комментарии 7 в закладки

Мороз, результаты и хамство футболистов? Почему на «Рубин» так мало ходят

Клуб старается что-то изменить, но негативный тренд сломать не удаётся.

«Рубин» установил свой антирекорд сезона по домашней посещаемости в матче с «Балтикой» – на трибунах 45-тысячной арены расположились только 3295 зрителей. Клуб очень здорово начал сезон по работе с болельщиками и домашней посещаемости, но сейчас практически всё это сошло на нет, а между футболистами и фанатами очень напряжённые отношения.

Мы решили изучить статистику посещаемости «Рубина», проанализировали, что на это влияет, и поговорили с коммерческим директором клуба Андреем Кораблёвым.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

На «Рубин» в Первой лиге ходило больше людей, чем в РПЛ. Но только на первых матчах

После вылета из РПЛ «Рубин» должен был проявить себя не только в спортивном, но и в маркетинговом плане, чтобы «искупить вину» перед Казанью и Татарстаном. В последние годы «Рубин» перестал ассоциироваться у болельщиков и деловой публики с крупными успехами и трофеями. Воспоминания о победе над «Барселоной» и кубках уже давно перемешались горечью от одного неудачного выступления за другим. В этом сезоне, когда клуб впервые за 20 лет оказался вне футбольной элиты страны, казанцам было особенно важно окружить себя позитивным фоном. Один из способов добиться этого – показать высокую посещаемость на матчах и востребованность «Рубина» в городе.

И, как ни странно, вначале сезона в Первой лиге «Рубин» начал здорово собирать болельщиков. Получалось перекрывать даже цифры прошлого сезона, когда в гости к казанцам приезжали лучшие клубы страны. Например, на игре с КАМАЗом в этом сезоне собралось 18 тыс. – больше, чем на домашней встрече минувшего сезона со «Спартаком» (14,4 тыс.). Игра с «Уфой» собрала 11 тыс. человек и стала второй по популярности. Это больше, чем, например, прошлогодняя игра с «Зенитом» (7,8 тыс.).

Графика: Владимир Чирков, БИЗНЕС Online

Что же такого в «Рубине» сделали, чтобы вернуть болельщика на стадион?

Первое – провели офлайн-встречу с болельщиками перед стартом сезона. Аналогичных мероприятий клуб не проводил  с 2019 года в очном формате, если не считать наспех сделанную автограф-сессию Леонида Слуцкого в фаншопе «Рубина» на Центральном стадионе перед решающей игрой с «Уфой». Конечно, главная причина отсутствия таких мероприятий – коронавирус, из-за которого власти не согласовывали клубу проведение публичных мероприятий.

«Встречи с болельщиками для нас – регулярный кейс, – объяснил «БИЗНЕС Online» эту историю Кораблёв. – Но была длительная пауза, связанная только с коронавирусными ограничениями. В тот момент у нас был жёсткий медицинский протокол, который не позволял проводить мероприятия подобного формата. Как только эта история сошла на нет, у нас состоялась автограф-сессия с участием тренера и игроков в фан-шопе. А перед началом сезона провели большое мероприятие в «Корстоне». До коронавируса такие встречи проходили регулярно».

Фото: пресс-служба «Рубина»

Второе – стали работать над программой развлечений. До этого «Рубин» настолько не обращал на это внимания, что вопрос даже встал на пресс-конференции Рустема Сайманова по итогам прошлого сезона. Когда болельщики спросили у генерального директора «Рубина» про активности на «Ак Барс Арене», Сайманов пригласил за стол Кораблёва. Тот отметил, что развлекательная программа не помогает существенно увеличить посещаемость домашних игр.

Сейчас коммерческий директор клуба расшифровал, что имел в виду. «Невозможно просчитать, прибавились ли зрители, потому что мы организовали развлекательную программу, или это произошло по какой-то иной причине – прекрасная погода, хороший футбол команды, статусный соперник. Я и в этом сезоне не вижу качественного прироста по результатам той проделанной работы по организации тематических развлечений для болельщиков, – отметил он. –Но мы продолжаем заниматься этим по причине лояльности аудитории. А лояльность, как известно, стоит дорого».

Однако дорого – это сколько? По информации «БИЗНЕС Online», бюджет (не считая аренды стадиона) каждой домашней игры у «Рубина» в этом сезоне – около 400 – 500 тысяч рублей. Эти деньги на организацию развлечений на Восточной и Западной трибунах. «Юг» и «Север» остаются свободными, так как, объясняют в клубе, там нет места для размещения. Ещё одна причина – заметная разница в стоимости билетов и абонементов для тех, кто приходит на эти секторы. Именно сектора с активными фанатами – самые недорогие по билетам.

Подобная активность дорого обходится клубу, ведь несмотря на самый большой бюджет в Первой лиге, в «Рубине» отмечают, что клуб по-прежнему несёт кучу обязательств и расходов на уровне команды РПЛ: несколько команд академии, ЮФЛ, женская команда – всего этого перечня нет у других представителей лиги.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

Третье – разработали уникальную концепцию под каждую игру. Одно вытекает из другого: чтобы организовать развлечения, надо выбрать для них единую тематику. Так что под каждый матч «Рубина» стали придумывать свою концепцию. Когда-то «Рубин» идёт по протоптанной дороге и действует в привычной канве. Так, встреча с КАМАЗом прошла под знаменем «татарского дерби» – и все активности прошли в национальном духе. Когда-то клуб вынужден креативить. Например, встреча с «Кубанью» прошла в ретро-тематике: зрителям предложили сыграть в старинные приставки, по площадке ходили аниматоры в костюмах героев боевиков 80-х.

Не забыл клуб про рекламу. По словам Кораблёва, офлайн «Рубин» рекламирует свои матчи на больших казанских медиафасадах, расположенных у крупных магистралей. При этом объёмы наружной рекламы сократились. «От практики закупки билбордов было решено отказаться, ведь для того, чтобы достичь более-менее хорошего охвата и эффективности необходимо в Казани брать порядка 40 – 50 билбордов, а это выливается в очень серьезную сумму. Со временем всё больше мы уходим в рекламу наших игр через диджитал. Надеемся, что в будущем вообще вся реклама будет только в интернете», – поделился мнением директор.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

Посещаемость обвалилась в октябре - неужели дело в погоде?

Если говорить в целом про сезон, «Рубин» выбрал лозунг «Вернёмся вместе», который, по идее, должен объединять все маркетинговые активности клуба. Этим лозунгом клуб как бы обратился к болельщикам: без вас нам не выиграть в этом сезоне. Однако долго к этому лозунгу казанцы не прислушивались. Предыдущий домашний матч против «Балтики» стал для «Рубина» самой худшей по посещаемости домашней игрой нынешнего сезона. Казанцы собрали на 45-тысячном стадионе всего 3295 болельщиков. Предыдущие встречи тоже не вселяют оптимизма. Так, в трёх последних домашних играх «Рубин» не может перешагнуть планку в 3,5 тыс. на трибунах.

Ценовая политика «Рубина» в нынешнем сезоне точно не может считаться причиной не самой выдающейся посещаемости: за 200 рублей можно спокойно попасть на игру команды в ФНЛ, а за 400 – 600 можно даже попасть на лучшую трибуну – Западную. Клуб урезал ценники после вылета в лигу ниже, потому что в нынешнем сезоне соперников статуса «Спартака» или «Зенита» точно не будет. Упала и стоимость годовых абонементов, число которых в клубе отказались раскрывать. «По сравнению с прошлым годом цифра проданных абонементов упала не так значительно, как я ожидал. Мы продали их примерно на 15 процентов меньше. Надо отметить, что продавали мы их с существенным снижением цены относительно стоимости прошлого сезона (примерно в 2,5 раза дешевле), поэтому выручка клуба от этого компонента упала существенно», – поделился Кораблёв.

Но в чём дело? В клубе уверены, что больше всего на посещаемость повлияло два фактора – результаты команды и погодные условия. Первое не нуждается в особых разъяснениях: «Рубин» сейчас далёк от того, чтобы доминировать в Первой лиге. А вот второй момент разъяснил Кораблёв. «Мы стартовали с точки зрения посещаемости хорошо. В летние месяцы она у нас была примерно идентичной последним годам, когда мы играли с клубами премьер-лиги. К началу сентября средняя посещаемость была фактически 12 тысяч человек. Но в очередной раз с наступлением осени на первый план вышли не столько спортивный результат и качество игры, сколько погодные условия, не позволяющие с комфортом смотреть футбол. Этот момент в первую очередь влияет на желание или нежелание болельщиков идти на стадион. В прошлом году у нас не было развлечений из-за ковидных правил, а посещаемость в осенние месяцы, опять же, была идентичной», – заявил коммерческий директор.

Другие причины - закрытость клуба, слабый креатив

Даже после спада «Рубин» остаётся в топ-10 самых востребованных футбольных клубов России в октябре. Со средней посещаемостью 7,7 тыс. человек казанский клуб замыкает десятку. При этом в графике топ-10 очень заметно, как мало «Рубин» заполняет домашний стадион относительно большинства конкурентов. Для тех же семи тысяч болельщиков, к слову, достаточно даже вместимости поля на базе клуба в Соцгороде. Ещё не так давно на стадионе «Рубин» в ФНЛ играл «Нефтехимик», так что поле с лёгкостью пройдёт лицензирование…

Возможно, погода и результаты команды – действительно объективные причины падения посещаемости «Рубина», но не для того в клубе работает целая команда, чтобы до конца года кивать на эти обстоятельства непреодолимой силы. Не разгонят же сотрудники облака над «Ак Барс Ареной», чтобы сделать погоду хорошей, и не выйдут же на поле вместо футболистов, чтобы вывести «Рубин» на лидирующие позиции в таблице? Так что самое время сконцентрироваться на проблемных точках и подумать над их решением.

Первое – «Рубин» закрылся. Импульса от встречи с болельщиками перед началом сезона, где Слуцкий и футболисты сделали ряд приятных заявлений фанатам, хватило ненадолго. Стоило результатам команды пойти на спад, «Рубин», как это уже раньше было при Слуцком, закрылся ото всех. 

Единственное более-менее регулярное событие, которое «Рубин» проводит вместе с болельщиками сейчас – встречи с владельцами абонементов. Как это выглядит? В один из дней недели около 30 купивших сезонную проходку собираются на «Ак Барс Арене», встречаются с кем-либо из игроков, проходят экскурсию по стадиону и потом участвуют в сессии «вопрос-ответ» с футболистом. Недавно такое мероприятие проводил полузащитник Руслан Безруков, до него это делали Джоель ФамейеАли АднанЮрий Дюпин и Дмитрий Кабутов.

Встреча владельцев абонементов с Джоэлем Фамейе / фото: пресс-служба «Рубина»

К таким акциям нет вопросов – здорово, что клуб их проводит для своей самой лояльной аудитории. Но где-либо ещё игроки «Рубина» не появляются. За весь год команда ни разу не вышла в город, хотя, казалось бы, ковид закончился и пора проводить как можно больше мероприятий. Можно было бы сходить в школу, можно было бы сыграть на уличной площадке, можно было бы организовать автограф-сессию в любом из торговых центров.

Более того, о команде неизвестно почти никакой «внутрянки». Пять-шесть лет назад ютуб-канал «Рубина» был одним из лучших в РПЛ, давал различный эксклюзив, что происходит внутри команды, и создавал уникальный контент. Теперь же «Рубин ТВ» скорее отбывает номер, чем даёт что-то интересное. На канале выходят только отчёты с тренировок и расширенные обзоры матчей – и всё.

Ещё один признак закрытости – отсутствие открытых тренировок для прессы, будто на дворе 2003 год… Слуцкий и вовсе заявил, что отказывается от больших интервью спортивным изданиям. А раз самый главный человек в команде не даёт своих объяснений, с чего это должны делать футболисты? Игроков «Рубин» и так толком никто не знает, за ФНЛ в Казань как-то не следили, а еще и футболисты свели общение с прессой к минимуму. А главная звезда команда Алан Дзагоев давно отказался от публичности, на его зарплату взаимодействие с болельщиками не влияет. 

Второе – развлечений стало меньше и они стали скучнее. Раньше активности «Рубина» на трибунах вызывали небывалый ажиотаж: даже банальная фотозона собирала огромную очередь до матча и во время перерыва. Объясняется это тем, что история зашла на новенького. Удивить публику можно любой банальностью, когда до этого много лет арена пустовала. Удержать же это знамя у «Рубина» не получилось. Не прошло и трети сезона, как внутри чаши стадиона не осталось ничего, кроме приставок, настольного футбола и автограф-сессии игроков из медийного «Рубина», который, к слову, был признан совсем недавно худшим клубом в медиалиге по своим рейтингам.

Третье – все слоганы и концепции перечеркнуты футболистами. Со своей концепцией «Одна игра – одна тематика» «Рубин», такое чувство, сам загнал себя в угол. Прошла половина сезона, а креатив уже уходит на нет. Матч с «Волгарем» в 10-м туре «Рубину» уже приходилось представлять как битву Казанского и Астраханского ханств, притягивая всеми забытые и не вызывающие никаких эмоций исторические аналогии за уши. А в 14-м туре казанский клуб уже придумал в качестве концепции для матча с «Краснодаром-2» «Просто матч», расписавшись в том, что идей как-то по-особенному преподносить каждый матч не осталось. К предстоящей встрече с «Енисеем» никаких лозунгов «Рубин» уже не заготовил.

Но придумай казанский клуб даже самый лучший на свете лозунг, от него не будет пользы в случае таких высказываний, которые позволяют себе футболисты «Рубина» в последнее время.  Первым против болельщиков выступил экс-игрок сборной России Илья Самошников. Защитник «Рубина» был раздражён освистыванием команды в проигранном матче «Арсеналу» (1:2). «Фанаты – это те люди, которые должны поддерживать команду и помогать ей даже в сложной ситуации. А когда такая ситуация и происходят такие неподобающие выкрики  в сторону нас и главного тренера… Я негативно отношусь к такому и не желаю общаться с такими людьми», – заявил игрок.

Илья Самошников / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

Эстафету у Самошникова перехватил Дмитрий Кабутов. На предыдущей игре с «Балтикой» (3:3) при счёте 0:1 в адрес команды на «Ак Барс Арене» отчётливо был слышен свист, а когда счёт стал 0:2, кто-то с трибун кричал в адрес футболистов «Клоуны!» Ответ от Кабутова не стал себя ждать. «Заслуженно ли болельщики освистывали команду в первом тайме? Это к ним вопросы, мы сами будем разбираться в своей игре. У нас есть свои задачи и мы будем их выполнять, как болельщики к нам относятся — это их проблемы, к ним вопросы», — говорил футболист.

По идее, уже после высказывания Самошникова и последовавшей за ним реакцией клубу стоило выйти к команде, провести разъяснительную работу, напомнить о том, что перед сезоном все в команде заявляли «Вернёмся вместе», а последние 20 лет казанская публика привыкла видеть ЦСКА, «Спартак» и «Зенит», а не «Балтику», «Волгарь» и «Родину». То, что через сравнительно короткое время, с почти аналогичным заявлением к публике вышел Кабутов, показывает, что такого разговора внутри команды не было. Может быть, и потому, что самим футболистам, которые продолжают получать миллионы даже в Первой лиге и чувствовать себя более чем уверенно, действительно до лампочки, ходят ли на их матчи или нет.

Александр Дегтярёв
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
15
-
читайте также
наверх