комментарии 0 в закладки

Гонка дронов в Казани: скорости 200 км/ч, эпичные столкновения и соревнования на фоне ограничений

Полёты провели на стадионе «Рубина».

На «Ак Барс Арене» прошёл второй этап Гран-при России по дрон-рейсингу Drone Sports League. В Казани в течение двух дней соревновались сильнейшие пилоты со всей страны. Были и местные команды, но им пока тяжело конкурировать с лидерами дрон-рейсинга. Получают ли пилоты зарплату, есть ли у команд спонсоры и как повлиял на участников майский запрет на использование дронов – в репортаже «БИЗНЕС Online».

Фото (здесь и далее): Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

Дорогое удовольствие, но не попадающее под запрет

Гонки на дронах – молодой вид спорта, который только начинает набирать фанатскую базу. Некоторые соревнования вообще проходят в закрытом режиме – так было и на этапе в Казани. Поэтому прийти и посмотреть полёты с семьёй не всегда возможно. Да и в целом в последние полтора года о дронах говорят преимущественно в контексте военных событий на Украине, а не спортивной составляющей.

Тем не менее, несмотря на политику и ограничения в ряде регионов страны на беспилотные летательные аппараты (БЛА), гонки на дронах продолжают жить своей жизнью. Все соревнования согласуются с федеральными органами, без этого сейчас не обойтись. Разумеется, ограничения затронули участников, у которых поубавилось количество локаций для тренировок. Их, кстати, и раньше было немного. Необходимо найти место, где нет людей и есть что-то наподобие фишек, конусов и фигур, которые пилотам необходимо облетать. Может подойти большое дерево, но и здесь важно не зацепить ветви и листву. 


Важно учитывать, что дроны способны набирать скорость большую, чем городские легковые автомобили. Максимальная скорость летательного аппарата – 210 км/ч, поэтому зрителей и других участников необходимо отгораживать сеткой. На «Ак Барс Арене» вдоль лицевой стороны от поля висит одна из таких. Если бы дрон влетел в неё и не упал вниз, то доставать его бы пришлось специально обученным людям. Они, как рассказывали спортсмены, приезжают на стадион раз в месяц, поэтому об осторожности в пилотировании забывать нельзя.

При этом у каждой команды, а то и пилота есть по два-три дрона. Все они разной массы, разных габаритов и иногда мощности. В среднем один дрон стоит 30–40 тыс. Его обслуживание тоже обходится в немалую сумму. Цена батареек – около 4 тыс. рублей, а их приходится менять едва ли не после каждого падения. Также нужно купить специальные очки виртуальной реальности, пульт управления и зарядное устройство. К слову, дроны зачастую самодельные, поэтому ограничения по мощности, количеству оборотов и других критериев тоже есть.


Как берегли газон «Ак Барс Арены»

В основном гонки на дронах проходят на стадионах. В Казани они устраивались уже не раз, и в большинстве случаев был задействован стадион «Трудовые резервы». Это не просто случайность: одним из организаторов гонок выступает спортивное общество «Трудовые резервы». Однако в этом году организаторы решили изменить традициям. Пока футболисты «Рубина» находятся на отдыхе после возвращения в РПЛ, поле «Ак Барс Арены» пустует. Поэтому соревнования провели на главном стадионе Татарстана. Единственное, что было странно, – пустующие трибуны: вход, напомним, был только для участников и организаторов. 

Зато на стадионе позаботились о газоне. Поле для «Рубина» важно сохранить в лучшем виде. Стойки, на которые ставятся дроны перед взлётом, лежали на специальных подставках, которые не портят газон. Нельзя было пилотам использовать режим «черепашки»: если дрон упал, то винты с одной стороны начинают вращаться, вследствие чего летательный аппарат переворачивается на 180°. Если бы им пользовались участники, то газон бы сильно пострадал. Также в перерывах между гонками поле успели полить. 

Кирилл Лобань (в центре)

Сами же гонки проходят в том же духе, что и автомобильные: фальстарты, пит-стопы, аварии. Правила уважения тоже существуют. Одно из таких – если ты летишь сзади и хочешь обогнать, то ни в коем случае не напрямик: необходимо чуть со стороны облететь дрон соперника. Например, в третьей гонке финала два лидера – Геннадий Фомин и Кирилл Лобань – столкнулись в воздухе. Дрон первого остался лежать на газоне, когда как второго «выжил». 13-летний Лобань долетел до финиша первым: он выиграл этап Гран-при во второй раз подряд. После решающей гонки он, ещё не отойдя от победных эмоций, рассказал, что всё вышло, как говорится, на тоненького: «Мы летели бок о бок, это было очень близко».

Бывает, что дрон сталкивается не с другим дроном, а с препятствием. В этом случае ущерб для летательного аппарата куда меньше. Однако достаётся надувному препятствию, которое за пару минут полностью сдувается из-за прокола. Во второй финальной гонке Фомин летел первым с большим отрывом, однако пробил надувное кольцо.

На соревнованиях по дрон-рейсингу есть своеобразный пит-лейн. Он расположился в коридоре на выходе из подтрибунного помещения. Там меняют винты, наскоро могут приклеить деталь. Притом в нём есть и место для веселья: два пилота команды на скорость разбирали свои дроны, словно учебный АК-74.


Как обстоят дела с дрон-рейсингом в Казани?

Столица Татарстана на домашнем этапе дрон-рейсинга была представлена четырьмя командами. Все они состояли из молодых парней: кто-то учится в школе, кто-то – в университете. Лишь капитаны команд люди более старшего поколения, но они больше отвечают за организацию. За два дня казанского этапа местные команды выиграли две гонки: Thunderbirds оказались сильнее всех во второй, а в третьей победу одержали Turbo drones. Оба состава представляют муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей – инженерный центр». Оттуда же команда X-birds, а КТИТС собрана на базе Казанского техникума информационных технологий и связи. 

Безусловно, на домашний этап все четыре команды приехали без всяких проблем, однако не у всех есть возможность посещать выездные этапы. В дрон-рейсинге спонсоры есть только у лучших команд. Остальные катаются за свой счёт, поэтому, как говорят пилоты, во многом их участие зависит от возможностей и личного желания. Например, Беркант Назаров из команды КТИТС в один момент просто интересовался дронами, а после этого попал в команду в качестве пилота. «Это мои первые гонки. До этого я три года просто занимался для себя, фристайлил, делал это в своё удовольствие. После появилась возможность всё приобрести, после чего меня увлекло», – сказал он. 


Пока Татарстан отстаёт от двух главных городов России по условиям. В Казани нет места для тренировок, тогда как в Москве есть специально отведённые для этого стадионы. Однако в 2024 году столица Татарстана примет Игры будущего, где среди дисциплин есть гонки дронов. Возможно, это изменит ситуацию для татарстанских дрон-рейсеров к лучшему.

Тимур Хуснутдинов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
34
-
читайте также
наверх