчас хватает.
– Самая большая проблема – самолёты. Если длительный перелёт, это прямо кошмар. Колени, поясница – всё ноет. Кресла не рассчитаны для людей такого роста.
– Какой у вас размер обуви?
– 52-й.
– Больше бывает?
– Да, видел в Новосибирске у баскетболиста Павла Подкользина. Я вообще был в шоке, когда встретил человека выше себя – он 223 см.
– С обувью есть проблемы?
– Пока не было. Сейчас же полно интернет-магазинов, ассортимент тоже широченный. Я играю в баскетбольных кроссовках. Мне в них удобнее, чем в волейбольных моделях. В случае с повседневной одеждой, наоборот, почти не заказываю через интернет. Лучше пойти в торговый центр, примерить и купить.
– Когда вы ходите по магазинам, все взгляды окружающих наверняка на вас. Как к этому относитесь?
– Когда все дети и взрослые показывают на тебя пальцем, мол, смотри какая дылда, это не очень приятно. И несколько лет назад меня это смущало. Сейчас уже смирился с этим и не обращаю внимания. Если кто-то просит сфотографироваться, не отказываю.
«МАШИНАМИ НЕ БОЛЕЮ – ЗА РУЛЁМ ПОЯВЛЯЕТСЯ СТРАХ»
– Вы занимались волейболом в Санкт-Петербурге. Как оказались в Новосибирске?
– В Питере я тренировался и катал мячи на играх. Но по поводу будущего никто ничего не говорил, была неопределенность. Я как будто топтался на месте. Потом появился «Локомотив» и началась совсем другая, более интенсивная полоса жизни. В первое время даже было страшно, как быстро всё развивается.
– В «Локомотиве» вы получили первый профессиональный контракт. На что потратили первые заработанные деньги?
– Поднакопил и купил телевизор с приставкой PlayStation. В свободное время люблю поиграть в сюжетные игры типа Horizon, посмотреть фильмы и сериалы. Во время сезона для меня это лучший отдых.
– Какие более стратегические цели?
– Обзавестись своим жильём. Сначала думал про Новосибирск, но душа больше лежит к Санкт-Петербургу. Мне нравится этот атмосферный город. Да, там по большей части пасмурно, но я люблю такую погоду даже больше, чем солнечную.
– Большую крутую тачку уже подобрали?
– Это уже после квартиры. Я вообще не болею машинами. Пробовал водить, но за рулём у меня появляется какой-то страх. Вцепляюсь в руль, чувствую себя некомфортно. Получить права не тороплюсь. На этих дорогах ещё столько страстей, столько аварий. В общем, мне комфортнее быть пассажиром. В Нижневартовске до зала отвозит клубный автобус или хожу пешком.
– Для вас важно помогать родителям?
– По возможности, конечно, помогаю, но они всегда говорят, что сначала мне надо строить своё будущее.
– Какие мысли приходят с взрослением?
– Лет пять назад волейбол для меня был развлечением. Сейчас считаю его работой. Чтобы достигать больших высот и получать приличную зарплату, надо выкладываться. Отношение к волейболу поменялось после переезда в Новосибирск, начал относиться к нему серьёзно. Сейчас уже понимаешь важность каждой тренировки, каждой восстановительной процедуры. С плечом стараюсь индивидуально больше работать, чтобы оно было готово к большим нагрузкам. Лучше заниматься профилактикой, чем восстановлением и потом тренироваться вполсилы – это не моя тема. Люблю выкладываться на полную.
Досье «БО СПОРТ»
Максим САПОЖКОВ
Амплуа: диагональный
Дата рождения: 15 ноября 2000 года
Место рождения: Воронеж
Рост: 220 см
Карьера: «Локомотив-ЦИВС» (Новосибирск) – 2015 – 2019; «Локомотив-2» – 2019/20; «Монтана» (Болгария) – 2020/21; «Самотлор» (Нижневартовск) – 2021/22.
Достижения в клубах: победитель молодёжной лиги (2018, 2019), обладатель Кубка молодёжной лиги (2019).
Достижения в сборной: чемпион Европы U-20 (2018).
Индивидуальные достижения: лучший диагональный чемпионата мира U-21 (2019), MVP и лучший диагональный молодёжной лиги (2019), MVP и лучший диагональный Кубка молодёжной лиги (2019).
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 19
«Давай, свободен!» Алекно выбили из Кубка России, а он нагрубил журналисту 48
Супрунов спас «Кузбасс», «Локомотив» переехал «Белогорье»: итоги ответных матчей 1/4 финала Кубка России 22
«Ак Барс» снова проиграл «Локомотиву»: забыл про броски и получил кучу силовых от Радулова 10
25 лет назад «Ак Барс» спас Дацюка: вылечил от тяжелейшей травмы и дал дорогу в «Детройт» 1
«Давай, свободен!» Алекно выбили из Кубка России, а он нагрубил журналисту 48
Супрунов спас «Кузбасс», «Локомотив» переехал «Белогорье»: итоги ответных матчей 1/4 финала Кубка России 22
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 19
«Ак Барс» снова проиграл «Локомотиву»: забыл про броски и получил кучу силовых от Радулова 10
Пять причин, почему «Локомотив» – лучшая команда КХЛ прямо сейчас 7