Татарский UFC: гид по корэш – национальной борьбе, которую любят в РТ больше хоккея
Главная забава Сабантуя.
Самый актуальный вид спорта этого уикенда в Татарстане – корэш. Во всех уголках республики проводятся Сабантуи, и главным событием праздника завершения полевых работ считается именно поединки батыров. Национальная борьба с тысячелетней историей считается такой же скрепой для татарского народа, как язык или национальная кухня. В то же время борцы живут далеко не так, как хоккеисты и футболисты, ведь деньги они зарабатывают только на крупнейших соревнованиях, а тренировки вынуждены совмещать с работой.
Чем живут батыры, почему вокруг современных правил в корэше разгораются споры и есть ли будущее у национальной борьбы?
ПРИЗОВЫЕ – БАРАН, ТЕЛЕВИЗОР ИЛИ LADA GRANTA
Пока ребята в Казани и других крупных городах Татарстана идут на секции по футболу и хоккею, вдохновлённые «Рубином» и «Ак Барсом», десятки тысяч мальчишек в деревнях и сёлах республики выбирают борьбу. Причём не модные нынче смешанные единоборства, не олимпийские греко-римскую или вольную, не прославленный бокс, а корэш. Первые упоминания о национальной борьбе татар приходится на X век. О ней писал в своих заметках знаменитый историк Ибн-Фадлан, посетивший Волжскую Булгарию – государство, которое располагалось на территории современного Татарстана. Есть версия, что изначально корэш задумывался как один из элементов комплексной подготовки воинов. Сейчас это может кого-то удивить, но многие из конкурсов Сабантуя в самом деле развивали важные боевые навыки: скачки помогали управляться с лошадью, бой мешками укреплял руки, чтобы тем затем лучше обращаться с саблей, а борьба была отличным способом выявить самых сильных и крепких мужчин.
На сегодня корэш уже отошёл от своей «боевитости». При этом с раскрытием новых исторических документов выяснилось, что татарская борьба была не просто «сабантуйской», а ни много ни мало одним из элементов методики подготовки элитных воинов под названием «Кара каплан», что можно перевести как «Чёрная пантера». Мечтами соединить корэш с борьбой на любимых им саблях в последнее время горит муфтий РТ Камиль Самигуллин, хотя в сообществе корэш с осторожностью присматриваются к его идее.
Внимание к корэш со стороны Самигуллина понятна, борьба связана не только с историей татарского народа, но и его религией. Национальную борьбу можно смело назвать халяльным видом спорта, ведь здесь нет ударов по лицу, в отличие от бокса и смешанных единоборств, и вообще каких-либо элементов, предусматривающих жестокость к сопернику. Одним словом, корэш – это полное попадание в культурный код Татарстана, поэтому к борьбе в республике относятся с особым трепетом.
В прежние времена вершиной в карьере любого атлета был статус батыра. В самом широком значении – это сильнейший парень на местности. «Мы можем побороться с тобой прямо здесь, и если ты победишь, то станешь батыром этого офисного здания», – рассказал нам один спортсмен с опытом выступления на чемпионатах мира. В более узком значении батыр – это победитель именно Сабантуя. Другого способа определить сильнейшего на деревне, в городе или районе в Татарстане не придумали. «Если ты выигрывал Сабантуй, то на тебя смотрели как на героя. Если ты приезжал куда-нибудь, это было целым событием», – вспомнил нам один из титулованных борцов.
Со временем почетность победы на Сабантуе, как и сам статус батыра, несколько упал, но на празднике плуга по-прежнему можно выиграть хорошие подарки. Ассортимент здесь самый разнообразный: барашек, телевизор, холодильник, мотоцикл, квадроцикл и, в особо богатых районах М автомобиль. Чаще всего что-то из линейки Lada (популярнее всего Granta), но иногда организаторы могут расщедриться на дорогие иномарки.
Раньше для топ-борцов пора Сабантуев была сродни новогодним каникулам для музыкантов и театральных актеров. Предприимчивые батыры объезжали один район за другим, без проблем обыгрывая местных борцов и собирая все призы. Особенно удачливые за пару уикендов могли выиграть не один автомобиль. Однако со временем организаторы нашли управу на таких «читеров». Часто в районах поступают так: победителю-чужаку вручают просто медаль с грамотой, а автомобиль же отдают сильнейшему из местных, хотя он может быть вторым, третьим или даже четвертым в общем зачете. Кто-то вводит две категории призовых: более солидные для местных, менее солидных для приезжих. Где-то могут оставить всё как есть, при этом не без пристрастий отсудить поединок легионера. В общем, у каждого свои уловки.
Однако винить батыров в такой жажде наживы нельзя. Несмотря на особый статус корэша в Татарстане, борцы – далеко не самые обеспеченные люди в спорте республики. О зарплатах хоккеистов и футболистов им приходится только мечтать. Чего говорить: даже спортсмены в олимпийских видах, которые получают символические ставки от своих сборных, чувствуют себя лучше. Батыры же остаются без спортивных зарплат. Максимум, что им светит, – это призовые за победу на каком-либо из крупных турниров. Чтобы понимать суммы, приведём порядок на чемпионате Татарстана: 50 тыс. (до вычета налогов) за первое место, 40 тыс. – за второе, 30 тыс. – за третье. Получают эти деньги только занявшие места на пьедестале и только раз в год.
Поэтому неудивительно, что абсолютно все борцы в корэш параллельно работают. Кому-то в этом плане повезло больше, и он смог стать тренером по корэш. Провёл тренировку, поменял одежду, поборолся на том же ковре. Кому-то повезло меньше, и он занят в сельском хозяйстве (есть примеры борцов-трактористов), коммерции, бизнесе, госведомствах и даже журналистике. За столько лет в Татарстане не смогли создать условий, чтобы лучшие борцы могли жить только спортом.
ПРАВИЛА И СУДЕЙСТВО – БЕСКОНЕЧНАЯ ТЕМА ДЛЯ СПОРОВ
Татарстан не одинок в развитии своей национальной борьбы. В каждом регионе, куда мигрировали татары, можно найти свой вид поясной борьбы – от Нижегородчины до Оренбуржья. Если подойти к вопросу научно, между ними можно найти много различий, но глобально все сводится к простому вопросу: можно ли делать подсечки/подножки или нет. У нижегородских татар можно, а вот у казанских – нельзя, чем особенно гордятся в республике. Вся суть корэша: ухватить своего соперника, поднять его над собой и бросить на лопатки. В этом есть своя философская основа: даже нанося сопернику поражение, ты возвышаешь его над собой и проявляешь к нему уважение.
Проблема в том, что в поиске этого самого чистого броска борцы могли стоять на ковре часами, застыв в защитной стойке и обхватив друг друга. Такие «обнимашки» – такое себе удовольствие и для борцов, и для зрителей, поэтому с развитием корэша и усилением его позиций в России борьбу сделали более динамичной. Достигнуто это было за счет новых правил, которые сегодня утверждены на официальном уровне. Схватка между борцами длится два раунда – каждый по две минуты. При этом далеко не все поединки длятся ровно четыре минуты: дело в том, что последние 30 секунд – это чистое время, из которого исключаются все хождения по ковру, обсуждения, подготовления и так далее. Иногда эти 30 секунд могут растянуться на 10 минут и больше, что при этом все равно лучше, чем многочасовые бои на Сабантуях прошлого.
Побеждает тот батыр, который наберет больше очков или одержит верх чистой победой. Очки присуждаются за проведенные амплитудные броски. Один балл – если соперник после амплитудного броска упал на живот или на колени; два балла – если соперник оказался в «опасном положении», то есть на одной лопатке. Чистая победа присуждается, если после броска соперник оказался на двух лопатках. Также победить досрочно можно, если по ходу поединка разница между борцами достигает пяти баллов. В случае ничейного результата, победителя определяют по количеству двубалльных бросков. Если и их равное количество, то считают однобалльные броски или по последнему баллу.
На первый взгляд все просто и понятно, при этом них много нюансов и запретов. Например, нельзя захватывать соперника кушаком ниже пояса или во время захвата упираться в живот, упираться головой в лицо или наступать сопернику на ноги, вставать на колени, цеплять соперника или разговаривать с ним. За каждое такое действие рефери дает предупреждение. Если таких предупреждений наберется три, то борец автоматически проигрывает. Последнее условие вызывает много споров в борцовском сообществе. С одной стороны, оно ограничивает любителей лже-приемов, которые не могут выполнить чистый бросок, намеренно падают и затем требуют победы. С другой, оно же поощряет любителей других лже-приемов, связанных не с проведением броска, а уже уклонением от него. Чувствуя приближающийся «полет», абсолютно чистый и справедливый, опытные батыры группируются таким образом, чтобы вместо победы их соперник получил штрафной балл: упал на спину, потерял равновесие и так далее. Современными правилам в корэш добились динамичности и компактности, который в том числе позволяет показывать соревнования по телевидению и в то же время немного нарушили дух прошлых времен, когда борцы боролись долго и мучительно, но побеждали только чистым броском.
Но нынешние правила устоялись, закрепились на федеральном уровне, и сегодня их придерживаются на всех соревнованиях – даже на Сабантуях. Для судей, борцов и тренеров регулярно организовываются семинары, где объясняются все нюансы правил. Непосредственно во время поединков за этими нюансами следят, к слову, сразу четыре судьи. Это руководитель ковра – человек, который координирует всех людей на арене, начинает поединок, объявляет победителя и так далее. Также это главный арбитр, который находится непосредственно на ковре во время поединка рядом с борцами. Ему помогают боковой судья, который следит за чистотой бросков, и секундометрист, который следит за временем поединка. Интересно, что в корэш есть свой VAR. Если кому-то из судей или команды одного из борцов бросок или любой другой прием показался неправильным, можно забросить повтор эпизода.
Споры в сообществе по поводу правил, тем не менее, не утихают, и в федерациях относятся к этому по-философски. «У нас всегда будут недовольные правилами, судейством. Это неизбежно. Я сам был борцом и сам жаловался на судейство каждый раз, когда проигрывал. На соревнованиях может быть только один довольный человек – тот, кто занял первое место», – говорит один из функционеров.
ГЛАВНЫЙ «ПОСТАВЩИК» БАТЫРОВ – РАЙОНЫ
Когда мы говорим «батыр», то представляем крупного и плечистого мужчину весом под 100 килограммов. Можно сказать, что именно такой образ татарского богатыря ушел в народ. Однако в корэш существует 10 весовых категорий, начиная с 60 килограммов. Причем к легковесам относятся не с меньшим почетом, чем к тяжеловесам. «Посмотрите на татар, особенно в деревнях. Разве среди нас много гигантов? Татары по своей природе как раз худые и жилистые», – объясняет «БИЗНЕС Online» один из борцов.
Самой комфортной со спортивной точки зрения считается вес в 80 – 90 килограммов. Тех, кто полегче, ты можешь задавить своей массой; тех, кто потяжелее, ты можешь обойти за счет маневренности. Правда, сказать – не всегда сделать. Официальный отсчет весовых категорий в корэш заканчивается на 130 килограммах. Попробуй захватить такого и бросить через плечо! Что дальше – предмет для споров. Есть мнения, что батыр должен быть примером для остальных в том числе в плане здорового образа жизни, а все что уходит за 130 кг – уже не про здоровье. Но также есть мнение, что тяжеловесов в корэш много и оставлять их без соревнований было бы несправедливо.
Так что стороны сошлись на том, чтобы сделать еще одну категорию – от 130 кг и выше. Самая яркая звезда здесь – двукратный чемпион мира и победитель Универсиады-2013 Сергей Павлик. Накануне он стал победителем федерального Сабантуя, который проходил в Ульяновске. Кроме своих титулов, Павлик примечателен тем, что никто не знает его реального веса. Из-за опасений, что он просто сломает весы, организаторы чаще всего просто вручают атлету бумажку и дают заполнить графу «вес» самому. В одних случаях Павлик пишет про 180 кг, в других – про 200. Также ходит легенда, что обязательное условие райдера борца – пельмени. Если вы хотите привезти Павлика к себе на соревнования, он не потребует у вас денег, не потребует машины, не потребует чего-либо другого, кроме тонны пельменей. И это не шутка!
Хватает своих исполинов в Татарстане. Берутся они, как и абсолютное большинство других борцов, из районов республики. В крупные города корэш проник сравнительно недавно, да и то по большей части благодаря тому, что борцы из районов поступают в вузы и перебираются в столицу РТ. Корэш популярен в деревнях и селах, в первую очередь, по причине своей доступности. Из условий не нужно даже спортзала – достаточно ковра. А экипировка не нужна вовсе. Отдельный вопрос, конечно, есть ли тренер, способный заманить мальчишек в борьбу, но в большинстве сел и маленьких городов такие находятся – всё-таки у национальной борьбы большие традиции.
Приходят в корэш с раннего возраста (с пяти-шести лет), но непосредственно бороться начинаются позже. В официальные секции берут только с 10 лет. В первую очередь борцам развивают гибкость, дают общефизическую нагрузку, игровые виды спорта. В подростком возрасте начинается работа над техникой выполнения приемов, правильной стойкой или выносливостью, а уже затем приступают к практике. Однако есть масса примеров, когда в корэш приходили уже в сознательном возрасте и начинали заниматься с 14 – 15 лет, а то и позже. Бывали случаи, когда в корэш приходили в 20, даже в 30 лет и все равно добивались успеха.
Несмотря на то, что корэш считается контактным видом спорта, он не настолько травмоопасен, например, как бокс или смешанные единоборства. Однако, конечно, совсем без травм батыры не обходятся – все-таки это спорт. Основные проблемы у батыров возникают с коленями, потому что из-за постоянного нахождения в стойке и тяжелых бросков на них выпадает основная нагрузка. Среди других частых травм – проблемы со связками и плечами, повреждения мышц спины.
Отдельный вопрос в этом плане – форма. Батырам прошлого было тяжелее, чем их нынешним. В 50-е люди боролись вообще без поясов и с голым торсом! Соперника нельзя было ухватить – только «зацепить» его. Пояса появились сравнительно недавно и, конечно, облегчили задачу борцам. При этом до конца в этом спорте они не прижились: так, на татарстанских соревнованиях один раунд проходит с завязанными поясами, а другой – с развязанными. Нужно это, чтобы борцы больше полагались на свои силы, а не на пояса. От практики голого торса в корэш отказались тоже сравнительно недавно, когда спорт стали регистрировать официально – и санитарные органы заявили о необходимости формы.
ЛУЧШИЕ БОРЦЫ ТАТАРСТАНА
Сейчас, когда корэш стали развивать по лекалам олимпийских видов спорта, в этом виде оформилась целая иерархия соревнований. В ее основе, как мы уже сказали, Сабантуи. Самым почётным считается федеральный, однако, каждый год он меняет город – и если в качестве такого выбирают условный Хабаровск, татарстанские борцы предпочитают остаться у себя дома. В республике почетно выиграть казанский Сабантуй. Если говорить о профессиональном спорте, главный турнир в Татарстане – чемпионат республики. Там идет отбор на чемпионат России – следующее соревнование по статусу. Уже оттуда можно отобраться на чемпионат мира. Также борцы могут попробовать себя на таких турнирах, как Кубок федерации корэш РТ, турнир памяти Мусы Джалиля, Кубок президента РТ, соревнования в районах. На международной арене также доступен Кубок мира.
За счет этой системы в корэше стало проще определять самых сильных. Наши эксперты выделили следующих топ-борцов, одного из них, к сожалению, уже нет с нами.
Раиль Нургалиев
11-кратный чемпион мира
Уроженца Тюлячинского района в мире корэш описывают словом «легенда». Это самый титулованный борец среди действующих: на его счету 11 (!) побед на чемпионате мира. Победы на чемпионатах Татарстан и России для него уже рядовое событие. От остальных топ-борцов Нургалиев отличается тем, что никогда не «застывал» в одной весовой категории. Он начинал с 60-ти кг, а затем поэтапно «утяжелялся» до максимальных 130-ти. Поэтому Нургалиев комфортно чувствует себя против соперников как легкого, так и тяжелого весов.
Ренас Калимуллин
9-кратный чемпион мира
Выходец из Менделеевска специализируется на весовых категориях от 80-ти до 90-та кг и почти непобедим в них. Секрет Калимуллина – в гонке веса: он может «убрать» с себя по десять килограмм за неделю. «Всегда сухой, жилистый. Настоящий феномен. Равных ему даже близко нет – он уделывает всех в одни ворота», – сказал нам один из борцов.
Нафис Миннебаев
Чемпион Универсиады
Живой пример того, что батыр – это не всегда гигант весом за 100 килограммов. Миннебаев пришел в корэш очень поздно – лишь в студенческие времена. Но за счет своего упорства уже скоро стал обыгрывать тех, кто занимался борьбой еще с пеленок. Всю карьеру он выступал в весовой категории 60 кг, и за счет внешнего сходства получил в борцовском сообществе гордое прозвище Татарский Брюс Ли. Другая фишка Миннебаева: после побед он всегда делал сальто на ковре. Становился чемпионом Универсиады-2013, после карьеры стал исполнительным директором федерации спортивной борьбы РТ.
Булат Мусин
Чемпион мира
Один из немногих казанцев в числе топ-борцов Татарстана. «Столичность» в хорошем плане проявляется у него во всех вопросах, связанных с продвижением. В одной из соцсетей на Мусина подписано 15 тыс. человек и, вероятно, он единственный борец в корэш, кто зарабатывает за счет рекламы в интернете. «Для меня он пример того, как должен выглядеть борец. Хорошая причёска, хорошая «физуха», умеет держать себя на людях. Он отличается своей этикой», – говорит один из наших спикеров.
Ильяс Галимов
Чемпион мира
Большой трагедией для сообщества корэш стала смерть в результате осложнений после ковида в июне 2020 года одного из лучших борцов в современной истории, чемпиона мира, восьмикратного чемпиона России. Спустя два года опрошенные нами эксперты все ещё причисляют Галимова в пантеон лучших, пусть его уже нет среди нас. Галимова отличала то, что, несмотря на тяжёлый вес, он обладал ловкостью легковеса. Возможно, такой физической формы он достигал за счет особой подготовки: атлет любил во время тренировок бегать в гору.
ЛУЧШИЕ ТРЕНЕРЫ В ТАТАРСТАНЕ
Кто в мире корэш поставил подготовку чемпионов на поток? В первую очередь наши спикеры вспоминают о Вакифе Давлетшине. В бытность спортсменом он занимался боевым самбо и при этом не пропускал ни одного турнира по корэш. Став тренером, окончательно сконцентрировался на национальной борьбе. «Он собирает все сливки с районов Татарстана, все лучшие спортсмены собрались у него», – говорят про Давлетшина. Тренера описывают как тонкого психолога, который работает не только над физическим состоянием своих батыров, но и над ментальным. Большой вклад в развитие корэш Давлетшин сделал в методическом плане: под его авторством вышла ни одна книга с упражнениями и тренировочными планами для борцов.
На педагогические качества указывают и у другого тренера – Николая Крылова. Он открыл для Татарстана гиганта Павлика, а со временем сконцентрировался на работе с молодежью. Как и Давлетшин, он работает сейчас во дворце единоборств «Ак Барс» – объект вообще за последние годы стал местом притяжения всех сильных тренеров в республике. Но есть исключения. Так, один из самых именитых тренеров по корэш Джаудат Хусаинов предпочитает вести тренировки в гимназии № 83, а лидер рейтинга тренеров по корэш в Татарстане Ильяс Билалов базируется по сей день в Альметьевске. Благодаря его трудам Альметьевский район из года в год становится лучшим среди других районов в корэше.
КТО БОРОЛСЯ ИЗ VIPoв
Список именитых борцов можно продолжить представителями властной элиты Татарстана, где можно найти немало батыров. Многие в республике знают Марата Ахметова как вице-спикера Госсовета РТ и бывшего министра сельского хозяйства РТ, но мало кто помнит, что он занимался корэшом и выигрывал на Сабантуе Балтасинского района. Генеральный директор главного управления инженерных сетей РТ, в прошлом глава фонда газификации РТ Джаудат Миннахметов в студенческие времена также боролся и в 1979 году становился батыром Вахитовского и Советского районов Казани. Часто его соперником выступал основатель «Вамина» Вагиз Мингазов – они вместе учились в Казанской ветеринарной академии.
Двумя победами на чемпионатах Татарстана по корэш может похвастаться председатель ассоциации совета муниципальных образований РТ и бывший руководитель аппарата президента РТ Экзам Губайдуллин. Кроме корэша, он также выступал в классической борьбе, стал мастером спорта СССР. Уже после завершения спортивной карьеры он возглавил федерацию спортивной борьбы РТ, которая на сегодняшний день курирует в Татарстане греко-римскую, вольную борьбу, а также грэпплинг и панкратион.
Чемпионом России становился первый зам министра спорта РТ Халил Шайхутдинов. В борцовских кругах ходят легенды о «броске Халила». На одном из Сабантуев ему пришлось бороться ночью под дождем. Бой он выиграл, но ценой порванных связок – и с тех пор правое колено стало ахиллесовой пятой для борца. Впрочем, это не помешало ему выиграть в 1991 году собрать «золотой шлем»: выиграть чемпионат России, чемпионат Татарстана, чемпионат города и первенство Казани среди вузов. Травму он компенсировал тем, что во время броска делал опору на левую ногу, а той самой правой поддевал соперника и «запускал» его выше в воздух.
Целая россыпь любителей корэша – в районах Татарстана. Боролся бывший глава Альметьевского района, а ныне начальник управления госэкспертизы и ценообразования РТ по строительству и архитектуре Мазит Салихов. Сейчас он из своих средств выплачивает стипендии тренерам Альметьевского района. Все еще глава Актанышского района Энгель Фаттахов – тоже выходец из корэш, как и руководитель аппарата совета Лаишевского района Азат Нурмухаметов, глава исполкома Балтасинского района Айдар Хайрутдинов и многие другие. В прошлом были борцами депутат Госдумы РФ Рустам Калимуллин, а также руководитель Волжско-Камского управления Росприроднадзора Фаяз Шакиров. Замечен в успехах на ковре и экс-депутат Госдумы РФ Фатих Сибагатуллин, побеждали в корэше и его сыновья.
КОРЭШ ИЛИ БОРЬБА НА ПОЯСАХ?
Кто занимается развитием корэш? Задача легла на плечи именитых борцов, которые после спорта сделали себе карьеру в республиканской политике. В первую очередь это Ахметов и Миннахметов. В 2001-м первый согласился возглавить федерацию корэш РТ, всего через четыре года после ее образования. Второй взял на себя уже вопросы всероссийского и международного масштабов. В 2005-м он возглавил федерацию корэш РТ, а в 2013 – международную федерацию борьбы на поясах корэш (отметим, что других мировых федераций в Казани не базируется, и кейс корэш в этом плане уникален).
В терминах легко запутаться, но корэш и борьба на поясах – не одно и то же. За «неразбериху» в национальной борьбе ответственен бизнесмен Риф Гайнанов. 15 лет назад он основал международную федерацию борьбы на поясах с прицелом на бурное развитие нового вида спорта в России и странах постсоветского пространства. Хотя Гайнанов – выходец из Башкортостана (родился он в Октябрьском), он пошел на резкий шаг: разрешил делать подсечки, что, как мы уже писали, строго запрещено в корэш как башкортостанском, так и татарстанском. Чтобы не расстроить поклонников традиционной борьбы, Гайнанов разбил борьбу на поясах на два подвида – классический и вольный. Первый ничем не отличался от корэша, а во втором как раз можно было делать подсечки ногами. Именно вольный стиль стал основным для новой дисциплины, так как на него гораздо охотнее, чем на корэш, отзывались Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и другие страны, где национальные виды борьбы включали в себя подсечки.
В нулевые годы Гайнанов с уверенностью говорил, что борьба на поясах вот-вот попадет в программу Олимпиады. Такие же разговоры стали ходить в сообществе борцов, ведь Гайнанов проводил одно успешный международный турнир за другим и без особых вопросов вкладывал в свой новый вид спорта солидные деньги, заработанные в нефтяном бизнесе. К слову, он входил и в список Forbes. Однако в 2009 году случилась трагедия: Гайнанов скончался от инсульта на отдыхе в Таиланде.
Борьба на поясах продолжила жить и после смерти основателя, но о былых амбициях пришлось забыть. Нового куратора у этого вида в России с тех пор так и не нашлось, однако, свое наследие борьба на поясах все-таки оставила. Достаточно посмотреть на название – не просто так Миннахметов возглавляет международную федерацию борьбы на поясах корэш. Татарстан так и не разрешил подсечки, но для лучшего маркетинга «забрал» название себе. Без особых разъяснений корэш в России узнают только в Татарстане и Башкортостане, где такая же борьба, как и у соседей.
В Татарстане по сей день действует федерация борьбы на поясах РТ. Её возглавляет вице-спикер Госсовета РТ Ахметов. Однако работа там ведется по большей части по остаточному принципу. Большую часть своих усилий, указывают наши собеседники, он направляет на развитие корэша в Татарстане. За счет финансирования «Татнефти» и ряда меценатов федерация ответственна за организацию тренировочного процесса, проведение чемпионата России, работу в районах республики, проведение семинаров, подготовку тренеров. Под ее попечительством – 11625 занимающихся корэшом в Татарстане (данные с заседания коллегии министерства спорта РТ по итогам 2021 года). Кстати, по своей массовости этот вид – десятый в республике. Для сравнения: хоккеем занимаются 29064 человек, лыжными гонками – 32561, плаванием – 44810, футболом – 54187. По данным федерации корэш РТ, в республике также 125 тренеров и работают они в 36 школах и клубах. Показательна статистика по количеству участников на различных турнирах: так, в 2021 году чемпионат РТ собрал 331 человек, первенство РТ среди молодёжи – 167, первенство РТ среди младших и средних юношей – 534. В соседнем Башкортостане аналогичные показатели ниже в два-три раза.
В России же, по последним данным, корэшом занимаются 74450 человек, и это зона ответственности федерации корэш РФ. Список задач у нее гораздо шире и сложнее. Первая задача федерации – вовлечь в свой состав как можно большее количество регионов, а для этого нужно найти в каждом из них инициативных людей и спонсоров, а это не так-то легко. Тем не менее, свои федерации корэш есть в Мордовии, Чувашии, Красноярском, Пермском краях и многих других регионах страны.
Отдельный повод для гордости – регистрация федерации корэш Москвы. В столице татарстанские борцы добились особых успехов: привлекли в качестве амбассадоров солиста «Любе» Николая Расторгуева и актера Михаила Пореченкова, договорились об открытии секции корэш в знаменитой школе «Самбо-70» (вы можете знать о ней благодаря тренеру по фигурному катанию Этери Тутберидзе), добились признания вида на уровне министерства спорта РФ. Федеральное ведомство утвердило звания мастеров спорта, зарегистрировало официальные правила корэш, которых сейчас придерживаются на всех соревнованиях. Чемпионаты России из формальности превратились в турниры, где реально выявляют сильнейших борцов в стране. В федерации, правда, не скрывают, что добиться этого можно только за счёт поражений татарстанцев в поединках с борцами из других регионов. При этом обойтись без республиканских борцов, конечно же, нельзя: они – основа для любого всероссийского соревнования.
На мировой арене корэшу тоже есть чем похвастаться. Одно из главных достижений – включение международной федерации в конфедерацию этноспорта, возглавляемую сыном президента Турции Билалом Эрдоганом. Конфедерация проводит соревнования среди тюркоязычных стран и дает Татарстану выходы на страны, которым мог бы быть интересен и близок корэш. Другое достижение – регулярное проведение чемпионатов мира, куда приезжают борцы из Казахстана, Беларуси, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизстана, Молдовы, Румынии, Индии, Америки, Южной Кореи. В одно время в мире корэш можно было встретить мнение, что турниры стоит проводить по максимально лояльной системе для иностранцев и последовать в этом плане примеру японцев. Те на первых чемпионата мира по сумо выдавали медали абсолютно всем спортсменам, чтобы они по возвращению домой могли показать какую-нибудь награду. Эти мнения, впрочем, не нашли поддержки, и сейчас на ЧМ по корэш все строго и по-спортивному. Награды получают только спортсмены на пьедестале в каждой из весовых категорий — чаще всего ими оказываются, понятное дело, россияне.
Еще один заметный игрок на рынке – «Манзара», который проводится каждый год на разных площадках (дворец единоборств «Ак Барс», цирк, КРК «Пирамида») по инициативе первого замминистра спорта РТ Шайхутдинова и под руководством батыра и журналиста Айдара Шаймарданова. Этот турнир задумывался как площадка, где представители мира корэш могли бы экспериментировать с форматами турниров, правилами, формами, другими словами, пробовать что-то новое. К примеру, батырам предложили попробовать себя в сумо. Однако во главе вечера всегда – поединок по классическим правилам корэш. На «Манзаре» борцам всегда предлагают солидные призовые (по 100 - 150 тыс. рублей), а также выделяют средства для оплаты с доходов от продажи билетов.
Помимо представителей федераций и министерства спорта, большую роль играют главы районов. «Без глав ничего не делается», – пояснил нам один из функционеров в корэше. По итогам 2021 года в рейтинге федерации корэш РТ, который составляется на основе выступлений спортсменов на республиканских турнирах, среди районов лидируют Альметьевский район (первое место), Кукморский район (второе), Набережные Челны (третье).
УГАСАНИЕ ИЛИ РЕНЕССАНС: ЧТО ЖДЁТ КОРЭШ В БУДУЩЕМ
Хотя каждая из федераций, городов и районов найдет чем похвастаться, общее положение дел оставляет желать лучшего. В последнее время в татарстанском корэш если не кризис, то застой, сходятся во мнении опрошенные нами эксперты. «Наше сообщество очень крепкое, – говорит один из собеседников. – И у него в самом деле большой потенциал. Если раньше борьба была популярна только в деревнях и селах, то теперь она развита в городах – Казани, Челнах, Альметьевске. Проводятся чемпионаты России, чемпионаты мира». Однако воспользоваться этим потенциалом в полной мере мешает разобщенность. «Над развитием корэш работают республиканские федерации, всероссийские федерация, Казань, районы, – продолжает наш спикер. – Все стараются, все вкладывают средства, но между всеми этими лагерями нет никакого взаимодействия – только конфликты. И такая ситуация держится не год и не два – она держится десятилетиями. Любой, кто проработал в любой из федераций длительное время, успел устать от этого».
«Взаимодействие-то есть, и его много, – уточняет другой собеседник нашего издания. – Другое дело, что каждый игрок в мире корэш старается приписать себе заслуги других. Мы очень редко сходимся вместе в каких-либо вопросах, а отношения точно не назвать дружескими».
Выражается это в самых разных мелочах. Например, форма: если посмотреть всероссийские соревнования по корэш, то можно увидеть борцов в красивых кимоно, а если республиканские, то борцы окажутся в футболках и спортивках. Договориться, как лучше, в сообществе не могут – каждый пытается бросить другого на лопатки. Другой показательный момент – название вида спорта. «Кто-то пишет «корэш», кто-то пишет «кореш», кто-то – «куреш». Кто-то выбирает татарский вариант «көрәш», кто-то полутатарский – «корәш». Это просто смех!» – сокрушается наш спикер.
Если раньше на склоки борцов можно было смотреть сквозь пальцы, то теперь обстановка изменилась кардинально. Вопрос стоит так: либо объединение, либо смерть от давлением других, более популярных и востребованных среди молодежи видов спорта. «Сейчас в борьбе все хорошо с массовостью, – говорит нам один из спортивных функционеров Татарстана. – Но это отголосок прошлых времен, когда в деревнях не было никаких условий для занятия спортом. Не имея альтернативы, все ребята без исключения шли в корэш. А теперь посмотрите на текущую ситуацию. В каждом районе Татарстан есть современный ледовый дворец, современный бассейн, футбольное поле. Главы районов плотно работают над приглашением тренеров в разных видах спорта, открываются самые разные секции. И что будет выбирать мальчик – хоккей, где ты можешь попасть в «Ак Барс» и заработать миллионы, или корэш, где тебе в самом лучшем случае светит автомобиль за победу на Сабантуе?»
Работать над имиджем корэшу, возможно, всё это время мешал почётный статус в Татарстане. Хоккей, футбол, баскетбол и волейбол – это просто спорт, а корэш – это спорт на стыке с культурой, духовная скрепа, замок с тысячелетней историей. Однако этот почет, как говорится, на хлеб не намажешь. «Раньше мы боролись за идею, не думали о деньгах. Стать батыром было для нас пределом мечтаний, – говорит один из борцов, завершивший карьеру. – Сейчас все по-другому. Борцам нужны призовые, автомобили, стипендии, а уже потом все остальное. И, честно скажу, их тяжело винить в этом! Нужно же как-то сводить концы с концами!»
Абсолютно все наши собеседники сошлись во мнении, что зарабатывать себе на жизнь одним только корэшом борцы не могут. Кому-то это удается компенсировать за счёт привлечения спонсоров, но только считанным единицам. «Борцы не работают над своим имиджем, не ведут страницы в соцсетях, не создают инфоповодов. Чего говорить: не все из них даже могут дать интервью на камеру, – признаётся организатор соревнований по корэш. – В результате мы имеем ситуацию, когда человек выиграл десять чемпионатов мира, а его никто не знает, никто не узнаёт на улицах! Почему-то чемпионы думают, что кто-то другой должен работать за них и делать так, чтобы они были популярными. У борцов, конечно, есть нехорошая черта: они думают, что все им обязаны. Также мешает философия круга: есть сообщество, а если ты попробуешь высунуться из него, то тебя обязательно поставят на место».
Правда, в среде корэш есть функционеры, которые не видят трагедии в финансовом положении борцов. «Я тоже бывший борец. Раньше не было таких денег, как сейчас, но мы же как-то соревновались! – сказал нам сотрудник одной из федераций. – И разве такая ситуация только у нас? Посмотрите на другие виды борьбы – греко-римскую, классическую, вольную. Там тоже нет больших зарплат, и борцы точно так же совмещают тренировки с работой». «Да, в других видах борцы действительно работают, – заочно отвечает нашему спикеру другой спортивный чиновник. – Но их виды включены в программу Олимпиады, и за счет этого сборники получают финансирование от республики, федерального бюджета, своих федераций. Они живут только тренировками и соревнованиями. В корэше это не так».
Итого, в корэше возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, это горячо любимый в Татарстане вид спорта, часть культурного кода татарского народа, полное попадание по всем религиозным предписаниям, а также дисциплина, уходящая своей историей в средние века. С другой стороны, нынешние борцы чувствуют себя хуже, чем коллеги в олимпийских видах спорта – и речь не только о футболе с хоккеем, но и менее востребованных дисциплинах, таких как лыжные гонки или лёгкая атлетика.
«Можете ли вы объяснить мне один момент? – спрашивает у нашего издания один из влиятельных кураторов корэша в Татарстане. – Почему мы находим миллионы для олимпийских спортсменов, десятки миллионов на хоккеистов, сотни миллионов на легионеров в футболе, но не можем найти хотя бы 100 тысяч для борца? На зарплату одного игрока в «Рубине» или «Ак Барсе» можно содержать весь корэш в Татарстане. Только вдумайтесь в это!»
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 19
«Ак Барс» остался без Мифтахова и Билялова. На выезд поехали вратари из фарм-клуба 1
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
Кто круче – Бабкевич или Сапожков? Анализ игры двух бомбардиров 6
«Динамо» заготовило 3 млн евро, но «Рубин» намерен бороться. Что будет с Рожковым? 0
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 19
Кто круче – Бабкевич или Сапожков? Анализ игры двух бомбардиров 6
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
«Мы на разных бюджетных полюсах!» «Ак Барс» доминирует над «Нефтехимиком» в КХЛ 2
«Даку, ты – король!» Албанец затмил Дзюбу в победном матче против «Акрона» 1