«Вы не Бог и не знаете, как нужно». Психолог академии хоккея – о целях молодых игроков и роли родителей
Большое интервью с Алиной Болотовой.
Психология детского хоккея – необъятный и безграничный материал для изучения. Каждый ребёнок ведёт себя по-своему и сам выбирает путь, по которому пойдёт его карьера. Помогают ему в этом, прежде всего, тренеры и родители. А в современных условиях – всё чаще к этому процессу подключаются спортивные психологи. Нельзя говорить, что чья-то роль больше или меньше: каждая из сторон важна для формирования хоккеиста-профессионала.
Далеко не все хоккейные школы могут похвастаться наличием в штате спортивного психолога. Школа «Ак Барса» в этом смысле скорее исключение из правил. Мы встретились с Алиной Болотовой – штатным психологом, работающим с юными хоккеистами, и поговорили об особенностях ее профессии и проблемах в детском спорте.
«Дети не умеют оставлять проблему дома – они тащат её на лёд»
– Алина, с какими возрастами вам чаще всего приходится работать?
– Я работаю с детьми с 2008-го по 2015 год рождения. Также обращаются ребята 2007-го и 2006 года, а иногда и совсем малыши. Но это единичные случаи. Работа проводится ежедневно. Бывают групповые и индивидуальные консультации. Никому не отказываю в помощи.
– Насколько помощь спортивного психолога актуальна сейчас?
– Это актуально для всех и всегда. Всё по причине того, что все мы люди со своими чувствами, мыслями, переживаниями. Спортсменам тяжело справляться с резко возникающими трудностями, особенно на фоне высоких физических нагрузок. Помню, как однажды у меня спросили, в чём же заключается функция психолога. Тогда я ответила, что моя основная задача – поддерживать.
– Чем отличается психологическая подготовка пятилетнего спортсмена и, скажем, 13-летнего?
– К пятилетнему я больше применяю игровую терапию. Играем в настольные игры, использую стол-песочницу, метод расстановок, а также общаюсь с ребёнком. Мы всё это проживаем и делаем в моменте. Иногда я прошу нарисовать свою семью. Эта методика – одна из самых практичных. В ней всё наглядно показано: состояние семьи, состояние ребёнка в этой семье, живёт ли он в ней или просто «проживает».
С подростковым возрастом сложнее. У молодого хоккеиста уже есть игровой опыт, который иногда бывает и негативным. Остаются какие-то страхи по типу боязнь шайбы или силовой игры. Вместе с тем могут быть проблемы в семье: например, развод родителей. Дети не умеют оставлять проблему дома – они тащат всё на лёд и проживают это вместе с командой.
К примеру, возьмём всё тот же развод родителей. У ребёнка – печаль, тоска и злость. К этому добавляется матч без личных заброшенных шайб, небольшое игровое время. В итоге получаем накопившийся багаж подавленных эмоций. Что происходит в этом случае? Невыраженные эмоции негативно влияют на его игру и отрицательно сказываются на взаимоотношениях с партнёрами.
– Как в этом случае нужно действовать?
– Изначально нужно выстроить доверительные отношения с ребенком. Добиться того, чтобы он «открылся». Моя задача – понять его состояние на сегодняшний день: какое оно, что хоккеист чувствует. Далее, независимо от возраста, – будь это малыши или взрослые мальчишки – я предлагаю им специальную таблицу чувств и эмоций. Ребята должны выбрать из приведённого списка те, которые они ощущают и проживают в данный момент. И выбирают чувства, которые испытывают в моменте: это могут быть и злость, и уныние, и обида.
– А вдруг он выберет неправильный вариант?
– Он выбирает по своим ощущениям – здесь нет неправильного варианта. У нас всегда выстраивается диалог.
– Как вы определяете, насколько точно ребенок классифицирует свое состояние? Например, злость и досада. Допустим, ребёнок чувствует досаду, так как не забросил шайбу, а ему кажется, что это злость.
– Злость, гнев – это, прежде всего, подавленная обида. В этом случае одно замещается другим: все эмоции плавно вытекают друг из друга. Я погружаюсь в ситуацию. Например, спрашиваю: «А что ты почувствовал, когда не забросил шайбу?» Следует ответ: «Злость». Тогда с моей стороны идёт ещё один уточняющий вопрос: «А злость на кого: на себя или на вратаря, который отбил шайбу, или вообще на шайбу с клюшкой?». Здесь ребёнок начинает думать, а действительно, на кого же он на самом деле злится. В этот момент он понимает, что на себя самого.
Иногда выявляем, что у ребенка сильно падает самооценка: он решает, что он – «человек – косяк». Тогда в процессе беседы приходится выявлять, были ли у него ещё «косяки» в жизни? Мы мысленно отматываем время назад, когда ему что-то не удалось. Исходя из этого, понимаем, где он проваливается – здесь-то и начинается работа. «Провал» означает, что похожая ситуация уже была в его жизни, и ребёнок не может выбраться из неё самостоятельно.
– Для того, чтобы погрузиться в мысли и чувства ребёнка, нужен большой кредит доверия с его стороны. Как его завоевать?
– Всё начинается со знакомства. Мальчик начинает говорить о себе, и мы просто ведём беседу о его жизни: как он выбрал хоккей, какие у него цели в этом виде спорта. Общаясь с ним, я нахожу те рычаги, за которые могла бы опираться при дальнейшем разговоре.
– Часто психологи говорят, что нет определённых пунктов, по которым можно было бы выстроить психологическую поддержку: каждый случай рассматривается индивидуально. При работе с детьми ситуация такая же?
– Конечно, к каждому случаю индивидуальный подход.
– Но всё же есть какая-то общая методика, применимая для всех?
– Да, например, с малышами – это рисуночные тесты. С подростками работаем по его личному запросу. Часто в таких случаях я рисую сосуд – это сам человек. Изначально он полностью заполнен, но после занятий в школе, работы на тренировках или семейных делах он постепенно опустошается. «Как же сделать так, чтобы ты снова был полным?» – задаю я вопрос. И мы вместе с мальчиком думаем, что для него является источником восстановления и дает положительные эмоции. Например, он отвечает, что фильмы. Тогда мы прикидываем, насколько сосуд заполнится. Общение с родителями, заброшенная шайба, успехи в школе – всё помогает вновь сделать сосуд полным.
«Родителям нужно поддерживать и воспитывать ребёнка»
– Если вы чувствуете, что проблема не в ребёнке, а в родителях, то как строится дальнейшая работа?
– На первую встречу юный хоккеист приходит с родителями: ему нужно чувствовать опору. Иногда мы сидим втроём, иногда вдвоём с хоккеистом, а мама в это время ждёт в коридоре. Второй вариант позволяет поближе познакомиться с ребёнком: узнать «секреты», которые могут остаться только между нами. Далее мы играем, разговариваем, после чего заходит мама, и я даю обратную связь.
– В каком случае приглашать родителей, а в каком воздержаться от приглашения?
– Если это малыши, то они на каждую встречу ходят вместе с родителями. Даже если мама ждет за дверью, ребёнок чувствует, что он не один. А с хоккеистами постарше работа строится в режиме диалога. С их родителями я общаюсь онлайн или приглашаю на личную встречу.
– В каких случаях треугольник «ребёнок – родитель – тренер» идеален?
– Когда родители не вмешиваются в работу тренера, а всячески поддерживают и занимаются воспитанием своего ребёнка.
В последнее время часто такое бывает, что родитель берет на себя функции тренера. Например, в домашней обстановке, за семейным ужином разбираются ошибки, допущенные ребенком во время матча. Не стоит этого делать. На ошибки ребенку укажет тренер. От родителей, наоборот, ребенок ждет поддержки. «Не реализовал момент во время матча? Зато, как ты в том моменте отработал ногами!» Это очень мотивирует детей.
В подтверждение могу привести метод «зелёной ручки» выдающегося педагога Шалвы Амонашвили. Заключается он в концентрированности внимания ребенка на удачных моментах выполненного задания. Зеленым цветом помечаются верные ответы, ровные буквы. В хоккее, также концентрируем внимание на достигнутом успехе. Ребенок получает совсем другие эмоции, другое восприятие и подсознательно стремится повторить то, что было идеальным.
– А тренер должен пользоваться этой методикой? Всё-таки у него бывает более 30 детей в каждой группе.
– Задача тренера – указывать не только на то, что получается, но и на ошибки тоже. То есть получается эффект двух ручек – и красной, и зелёной. Работа над ошибками также очень важна.
– Какие чаще всего ошибки совершают родители, когда приводят своего сына в хоккей?
– Одна из самых распространенных ошибок – навязывание своего мнения. Часто родители говорят: «Ты должен», – а дальше перечисляют то, что необходимо именно им.
Я лично не люблю слово «должен». Пусть ребёнок играет в своё удовольствие. И что нужно родителям делать, так это поддерживать интерес ребенка к хоккею.
– Если не употреблять в речи фразу «ты должен», то как правильно строить диалог?
– «Слушай, я бы поступил вот так. А ты как?» – лучше использовать такой оборот. Например, сказать: «Я бы на твоём месте лучше отдал передачу Мише, а не Васе». Так родитель даёт понять, что он со своим ребёнком в теме, и выбор остаётся за младшим поколением.
Также всегда нужно вступать в диалог, а не навязывать под давлением своё мнение. Не стоит открыто говорить: «Почему ты сделал так, а не так?». В такие моменты мне хочется сказать родителю: «Вы не Бог, вы не знаете, как нужно было. Вы можете только предполагать».
– Возьмём условно ребёнка в возрасте семи-восьми лет. Чья роль – родителей или тренера – для него более важная?
– Думаю, что 50 на 50. Родитель – это опорная и поддерживающая фигура. В таких случаях я рисую горизонтальную линию – это ребёнок. Две примыкающие к ней снизу вертикальные линии – это опора. К ним относятся родители, команда и увлечения. Но у этих опорных линий тоже должны быть свои опоры в жизни. Если их нет, то происходит дисбаланс: горизонтальная линия перекашивает на одну из сторон. У ребёнка случаются какие-то спады, неудачи или проблемы. А тренер – это Наставник – по-настоящему поддерживающий взрослый, профессионал, понимающий потребности ребенка, который больше работает с позитивной и поддерживающей мотивацией, нежели с ограничениями и наказаниями.
– Как действовать родителям, если у ребенка нет понимания или должного контакта с тренером? Часто родители в такие моменты активизируются, начинают искать «правду», сами вступают в конфликт с тренером или начинают жаловаться в администрацию школы.
– Если возникают конфликты, ясно одно: эмоции уже за гранью. На самом деле моя задача – предотвратить эту ситуацию на начальном этапе. Если родителей что-то не устроило, то не нужно терпеть и замалчивать ситуацию с самого первого эпизода. Необходимо корректно вступить в контакт с тренером. «Иван Петрович, по словам ребенка, случилась такая ситуация. Так ли это?» – примерно так обратиться к наставнику.
«Желательно прописывать цели чётко, ясно и лаконично»
– Вместе с индивидуальными занятиями вы проводите и коллективные. Расскажите об этом поподробнее.
– Да, мы проводим командные работы. Например, совсем недавно у нас была встреча по целеполаганию: мы учились ставить цель. Без понимания целей мальчишки часто не видят смысла игры в хоккей. Большинство из них тогда говорили, что целей у них нет. В хоккей их просто привели: проявила инициативу мама… Или дедушка был хоккеистом и внук пошел по тому же пути.
Основная задача этих встреч – выработать понимание цели. Для чего он ежедневно приходит на тренировку? Для чего старается забросить шайбу? Для чего ездит на турниры? В процессе коллективной работы ребята вдруг начинают осознавать, что цели у них очень похожи. Безусловно, в этот момент происходит и сплочение команды, и индивидуальное проявление мальчишек.
– Наверняка, одни мальчишки ставят себе краткосрочные цели, например, забросить шайбу в следующей игре. Но, скорее всего, есть и другие, которые хотят олимпийскими чемпионами.
– Начать стоит с того, что часто глобальные цели, озвученные детьми, – это трансформация целей их родителей. Папа говорит: «Твоя задача стать олимпийским чемпионом, как Капризов». И всё: ребёнок это в сознание записывает.
Дети меряют более короткими отрезками и ставят небольшие цели. Они не могут быть правильными или неправильными. Здесь скорее важна конкретика. Ты хочешь забросить шайбу, а кому? Допустим, «Салавату Юлаеву»-2012. А когда? Пусть будет апрель 2023 года. А с какой командой ты хочешь забросить? «Ак Барсом»-2012? Желательно чётко, ясно и конкретно прописывать детали. Иначе ты можешь поставить цель «забросить шайбу». А забросить шайбу в чужие вороты можно и во дворе через 10 лет.
– Можно ли выписать цель и повесить листочек, предположим, над кроватью?
– На последней встрече с командой, когда мы писали цели, то я сказала ребятам: «Вы можете повесить листочек над рабочим столом». Знаю, что кто-то повесил на своё место в раздевалке. Это их очень мотивирует.
– Нет ли такого, что в старшем возрасте личные цели начинают превалировать? Командные отходят на второй план…
– Увы, это так. Особенно это заметно в ситуациях, когда вместо передачи на партнёра хоккеист берет инициативу на себя. При этом он прекрасно знает, что успешный пас принесет ему очко, но он принципиально пытается забросить сам. Помимо личных амбиций в этих вопросах часто большую роль играет мнение родителей. Дети поддаются.
– На таких занятиях вы, наверное, выявляете лидеров, после чего даёте тренерам обратную связь. Как происходит ваше взаимодействие с тренерами?
– Если я работаю с командой, то, разумеется, даю тренерам обратную связь. Также я делюсь мыслями, например, в чём у нас на занятии был провал. Но чаще всего (улыбается) он связан с дисциплиной: в команде более тридцати человек, а я одна. Пришла к выводу, что максимальное количество, которое может работать в команде – это десять. Так и им будет комфортно, и мне. Здесь важно ловить фокус каждого, смотреть глаза в глаза.
«Не забываем, что это наши дети, которые умеют общаться»
– Часто случается, что молодого игрока находят скауты из другой части страны и ему приходится расставаться с семьей . В таких случаях мальчик не видится с родителями месяцами и, конечно же, это может его беспокоить. Как работать с такими детьми?
– На днях у меня была консультация с мальчишкой, который не видел родителей 1,5 месяца. Первоначально его запрос был: «Как мне быть, что мне делать? Я не могу оставить свои мысли вне льда» – после чего мы подвели к его проблеме, что он просто давно не виделся с родителями. В таких случаях маме и папе важно поддерживать своего сына: созваниваться и говорить: «Мы тобой гордимся, ты живешь один в чужом городе, и это очень по-взрослому» Если же, слов по телефону недостаточно, важно чаще навещать ребенка, если есть в этом потребность.
Здесь важен и фактор друзей: они могут помочь в преодолении этой проблемы. Но бывает, что друзья не появляются. Начинаются проблемы в школе, в команде… В таких случаях нужна комплексная работа. Нужно подтягивать родителей, обращаться в школу и работать с психологом. Опасность всего этого состоит в том, что происходит спад, в ходе которого ребёнок теряет опору.
– Что делать, когда ребёнок просто отказывается идти на тренировку? Такое, наверное, чаще всего случается с начинающими хоккеистами. Когда ребенок говорит, не хочу или не буду это делать.
– Не забываем, что это наши дети, с которыми важно разговаривать. Папе или маме стоит в отвлеченной обстановке, за чашечкой чая поговорить о причинах, почему ему не хочется идти на занятие. Стоит чаще получать обратную связь после тренировок: спрашивать, что понравилось, что нет? Что у тебя сегодня получилось лучше, чем на предыдущей тренировке? У тебя возникли проблемы, я могу тебе чем-нибудь помочь? Или, знай, ты можешь ко мне обратиться за помощью. Такие вещи лучше выяснять сразу, чтобы в дальнейшем минимизировать все страхи.
– Безусловно, в каждой команде есть конкуренция, бывают отсевы. Как на их фоне настроить сына на позитив?
– Если мы говорим о родителях, то, прежде всего, нужно принять самим, что хоккей - это спорт. И здесь всегда будет конкуренция. Замечу, что мы сейчас говорим об «Ак Барсе» - школе олимпийского резерва. В отношении ребенка родителям важно показать безопасность его положения и обеспечить поддержкой. Например, в случае перевода в другую хоккейную школу можно сказать: «Это твой шанс проявить себя. Тренер заметит в тебе новый талант, твои способности. Новый человек, с новым взглядом. Это не конец, это начало нового. Новых результатов, способностей, новых открытий и целей»
– Ситуация, о которой узнали после разговора с одним из родителей: в 14 лет у его сына-хоккеиста заболели ноги. Изначально родители думали о скачке роста, но после исследований никаких патологий не выявили. Всё дело в психосоматике?
– Что такое ноги с точки зрения психологии? Это наша опора. Возможно, что-то случилось в тот момент, когда ноги «полетели». Был накопительный эффект, произошла невыносимая для ребенка ситуация, сработал триггер и тело отреагировало таким образом. Может быть, у родителей был между собой конфликт, возможен и стресс от каких-то переживаний. А при чем тут ноги, спросите вы? Ребенку на момент стресса нужна была опора и поддержка, но он ее не получил, он слился в тревоге вместе с родителями и не смог пережить сложившуюся ситуацию, произошла психологическая травма.
Безусловно, здесь нужна индивидуальная консультация. Может, под предлогом «болят ноги» ребёнок побоялся сказать: «Я не хочу больше играть в хоккей». Возможно, что он узнал о предстоящих силовых упражнениях и испугался их. Итог здесь один – нужно «копать» глубже.
– Как преодолеть страх шайбы или страх боли, которая может поджидать в хоккее?
– Это вновь про опору. Что произойдёт, если тебе будет больно? (у ребенка сформировался страх боли) Появится синяк, шишка, возможна и более серьезная травма. Этот страх прямое следствие установки родителей - запрет на выражение эмоций. Происходит их подавление. «Не ной, ты мужчина». Значит, уже был какой-то негативный опыт, из-за которого возникает боязнь. И возможность получение наказания за проявление слез, эмоций.
В таких случаях необходимо поговорить с игроком. Указать на его опоры в эти самые моменты страха. Напомнить, что у него есть защитная экипировка, товарищи по команде, которые вместе с тобой лягут под шайбу. А также сказать важные слова о том, что, прежде всего, он - человек, он - живой и имеет право выражать абсолютно любые эмоции.
– Какую мысль вы хотели бы донести до наших читателей?
– Преследуя цель вырастить настоящего хоккеиста, помните, что психологическое благополучие, физическое здоровье вашего ребенка дороже всех побед, медалей, кубков. В первую очередь, ребенок должен быть здоров! Смелее обращайтесь за психологической консультацией, поддержкой и помощью. Вместе – мы сможем все.
Реклама. АНО «Академия хоккея Ак Барс» имени Ю.И. Моисеева.
Морозов прервал суперсерию Казани, а в Оренбурге на 24 минуты остановили игру. Итоги 12-го тура суперлиги 21
КХЛ придумала новый турнир. Кто сыграет в нём за «Ак Барс»? 1
Суеверия, разногласия, шантаж. Как дела у Бердыева в Азербайджане? 1
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
Кто круче – Бабкевич или Сапожков? Анализ игры двух бомбардиров 0
Морозов прервал суперсерию Казани, а в Оренбурге на 24 минуты остановили игру. Итоги 12-го тура суперлиги 21
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
«Мы на разных бюджетных полюсах!» «Ак Барс» доминирует над «Нефтехимиком» в КХЛ 1
КХЛ придумала новый турнир. Кто сыграет в нём за «Ак Барс»? 1
Суеверия, разногласия, шантаж. Как дела у Бердыева в Азербайджане? 1