комментарии 2 в закладки

Проблемы «Рубина», пушка от Kappa для «Акрона» и наклейки «Родины». Что с формами в Первой лиге?

Большой обзор всей экипировки клубов в бывшей ФНЛ. 

Начавшаяся в феврале военная спецоперация на Украине стала проблемой для российского футбольного рынка. Мало того, что отечественные клубы были лишены возможности играть в еврокубках и были по существу ограблены, когда иностранным футболистам разрешили приостанавливать контракты с клубами России, так ещё и рынок футбольных форм стал отторгать Россию. Крупнейшие экипировщики Nike и аdidas уходят из России, отказываясь от сотрудничества с профессиональными клубами и сборной страны.

Клубы РПЛ уже получили удар: многие из них не смогли обновить комплекты экипировки и будут проводить сезон в прошлогодних комплектах. Даже «Зенит» на матч Суперкубка России вышел в позапрошлогодней форме. Но то проблемы клубов премьер-лиги, а что же в Первом дивизионе? Оказывается, не у всех всё плохо: кто-то умудряется получить новые и очень интересные комплекты, другие клубы оригинально подходят к презентации, а третьи получают совершенно нового экипировщика из Европы, не испугавшегося санкций. Негативные примеры, конечно же, тоже есть.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

До Татарстана форма не доехала

«Рубин» в наступающем сезоне не смог получить новые комплекты экипировки и будет играть в прошлогодней форме – об этом ещё на встрече с болельщиками рассказал главный тренер Леонид Слуцкий. Но в этой истории масса нюансов. Если играя в РПЛ футболисты «Рубина» получали по комплекту на игру и после матча могли дарить футболки болельщикам, то теперь подобной возможности они лишены. Игрокам казанского клуба запретили дарить форму, потому что оставшихся комплектов осталось банально мало. В клубе просто не рассчитывали играть два года в одной форме, поэтому заказано её было не самое большое количество. А ещё из трёх прошлогодних комплектов осталось всего два: домашний рубиновый и чёрно-золотой. Зелёного, который использовался как гостевой в играх чемпионата страны, больше в официальных матчах не будет.

Графика: Владимир Чирков. Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

Вообще для казанцев такая история не нова. В сезоне 2018/19 «Рубин» уже играл в форме образца 2016/17 – между этими сезонами «Рубин» провёл один розыгрыш в комплектах от New Balance, от которого очень быстро отошёл. Первые полтора года работы Леонида Слуцкого казанцы тоже играли в одинаковых комплектах, начав выступать с ними осенью 2019 во времена Романа Шаронова и закончив летом 2021-го в еврокубковой зоне со Слуцким.

Теперь в экипировке от Jako казанцы снова проводят второй сезон, причём речь не только об игровой форме, но и об комплектах повседневной одежды и тренировочной, экипировке для тренеров и персонала. Из интересного можно вспомнить кейс с нанесением QR-кодов на экипировку. Так в одном из контрольных матчей казанцы рекламировали свою абонементную программу. 

Фото: пресс-служба «Рубина»

Но «Рубин» – далеко не единственный клуб в Татарстане, который вынужден играть в старой форме. Челнинский КАМАЗ в прошлом сезоне лихорадило с игровыми комплектами. Начали сезон они с формой от Puma, которая дала пусть и шаблонные, но очень интересные варианты расцветки. Однако во второй половине сезона автозаводцы играли в футболках от производителя 2К Sport, в них же начали и розыгрыш 2022/23. Но, например, в контрольном матче с «Рубином» на летней предсезонке задействовали старые комплекты от Puma с юбилейным логотипом 2021 года. Футболисты, находящиеся на просмотре, играли в футболках с нанесёнными на спины фамилиями игроков, которые уже покинули челнинский клуб.

Графика: Владимир Чирков. Фото: пресс-служба КАМАЗа

Не лучше ситуация и в «Нефтехимике». В 2020 году нижнекамцы представили шикарный чёрно-зелёный комплект с паттерном «наследие Татарстана», на котором изображены ключевые ассоциации с республикой. Отличный ход и прекрасная форма от Umbro, но есть один небольшой нюанс: вот уже третий сезон нижнекамцы используют один и тот же образ. В прошлом году использовался такой же паттерн, но изменился цвет деталей. В этом году история повторилась и изменения стали лишь незначительными. Выглядит всё так, будто «Нефтехимик» вот уже третий год подряд играет в одном и том же комплекте.

Графика: Владимир Чирков. Фото: пресс-служба «Нефтехимика»

Новичок Первой лиги закрашивает старые номера

В Казань на дебютный матч футболисты московской «Родины» приехали не в лучшей форме и речь не о кондициях футболистов, которые уступили «Рубину» со счётом 0:2. Дело в том, что на  игру команда вышла в прошлогодних комплектах от Jako. Светло-голубая форма в самом простом дизайне не выделялась бы ничем, но оказалось, что у клуба возникли большие трудности с доставкой новых комплектов и это были те же футболки, в которых команда играла в ФНЛ-2 сезоном ранее. Проблема оказалась в том, что прошлогодние футболки уже были с нанесёнными номерами и фамилиями, поэтому их пришлось закрывать большой наклейкой, на которую поверх наложили новые игровые номера.

Фото: пресс-служба «Рубина»

Но хуже всего с нанесениями ситуация у ульяновской «Волги». Клуб мало того, что заказал странного дизайна форму от 2К, так ещё и вышел в разных комплектах на матч против «Уфы». На футболках некоторых игроков команды отсутствовал логотип спонсора DARS Development, который на груди у других хорошо выделялся. В этом настоящий уровень Первой лиги.

Графика: Владимир Чирков. Фото: пресс-служба «Уфы»

Шикарный кейс «Акрона» и удачно отличившиеся

Форма клуба Первой лиги, которая вызвала положительную реакцию была, пожалуй, только у одной команды. Тольяттинский «Акрон» представил комплекты от итальянского бренда Kappa в схожей стилистике с формой клуба серии А «Венеция». Даже представление вышло как под копирку у итальянцев: форма на симпатичной девушке-модели смотрится ничуть не хуже, чем у итальянского клуба.

Ролик с представлением второго красного комплекта тоже получился шикарным. В нём акцент сделан на тольяттинские улицы и уличный футбол. Хоть и короткое видео, но стильное. «Акрон», ставящий перед собой большие задачи в новом сезоне, успел как минимум пошуметь в российских СМИ за счёт своих новых комплектов, как это и должны делать другие профессиональные клубы.

Вообще настоящего представления новой формы от клубов в новом сезоне было считанное количество. «Алания» опубликовала отдельный пост с фотографиями свежих комплектов от Puma, в которых будет играть в новом сезоне. Производителя владикавказцы не поменяли, но освежили дизайн, который стал чуть строже. А вообще это всё те же вертикальные красно-жёлтые полосы в цветах клуба, которые теперь стали немного крупнее прошлогоднего варианта.

Отметились новой интересной формой в «Енисее». Красноярскому клубу в нынешнем году исполняется 85 лет и к этой дате удалось изготовить интересные юбилейные комплекты. Они были созданы клубом совместно с «Корпорацией развития Енисейской Сибири». На ней нанесены образы культурных и спортивных объектов Красноярска. Забавно, что по центру этого интересного комплекта изображён домашний стадион команды – Центральный, на котором «Енисей» не играет. Клуб из Красноярска принимал «Рубин» в крытом манеже, потому что главному тренеру команды не особенно понравилось качество натурального газона на стадионе.

Новички Первой лиги из махачкалинского «Динамо» во втором подряд сезоне выступают в комплектах от Joma не самого выдающегося дизайна. Но в синей базовой форме всё-таки есть интересная деталь. В клубе решили нанести на самое видное место не логотип спонсора, как это обычно принято. Вместо этого на груди нашлось место рекламе махачкалинского благотворительного фонда «Чистое сердце». В этом смысле дагестанский клуб продолжает дело канувшего в лету старшего брата «Анжи». Клуб, который в своё время пошумел в еврокубках и приглашал Самюэля Это`О c Роберто Карлосом, раньше играл с нанесением логотипа фонда «Подари жизнь». В «Динамо» решили не отставать и разместили большое контрастное сердце. При этом место спонсорам тоже нашлось, но только на пояснице.

Бывшие клубы РПЛ не поменяли несчастливую форму

Не только «Рубин» из клубов, которые в прошлом сезоне покинули премьер-лигу, не стал представлять новые комплекты. Пока всё в тех же футболках играют и «Арсенал», и «Уфа». Клуб из столицы Башкортостана по крайне мере внёс изменения в дизайн: с груди пропал логотип букмекера BetBoom, который сотрудничал с «Уфой» ранее. Дело в том, что столичный клуб отказался от контракта с этой компанией и теперь ищет нового титульного спонсора. Пока же футболки команды выглядят явно пустовато.

Константин Плиев / фото: пресс-служба «Уфы»

«Арсенал» же оставил свои комплекты от аdidas практически неизменными. Красный с оранжевым домашний и жёлто-чёрный выездной варианты сохранили нанесения спонсоров «Ростеха», «Сплава», «Роснефти» и BetBoom. Можно было сказать, что рекламных логотипов многовато, но внедрены они в прошлом году были вполне адекватно. Единственное отличие: исчез спонсор «Лебединский ГОК», который больше не сотрудничает с клубом. 

Самая «замусоренная» форма, презентация в аэропорту и откровенная скука

А вот в ПФК «Кубань» сильнее всех переборщили со спонсорами. Логотипы букмекера Pari и спонсор AVA Group разом на груди создаёт впечатление доски объявлений. Надписи сливаются друг с другом и выглядит всё не самым удачным образом. Сверху есть ещё небольшой спонсорский лого, который попросту не считывается, а ещё есть нанесение партнёра на рукаве. В краснодарском клубе и в прошлом году в этом смысле был неудачный комплект, где были всё те же Pari с их прошлой вариацией логотипа и AVA Group. Но тогда даже цвета на наклейках выбивались из цветовой гаммы формы. Поэтому комплект нынешнего года смотрится чуть лучше, в сравнении с предыдущим.

Фото: пресс-служба «Нефтехимика»

Футбольный клуб «Велес» интереснее всех подошёл к презентации новых комплектов. Москвичи специально ради этого договорились с аэропортом «Домодедово», где показали новую форму на фоне самолёта. Вышло очень похоже на презентацию «Рубина» в 2015 году, когда казанцы показали комплекты от Puma на казанском авиационном заводе рядом с самолётом.

А ещё «Велес» выделился тем, что стал первым клубом в Первой лиге, который будет играть в футболках немецкого бренда Jogel. Нельзя сказать, что форма получилась сколько нибудь яркой, скорее наоборот. Гостевой полностью синий комплект не выделяется вообще ничем интересным. Разве что эта экипировка может соперничать с формой «Кубани» по количеству визуального шума в виде лого спонсоров.

А ещё в ФНЛ или теперь Первой лиге ежегодно большое количество команд в однообразной шаблонной форме. В нынешнем сезоне комплекты «Балтики», «Волгаря», «Шинника» и «СКА Хабаровска» не запомнятся абсолютно ничем, потому что выбраны из самых простых шаблонов, которые предлагают известные экипировщики. «Шинник» выбрал форму от Jako с большим пространством для нанесения спонсорского логотипа, вот только такого партнёра не нашлось и центр футболок смотрится откровенно пусто. «Балтика» и «Волгарь» выбрали простые комплекты, которые отличает разве что интересный шрифт номеров, а про «СКА-Хабаровск» сложно сказать вообще что-то. Совершенно обычные футболки от Puma.

Александр Дегтярёв
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
6
-
читайте также
наверх